Поэтический цикл «Парижский блокнот»

Мария ПАРАМОНОВА | Голоса провинции

 Парамонова

Поэтический цикл «Парижский блокнот»

«Парижский блокнот» — это стихи о Париже, стихи о Франции. Цикл опубликован в альманахе поэзии «Блонье» №4 за 2009 г.

Пролог

Блеснули кольца Гименея.
Ведома давнею мечтой,
Спешит на встречу с красотой
Хозяйка лунной галереи!
«Ля ви эн роз»[1] звучит во мне:
Такое в жизни лишь однажды —
С любимым, в сказочном вояже,
В Париже — счастлива втройне.

Заоблачные пасторали
Покинул воющий металл
И город-грёза нам предстал
В тумане автомагистрали.
Затем — прогулка под дождём:
Рю де Моску[2] и вдоль вокзала,
Что помнит имя Сент-Лазара[3],
Налево, к Опере[4] идём.

Блестят намокшие ступени,
Блестят бриллианты Рю де Пе[5],
На Пляс Малро[6], искрист и бел,
Фонтан укрылся влажной пеной.
Но цвета розового нет,
И будто вовсе нереально,
Что чёрно-белый и печальный
Откроет тайну город-свет.

  1. Базилика Сакре-Кёр[7]

Промокли малые бульвары.
Пробиты пиками дождя
Платанов ветви. Уходя
В туман, пустуют тротуары.
А за туманом, в вышине,
Лучами утра чуть подсвечен,
Великолепен и беспечен,
Чертог небесный явлен мне.

Но отступает тайна выси,
И виден лестницы изгиб,
Родник на месте, где погиб
От рук враждебных Дионисий[8].
Главу в источнике омыл —
Теперь здесь Сакре-Кёр белеет,
И прочь отправился скорее,
Исполнен благодатных сил.

Веками Франция хранила
Покой умерших королей
В святой обители своей,
Где Сен-Дени обрёл могилу.
Но разрастается Париж,
И нет покоя Каролингам,
Бурбонам или Капетингам
Меж подступивших близко крыш.

  1. Сен-Дени

«Тоска и грязь по всей округе»[9],
Здесь королей простыл и след.
Араб штурмует турникет,
Спеша к скучающей подруге.
Бежит в метро рабочий люд:
Алжирцы или марокканцы —
Они уже не иностранцы —
Оставлен чёрным чёрный труд[10].

Кто виноват и кто ответит
За то, что ночью здесь творят?
Ряды автобусов горят —
Их снова поджигают дети[11].
Им ненавистен труд любой,
Им чужды древности Парижа.
Их день грядёт — он ближе, ближе:
Опять пожар, опять разбой.

Обуглены библиотеки,
Пылают школы в темноте.
Зияют мрачно, опустев,
Кофейни, брассери[12], аптеки.
Трещат и корчатся во мгле
Горящие тома Вийона,
Аполлинера, Арагона,
Гюго, Вольтера и Рабле.

  1. Монмартр

Монмартр уютен и приглажен,
Порой — декоративно мил,
Как будто спит или застыл
Вне времени и жизни даже.
Красавец спящий — Сакре-Кёр —
Порой мелькнёт в просвете улиц,
Что изощрённо изогнулись,
Как перед вызовом бретёр[13].

Здесь замер, проходя сквозь стену,
Любитель жизни без труда,
И вспоминает Далида[14]
Цветы, поклонников и сцену.
Повсюду бронза и гранит,
А имена магистров кисти —
Кубистов, импрессионистов —
Витрина мастерской хранит.

Но не касался кистью гений
Картинок с площади дю Тертр[15]
Их ценят на квадратный метр —
Тираж парижских впечатлений.
Ловлю, ищу глазами свет.
Хочу поверить — он реален,
Но здесь он лишь мемориален —
Он льётся из ушедших лет.

  1. Русский Париж

Находят русские в Париже
Столицу жизни и любви,
И, что поделать, се ля ви[16],
Столицу моды и престижа.
Здесь император всей Руси,
Страну ведущий к краю бездны,
Столь величавый и помпезный
Мост через Сену водрузил[17].

Но русская душа святая
Не между нимфами моста —
У православного креста,
Что в храме Невского блистает[18].
В «Ротонде» заняты места,
Над столиком порхают строфы:
Серебряного века профиль
Рисунком Модильяни стал[19].

И кто поймёт, а кто осудит,
Что из огня кровавых лет
В Париж, бесценный город-свет,
Российские стремились люди.
Те дни остались далеко,
И молят об одном их души:
Приют печальный не нарушить,
Не потревожить их покой[20].

  1. Музей д’Орсе[21]

Вагоны, люди, саквояжи —
Вокзал д’Орсе, на Орлеан.
Лишь век прошёл — из разных стран
Сюда спешат на вернисажи[22].
А он стоит на берегу:
Напротив — Лувр, внутри — картины.
Да, повезло, иным старинным —
И тем фасад не сберегут.

Здесь на холстах танцуют пары,
Повсюду льётся мягкий свет,
А вот Мулен де ла Галет —
Бал на картине Ренуара.
В балетном классе у Дега
Так грациозны ученицы,
Как молодые кобылицы
Перед трибуной на бегах.

Ему милее несказанно
Иное полотно совсем:
Привет вокзалу д’Орсе
От Сент-Лазарского вокзала[23].
Да, так бывает: он создал
Очаг культурных интересов,
Востребован, обласкан прессой…
А ночью снятся поезда…

  1. На высоте

Штурмуют Эйфелеву башню
Уже давно — сто двадцать лет,
Быть может, в ней тот самый свет,
Что я ищу как день вчерашний?
Подходим. Тянутся хвосты
Многоязыких многоножек,
Но нам бесценный гид поможет —
И мы достигнем «Высоты»[24].

За столиком о бренном спорим —
Вино закажем и еду.
На блюде устрицы во льду
Всё так же остро пахнут морем[25]
Стальной суровый интерьер —
Здесь, как у Немо на банкете.
Меню автографом отметил
Недаром старина Жюль Верн[26].

В Париже дождь — сбегают капли
С угрюмых лестниц винтовых
К подзорным трубам — это в их
Глазах отражены спектакли —
Немые сцены — весь Париж.
Приятна зелень декораций,
И можно, если постараться,
Найти свою средь сотен крыш.

  1. Дефанс[27]

За Елисейскими полями,
Почти за тридевять земель
Лежит, свернувшись, серый змей
У паруса под костылями…
То изощрённый Ля Дефанс —
Почётный член в элитном клубе
Архитектурных монстров в кубе,
Где правит черный Монпарнас[28].

Когда-то башню из железа
Уродом посчитал Париж,
Потом привыкли, но, шалишь!
За лаврами другие лезут.
И к тем привыкнут. Нотр-Дам
Стыдливо витражи потупит,
Но пальму первенства уступит
Стеклобетонным этажам.

И удивлённому скитальцу
Расскажут, что счастливей нет
Того, чей смотрит кабинет
На памятник большому пальцу[29].
А «белые воротнички»
Уже спешат сюда на службу.
В вагонах белых им не нужно
Держаться крепче за очки[30].

  1. Эпилог

Слегка устав от впечатлений,
Присядем на мосту Искусств[31].
Здесь есть скамейки нежных чувств,
Скамейки голода и лени.
Любую выбирай, смотри,
Неспешно наслаждайся видом —
Она поможет лучше гида
Париж увидеть изнутри.

Пройди по набережной Сены,
Где, ноги опустив к воде,
Конспекты мучает студент
О славной тактике Тюренна[32].
Ещё светлей, когда идёшь
По парку мимо карусели —
Звучат мелодий старых трели.
А вечером попасть под дождь,

На Сен-Луи[33] спуститься к Сене
С мороженым от Бертильо,
И от метро по Батиньоль
Брести за призраком Верлена[34].
Купить вино у Николя[35],
Услышать тонкий хруст багета.
Так вот какой он — город света!
Он светится внутри меня!


[1]  La Vie en rose (фр.), «Жизнь в розовом свете» — песня из репертуара Эдит Пиаф.

[2]  Rue de Moscow (фр.), Улица Москвы — улица в 8-м округе Парижа между бульваром Батиньоль и улицей Амстердам.

[3]  Saint-Lazare (фр.) ― По преданию в церкви Сен-Лазар хранились останки Лазаря, воскрешенного Христом; вблизи церкви возникла больница, в 1837 г. был построен вокзал, запечатленный К.Моне.

[4]  Grand Opera (фр.) — крупнейший французский театр оперы и балета в Париже

[5]  Rue de Paix (фр.), Улица мира — небольшая респектабельная улица между площадью Оперы и Вандомской площадью.

[6]  Place Malraux (фр.), Площадь Андре Мальро — завершает улицу Оперы вблизи Лувра.

[7]  Basilique du Sacré Cœur (фр.) — буквально «базилика Святого Сердца», то есть Сердца Христова — католическая церковь в Париже, расположенная на вершине холма Монмартр (Montmartre).

[8]  Saint-Denis (фр.) ― первый епископ Парижа святой Дионисий Парижский по преданию прошел несколько километров со своей отрубленной головой, в память об этом было основано аббатство, где впоследствии располагались останки французских королей.

[9]  «У Сен-Дени тоска и грязь по всей округе» П.Верлен «Пейзаж».

[10]  «Белую работу делает белый, чёрную работу — чёрный» В. Маяковский «Блек энд Уайт».

[11]  Массовые беспорядки в пригородах Парижа, сопровождавшиеся поджогами транспорта, имели место в ноябре 2005 г., мае 2006 г., ноябре 2007 г. Только в 2005 г. во время беспорядков было сожжено 300 школ, библиотек и прочих общественных зданий. http: //www.rosbalt.ru/print/434771.html

[12]   Brasserie (фр.), «пивоварня» — тип французских кафе, были излюбленным местом поэтов, художников, музыкантов. Меню или блюдо дня часто пишутся на грифельных досках.

[13]  Вretteur (фр.), от brette—шпага ― заядлый дуэлянт, ищущий повода для вызова; задира, скандалист.

[14]  Монмартр украшают скульптура «Проходящий сквозь стены», изображающая героя рассказа парижского писателя — Марселя Айме, жившего неподалеку и бюст известной в 70-80 гг. 20 века певицы Далиды, вблизи дома, где она жила.

[15]  du Tertre — площадь на Монмартре, где продают картины с видами Парижа, за десять минут рисуют портреты и карикатуры. В окрестностях этой площади  в своё время жили многие известные художники. Неподалёку была общественная мастерская — в витрине этого помещения выставлена табличка с именами творивших здесь художников.

[16]  с’est la vie (фр.), «такова жизнь» — широко известное выражение.

[17]  Мост Александра III был заложен в ознаменование Франко-русского союза императором Николаем II в октябре 1896 года и строился четыре года. Назван в честь его отца — императора Александра III.

[18]   Свято-Александро-Невский кафедральный Собор в Париже находится на улице Дарю (rue Daru) в 8-м округе. Освящён в 1861 году. Строительство осуществлялось на средства пожертвований, сделанных русскими во всём мире, Александр II также внёс личный вклад.

[19]  В кафе «Ротонда» на бульваре Монпарнас весной 1910 г. А. Ахматова во время свадебного путешествия со своим мужем Н. Гумилевым встретила художника  А. Модильяни. Модильяни сделал несколько рисунков молодой поэтессы, ставших впоследствии знаменитыми.

[20]  Мэрия Сент-Женевьев-де-Буа выражала намерение ликвидировать, в соответствии с местным порядком, захоронения на русском кладбище за неуплату аренды. Россия оплатила аренду на несколько лет вперед, и вопрос временно снят.

[21] Musée d’Orsay(фр.) — музей французской живописи и скульптуры периода 1848—1914 гг. создан в здании одноименного вокзала. Основу коллекции составляют работы импрессионистов и постимпрессионистов.

[22]  Vernissage(фр.), покрытие лаком — торжественное открытие художественных выставок, название связано с традицией художников покрывать картины лаком за день до открытия выставки.

[23]  Экспонатами музея д’Орсе являются упомянутые картины «Бал в Мулен де ла Галет» Пьера Огюста Ренуара, «Танцевальный класс», «Жокеи перед трибунами» Эдгара Дега, «Вокзал Сент-Лазар» Клода Моне.

[24]  На башне находятся два ресторана: «Жюль Верн» и «Высота 95» (фр. «Altitude 95») на уровне 125 и 95 метров соответственно.

[25]  «Свежо и остро пахли морем на блюде устрицы во льду» — А.А. Ахматова «Вечером».

[26]  Считается, что Жюль Верн, предсказавший строительство огромной башни  в центре Европы, расписался на меню ресторана, названного в его честь и находившегося на высоте 57 метров.

[27] La Défense (фр.), Дефанс или Ля Дефанс, «защита»— современный деловой и жилой квартал в ближнем пригороде Парижа. Одной из его достопримечательностей является Большая арка Дефанс — прямоугольная конструкция, внутри которой подвешено полотнище, напоминающее парус.

[28]  Башня Монпарнас (фр. tour Montparnasse) — небоскрёб в 15-м округе Парижа (59 этажей, высота — 210 м.) Был построен в 1969-1972 гг. Это здание неизменно входит в десятку самых уродливых архитектурных сооружений.

[29]  Ля Дефанс знаменит не только своими небоскребами, но и произведениями современного искусства. Один из них ― «Большой палец» (Le Pouce), который можно найти на Эспланаде, неподалеку от Большой арки Дефанс. Автором его является французский скульптор Цезарь Балдачини.

[30]  В отличие от линий парижского метро, ведущих в менее респектабельные пригороды, ветка до Ля Дефанс обслуживается светлыми просторными вагонами с автоматическими дверями.

[31]  Рont des Arts (фр.) — первый железный мост Парижа через реку Сену, ныне пешеходный, его также называют Мостом влюбленных.

[32]  Анри де Тюренн — знаменитый французский полководец. Военное искусство многим обязано Тюренну; во время битвы при Аустерлице Наполеон I действовал вдохновленный тактикой внезапности Тюренна.

[33]  Ile Saint-Louis (фр.), остров Святого Людовика — один из островов на Сене. Его достопримечательностью, помимо некогда элитной застройки и многочисленных живших там знаменитостей, является мороженое от Бертильо (Bertillon).

[34]  На бульваре Батиньоль (Batignolles) жил французский поэт П. Верлен, здесь он был похоронен в 1896 г. на кладбище Батиньоль. В этом же предместье жили многие художники-импрессионисты.

[35]  Nicolas (фр.) — французская сеть винных магазинов.

Об авторе:

Мария Николаевна Парамонова, родилась  в Твери. Окончила Тверской государственный университет. С 2008 года живет в Смоленске. Стихи публиковались в тверской и смоленской региональной периодической печати, в сборниках и альманахах Каблуковских литературных встреч и поэтических встреч «Берновская осень» (Тверская область),  в смоленских альманахах «Сторона родная», «Блонье», в журналах «Мир сказок» и «Смоленский пафос», в «Литературной газете».

В 2007 г. вышел первый сборник лирических стихотворений Марии Парамоновой «Галерея грёз» (издательство «Триада», Тверь),  объединяющий произведения разных лет. Его темы — вечные темы поэзии: любовь, красота окружающего мира, палитра глубоких искренних чувств и переживаний человека, радующегося каждому мгновению жизни.

Основной темой лирики Марии Парамоновой в последние годы стала тема материнства. В 2008 году в Смоленске родился её второй сын. Зрелое осмысление земного пути женщины автор сочетает с проникновенным лиризмом. Этой теме посвящен второй сборник произведений Марии Парамоновой «Млечный путь»,  в который наряду со стихами о материнстве и семейных ценностях вошли стихи для детей и очерки. Книга выпущена издательством «Свиток» в 2012 г.

Мария Парамонова известна и как драматург: по её пьесе — инсценировке романа В. Мединского «Стена», посвященного героической обороне Смоленска в 1609-1611 годах, Смоленский академический театр драмы имени А.С. Грибоедова поставил спектакль, премьера которого состоялась в дни празднования юбилея Смоленска.

В 2012 году начала работать руководителем литературно-драматургической части Смоленского камерного театра.

В 2014 году поступила в аспирантуру МГУТУ имени К.Г. Разумовского и теперь много времени проводит в дороге между Москвой, Смоленском и Тверью. В том же 2014 году ее пьеса «Традиции и новации» была поставлена ею же при участии артистов Тверского Театра юного зрителя на сцене МГУТУ имени К.Г. Разумовского к 60-летию Тверского филиала. С 2014 года ведет детскую литературную студию «Родничок» в Смоленской областной библиотеке имени И.С. Соколова-Микитова, участвует в жюри детских поэтических конкурсов.

В июле 2015 года за стихотворение «Баллада о сожженных» была удостоена звания лауреата областного поэтического конкурса, проводимого Домом поэзии Андрея Дементьева, и получила диплом лауреата из рук прославленного тверского поэта.

«Возможно, мои стихи помогут кому-то в минуту личной драмы или напомнят что-то почти забытое за пеленой лет. Они — для сердец, умеющих любить, сопереживать, мечтать. Глаза видят лишь буквы, а сердцу открыты радость и боль, разлитые между строк…»

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии журнала «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: