Музыка в стиле фаду

Валерий КАМЕНЕВ | Проза

vechernee-more

Мы с моим другом Вадимом сидим в ресторанчике, уютно расположившись на открытой террасе с прекрасным видом на старинную генуэзскую крепость, нависающую над гаванью, плотно забитую белоснежными яхтами всевозможных размеров и форм. В ресторанчике подают блюда из морепродуктов, которые можно самому выбрать из тех, что небрежно разбросаны на горке матовых ледяных кристаллов в прозрачной холодильной камере.

Ресторанчик полюбился еще и тем, что в нем всегда звучит прекрасно подобранная музыка. Порой она кажется очень знакомой, много раз слышанной, в то же время, весьма своеобразной – по стилю, по аранжировке. Вадим понимает толк в этом деле. Кроме музыкального образования он обладает каким-то особым врожденным чувством восприятия музыки. Одним словом, является тонким ценителем и слывет меломаном.

Я, пытаясь проявить хотя бы элементарное знание музыкальных ритмов планеты, комментирую звучащую мелодию:

– Это что-то из итальянского или из греческого. Греческие мелодии часто бывают такими же задушевными и немного печальными.

– Ты почти угадал. Удачно охарактеризовал самую суть. Именно – «задушевными и немного печальными». Но эта мелодия не греческая и не итальянская. Хотя в ней частично использованы и те, и другие мотивы. А, вообще, это особый, в мире не очень распространенный, музыкальный стиль. Когда я слышу подобную музыку, вспоминаю эпизод из свой жизни, случившийся очень давно. Почти в юности. Еще тогда, когда отдыхать мы ездили не на Бали, а на милое сердцу Черное море.

В тот год я проводил летнее время в Адлере, в одном из пансионатов возле дома отдыха «Правда». Плавать я люблю ранним утром, вместе с восходом солнца. Никто не мешает – не носятся моторки, не вылавливают тебя радостно спасатели. Обычно заплываю далеко за буйки. Вот и в то утро, как обычно, плыву в сторону горизонта. Буйки остались позади. Неожиданно обнаруживаю впереди себя еще одного пловца. Догоняю. Оказалось – девушка. Технично плывет. Кролем. Вскоре мы оказываемся на параллельных курсах и постепенно сближаемся. Поскольку во время вдоха мы поворачиваемся навстречу друг другу, есть возможность обмениваться короткими фразами. Поздоровались.

– Откуда?

– Из Москвы.

Завязывается разговор. Звать Валентиной. Выясняется, что в Москве посещаем один и тот же бассейн – «Чайка». Мастер спорта. Нет, не по плаванию. Волейбол. Тренируется рядом с бассейном в специализированном волейбольном спортзале, который в народе зовется «сороконожкой». Из моря выходим вместе. За те 15-20 минут, в течение которых мы совершали наш неожиданно случившийся совместный заплыв, почти подружились. Валентина в мягких лучах утреннего солнца выглядит весьма привлекательно. Я бы даже сказал – притягательно. Афродита, выходящая из пены моря. Как известно из древнегреческой мифологии, эта богиня любви обладала неотразимым мистическим притяжением, способным сразить даже сурового Посейдона, каковым я сам себя в тот момент ощущал.

Договариваемся о совместном купании вечером, после захода солнца. Настраиваюсь на романтический вечер – ночное купание, кафе, шампанское. Прогулка по набережной под луной…

К заходу солнца я – в назначенном месте. Ждал долго. Когда стало ясно, что Валентина не придет, почувствовал себя обманутым и заброшенным. Неожиданный подарок судьбы обернулся рухнувшими надеждами. Афродита, вышедшая из пены морской, оказалась лишь утренним видением, миражом. Возникло чувство вселенской грусти и жалости к себе.

И тут со стороны парка я услышал мелодию, которая на все сто соответствовала моему настроению. Высокая печаль мелодии легла на мою грусть и совершенно неожиданно как бы растворила ее. Я целиком переключился на восприятие музыки. Звучала музыка в необычном, тонком стиле – фАду. Стиля игры на португальских гитарах, рожденная на лиссабонских окраинах и объединившая мотивы средиземноморских мигрантов, оторванных от родины. Музыка, навеянная чувствами одиночества и надежд, ностальгии и грусти по тому, что могло бы произойти, но так и не случилось.

Так и не случилось. Не случилось что-то такое… Что-то новое, высокое. Не случилось чувство. Не случилась мечта. Не случился новый поворот…

Нет, Афродита здесь не при чем. Просто по жизни – не случилось. И сейчас это я почувствовал, как никогда. В этом и состоит один из секретов этой музыки. Музыки в стиле фаду.

– Вот так-то, – добавил Вадим.

Подумалось: «Не прав Вадим. Ведь что-то же случилось, раз надолго запомнилось. Что-то душу затронуло, всколыхнулись чувства… »

Я вновь вслушался в звучащую мелодию. Показалось, что мне удалось уловить эту песнь грусти. Она о мечтах и разочарованиях… Человек грезит мечтами, а жизнь забирает силы и ничего не оставляет для воплощения мечты. Грезы уходят в разряд несбыточной мечты. Такова жизнь?

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии альманаха «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: