Марина Волкова — музыкант и писатель

Елизавета БУЛАВИНА | Интервью

IMG-20170804-WA0007

Представляем вниманию читателей интервью с талантливым автором и музыкантом Мариной Волковой. В ее авторстве вышел сборник эссе «Муза и проза», в издательстве Интернационального союза писателей.

Марина Волкова родилась в Ульяновске. В 2004–2009 годы училась в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского на факультете современного и исторического исполнительского искусства по классу флейты, траверсфлейты (доцент О. Ю. Ивушейкова). В 2014 году с отличием окончила Институт журналистики и литературного творчества, специализация – эссеистика (класс Л. А. Аннинского). С 2017 года проходит стажировку в Schola Cantorum в Базеле (Швейцария) у профессора Марка Антая по классу траверсфлейты.

В 2007 году стала лауреатом международного конкурса имени М. Юдиной в номинации «Камерный ансамбль». В 2008 году участвовала в конкурсе флейтистов в Бухаресте. С 2006 по настоящее время  является приглашённой  солисткой   оркестра аутентичных инструментов «Pratum Integrum». Участвовала в студийных записях. Выступала с концертными сольными программами в различных городах России и Европы – в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Иннсбруке, Зальцбурге, Вильнюсе, Тракае, Лентварисе, Токае.

Принимала активное участие во многих мастер-классах таких выдающихся флейтистов, как Мартен Рут, Марк Антай, Андреаш Адориан, Ренсом Вилсон, Хелен Блендсо, Бенедек Чалог и др.

 Расскажите, пожалуйста, немного о себе. По профессии Вы — музыкант, почему решили получать второе образование в Институте журналистики и литературного творчества? Чем Вас привлекла специализация «эссеистика»?

 Спасибо за вопрос, действительно, это очень интересный поворот в моей жизни. Ответить точно — «Почему?» довольно трудно, потому что скорее это какое-то интуитивное чувство, нежели чем осознанный, продуманный, рациональный выбор. Что же касается эссеистики, то на заре своих литературных проб я понятия не имела о том, что всем этим моим записочкам — этюдам можно дать такое красивое, солидное название «Эссе». Понимаете, писать эссе очень увлекательно и очень легко по сравнению с тем, сколько мне пришлось отдать профессиональной музыке, поэтому я их и пишу.

 Что все-таки для Вас истинное призвание — музыка или проза?

– Не знаю… Может быть, моё призвание – психология. Сочетание различных направлений является превосходной терапией для счастливого будущего многих людей. Когда я начала писать, я поняла, что такое талант. Это когда ты не знаешь – как ты это делаешь, просто садишься и делаешь. И получается само! Наверно, я писатель всё-таки. Хотя в игре на флейте немножко что-то понимаю. Во всяком случае, могу точно сказать, чего делать не надо.

Сборник эссе «Муза и проза» — это ведь Ваша дипломная работа, научным руководителем которой был известный литературный критик Лев Александрович Аннинский? Чему Вы научились непосредственно у него?

– Он научил меня восхищаться другими людьми. Когда я пришла первый раз, для меня это было мощное событие, там нужно выходить и читать свои опусы перед всеми, поэтому я была уверена, что меня раскритикуют, а Лев Александрович выслушал и сказал: «Ну что же, мне очень понравился этот этюд!» Меня это поразило. И через какое-то время я решила сделать сборник эссе в качестве дипломной работы. Думала, что не примут, завернут, не поймут, а мне поставили «5+». Тогда я поняла, что такое счастье. Когда тебе дают сделать то, что ты хотела. В ИЖЛТ мне дали такую возможность. Аннинский показал потрясающий пример педагогики – он мне не мешал.

Для кого Вы пишете эссе? Как выбираете подходящие темы, как проходит творческий процесс?

– Для себя. Все писатели пишут для себя и про себя. Как все музыканты играют сами себе. Потому что в эти мгновения время останавливается. Когда играешь 3 минуты, а проживаешь целую жизнь, в которой и любовь, и смерть, и юмор.

Темы сами выбирают меня, а я сажусь и просто записываю. Важно услышать первую фразу, а дальше клавиатура горит под пальцами и очень интересно, что же будет в конце. Поэтому писать могу на ходу, в поезде, в коридоре, на проходе, в самолете и в аэропорте. С музыкой никогда так не было.

Музыка и литературное творчество, действительно, близкие по своей сути явления. Не пытались ли Вы их объединить и писать, например, песни?

– Конечно, я писала песни. И пела их даже. Мама была в ужасе. Друзьям очень нравилось. Мне тоже. Даже пластинку хотела записать. Название нашла у Мандельштама «Ушибленная метафорой». У меня странные стихи. Это, конечно, больше проза в стихах. Но в этом что-то есть, я думаю, однажды это будут саундтреки к какому-то фильму о неординарных женщинах.

Над чем сейчас работаете? Продолжите развивать жанр эссе?  Собираетесь ли в будущем выпускать новые книги?

– Начала себя пробовать в музыкальной критике. Никогда не думала, что этим займусь, всегда осуждала, но тоже как-то получилось само. Есть идея о развитии в России неформально-альтернативной музыкальной критики в художественном литературном стиле. Где не просто квадратный скучный текст: «Играл хорошо или играл плохо», а эссе с психологическим подтекстом, которое хочется читать и перечитывать. Таких эссе-рецензий может быть много, они могут составлять целый буклет и представлять собой отличную визитную карточку того или иного музыканта. Это будущее рекламы, я считаю. Как-то мне сказали: «Марина, тебя хочется цитировать». И, действительно, количество перлов порою зашкаливает, но это я. И я такая. Мечтаю написать роман «Любовь». (фото. Михаила Волкова)

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии журнала «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: