Трагедия Телехан

Вениамин БЫЧКОВСКИЙ | Проза

Вениамин БЫЧКОВСКИЙ

Огромные силы уже на протяжении 70 лет вбивают в головы всего мира, что только шесть миллионов убиты в страшном огне Холокоста 2-й Мировой войны. Более честные подсчёты дают вдвое большую цифру, и этого нельзя забывать, как нельзя забывать конференцию в Эвиане и британскую эскадру, которая топила суда со спасшимися евреями. А недавно в Англии было удалено упоминание о Холокосте из школьных программ, под предлогом, что это оскорбляет мусульманское население, которое утверждает, что катастрофы никогда не было. Это грозное предвестие того ужаса, который постепенно овладевает миром, устрашающее свидетельство той лёгкости, с которой страны сдаются перед ним. Теперь, более чем когда-либо, ввиду усилий многих стран, объявивших Холокост мифом, крайне необходимо сделать всё, чтобы мир никогда не забыл об этом.

Трагедия Телехан

Так и остались бы Телеханы глухой деревенькой среди леса и болот, если бы не энергичный польский гетман Михаил Казимеж Огинский, который затеял грандиозное дело: соединить Балтийское и Чёрное моря. В 1767 году начали строить, и через 15 лет уже поплыли корабли по каналу, прорытому между речками Щарой и Ясельдой. 53-километровый водный путь начинался с севера в районе нынешнего города Барановичи и заканчивался на юге в районе Пинска. Стали сплавлять основное богатство ― лес ― и на север, и на юг Европы. Одновременно построили и тракт, связавший Телеханы со Слонимом, Пинском, Волынью.

Телеханы стали местом притяжения предприимчивых людей. Сюда потянулись как купцы и промышленники, так и рабочий люд ― поляки, литовцы, местные полещуки (жители Полесья). И, конечно, польские и литовские евреи в поисках лучшей доли.

При гетмане построили стекольный завод, ткацкую фабрику, а затем и фаянсовую. По каналу шли суда, привозили и увозили товары, росло число торговцев и ремесленников, в том числе и еврейских. С отменой крепостного права еврейские ростовщики и торговцы расширили сферы своих операций и на крестьян окрестных деревень.

К началу XX века евреи составляли большую часть населения Телехан. Действовали три синагоги, хедеры, еврейская школа. Для православных была церковь, для католиков ― костёл. Всё как положено в благоверном местечке.

Удар немцев 22 июня 1941 года застал врасплох Красную армию. Сопротивление её было неорганизованным, отступление ― разрозненным, эвакуация населения из прифронтовой полосы ― панической. Противоречивые сообщения и слухи сбили с толку местных жителей, и немногие успели уехать на восток.

Скоро в местечко вошли немцы. Первое же распоряжение немецкого коменданта касалось только евреев: они должны были «на правой стороне груди и на левом плече носить жёлтую шестиконечную звезду. Встречая немца, они должны сойти с тротуара на проезжую часть, снять головной убор и поклониться. За невыполнение ― расстрел».

Затем немцы создали «чёрную полицию», названную так по цвету обмундирования. Призванная якобы поддерживать порядок, эта жестокая банда из местной шпаны и уголовников, стремясь выслужиться перед гестапо, во всём подражала его методам, да к тому же с особым садизмом. Из воспоминаний жителей: «Однажды полицай ударил проходившую мимо еврейку и, упавшую, в крови, заставил слизывать пыль с сапога. А затем застрелил её».

Немцы, издеваясь, часто заставляли евреев выполнять совершенно бессмысленные тяжёлые работы. Например, заставить евреев покрыть слоем крупного песка дорогу к жандармерии. В изготовленные большие ящики, наполненные до краёв, впрягали четырёх евреев, при этом каждое падение или замедление наказывалось полицейскими избиением трубами и палками. Некоторые падали замертво.

Стремясь унизить людей до состояния бессловесного животного, полицаи по приказу гестаповцев загнали группу евреев в фекальную яму уборной здания бывшего НКВД и заставили руками вычерпывать содержимое.

За полтора месяца фашистские, а с ними и черносотенные садисты успели вволю поиздеваться над беззащитными евреями. А пятого августа 1941 года в Телеханы въехала кавалерийская часть СС.

На следующее утро группа конных солдат привела к полковнику пятерых евреев ― представителей общины. Последовала команда: «Мютцен ап!» ― «Шапки долой!». Полковник вынул из портфеля и зачитал им приказ: до сумерек каждый еврейский дом обязан был сдать сто килограммов овса для лошадей и тысячу долларов. Невыполнение приказа грозило расстрелами. На мольбы представителей о том, что приказ совершенно невыполним, что у них нет и не может быть долларов в таком количестве, а у некоторых вообще не бывало. На это последовали оскорбления и ругань: «Раус, раус, юдендрэк!» ― «Вон, вон, еврейское дерьмо!»

Фашисты поступали так повсеместно перед очередной ликвидацией. Вслед за этим дьявольским приказом солдаты СС, прихватив с собой членов руководства общины, обыскивали дом за домом, конфискуя всё ценное.

На следующее утро эсэсовцы приказали всем евреям покинуть свои дома. Людей выгоняли с побоями и издевательствами «чёрной полиции»; малейшее сопротивление, попытка побега, попытка спрятать детей оканчивалась избиениями до смерти. Выгнав всех обитателей дома, полицаи проверяли, не остался ли кто. «Здесь должна быть ещё молодая жидовка!» ― черносотенец из местных вернулся в дом и вытолкал с побоями плачущую девочку. Всех евреев Телехан и беженцев загнали в бараки.

Выбрав евреев помоложе и поздоровей, нацисты заставили их вырыть длинные глубокие траншеи двухметровой ширины. Потом группами по сто человек выводили из бараков, строили и вели к траншеям.

Евреи шли в страхе, с опущенными головами. Их избивали без всякого повода. Они реагировали лишь стоном, пряча голову от ударов. В одной из колонн шла девушка по имени Эстерка, выделявшаяся белым платьем и необычайной красотой. Она шла с достоинством, с высоко поднятой головой. Её стройная осанка вызывала сдержанность даже у сопровождавших выродков: её никто не осмеливался тронуть. Вдруг к этой группе рысью на коне подъехал эсэсовский офицер и резко остановил коня. Евреи с криком отпрянули, с ними и черносотенцы. Но Эстерка даже не дрогнула, наоборот ― ещё выше подняла голову, глядя фашисту в глаза. Немец, не выдержав взгляда, выхватил пистолет и, целясь в лоб девушки, выстрелил. Голова Эстерки дёрнулась, кровь залила лицо, и она рухнула в дорожную пыль. Немец хлестнул коня и умчался, как безумный повторяя: «Майн готт! Майн готт!» ― «Боже мой! Боже мой!»

О том, как эсэсовцы производили массовое убийство людей, в тот же вечер весь посёлок узнал от мужиков, мобилизованных на работу по засыпке ям после расстрела. Евреев группами пригоняли из бараков к ямам и заставляли их по лестницам спускаться в ямы. Укладывали ровными рядами поперёк ямы, лицом к земле. Затем методично из пулемёта расстреливали группу. И так по очереди, обстоятельно, пока не наполнялась каждая яма. Детей убивали иначе: их ставили на колени на краю ямы, расстреливали и сталкивали трупики в яму.

Продуманно, по-немецки педантично была выполнена плановая операция СС по поголовному истреблению целого еврейского местечка с почти двухвековой историей. С этого дня были уже другие Телеханы. Полковник принимал рапорты от офицеров, каждому пожимал руку, звучало громкое «Хайль Гитлер!». За два дня кавалерийская часть СС уничтожила в Телеханах 1900 евреев. Спаслись всего три человека. Они вместе бежали в лес и затем воевали в партизанском отряде.

Пройдёт совсем немного времени с первых массовых убийств, подобных катастрофе в Телеханах, и нацистская Германия поставит на поток сбор золота и всего, что может пригодиться, вплоть до волос жертв, уничтоженных в душегубках и сожжённых в крематориях концлагерей.

Но на этом трагедии в Полесье не закончились. Через год в 20 километрах от Телехан фашисты истребили белорусских мирных жителей четырёх деревень, где заживо сожгли 1280 человек. Всего же на территории Беларуси от рук нацистов пало более 2 миллионов невинных граждан, и 186 деревень сгорели дотла вместе с людьми.

Сейчас в мире поднимают головы последыши фашистских нелюдей, отрицая ужасы Холокоста, искажая историю 2-й Мировой войны настолько, что становится возможной гражданская война в Украине… И забывать трагедии ― это тоже преступление перед прошлым и будущим, особенно в дни празднования 70-летия Победы.

В работе над очерком использованы:

― книга Богдана Мельника «Мои Телеханы» (на польском языке)

― переводы Захарии Зимака отдельных глав из книги Б. Мельника

Об авторе:

Вениамин Бычковский родился в России, в Уфе. Занимался спортом, работал в сфере туризма, много путешествовал. С 1995 г. проживает в Беларуси. Творческие пристрастия ― литература и краеведение. Член Союза писателей Беларуси и кандидат Интернационального Союза писателей. Лауреат конкурса «Золотое перо Руси», лауреат Общества любителей русской словесности имени Л. Толстого, Гран-при журнала «Российский колокол», дипломант Международного конкурса имени А. Платонова; награждён медалью имени Адама Мицкевича. Изданные книги ― сборник рассказов «Печальник» (1995 г.), сборник стихов «Звонарь» (1997 г.); публиковался в журнале «Лауреат», в сборнике «Светлые души» Всероссийского конкурса имени В. Шукшина, в альманахе «Российский колокол». Как краевед, изучает прошлое Полесья: создал два музея, разработал ряд экскурсий, строит часовню-памятник, награждён медалью «За личный вклад в сохранение памятников военной истории».

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии альманаха «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: