Таймер

Евгений СТАВЦЕВ | Проза

Евгений СТАВЦЕВ

Генка и Лёшка сидели за кухонным столом и жевали бутерброды с маслом. Генкина мама ещё не вернулась домой с работы, а потому Генка, оставшийся за хозяина, мог спокойно распоряжаться тем, что лежало в холодильнике. Тем более, вернувшись из школы, да ещё после уличной прогулки, очень хотелось есть. Лёшка напросился в гости к Генке в надежде перехватить чего-нибудь вкусненького. Но Генка и сам не догадывался, что в его холодильнике, кроме небольшого кусочка сыра и пачки сливочного масла, больше нечем было поживиться. Ещё хорошо, что в хлебнице батон оказался. Сыр ребята съели быстро, а вот масла много не съешь.

— А ты чай умеешь разогревать? — спросил Лёшка друга, доедая второй бутерброд с маслом. — А то что-то пить захотелось.

Генка посмотрел на газовую плиту и, почесав затылок, сказал:

— Умею. Мне мама показывала, как зажигать огонь в конфорках.

Генка не так часто пользовался плитой, но в глазах Лёшки он решил показать, что может быть вполне самостоятельным. Тем более, очень хотелось горячего чаю.

Генка набрал в чайник воды и поставил на плиту.

— А у нас дома электрический чайник есть, — сказал Лёшка, видя, как замешкался перед плитой товарищ. — Нажал кнопку — и готово!

— Нажать кнопку любой дурак сможет, — ответил Генка. — Здесь система посложнее будет. Вон видишь, сколько здесь ручек, трубки всякие, цифровое табло и даже таймер с обратным отсчётом.

— А что это такое? — удивился Лёшка.

Генка умышленно тянул время, вспоминая, как пользоваться плитой, и поэтому когда Лёшка заинтересовался таймером, Генка решил продолжить рассуждения на этот счёт и развил тему.

— Это когда нужно тебе что-нибудь разогреть или сварить, то задаёшь таймеру нужное время, например, минут десять, нажимаешь на кнопку, и начинается обратный отсчёт времени — от десяти до нуля. И когда настаёт ноль, то раздаётся сигнал, что еда сварилась.

— Ух ты! — удивился Лёшка. — Я знаю, это как в космическом корабле перед стартом. Я по телевизору видел — цифры на табло показывают: четыре, три, два, один и вместо нуля раздаётся страшный грохот, потому что включаются реактивные двигатели и ракета улетает в космос.

Лёшка поднял недоеденный бутерброд вертикально вверх, изображая ракету, и сказал:

— А давай тоже включим таймер?

Генка, хотя и чувствовал себя неуверенно и сам ни разу не пользовался таймером, но видя, как уверен в нём Лёшка, решил не разочаровывать друга.

— Давай! — ответил он.

Он вспоминал, какие ручки нажимала и поворачивала мама, когда пекла пироги в духовке, она тоже пользовалась таймером.

Сперва Генка нажал и повернул первую ручку. Внутри плиты что-то щёлкнуло, и под чайником вспыхнул огонь. Генка даже вздрогнул от неожиданности.

Лёшка внимательно смотрел за действиями друга. Воодушевлённый первой удачей, Генка решил продолжить экспериментировать.

Он нажал и повернул вторую ручку. Опять послышался щелчок, и вспыхнул огонь на соседней пустой конфорке.

— Это же не таймер, — заговорил Лёшка.

— Я знаю, — серьёзно сказал Генка и добавил: — Это я работу всей системы проверяю. Чтобы не засорялись каналы, нужно каждый день включать огонь.

Пытаясь вспомнить, как включается таймер, Генка стал специально тянуть время, выдумывая на ходу разные небылицы о способах пользования газовой плитой. Он вспомнил всё, что знал о машинах, ракетах, реактивных установках и прочих механизмах. Сочиняя на ходу, Генка продолжал крутить ручки и нажимать кнопки. Теперь все четыре конфорки горели голубым пламенем.

В духовом шкафу, словно в окошке домика, загорелся свет, а таймер всё не включался. Но Генка, воодушевлённый рассказом и тем, с каким вниманием его слушал Лёшка, уже не переживал по этому поводу, продолжая сочинять и экспериментировать с кнопками плиты.

— У этого аппарата, как видишь, четыре сопла. Они даже похожи на реактивные двигатели. Если его перевернуть вверх дном, то огонь будет выталкивать батискаф вверх…

— Где батискаф? — недоумённо спросил Лёшка.

— Так вот же он! — Генка ткнул пальцем в духовой шкаф. — Там даже электричество есть, чтобы космонавтам не темно было, а через стекло они космос могут наблюдать и на Землю нашу смотреть. Только это стекло как-то по-другому у них называется.

— Иллюминатор?.. — совершенно очумев, проговорил Лёшка.

— Да, точно, иллюминатор! — подхватил Генка. — Свои скафандры и прочее научное оборудование и снаряжение космонавты хранят в специальном отделении.

Генка, показывая это отделение, выдвинул нижний поддон из-под плиты. На кухне громко загромыхали сковородки, которые там находились.

— А когда им необходимо выйти в открытый космос, что считается очень ответственным и очень опасным заданием, то космонавты привязывают себя к кораблю этими шлангами, — Генка показал на газовые трубки для подачи газа, — по которым они получают кислород и, держась за них руками, плавно парят в безвоздушном пространстве.

Воодушевлённый собственным рассказом, Генка вскочил на табуретку и, расставив в стороны руки, изобразил летающего космонавта.

— Вот это да! — выдохнул Лёшка и, немного опомнившись, показал на стеклянную крышку плиты: — А это для чего?

— Да как же ты не понимаешь?! Реактивные двигатели не могут работать постоянно. Они нужны космическому кораблю, чтобы вытолкнуть его в космос, а вот в космосе уже корабль, когда летает по орбите, получает энергию от солнечной батареи. Это солнечная батарея! Эх ты, Лёша!

Потрясённый до глубины души тем, что перед ним на кухне не обыкновенная газовая плита, а небольшой космический корабль, Лёшка, замерев, сидел на стуле и, широко открыв глаза и рот, смотрел на плиту. А над ним, стоя на табуретке, расправив руки словно крылья, парил космонавт-Генка.

Сквозь наступившую минутную тишину ребята услышали какое-то странное пиканье. Они взглянули на плиту, которая теперь им представлялась космическим кораблём. На цифровом табло высвечивались мигающие цифры: восемь, семь, шесть… Видно, совсем разошедшийся Генка сам не заметил, как нажал кнопку таймера.

Мальчики, затаив дыхание, уставились на табло — пять, четыре, три… Им казалось, что ещё секунда — и плита, оторвавшись от пола кухни, поднимется в воздух и улетит через окно в космос. Два, один…

В это мгновение, когда на табло должен был показаться ноль, чайник закипел и оглушил кухню пронзительным свистом, выпуская в воздух горячую струю пара, а плита разразилась сигнальным звонком, оповещающим о завершении работы таймера.

Генка упал с табуретки на пол, а Лёшка сполз под стул.

— Что это вы на полу сидите? — вдруг послышался голос вошедшей на кухню Генкиной мамы. — Вот какие молодцы, чайник вскипятили! Зачем только остальные конфорки и духовку включили, непонятно.

Мама выключила плиту и, нагнувшись к мальчикам, сказала:

— Вылезайте из-под стола, я вам вкусненького принесла. Сейчас будем чай пить.

Ребята вылезли из-под стола и увидели на столе коробку с заварными пирожными.

— Вот здорово! И пища как у космонавтов! — радостно сказал Генка.

— Это ещё почему? — удивился Лёшка.

— А потому, что космонавты едят пищу в виде кремов и пюре, которые выдавливают из тюбиков. Только мы эту еду сможем есть вместе с тюбиком, — сказал Генка и с довольным видом откусил пирожное.

— Угу! — подтвердил Лёшка, набив рот своим пирожным.

Мама приготовила чай, который ребятам показался таким вкусным и таким ароматным, что им казалось, что такого замечательного чая они никогда в жизни не пили. Маме пришлось наливать вторую и даже третью чашку.

Напившись чаю вдоволь, мальчики откинулись на спинки стульев и посоловевшими от сытости глазами посмотрели на газовую плиту.

— Да-а, хорошо быть космонавтом, — произнёс Лёшка.

Генка, вдруг очнувшись от минутного забытья, как будто вспомнив о чём-то очень важном, сказал:

— Слушай, Лёшка, айда в ванную комнату. Там такая стиральная машина!

— Какая? — перебил его Лёшка.

— Настоящий батискаф для подводных погружений на морское дно! И иллюминатор там круглый!

Мальчишки соскочили со своих стульев и побежали в ванную комнату навстречу новым приключениям.

4 октября 2013 г.

Об авторе:

Евгений Ставцев родился в Орле в 1972 году. Работает и живёт в Нижнем Тагиле. Директор историко-технического музея «Дом Черепановых». Лауреат премии имени О.Е. Клера — высшей музейной премии Свердловской области (2004 г.). Историк и публицист. Автор более 30 научных и научно-популярных статей и очерков по истории, этнографии и краеведению. В начале трудовой деятельности работал школьным учителем, художником и телекорреспондентом. Женат, воспитывает двоих детей.

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии альманаха «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: