Виктория Балашова: реальная фантастика

DSC_4684

«Роскон», крупнейший в России фестиваль фантастики, уже третий раз подряд проходит в двух местах: в Москве и за городом, в подмосковном пансионате «Лесные дали». Загородное мероприятие, которое официально называется литературной конференцией по вопросам фантастики, иногда в кулуарах именуют «сельским», что придает ему романтичный, уютный оттенок. За окнами пансионата в этом году то начинала кружить метель и небо затягивало тучами, то вспыхивало яркое солнце – погода в течение дня менялась постоянно, рисуя совершенно фантасмагорические картины. А в воздухе повисло слово «любовь»: как-никак уже стоял на дворе март, и значит, несмотря на снег, пришла весна. Фантастические парочки прогуливались по холлам, заглядывали на семинары, сидели по барам и привлекали к себе внимание: все красивые и яркие. Фантастические женщины имели флер таинственности и позировали фантастическим фотографам, выставляя напоказ ножки, дразнящие фантастических мужчин. Последние пытались перед лицом весны сохранять спокойствие и напускать на себя деловой вид. Удавалось подобное не всякому, но, например, член оргкомитета Олег Колесников справлялся со своей задачей великолепно, и как какой-нибудь лама, встречающий очередного туриста на Тибете, выдержанно отвечал на все вопросы участников фестиваля, казалось, не исчезая из центрального холла ни на минуту.

Зачем же едут люди на «Роскон» (и активно едут, заметим)? Пообщаться, принять участие в семинарах? Что привлекает именно в данном фестивале, чем он так отличается от остальных подобного рода мероприятий? Александр Гриценко (Москва) – драматург, прозаик, литературный критик, председатель Международного правления Интернационального Союза писателей, отвечая на эти вопросы, сказал следующее:

DSC_4697

– Я не могу не ехать на «Роскон», так как являюсь членом оргкомитета конференции. Для меня это прежде всего встреча со старыми друзьями. Многие живут не в Москве, а в регионах или даже за границей, «Роскон» – это повод для встречи. Начинающим авторам такое мероприятие дает очень много. Прежде всего, возможность выделиться. Это очень важно. Сейчас пишут все, а читают единицы. Поэтому очень важно участвовать и побеждать в литературных конкурсах, получать премии, важно, чтобы о вас писали рецензии в газетах. Это вас выделяет из серой массы пишущих. Так у вас есть шанс найти своего читателя. «Роскон» дает эту возможность. В рамках мероприятия много конкурсов – например, уже легендарный конкурс «Рассказ за час». Авторы получают тему путем жеребьевки, а потом за час под наблюдением участников и жюри пишут художественный текст. В этом году был закрытый конкурс имени Куприна, только для делегатов ИСП. Тоже интересный проект, так как тут не просто присуждают звания и места, а разбирают каждый текст. Это очень полезно для авторов. В рамках «Роскона» проходят мастер-классы Лукьяненко и Перумова, то есть дается возможность получить информацию о том, как стать успешным писателем, из первых рук. Организуется масса конкурсов и премий. Как правило, уже не первый год, как на этом конвенте, так и на других крупных мероприятиях, львиную часть призовых мест получают делегаты ИСП. Это и понятно – многие наши авторы прошли литературные курсы. Со многими мы работаем усиленно: продвигаем, пиарим, объясняем конъюнктуру рынка и литературного мира. Они подготовлены к любым творческим соревнованиям.

DSC_4700

Похожие мысли высказал и известный автор, член ИСП из Санкт-Петербурга Лев Лапкин (псевдоним Саша Кругосветов). Отметим, что Кругосветов в прошлом году получил приз «Серебряный Роскон», а в этом был отмечен специальной премией оргкомитета. Писатель во многом повторяет мысли, высказанные Александром Гриценко:

– Такие мероприятия абсолютно необходимы. Писатель должен иметь профессиональный круг общения. Знать, что волнует коллег, какие задумки у признанных мастеров, какие появились новинки. Послушать признанного мастера, работающего в фантастике или фэнтези за рубежом. На мой взгляд, как правило, крупные таланты выходят из соответствующих обойм – русские футуристы, вечера в Политехническом, Серебряный век русской поэзии. Из «Сторк-клуба» и ресторана «Лу» вышли Сэлинджер и Капоте. Начинающим авторам полезно поучаствовать в мастер-классе, который проводит кто-то из признанных и сложившихся писателей. Кроме официальных мероприятий очень важны неформальные контакты. Плюс встречи с издателями, редакторами журналов.

Поделилась своим мнением и Олеся Русалева (Ковров) – журналист, прозаик, один из организаторов крупного Владимирского фестиваля «Букфест»:

– Чем отличается «Роскон» – «Роскон» выделяется массовостью и возможностью увидеться с теми, с кем ты знаком только по книгам и Интернету. Это самый массовый конвент, на который приезжают писатели со всей России – от Сахалина до Калининграда. Зачем он авторам? Каждый автор существо замкнутое, а на данных мероприятиях может встретиться с коллегами, обсудить внутрицеховые вопросы, пообщаться с родственными душами и встретиться со своими читателями в рамках фестиваля. Данные мероприятия просто необходимы для повышения качества литературы, поскольку именно здесь можно обменяться опытом и получить советы более удачливых товарищей. Для фэнов «Роскон» – вообще рай: огромное количество читателей могут увидеть вживую любимых писателей.

DSC_4757

Еще один член ИСП, писатель Айнур Сибгатуллин (Москва), пятый год подряд приезжает на «Роскон»:
– Нравятся организация конвента, мероприятия, общение с такими же, как я, авторами с теми же проблемами и «тараканами в голове». Мне, как и большинству, хочется с максимальной пользой провести время. Это значит, что нужно по максимуму посетить интересные мастер-классы и конкурсы. Год на год не приходится, иногда бывают конвенты менее удачные, но в этом году было все удачно организовано.
Айнур поделился и своими впечатлениями от конкретных мероприятий. Знаменитой «фишкой» фестиваля является упомянутый выше Александром Гриценко конкурс «Рассказ за час». Спецприз от Интернационального Союза писателей получили два участника: Сибгатуллин и… Майкл Суэнвик, известный американский писатель-фантаст, почетный гость «Роскона» этого года, которому во время закрытия торжественно вручили паспорт члена ИСП.

– В конкурсе «Рассказ за час» я участвую в пятый раз, – говорит Айнур Сибгатуллин, – и только сейчас смог получить высокую оценку. Почему участвую? Я люблю, когда мне бросают вызов в таких интеллектуальных ристалищах. К тому же я каждый день живу в режиме цейтнота на работе, когда менее чем за час мне нужно написать юридически выверенный документ. А еще я шахматист, играющий блицы на 5 или 10 минут почти каждый день. В общем, дело привычное. На этот раз я писал с нуля – никаких заготовок, чистая импровизация. Поэтому и стал лауреатом, наверное.

Понравился Айнуру семинар Олди «Серьезный разговор с известными соавторами-фантастами об участии пишущей братии, книжном рынке, пиратах и проблемах литпроцесса», а также тренинг Олеси Русалевой по ораторскому искусству:

– Я в свое время побывал на немалом количестве подобных тренингов. Многие вещи мне потом пригодились и в суде, и во время других публичных выступлений. В этот раз ведущему объективно было трудно за такое короткое время провести полноценный мастер-класс. Поэтому не все получилось удачно. Но я бы хотел, чтобы подобные тренинги были в программе. Понравился семинар Дмитрия Руса. Мне близки многие вещи, которые Дмитрий почерпнул из бизнеса. Не со всем я согласен. Но в ходе семинара Рус дал массу полезной информации, общение было острым, интересным. Я воспользовался возможностью показать гранки своего сборника, планируемого к выходу под эгидой ИСП, и обсудить с ним обложку, название, аннотацию и даже вариант использования мною псевдонима!
Всем бы участникам быть такими активными, как Сибгатуллин. Он действительно использовал все возможности «Роскона» на полную катушку и даже попал в финал еще одного известного конкурса – «Роскон-грелка»:

– Я вышел в финал конкурса, и мой рассказ, занявший десятое место, открывает сборник «Арктика online», изданный по итогам конкурса. Опять же рекомендую не упускать случая потренироваться в написании рассказов, а заодно получить шанс на публикацию. А сам очный финал «Грелки», где авторы анонимно судят по гамбургскому счету друг дружку, – дорогого стоит. В игру «Интеллектуальный детектив» играю уже четвертый год подряд. В прошлом году мы расследовали убийство на съемочной площадке «Игры престолов». В этом году была средневековая фэнтези. Дико смеялись!
Саша Кругосветов тоже поделился впечатлениями о некоторых мероприятиях:

– Мне лично были интересны выступление Сергея Лукьяненко о творческих планах, встреча с Дмитрием Байкаловым о тематике ближайших выпусков журнала «Если», мне всегда интересны выступления Панченко, его выступления на любую тему – и о Пушкине, и о летающих динозаврах. Послушал интересный литературный разбор и комментарий Лукина в конкурсе «Рассказ за час». Понравился фантастический проза-слэм, он прошел очень интересно – как благодаря высокому качеству представленных текстов, уровню их художественного прочтения, так и благодаря обаянию и раскованности ведущего – Андрея Щербака-Жукова. На городском «Росконе» произвел впечатление размах мероприятия, и в первую очередь шоу – огромное количество героев фантастики и фэнтези в потрясающе интересных, ярких и разнообразных костюмах. Очень красивые парни и девушки в ярком праздничном параде-алле. Были интересные дискуссии, хорошо прошла ярмарка.
Олеся Русалева выделила то, что было интересно посетить ей:

– Участвовала в конкурсе «Рассказ за час», мастером и судьей на котором был Евгений Лукин. Конечно, было интересно услышать оценку своего творчества из уст человека, которого я считаю гением слова, великолепным писателем, прекрасным стилистом. С удовольствием поприсутствовала на фантастическом слэме, который вел Андрей Щербак-Жуков. Наверное, это мероприятие я и выделила бы из всех. Это был первый в своем роде слэм, эдакое начинание, и прошел он презабавно и весьма удачно. Даша Зарубина, читающая отрывки из своих произведений, была восхитительна. Как и многие другие, впрочем. Такой же слэм мы сделаем с Андреем и у нас на «Бу!фесте». Интересной была лекция-перформанс «Создаем музыку в домашних условиях, или Как научная фантастика пришла в каждый дом и стала реальностью», которую проводил Евгений Харитонов. С удовольствием поприсутствовала на презентации конвентов «Летучий фрегат» (Севастополь) и «Юникон» (Минск). Поскольку я сама организатор фестиваля, мне, конечно, было интересно обсудить ряд вопросов с коллегами из других городов.

DSC_4761

В целом мнения участников не сильно разнятся. Каждый нашел для себя мероприятие по интересам и сумел вынести что-то безусловно полезное на будущее. Лично автору статьи приглянулась читка фантастических пьес, проведенная Натальей Якушиной. В читке также приняли участие Александр Гриценко и делегат от ИСП Наталия Имприс. Все получили колоссальное удовольствие, и Наталье, организовавшей этот интересный конкурс пьес, хочется посоветовать только одно: придать ему куда больший размах! Интернациональный Союз писателей, являющийся наравне с издательством «Эксмо-АСТ» одним из спонсоров «Роскона», привез на фестиваль собственную многочисленную делегацию. Делегаты от ИСП имели возможность участвовать и в закрытых мероприятиях, организованных Союзом. Что приятно – на них присутствовали в качестве «вольных слушателей» и другие участники фестиваля.
– Побывал на одном из семинаров, где прозвучали доклады членов Союза, к которому принадлежу и я! Вообще сообщество ИСП выделяется на конвенте среди тусовки фэндома – не из-за возраста, а, видимо, каких-то трудно формулируемых признаков авторов мейнстримщиков. Тем не менее было интересно послушать некоторые эмоциональные нерафинированные выступления. Кипели страсти, было весело! – прокомментировал Айнур Сибгатуллин одно из мероприятий ИСП.

Последняя ремарка очень верно описывает происходившее: делегаты не остались равнодушными ни к одному из проведенных мероприятий. В первый день был организован «круглый стол», сопровождавшийся записью для последующего выпуска радиопередачи. «Круглый стол» вели председатель правления ИСП, прозаик, драматург Александр Гриценко, поэт, журналист Андрей Щербак-Жуков и автор статьи – прозаик Виктория Балашова. Ведущие сначала побаивались, что заявленная к обсуждению тема – «Конкурентоспособность российских авторов на западном издательском рынке» – не вызовет большого энтузиазма у публики, но были не правы! Авторы, как начинающие, так и снискавшие уже успех у читателей, активно ринулись в «бой». Радует, что они не просто хотят переводить свои произведения на другие языки, но и четко представляют себе, в какой конкретно стране могли бы стать интересны людям.

На второй день делегаты зачитывали подготовленные для конференции доклады. Казалось бы, сухой формат доклада не подразумевал сильного накала страстей. Однако просто так, тихо-мирно, доклады прочесть не удалось никому! Комментарии, ремарки из зала (надо сказать, вежливые и выдержанные) сопровождали каждое выступление. Из-за подобной активности выступить смогли далеко не все, но Александр Гриценко сразу заверил делегатов: их труд не пропадет, доклады будут опубликованы в специальном сборнике. Если бы не следующее за докладами мероприятие «Роскона», участники так и не разошлись бы, но расписание есть расписание…

Третьим и, пожалуй, наиболее захватывающим мероприятием стало обсуждение итогов закрытого рассказного конкурса имени Куприна. Желающие принять участие в конкурсе делегаты должны были заранее выслать свои работы членам жюри (Александр Гриценко, Андрей Щербак-Жуков, Виктория Балашова и Саша Кругосветов).

– Мне кажется, на «Росконе» достаточно интересно прошли все мероприятия ИСП, – поделился впечатлениями Кругосветов, – и в первую очередь конкурс прозы на премию имени Куприна. Было много рассказов явно невысокого уровня. Но было несколько очень приличных работ.

roskon

Действительно, для целого ряда авторов попытка участия в подобном конкурсе была пробным камнем на тернистом пути в литературу. Но камнем, который, если можно так выразиться, попал в цель: в начале обсуждения был проведен семинар, в котором автор статьи выделила основные ошибки конкурсантов, дав рекомендации по их устранению. Гриценко, Щербак-Жуков и Кругосветов активно давали комментарии по ходу семинара, приводя примеры из собственной творческой жизни, а также высказываясь по поводу конкретных присланных на конкурс работ. В конце участников ждала приятная процедура награждения.
В заключение хотелось бы отметить тех, кто из членов Интернационального Союза писателей получил по итогам «Роскона» награды и премии:

  • «Большой РОСКОН» (за вклад в фантастику): Майкл Суэнвик
  • Премия им. Александра Ройфе: Евгений Харитонов «Фантастический печатный самиздат 1966-2006 гг. СССР. СНГ. Россия»

Специальный приз оргкомитета: Саша Кругосветов
Роман:
3 место («Бронзовый РОСКОН»)
Сергей Лукьяненко «Шестой Дозор»
Повесть, рассказ:
3 место («Бронзовый РОСКОН»)
Евгений Лукин «Прошка с большой буквы»
Рассказ за час: спецприз от Интернационального Союза писателей – Айнур Сибгатуллин, Майкл Суэнвик.
Гран-при в конкурсе рассказов имени Куприна получил Владимир Шмельков, 1 место разделили Герман Наумов и Надежда Колышкина, 2 место – Андрей Шаргородский и Павел Романец (Виктор Акатов), 3 место – Александра Окатова и Валерий Богушев.
Выражаем благодарность организаторам «Роскона», приложившим массу усилий для того, чтобы литературный праздник состоялся.

Поделиться новостью в социальных сетях:

Подписка на новости журнала «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: