ВЕСЕННИЕ ВСТРЕЧИ НА  ЛОНЕ  ПРИРОДЫ: или как я побывал на конференции «РОСКОН-2019»

Автор: Сергей Каратов

В субботу 6 апреля я принял участие в работе литературной конференции «Роскон-2019», которая проходила в подмосковном пансионате «Лесные дали». Теплый солнечный день. Прекрасный сосновый лес окружает пансионат. Много творчески одаренной молодёжи, а также встречаются и маститые фантасты, известные прозаики и поэты, критики и литературоведы.

Понравилась лекция Александра Гриценко «Постмодерн как философское явление и постмодернизм как художественный метод».

Чувствуется, что Саша изучил тему основательно (не зря готовит её на докторскую диссертацию)! Беседа велась живо, интересно, с демонстрацией неких «постмодернистских закидонов», производимых двумя прелестными дамами прямо на сцене. Они рвали бумагу и швыряли её в зал, садились спиной к зрителям, пританцовывали за спиной лектора.

У нас на занятиях в Литинституте эта тема не поднималась. Я бывал и на международных форумах, но и там тема модерна не звучала в докладах видных мастеров литературы.

На других площадках, в том же Доме литераторов, я не видел объявлений по подобной тематике, пошел бы с удовольствием. Поэтому ясной картины обо всех этих явлениях предмодернизма, модерна и постмодернизма в масштабе всех областей человеческой деятельности я не имел, эти понятия оставались для меня белым пятном. Оказывается, явление это затрагивало религию, философию, семейные отношения…

Разве что постмодернизм в литературе я ещё как-то себе представлял и даже поучаствовал в его утверждении на российской литературной ниве своей поэмой «За-дам-с»… Так, Саша Гриценко назвал это явление «чужой среди своих», имея в виду, что постмодернизм у нас ещё не особенно прижился. В своей поэме я внес свой термин «ПОСТРЕПРЕССИОНИЗМ», который наш народ на себе прочувствовал за годы смутного периода становления Советской власти.

Зал активно реагировал на интересные примеры, которые лектор приводил в связи с теми странностями и метаморфозами, которые наблюдались в мире художников, писателей, философов. Я очень благодарен Саше за эту глубокую и блистательно проведённую лекцию!

Послушал я выступление главного редактора «Литературной газеты» Максима Замшева – и тоже нашел ряд интересных его суждений о литературном процессе наших дней, когда при отборе произведений на премии или для публикаций в литературных изданиях учитывается эффект массовости спроса, а не качество самих произведений. Пример он привел из отношения Министерства культуры РФ к работе музеев: чем больше народа посещает музей, тем он лучше… При  этом не учитывается богатство и качество его экспозиций. Эта тема всегда была для меня очень важной, поскольку на авансцену выходят довольно слабые, но весьма пробивные литераторы, а подлинные творцы остаются за бортом… Максим Замшев обещал устранить эту погрешность хотя бы на страницах вверенной ему «Литературной газеты», призвав активнее участвовать в работе этого издания своими произведениями и дискуссиями по наболевшим вопросам.

Участвовал я и в диспуте с писателем-реалистом,  который представлял яркий и успешный Роман Сенчин.

Его оппонентом выступил писатель-фантаст, тоже уважаемый читателями, Вадим Панов. Арбитром для них стал Александр Гриценко, который сидел на сцене конференц-зала между ними.  Роман Сечин отметил, что реалистическая школа основана на знании писателем глубинной жизни со всеми её корневыми связями, уходящими в далёкую старину. Фантаст Вадим Панов утверждал, что фантазия зародилась на заре европейской цивилизации начиная с мифологии античности. Она призвана возвышать реальность. Основа современной фантастики лежит на платформе научных открытий XIX века… Возникли дебаты с залом, где нашлись несогласные с данной точкой зрения. Открытия продолжились, и  в особенности в XX веке. А сейчас литература пребывает на мелководье…

Роман Сенчин высказался, что в XIX веке родилась великая русская литература, и она была не фантастической…

Фантаст Вадим Панов, в свою очередь, обвинил современных писателей-реалистов, что они до сих пор не написали роман о распаде СССР, в то время как подобное сделал Шолохов, взявшись за тему падения Российской империи в своем романе «Тихий Дон». Роман Сенчин объяснил, что отдельные писатели затронули эту тему и создали у читателей целостное представление о распаде Советского Союза.

Я попросил слова и сказал, что такой роман, если бы он даже был написан, не был бы издан в наши дни.

Причиной тому могло быть элементарное отсутствие финансирования. Да и тема слишком щекотлива для влиятельных кругов нашего истеблишмента, которые сами поучаствовали в развале страны. Мне возразил Вадим Панов, что роман мог быть опубликован, другое дело, что его бы не стали пропагандировать наши СМИ и литературные критики. Я отчасти согласился с его мнением.

Роман Сенчин сказал, что писателей-реалистов представляют в книжных магазинах одной полкой, а фантастов чуть ли не десятью…

На это суждение я тоже ответил своим высказыванием. Реалистическая проза затрагивает проблемы окружающей нас жизни, а люди, и без того натерпевшиеся житейских драм и серости буден, хотят отвлечься на пусть и выдуманную, но красивую жизнь, где есть благополучный исход для героев в трудной ситуации,  где есть неизведанные миры и много небывалых открытий.

И снова активно проявил себя зал, представляющий  писателей обеих школ. Словом, дискуссия состоялась, мнения были услышаны, а выводы каждый будет делать сам…

Я тоже сделал для себя вывод, что надо чаще бывать на таких конференциях, которые организует и устраивает Интернациональный Союз писателей.

В перерывах я имел возможность повидаться с моими друзьями: приехавшими на этот писательский форум критиком и поэтом Евгением Лесиным, с писателем Романом Сенчиным, руководителем семинара поэзии на «Роскон-2019» Андреем Щербак-Жуковым.  Пообщался я и с главным редактором «Литературной газеты» Максимом Замшевым, с писателем-фантастом Сергеем Лукьяненко, с поэтами Владимиром Голубевым,  Антоном Свириденко и  Олегом Шевченко.

Конечно, я хочу выразить благодарность Александру Гриценко за его приглашение на запоминающееся и полезное для меня мероприятие!

Впечатлений осталось много, особенно от общения с творческой молодежью, выгодно представленной на этой конференции. Люди были из разных краев и городов России. Я познакомился с интересными людьми из Рязани: девушка и парень, оба поэты. Мы сидели в кафе, они мне читали свои стихи, а я что-то высказал им, имея многолетний опыт ведения литературной студии в Москве.

Мне понравился шестилетний фантаст Стёпа Битюцкий, который в фойе главного корпуса раздавал автографы. Его первый рассказ опубликован в сборнике ростовских фантастов. При нем были его родители. Степин папа Сергей Битюцкий сам является членом ростовского клуба фантастов. К концу дня Стёпа устал, его головка клонилась на мамино плечо. Да, нелегко дается слава…

Форум ещё продолжался, должны были вручить награды победителям конкурсов, но мне уже надо было возвращаться домой. В автобусе я написал стихотворение, тронутый впечатлениями от весеннего леса. Пусть простят меня читатели, что я вношу в свой рассказ лирическую ноту.

ПОТРЯСЕНЬЕ

Спастись пытается сугроб
На дне оврага,
А зайцы бегают без троп,
Цветёт коряга…

И первоцветов островки –
Шмелям раздолье…
Налились соком лепестки,
Живой водой ли?

Душе вольготно от щедрот
В лесу весеннем.
Природы вечный приворот
Схож с потрясеньем.

К своему вящему удивлению, около метро «Молодёжная я увидел памятник мудрецу Востока Ходже Насреддину, который всегда нравился мне своей тонкой и изысканной манерой высмеивать богачей и глупцов. Мне кажется, новой писательской поросли следовало бы поучиться у Насреддина его мудрости, которая пережила не одно столетие.

6-7  апреля 2019 г.

 

 

Поделиться новостью в социальных сетях:

Подписка на новости журнала «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: