Монолог

Владимир ФАЛИН | Проза

Фалин

Цирк не театр, он не имеет своей труппы. Если в репертуаре театра 15 спектаклей, то только потому, что актёр выражает свои чувства в словах, и он может играть во всех 15 спектаклях. Способность говорить имеет одну природную суть. Отработать все существующие трюки, являющиеся основой циркового искусства, не представляется возможным, потому как это связано с физической деятельностью. Произнести слово или встать на руки — это не одно и то же.

Трюк — физическое действие, недоступное и ненужное для обычного человека, а значит, не обязателен к обучению. Это выразительное средство циркового искусства. Навыки эти можно  приобрести в спортивных школах. Тело каждого человека от природы имеет своё предназначение и предрасположенность к определённой физической деятельности. Чтобы обучиться трюку, требуется большое количество правильных повторений, а значит, сопряжено с большими энергозатратами. Произношение слов таких затрат не требует. Физическому действию обучают ребенка, когда он учится ходить, это необходимо. Всем другим хитростям обучают в специализированных школах. Танцу — в хореографическом училище, спорту — в спортивных школах, музыке — в музыкальной школе. Что интересно, даже вокальное искусство ограничивается репертуаром певца. Казалось бы, голосу подвластно всё, однако это не так.

Многие считают, что физическая деятельность человеку не обязательна. Без гимнастики можно прожить, утверждают они, как и без бега, и лишь немногие находят в нём смысл жизни. Умственная деятельность для таких людей — главная цель в жизни. Цирковая деятельность предполагает большой физический труд. Даже в одном жанре невозможно освоить всех трюков. Врождённая особенность тела каждого индивидуума вступает в конфликт с обучением. Одним удаются одни трюки, другим иные. Невозможно с одинаковой степенью мастерства освоить и исполнять все трюки. Цирк — это здание, цирковое искусство прямого отношения к нему не имеет. Номера можно демонстрировать и на любой другой площадке. Специфика цирка как здания — это 13-метровый в диаметре круглый манеж, удобный для конных номеров. Это стандарт для всех цирков мира. Там, где нет конных номеров, круглый манеж не обязателен. Цирковое здание — это наиболее удобная площадка для демонстрации номеров, связанных с риском для жизни, где особенно ценится культ силы, смелости, красоты.

Когда узнавали, что я артист цирка, мне очень часто говорили нелицеприятные слова, желая обидеть и даже унизить:

— А вы знаете, мы так не любим цирк, у вас ведь там не пойми что творится.

На что я никогда не обижался, в ответ лишь говорил:

— Вы и оперу не любите.

— А как вы угадали? — удивлялись они.

Я действительно угадал, но если вам в цирке всё понятно, то  в опере вам не понятно ничего, вот вы и отвергаете две крайности. Это противоположные друг другу виды искусства. Меня никогда не обижало и более резкое отношение к цирку, и к нам, артистам.

Об авторе:

Владимир Фалин, родился в Москве 2 июля 1941 г.  в простой рабочей семье. Будучи несовершеннолетним, пошел работать на стройку, доучивался в вечерней школе. С самого детства занимался гимнастикой и акробатикой. Три года служил в армии. После армии пошел работать на завод. Стал мастером спорта СССР по гимнастике и акробатике. В возрасте 30 лет, имея хорошую физическую подготовку, ушел работать в цирк. Стал воздушным гимнастом, лауреат 2 Всесоюзного конкурса артистов цирка. Разработал методику физического, духовного  и эмоционального развития детей через искусство цирка. Занимается педагогической деятельностью. Имеет более 50 учеников, которые работают почти все за рубежом. Окончил Институт культуры. Написал две книги рассказов: «Паяцы» и «Красный карьер».

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии альманаха «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: