Художник, рисующий словом – Яна Варшавская

Елизавета БУЛАВИНА | Интервью

Варшавская Яна

Яна Варшавская – пример талантливого человека, который талантлив во всем. Она занимается живописью, пишет великолепные стихи и прозу. При этом имеет высшее образование, полученное на биолого-почвенном факультете Томского государственного университета в 1981 году, достигла успехов в научной сфере – имеет ряд научных статей и патентов на изобретения, получила художественное образование.

Активно участвует  в собраниях и конкурсах Общества любителей русской словесности. Лауреат II премии национальной литературной премии «Писатель года – 2013». Лауреат Международного поэтического конкурса «Золотая строфа».

Автор трех поэтических сборников и одной книги в прозе.

– Расскажите немного о себе. Кто Вы – писатель, поэтесса или художник? Как давно Вы пишите стихи?

– Сколько себя помню, в голове постоянно рождались строки, они легко лились, рифмовались… В детстве это были простые песенки и истории, а к 10-му классу я могла написать целое сочинение в стихах на 12-листовую тетрадь. Одно из них было названо лучшим школьным сочинением в области. Другое дело, что всё это богатство нигде не записывалось и не хранилось. Я воспринимала свой дар писать, как само собой разумеющееся и ни к чему не обязывающее развлечение. Оттого и профессию я выбрала не гуманитарную, а естественнонаучную.

Но мысль, что когда-нибудь я стану писателем, возникала и не отпускала… На своё восемнадцатилетие купила толстую тетрадь в кожаной обложке и объявила всем, что напишу роман. Три дня просидев над чистым листом, я закрыла её, решив, что, наверное, время ещё не пришло.

Зато оно пришло для живописи, набросков и композиции, поэтому по окончании университета поступила сначала в вечернюю художественную школу, а спустя год в Заочный народный университет искусств на отделение изобразительного искусства.

Живопись помогла раскрепоститься, научила доверять руке при выборе яркой и сочной палитры. Белый холст не пугал, как когда-то белый лист… Хотелось писать на больших полотнах, крупными смелыми мазками, создавая праздник и ощущение рождения чуда и волшебства.

Художнику дано видеть мельчайшие детали и оттенки, замечать смену эмоций и настроения по выражению глаз, повороту головы… В какой-то момент, работая над очередной картиной, захотелось описать свои впечатления, но уже не красками, а словами. Конечно, это были робкие шаги: коротенькие рассказы и первые философские стихи. Чтобы отточить мастерство, я выкладывала свои произведения на форуме издательства «Эксмо». Это очень хорошая школа для начинающего автора. Она помогла поверить в свои силы и в то же время научиться критически оценивать тексты, шлифуя и выбрасывая всё лишнее, тем самым раскрывая истинный замысел или яркий образ.

В 2010 году впервые опубликовала свои миниатюры и стихотворения на порталах «Проза.ру» и «Стихи.ру».

В доме перестало пахнуть красками, а все картины были раздарены друзьям, подругам, сослуживцам, некоторые перекочевали в рабочий кабинет мужа.

В 2011 году начала писать и публиковать стихи. Они приходили каждый день, иногда рождалось по два-три. Записывала строки на том, что подвернётся под руку: на клочках бумаги, билетиках, квитанциях, а вечером разложив из них пасьянс, правила и перечитывала…

 Пишете ли вы прозу? Что ближе Вам по духу – стихи или проза?

– Бытует такое мнение, что прозаик никогда не напишет настоящих стихов, а поэт не снизойдёт до прозы…

Однако Зинаида Гиппиус более ста лет назад писала:

«Почти все стихотворцы пишут и прозой, почти все прозаики пишут, или когда-нибудь писали, и стихами. Однако невольно, говоря о писателе, мы называем его или «поэтом», забывая о прозе, или романистом, повествователем, не помня о его стихах.

У хорошего поэта не может быть совершенно плохой прозы, как у хорошего прозаика-стилиста очень плохих стихов; но у того и у другого это не главная, вторая для него форма, – в громадном большинстве случаев ничего не прибавляет к облику художника. А бывает, что и вредит: в несвойственной одежде резче выступают недостатки, индивидуальные слабости данного дарования, и мы, заметив их в прозе поэта, – невольно ищем тех же, неверных нот его и в стихах. Очарование и доверие уменьшаются.

И часто совершенно напрасно…»

– Откуда черпаете вдохновение?

– На мой взгляд, говоря о писателях и о поэтах, сильно преувеличивают роль вдохновения, как движущей силы литературного процесса, поскольку ему предшествует огромная будничная работа.

Вдохновение – удел новичков и крайне эмоциональных натур. Чтобы родилась та самая строка, писатель денно и нощно прокручивает в голове множество мыслей, самых разных… И вот совершенно неожиданно, почти зримо возникает слово, вокруг которого начинает закручиваться водоворот строк, которые просятся на бумагу. Только успевай записывать… А сам писатель ведь не становится кем-то другим от яркой вспышки озарения или вдруг нагрянувшего вдохновения.

Очень ёмко об этом написал Антуан де Сент-Экзюпери:

«Ни при каких обстоятельствах в человеке не может проснуться кто-то другой, о ком он прежде ничего не подозревал. Жить – значит медленно рождаться. Это было бы чересчур легко – брать уже готовые души…»

– Какое стихотворение у Вас самое любимое?

– Этот вопрос, как ни странно, не застал меня врасплох. У каждого стихотворения своя история и своя судьба. Некоторые из них вдохновили музыкантов на написание песен, другие запоминаются и подолгу не отпускают… Из ранних произведений мне нравится стихотворение «Ветер», которое включено в новый сборник, и, безусловно, «Осенний романс…», давший название всей книге.

– Расскажите, пожалуйста, как Вы пишите, как проходит творческий процесс?

– Творчество – процесс волнообразный, как и всё в природе, и подчиняется периодам спада и невероятного подъёма. Самые неожиданные вещи могут как наталкивать на написание стихов, так и надолго выключать из этого процесса. Я не пытаюсь анализировать эти периоды. Принимаю их и жду очередную волну, которая подхватит и понесёт так высоко и так далеко, что забудутся все дни уныния и неверия в себя.

– Выходит еще один сборник Ваших стихов «Осенний романс…», расскажите о нем нашим читателям.

– «Осенний романс…» – третий поэтический сборник, предисловие к которому написано администратором сайта «Дом стихов» и моим другом Олегом Ждановым. Я очень благодарна Олегу за добрые слова и какое-то тонкое и точное понимание и прочтение авторских посылов. В книгу вошли, на мой взгляд, самые лучшие стихотворения, написанные в 2010–2015 годах.

Надеюсь, что эти строки, коснувшись ваших сердец, высветят новые грани и оттенки чувств, отражённых в палитре осенних листьев и дождях…

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии журнала «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: