Гармония души в стихах и прозе

Елена ДЕГТЯРЁВА | Интервью

Каратов

Очень часто мы судим о писателе или поэте только по какому-то конкретному произведению, зачастую совсем не зная, каким человеком является автор. А между тем, это очень глубокие люди с разносторонним кругом интересов, увлечений, занятий. Именно с таким человеком мы хотим познакомить читателей: рассказать о том, как пришел в литературу, чем увлекается.

Знакомьтесь – Сергей Федорович Каратов. Автор 12 поэтических сборников, писатель и просто интересный человек.

– В настоящее время Вы пишете в прозе и стихах. А какими были первые шаги на пути в литературу?

– Начинал писать стихи я ещё в стенах педагогического училища в городе Миассе. С первой тетрадкой я поехал в городскую газету и читал стихи в литературном объединении, где меня покритиковали, но и советами не обошли. В феврале 1969 года вышла моя первая публикация в газете «Миасский рабочий», где меня тепло встретил поэт Михаил Лаптев.

– После окончания института Вы вели литературную студию «Звезда» в Москве. Могли бы Вы немного рассказать об этом?

– В конце семидесятых годов для подготовки к летним Олимпийским играм в столицу нашей страны съехалось большое количество молодежи со строительными специальностями. Руководством Главмоспромстроя было принято решение о создании при общежитиях литературной студии. Мы её назвали «Звезда» по наименованию одного из Домов культуры строителей. И вот среди этих молодых людей я стал проводить встречи и творческие вечера. Вскоре к нам стали приходить литературно одаренные столичные девушки и парни. Так возникла студия, куда я приглашал знакомых мне поэтов, прозаиков, музыкантов, художников.

– Кто для Вас самый суровый критик?

– Самым суровым критиком оказались реформы, в ходе которых я стал накапливать интересные темы, позднее нашедшие своё воплощение в романе «Тайны тринадцатой жизни».

– Ваш новый роман написан в духе «скептического роялизма». Могли бы Вы объяснить нашим читателям, что это значит?

– Во время французской революции, свернувшей дворянство, нашлось немалое число сторонников абсолютизма. Приверженность идеям королевской власти и стала называться роялизмом. Но роялизм, описываемый в романе, особенный, потому что он по своему характеру – скептический.

– «Тайны тринадцатой жизни» – так называется Ваш роман. Многие с опаской относятся к этому числу. Как Вы относитесь к приметам и верите ли в нумерологию?

– Я когда-то отредактировал и внес в очередную книгу по эзотерике и нумерологический гороскоп. Имею некоторое представление и о роли чисел в нашем мистическом представлении об окружающем мире. Да, число тринадцать имеет свою негативную окраску, особенно в странах Западной Европы. Но лично для меня это число оказалось вполне благожелательным.

– Как близкие оценивают Ваше творчество?

– Близкие оценивают моё творчество по реализации написанного. Зачастую моим первым критиком является жена. Она вносит свои замечания, к которым я не могу не прислушиваться.

– Что для Вас самое сложное в написании новой книги?

– Часто новую книгу приходится составлять тогда, когда возникает возможность для её издания. Все упирается в наличие денег. Такова суровая действительность. Данная книга выходит исключительно благодаря помощи от руководства Интернационального Союза писателей, предоставившего грант.

– Несколько Ваших стихотворений стали песнями для известных исполнителей. Могли бы Вы рассказать, как это произошло?

– Однажды меня разыскал в Доме литераторов композитор Вадим Орловецкий и сообщил, что он написал песню «Не оставляйте женщину одну». Вторым композитором этой песни оказался Александр Барыкин. Его исполнение я увидел по телевизору, где в титрах указали автора слов, некую Татьяну Пушкину. Я разыскал Барыкина и объяснил ему, что автором слов являюсь я. Он извинился и даже написал опровержение в «Московском комсомольце». Это был 1985 год, в Москве проводился Всемирный фестиваль молодёжи, куда Барыкин в качестве моральной компенсации подарил мне два входных билета на все мероприятия этого форума.

Затем ко мне обратился с письмом из Ленинграда композитор Игорь Корнелюк и сообщил, что написал свою музыкальную трактовку к этому тексту. Его песню активно стала исполнять Анне Вески. Мне её довелось услышать в Румынии по болгарскому телевидению.

В 1986 году мы открыли литературное кафе на Сретенке. Частым гостем которого был композитор Владимир Мигуля. Иногда я читал эти стихи, а он услышал и тоже написал песню.

Поэт и бард Андрей Васильев написал песню на стихи «Девушка Лина». Композитор и мой земляк из города Миасса Сергей Белоголов написал свою версию к стихотворениям «Не оставляйте женщину одну» и «В окно к желанной женщине».

– Мне известно, что кроме литературы, Вы увлекаетесь резьбой по дереву и ландшафтным дизайном. Вы – самоучка или где-то обучались?

– Всему я обучался при общении с мастерами своего дела. Никогда не занимался чеканкой, а художники дали несколько практических уроков, и у меня стало получаться. Так же осваивал витражи. Резьбу по дереву стал познавать с детства, бывая в столярной мастерской у соседа, который изготавливал точеные детали для табуреток, столов, полок, делал искусные шкафы, снабжая их красивой резьбой.

Ландшафтным дизайном я увлёкся, когда мы стали оформлять свой дачный участок. Там пригодились мои опыты строительства городков из разноцветных поделочных и полудрагоценных камней. А на дачном участке после строительства дома и бани я взялся за оформление пруда, куда завез разноцветные водяные растения: лилии, рогоз, кувшинки, тростник; а ирисы и купавы рассадили по кромке берега. И дворцы стал строить, и башни, и мельницу водяную с крутящимся колесом под воздействием падающей воды на его лопасти. И горка выстроилась из разноцветных камней, которые я привожу отовсюду. Мир увлечений у нас с женой очень разнообразный. Если прибавить к этому скворечники и кормушки для птиц, то возникает полное умиротворение и гармонизация души.

 

Вот такой он – герой нашей беседы. Интересный, многогранный и увлекающийся человек, которому некогда скучать и растрачивать жизнь по пустякам.

 

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии журнала «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: