По следам уральской фантастики

IMG_20190919_171440

Над текстом работала: Анастасия Павлова

Четверг. Вечер. За окном гуляет ветер. Своими ледяными пальцами он безжалостно пробирается под пальто, заставляя невольно сжаться и зарыться носом в шерстяной шарф. Небо куксится и плачет с самого утра, будто девочка-подросток, страдающая от неразделенной любви. В Екатеринбург наконец-то пришла осень. Серая, промозглая, по-настоящему уральская.
А в библиотеке имени Крапивина тепло. Запутанные коридоры приведут в Малый зал, где уже вовсю идут бурные обсуждения. Семинар еще не начался, но участники «Аэлиты» не прекращают оживленные беседы даже во время перерывов. Собравшиеся здесь единомышленники настолько погружены в обсуждение дня, клонящегося к своему завершению, что не сразу замечают, что семинар уже пять минут как начался.
Пока все рассаживаются по местам, Борис Анатольевич Долинго (наш спикер на ближайшие полтора часа) объявляет тему семинара – «Критерии отбора текстов в журнал „Уральский следопыт“». Вот уже 12 лет Борис Анатольевич лично занимается в нем разделом фантастики. Крайне внушительный срок. Наверняка за эти годы накопилось много всяких интересных секретиков.
Пришло время их раскрыть. Какие тексты попадают в журнал, почему Борис Анатольевич не любит фэнтези и какие проблемы возникают во время верстки? Но сначала немного истории.
А она, надо сказать, у «Уральского следопыта» обширная. Журнал без перерывов выходит аж с 1958 года. Изданию всегда удавалось держаться на плаву и оставаться востребованным несмотря ни на что.
Естественно, за столько лет случалось всякое – у издания бывали и темные полосы. Например, когда-то в разделе «Фантастика» работали исключительно неопытные студенты-практиканты. Неудивительно, что тогда в раздел фантастика попадали все тексты, присылаемые в редакцию. Даже самые плохонькие. Борис Анатольевич с ужасом вспоминает это тяжелое время.
Впрочем, сейчас все хорошо. Под свой раздел фантастики Долинго удалось отвоевать площадь в сто тысяч знаков и даже превратить ее в отдельный вкладыш внутри журнала. «Любители могут вынуть вкладыш из журнала, переплести и получить сборник фантастики „Уральского следопыта“» – с особой гордостью отмечает он.
Сам раздел фантастики для удобства Долинго делит на четыре подраздела. В «Сумме технологий» публикуется критика и публицистика. Это самый проблемный раздел, материалы в нем выходят редко. Долинго признается, что сейчас не так уж легко найти качественные критические обзоры. «Законы Вселенной» – ниша для научной фантастики. «Координаты чудес» – раздел для не самого любимого жанра Бориса Анатольевича (к этому мы еще вернемся), а именно для фэнтези. И, конечно, «тривиально названный» сатирический раздел «Повод для улыбки».
Неожиданный вопрос от слушателей: «А в какой раздел стоит поместить Кафку?». Первые ряды буквально оживают, и вдруг в зале начинается жаркая дискуссия. Видимо, это действительно животрепещущий вопрос.

Когда спор наконец затихает, Борис Анатольевич рассказывает о том, как же он заполняет свои тридцать четыре полосы и какие сложности возникают. Как оказалось, это целая наука. Отобранные рассказы под опытным взглядом Долинго превращаются в пазлы, которые необходимо разместить так, чтобы сложилась единая картинка и в процессе верстки все влезло и встало на места. Сейчас Борис Анатольевич с легкостью справляется с этой задачей, хотя порой приходится чем-то жертвовать – именно поэтому не всегда все подразделы «наполняются» и присутствуют в выпуске.
Не успел зал «остыть», как мы незаметно подобрались к очередной неоднозначной теме. Фэнтези. С ним у Бориса Анатольевича отношения непростые. «Нечего людям забивать голову тем, чего не может быть» – вот уж сказал, как отрезал. «Человек – такая прагматичная скотина, если бы вся эта магия существовала, то он бы давно юзал ее себе во благо». Подобного рода утверждения зал встречает новой волной шепотков и возгласов.
Оставшееся время уходит на обсуждение, критериев отбора материалов в «Уральский следопыт», как и было заявлено в теме семинара. Эти пункты оказываются жесткими, но справедливыми. По мнению Бориса Анатольевича, для фантастики первостепенную важность имеет неожиданная развязка и убедительность сюжета. Тут наш спикер всегда ставит себя на место читателя и решает, будет ли ему интересно это произведение. Подобный кропотливый подход действительно подкупает.
Неожиданным, но не менее важным мерилом для «Уральского следопыта» оказывается редактура текста. Тут Долинго не может обойтись без упоминания добротной работы советских редакторов: никаких стилистических ошибок и отличная грамотность.
Буря, поднявшаяся за окном в начале семинара, потихоньку стихает. Как и обсуждения в зале. Последние робкие вопросы от слушателей – и тишина. Выдался отличный и, что не менее важно, продуктивный диалог между спикером и залом. Однако все хорошее имеет свойство заканчиваться. На часах 18:00, а значит, и семинар подошел к своему завершению.

 

Поделиться новостью в социальных сетях:

Подписка на новости журнала «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: