Интервью с Павлом Чувиляевым – о творчестве и краудфандинговых проектах

Елизавета БУЛАВИНА | Интервью

Павел Чувиляев – пример автора, которому не страшны никакие трудности. Читатели сами собирают деньги на издание его книг. Кажется, что такое невозможно? Но секрет популярности писателя прост – не стоит бояться открыто высказывать свое мнение и активно поддерживать контакт с аудиторией своих читателей.

Новая книга «Последний хозяин» вышла в серии «Современники и классики» Интернационального Союза писателей, благодаря успешно завершенной краудфандинговой компании (публичному сбору средств в Интернете).

Павел Чувиляев в интервью нашему журналу раскрыл интересные факты о себе и своем творчестве.

– Когда Вы начали писать? С чего начиналось Ваше литературное творчество?

– Кризис среднего возраста. Я долго работал в журналистике: в ныне полупокойном журнале «Коммерсантъ Деньги» и в газете «Московский комсомолец». Нравилось. Но СМИ являются плодом коллективного творчества. Что правильно. Для СМИ. Но для автора это означает, что написанное и опубликованное ему не принадлежит. По закону. Я не могу взять свои заметки и издать отдельной книгой. Надо согласовывать с редакцией, которая может отказать. И уж точно не допустит публикацию под своей эгидой заметок, вышедших в других изданиях.

Кроме того, в СМИ процветает жёсткая цензура. Не всегда мнение журналиста совпадает с тем, что выходит за его подписью. А я привык за свои слова отвечать. В 2013 году я вдруг понял: мне есть, что сказать людям. Самому, без иерархии непонятных и никому не ведомых начальников-редакторов. Я отовсюду ушёл, стал частным человеком и начал писать книги. Что получилось – решать читателям. Думаю, поступил верно, раз уж книжки выходят.

– «Последний Хозяин» – уже не первая Ваша книга, которую Вы издали с помощью краудфандинга. Расскажите, как возникла идея издавать свои книги таким необычным образом?

– Мои книги отклоняет цензура, хотя в них нет ни одного матерного слова, и ни одна из них не признана экстремистской. Причины чисто политические: я русский националист, и очень жёсткий.

Рассчитывать на государство или спонсоров я не могу. Единственное, что остаётся: обращение напрямую к читателю. По счастью, есть Интернет. Замечательная вещь! Он позволяет автору общаться с читателями, минуя всех посредников-паразитов. И никаким регулированием его не убьёшь: это всё равно, что запретить телефон. Разумеется, у него есть недостатки, например, сегментирование аудитории. Каждый пользователь читает то, что ему интересно, а от остального отмахивается. На большую массу (тираж) так не выйдешь. Но по сравнению с предыдущими эпохами это спасение.

Все средства, собранные по краудфандингу, передаются автору, а он ищет способ исполнения обязательств перед внёсшими акционерами.

– Почему Ваша новая книга получила название «Последний Хозяин»? Что оно означает?

– Я родился и вырос в СССР. Когда Союз развалился, мне было 19 лет; студент-второкурсник. В детстве и юности мне из каждого утюга вещали, что хозяином страны является «советский народ». Как говорят нынче в Интернете: а кто это? Ведь на деле наблюдательный мальчик-отличник, коим я тогда был, видел совсем иное: страна принадлежала непонятным людям. Неизвестным отцам. Они приходили ниоткуда и уходили в никуда.

Хозяйство есть – самая большая страна в мире; шестая часть суши. А Хозяев нет. И никому не надо; бесхозное. Парадокс, однако. Так не бывает.

К тому же бесхозное не может процветать. Так что к идеям перестройки я относился весьма скептически. Что и показала жизнь. Но нам от того не легче. Потому что всё продолжается. Кто-нибудь может мне объяснить, откуда по грехам нашим взялся Ельцин? А Путин? Ниже и говорить нечего. Стоит заводище; пашет. Кто хозяин? Неизвестно! По бумагам им владеет кипрский офшор, которым владеет виргинский офшор, коим владеет офшор на Каймановых островах. Потом непонятный Некто, обычно проживающий в лучезарном Лондоне, попадает вдруг в список миллиардеров Форбс и оказывается одним из хозяев последнего офшора. Кто таков? Откуда? За какие заслуги? Молчание было ему ответом…

И тогда я обратился к русской истории. Оказывается, было время, когда русские Хозяева не скрывались, а гордились. Был целый класс с большой буквы Хозяев, коим принадлежала Российская Империя. Она процветала. Потому что Хозяин сам у себя воровать не будет. И о работниках позаботится. Для большей прибыли. Но уже 100 лет «господа в Чёрном море». Можно ли разомкнуть порочный круг и восстановить распавшуюся связь времён? Об этом стихотворение «Последний Хозяин», давшее название книге. Его герой не Хозяин, а слуга слуг. Вроде поварёнка. Для него царь и бог – повар. Пузатый, громогласный и с огромным ножом. Всем поварятам на господской кухне раздаёт лещи и подзатыльники. Но однажды поварёнка с процессией других поварят позвали в зал, где шёл званый ужин. Блюда нести. Там он увидел настоящих Хозяев, коим страшный повар заискивающе кланялся. Зрелище стало главным событием в его жизни. Ныне он забытый человек; чеховский Фирс. Но Хозяев помнит, хотя и смутно. И в том надежда.

– Как бы Вы сами охарактеризовали жанр своих произведений? О чем они?

– Бред Чувиляева. Этот мем возник после публикации моей первой книги «Частный человек». Правда, вскоре сделанные в ней выводы и предсказания стали сбываться одно за другим. Недавно сбылся провал Хилари Клинтон, о котором я намекнул уже в «Последнем Хозяине». Тогда возник другой мем: Чувиляев, как всегда, прав. Оба мема ложные. Я не предсказываю, а просчитываю. Иногда ряды сходятся.

Я знаю точно наперёд –
Сегодня кто-нибудь умрёт.
Я знаю, где. Я знаю, как.
Я не гадалка – я маньяк.

(с) Стихи не мои, но хорошие.

Если серьёзно, мои книги – о нашей жизни. Со всей её фрагментарностью и мозаичностью она прекрасна! Сейчас потрясающее Время, которое и стало главным героем моих книг. Как и всякое выдающееся техническое достижение, вроде автомобиля или телефона, Интернет меняет мир. И литература не исключение. Мои книги – это блог. Буквально: черновик просто выкладывается в блоге по частям. Проходит обкатку у читателей; пробуется на зуб. Сетевые крысы (тролли) иногда кусают больно, но лучше они, чем читатели. К тому же это бесплатно. Вместо того чтобы нанимать редакторов и критиков, использую френдов. Экономлю.

– Какого автора Вы считаете своим учителем?

– Если нарисовать литературно-генеалогическое древо, то моя ветка такова: Достоевский – Розанов – Галковский – Чувиляев. Своим непосредственным учителем считаю Дмитрия Евгеньевича Галковского (ДЕГ), да живёт и здравствует он сто и ещё сто лет! Правда, я не уверен, нужен ли ему столь нерадивый ученик. Мы об этом с ним не говорили.

Я умеренный позитивный галковскоман и утёнок невысокого ранга. Почему? Интернет резко снизил сложность обучения. Не надо бегать, искать книги и учителей; корпеть в библиотеках. Одно время была проблема оцифровки фондов, но сейчас основной массив уже в Сети. Это касается и технических приёмов литературы. КАК писать, Вас научат. Можно самому, причём бесплатно. Но никто и ни за какие деньги не скажет Вам, ЧТО писать.

Что Вы хотите сказать людям? И есть ли Вам что сказать? А зачем это слушать читателю? Вот основные вопросы для писателя! Они и раньше были актуальны, но сейчас без ответа на них самому себе за литературу лучше не браться – всё равно не получится.

Но готовых ответов нет. Ведь их можно дать только примером. Я смотрю на ДЕГа и вижу страшного человека. Монстра. В условиях тотальной советской (да и русской) подлости он не меняет убеждений. Как будто русский из 1913 года (рождённые в СССР меня поймут) счастливо проспал последние 100 лет и теперь ходит по московским улицам, как ни в чём не бывало. Ужас! Возможно, он и есть Последний Хозяин. Знать, что такой человек существует и так можно жить – уже счастье.

– Как проходит работа над произведениями? Откуда берёте идеи?

– Идеи витают в воздухе. Мир явно трясёт и лихорадит. Так проявляются последствия новых технических достижений; не только Интернета. Людям и созданным ими институтам, вроде государства, надо к ним приспосабливаться. Выживут, конечно, не все. А уж кто выиграет и станет жить лучше, а кто проиграет и скатится в нищету – и вовсе неясно. Я искренне хочу, чтобы мой народ – русские – не только сохранился, но и возвысился.

Мало того: прогресс движется с ускорением. Квант (шаг) истории сокращается на глазах. Под квантом истории я подразумеваю характерное время, за которое технические достижения меняют общественную жизнь.

Человек в необычных обстоятельствах – тема неисчерпаемая. От древнегреческих мифов через Робинзона Крузо до многочисленных попаданцев и контактов с инопланетянами. В виртуальной реальности, ага. А тут никаких «чужих» и прочих «богов из машины» не надо: сама Реальность формирует обстоятельства столь небывалые, что хоть стой, хоть падай. Потому за клавиатуру – и писать, писать, писать…

– Над чем сейчас работаете? Планируете ли запускать новый краудфандинговый проект?

– Работать? Что Вы?! Я интеллигентный человек.

А новый проект уже запущен: книга «Частный человек – 2». Прошу посильно поддержать: https://planeta.ru/campaigns/47938 .

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии журнала «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: