Молчаливый подвиг

Александр ГРИЦЕНКО | Культурология

Гриценко

Молчаливые герои, о которых не поют песни, не снимают фильмы и не пишут книги, именно они могут стать примером для многих… Меня пригласили на открытие сезона регионального театра, чтобы я написал о премьере, но для крупного международного журнала — эта тема незначительная. Поэтому я напишу в общем о людях и пассионарности в городе Борисоглебск и о театре, конечно. Как же без театра?

Где легче управлять культурой?

Что это означает — «управлять культурой»? А то, что в любом деле, в том числе и в этом, должны быть лидеры. Мы пытаемся говорить об упадке русского языка — слишком много жаргонизмов и обесцененной, некоторые называют ее «сакральной», лексики. А ведь язык — это вещь такая же сильная, как солнце. И защищать язык — не то же ли самое, что защищать солнце? Мы защищаем, а оно не знает. Светит себе и светит…

Однако первичен язык или носители? Что на кого или кто на что оказывает больше действия?

Эти вопросы вечные, и мнения делятся. Причем с каждой из сторон авторитетные эксперты.

Я считаю, что от людей зависит очень много. И от места, в котором эти люди находятся, и от их действий по укреплению языка и культуры в целом. Не от слов зависит, не от «круглых столов» по теме спасения всего и вся, а от действий, реальных дел.

Кем быть легче — министром культуры РФ или руководить отделом культуры в небольшом городе?

Кем быть сложнее? Директором театра в Москве или в регионе?

Министром быть трудно, директору театра в Москве приходится несладко. И министру, и директору нужно прикладывать миллион усилий, лавировать, избегать интриг. В провинции — деятелей культуры мало, и они все на виду. Правда, интриг тоже хватает…

Директор театра в провинции или завкультурой администрации точно живучей, чем столичный или федеральный чиновник, хотя бы потому, что финансирования меньше. Нужно крутиться и искать резервы. Уверен, что начальник отдела культуры, спорта и молодежной политики администрации БГО Галина Ильина и директор Борисоглебского муниципального драматического театра имени Чернышевского Светлана Второва смогли бы работать и на ответственных должностях в Москве.

Условия, в которых им приходится служить искусству, не столичные, однако фестивалей и премьер в городе большое количество, к работе привлекаются известные деятели искусств, и те едут в Борисоглебск с удовольствием. Потому что воздух чистый, атмосфера творческая, а люди готовы на любой подвиг. Кстати, в этом небольшом городе (население около 63 тыс. человек) родилось или жило большое количество Героев Советского Союза и России, а именно: 296 героев + 12 дважды = 308 героев. Удивительно!

О театре

Вообще точно никто не знает, с какого времени считать дату основания Борисоглебского театра. Говорят, недавно нашли новые документы, которые указывают на то, что театр в Борисоглебске появился раньше, чем считается официально. Пока точной информации у меня нет, если появится, то я сообщу об этом читателям журнала «Российский колокол» эксклюзивно.

Итак, известна следующая история Борисоглебского драматического театра. В 1909 году купец-меценат Ефим Дмитриевич Мягков начал строительство Народного дома. Для тех, кто плохо понимает такое явление как Народный дом, цитирую статью из всезнающей Википедии:

«Народный дом — в дореволюционной России общедоступное культурно-просветительское учреждение. Большинство Народных домов до 1914 г. были государственными (например, земские и муниципальные дома попечительства о народной трезвости), однако встречались и негосударственные Народные дома, построенные и финансируемые частными благотворителями. Создавались начиная с конца 1880-x гг., особенно широко — после революции 1905 года. Народные дома существовали и существуют и поныне в Чехии. Причем практически в каждом городе, а также в ряде стран Восточной Европы еще до 1880 года. Например, в Карлсбаде (ныне Карловы Вары). Гости из России могли перенять эту форму объединения растущих общественных интересов, а заодно и благозвучное название. Народный дом — место, где общества и творческие кружки могли проводить репетиции, концерты, балы, гильдии устраивать вечера, лекции, встречи и т.п. Владели Народным домом либо несколько гильдий, либо городские (муниципальные) власти».

В 1928 г. Борисоглебскому Народному дому было присвоено имя известного революционного демократа Николая Чернышевского. В 1937 году Народный дом стал официально именоваться как «Борисоглебский колхозно-совхозный театр», а из Москвы были командированы худрук, главный режиссер, главный художник и 25 актеров.

7 ноября 1937 года открылся первый театральный сезон, а в январе 1943 года театр назвали «Борисоглебский драматический театр имени Чернышевского».

Сейчас в театре ведется активная работа. За сезон выпускается около двенадцати премьер. Спектакли идут на большой и малой сцене. В репертуаре — комедии, драмы, экспериментальная драматургия и детские сказки.

В театре есть давняя традиция — «Неделя театра — детям и юношеству». В этом году проекту исполнилось 35 лет. Суть такая — ежедневно представляют спектакли, рассчитанные как на младший, так и на старший школьный возраст. Во время этой акции театр успевают посетить дети из всех школ города и района.

Современный театр Борисоглебска живет полноценной жизнью, участвует в фестивалях, выезжает на гастроли. А главное, что творческий коллектив не только существует на бюджетные деньги, но и умеет и зарабатывать на сборах с продаж билетов, часть денег идет на капитальный ремонт здания. Все это важно для творческого и морального состояния актеров. В холоде и голоде особо не поиграешь.

О театральной премии

В Борисоглебске вручают театральную премию имени Владимира Мальшина, называется она «Сердце актера». На этой церемонии чествуют лучших актеров, режиссеров и спектакли прошедшего сезона Борисоглебского драматического театра. Но недавно было принято решение вывести премию на всероссийский уровень и награждать коллег из других городов.

Нужно рассказать о человеке, имя которого носит премия. В нем было что-то беззаветное… Преданность театральному делу. Звучит банально и пафосно, а попробуйте поискать подобного, который всю жизнь посвятил не БДТ или МХТ, а провинциальному театру и буквально в него вдохнул вторую жизнь?..

37 лет Владимир Ильич Мальшин служил в Борисоглебске. До сих пор ходят легенды о том, как в трудные девяностые годы, когда не было средств, он организовал бесплатное питание для актеров. Он умел верно решать кадровые вопросы, и один из принятых им режиссеров поменял судьбу театра кардинально. Об этом я напишу ниже.

Умер директор в 2011 году на пороге Борисоглебского театра. В большом зрительном зале у него было любимое девятое кресло в 19-м ряду. Теперь на нем установлена мемориальная табличка.

Кстати, в 2015 году мне выпала честь вручать со сцены премию имени Владимира Мальшина в номинации «За лучшую женскую роль второго плана».

А как это все начиналось?

Говорят, что в 1937 году открытие первого сезона театра в Борисоглебске прошло отлично. Однако его омрачило одно неприятное событие.

Московский актер Снегирев, он играл буденновца, оказался пьяным и разошелся так, что вытащил шашку и погнался по сцене за двумя коллегами, которые интриговали против него. Он ругал их матом и обещал зарубить. Всего этого в пьесе, естественно, не было, однако публика не заметила подмену. Зрители аплодировали и кричали: «Руби сволочь белую!» За кулисами Снегирева связали. На следующий день, протрезвев, актер покаялся, поэтому вместо увольнения ему объявили строгий выговор.

В пятидесятые здание театра перестроили, оно стало эффектней, однако репертуар не утратил второсортности и провинциальности.

С 1974 г. директором театра становится Владимир Ильич Мальшин, который начал формировать свой коллектив из профессионалов.

В 1998 г. в театр был приглашен новый главный режиссер Адгур Кове. С приходом нового главного режиссера значительно изменился творческий почерк труппы, качество спектаклей, репертуар.

Многие авторитетные источники считают, что именно Кове вывел Борисоглебский муниципальный драматический театр на высокий профессиональный уровень. И тому доказательства — регалии, которые получил творческий коллектив при этом режиссере. Гран-при и приз за лучшую режиссуру на III фестивале театров малых городов России, проходившем в Вышнем Волочке в 2002 г. А также в Воронеже 2003 г. в смотре-конкурсе «Событие сезона» за спектакль по пьесе Марии Ладо «Очень простая история» театр стал лауреатом в целых трех номинациях.

О творческой манере Адгура Кове говорили так: «Работать с ним интересно, потому что он темпераментный и энергичный. В его спектаклях есть мысль». Правда, актеры иногда и критиковали: «Он нечетко представляет, что хочет показать зрителю, у него обычно множество дорог, и мы до конца не представляем, по какой пойдем». Кове всегда берет достаточно интересные, сложные пьесы, но чем интересней пьеса, тем уверенней в себе и своей идее должен быть режиссер.

Однако творческие успехи Адгура Кове снимают любую критику его метода.

О Мальшине и Кове на гастролях и в поездках по фестивалям новые знакомые, коллеги из других театров отзывались так: «Это две яркие личности, но два антипода. Мальшин — сама открытость и откровенность, человек, всегда готовый поделиться своим мнением, впечатлениями, как говорится, душа нараспашку. Кове — приветливый, но сдержанный, скромный, наделенный несомненным талантом, богом данным».

С приходом нового главного режиссера театр ушел от легкого жанра и перешел к серьезной драматургии. Стали ставить Саймона, Лорку, Уильямса и других. Как правило, все постановки Кове были высокого уровня режиссуры и актерского мастерства. Профессионалы отмечали превосходную хореографию, единую со спектаклем. Постановки Кове всегда насыщены символами.

В Борисоглебске Адгур Кове поставил «Урок» по пьесе Э. Ионеско, «Реквием» Леонида Андреева, «Чудо святого Антония» Метерлинка, «Дом Бернарды Альбы» Лорки, «Мой милый Плюшкин» Ольшанского…

Театровед, художественный руководитель культурно-информационного канала «Эхо Воронежа» Надежда Роготовская так отозвалась о деятельности этого режиссера:

«Сказать, что Борисоглебский драматический театр, когда в него в качестве главного режиссера пришел Адгур Кове, переживал не лучшие времена, значит, не сказать ничего. Долгие годы репертуар составляли, в основном, пьесы третьего ряда, актеры были растренированы, режиссура — беспомощной. Он начал с «Самоубийцы» Эрдмана, и в выборе названия слышалась самоирония — верить в то, что этот театр можно как-то поднять, могли только большие оптимисты. Однако за короткий промежуток времени там появились спектакли, которые всерьез заинтересовали воронежскую критику, театр начал выезжать на фестивали и возвращаться с наградами. Условия были сложными, но режиссер показал, что может работать в предлагаемых обстоятельствах. Случалось, когда не хватало актеров, он набирал что-то вроде студии, обучал и вводил в репертуар. Огромное внимание уделялось сценическому движению, упор делался на пластический рисунок спектакля, где даже не очень одаренные драматическим талантом актеры вполне успешно справлялись с поставленными перед ними задачами. Но главное заключалось в другой способности режиссера — создавать вокруг себя удивительно творческую атмосферу».

После Борисоглебска Кове ушел в Воронежский ТЮЗ, но оставил театр с приличным репертуаром и крепкой актерской дисциплиной.

Проблемы театра

Конечно, режиссером в Борисоглебском театре быть очень трудно. История этого заведения культуры — это история борьбы за выживание.

Театр находится в небольшом городе, зрителей меньше, чем… тут уж не говорим о Москве, меньше, чем в областном центре, а значит, даже самые успешные постановки живут недолго: покажут премьеру, потом свозят на гастроли и на фестивали, и все. Многие ведущие актеры уезжали в другие места: где перспективней, как им казалось, творить или где попросту больше платят. Все годы с основания в труппе большая нехватка мужчин.

Виталий Черников пишет в своей статье «Неподалеку от войны» о проблемах Борисоглебского театра 40-х годов: «О достижениях и творческих планах протоколы сообщают суконным, «партийным» языком — пока не начнется разговор о проблемах. То кто-нибудь заявит, что «париков в парикмахерском цехе уже недостаточно, а приобретенными вновь париками дирекция пользоваться не разрешает»… То парторг жалуется: «Чувствуется, что большинство работников думают только о себе, а не о производстве, и ждут момента, когда можно уйти из этого театра в другой».

Театр не раз пытались закрыть — в 1941-м, в 1952-м, в 1974-м, в 1991-м, но тихий подвиг борисоглебцев его каждый раз спасал.

А теперь о премьере

Премьерой спектакля «Шесть блюд из одной курицы» открылся новый, 79 сезон Борисоглебского муниципального драматического театра им. Чернышевского. Режиссер-постановщик — заслуженная артистка Воронежской области Анна Бондаренко.

Автор пьесы Ганна Слуцки, известный драматург и сценарист, написала лирическую комедию со множеством шуток и смешных моментов. И актеры правильно поняли задачу. Зрителей их игра не отпускала ни на секунду. Комедия комедией, но и драматические моменты стоят внимания. История главного персонажа Аркадия, который по вине матери вынужден был развестись с любимой женщиной. Он ее так и не смог забыть. Трагична судьба Илоны. Научный работник, она вынуждена кормить никчемного, но любимого мужа, и так как научная деятельность оплачивается низко, то ей приходится подрабатывать девушкой по вызову.

Сюжет простой: сердобольная мать, бизнес-женщина, хочет найти жену своему сыну и для этого покупает брачное агентство. Сам сын тоже преуспевающий бизнесмен, и сначала кажется, что
у него главная проблема в жизни — это слишком опекающая мать.

Общее неправдоподобие ситуации — как же маменькин сынок и его странная родительница смогли создать успешную фирму? — разбавляется некоторой правдой жизни. «Не в деньгах счастье», «Не родись красивой…» и т.д.

Шутка «завещай поставить на свою могилу банкомат, чтобы хоть кто-то к тебе приходил» — вызвала у зала восторг и сорвала аплодисменты, как и многие другие шутки.

К Аркадию являются претендентки, по-другому не скажешь, и каждая — это тип женщины. Полудура, увлеченная «духовным поиском»; проститутка, отягощенная сантиментами и почти материнской любовью к своему мужу; бизнесменша, где-то внутри брошенная девочка, но снаружи камень и закаленная сталь…

Очередная «невеста» героя оказывается его бывшей женой, которую мать давно выжила из дому. Мать раскаялась и такой способ изобрела, чтобы вернуть сыну любимую жену, но сначала решила сделать последнюю попытку. А вдруг одумается и влюбится в другую? Не влюбился. Любит прежнюю. После небольшого препятствия — хеппи-энд.

Несмотря на простоту истории, в пьесу и спектакль заложен и подтекст.

Мать хочет, чтобы жена ее сына умела готовить шесть блюд из одной курицы, но это не только экономия, как вы понимаете, это набор качеств.

Мама была этакой наседкой, она шла и на блуд, и на преступления ради единственного сына. Мама ищет такую же идеальную курицу. А еще она ищет такую же верткую и предприимчивую.

И вот эти шесть блюд, которые можно приготовить из одной курицы:

Отварить.

1) из одной половины бульона сделать плов

2) из второй — холодец

3) из грудок — котлеты

4) крылья в сухарях

5) из ножек — жаркое

6) из потрошков — суп.

Несмотря на то, что мать вернула бывшую жену сыну, ее «шесть блюд» та не сможет теперь забыть. Вирус внедрен. Она точно станет такой, как хотелось маме Аркадия. Идеальной женой.

Стоит отметить прекрасную хореографию и работу художника-декоратора.

Из актеров особенно интересно играла Татьяна Гущина, она показала три абсолютно разных женских типажа.

А также стоит отметить профессиональную игру Максима Кудрявцева, он сыграл Аркадия.

Об авторе:

Гриценко Александр Николаевич, драматург, прозаик, литературный и театральный критик. Более восьмисот статей в периодике о современной российской культуре. Автор диссертации «Концептуальная метафора в русскоязычной и англоязычной прессе. Лингвистический и исторический анализ». Председатель Международного правления Интернационального Союза писателей, первый заместитель главного редактора журнала «Российский колокол», член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств. Лауреат Общенациональной литературной премии «Дебют» в номинации «драматургия», литературно-театральной премии «Хрустальная Роза Виктора Розова». Награжден Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ медалью А.П. Чехова за большой вклад
в изучение и популяризацию творческого наследия этого автора.

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии журнала «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: