Вольтер

Елена ШАПРАН | Проза

shapran

Вольтер

Денис работал в театре художником по свету. Не просто осветителем сцены, а именно художником. Он украшал театральные постановки компьютерной графикой и делал 3D-эффекты. Главный режиссер был очень доволен. Да и зрители театр любили – что ни премьера, так аншлаг.

В новом сезоне решили поставить «Божественную комедию» Данте. У Дениса была сложная задача – как можно реалистичнее показать огненные круги ада. Два дня он ходил по сцене туда-сюда, но ничего не мог придумать.

– Надо интермедийный занавес использовать, – решил он, взял лестницу и поставил ее на авансцене.

Поднявшись на самый верх, Денис осматривал раздвижной механизм и вдруг на канате увидел маленького человечка размером с кулак. Денис потряс головой, поморгал, потер глаза руками, но человечек не исчез.

– Ты кто? – спросил Денис.

– Театральный! – тоненько сказал он.

– Кто!?

– Ну про домовых и леших знаешь? – вздохнул он.

Денис кивнул.

– Про вагонных слышал?

Денис замотал головой.

– Ну фильм «Чародеи» видел? – снова вздохнул человечек.

Денис опять кивнул.

– Ну там был вагонный. А я – театральный!

– Нечистая сила что ли? – ужаснулся Денис.

– Сам ты нечистая сила! – обиделся человечек. – Говорю же тебе – театральный!

– А что ты здесь делаешь?

– А у меня тут дипломная практика.

У Дениса под ногами зашаталась лестница, он потерял равновесие и полетел вниз. «Все, конец, – мелькнула мысль, – и костей не соберу!»

Но упал он неожиданно мягко и даже успел увернуться от падающей лестницы.

– Извини, Денис! – театральный слетел сверху и уселся на рампе. – Я не подумал, что эта конструкция тоже может упасть! Я давно за твоими работами наблюдаю, очень красиво!

– Спасибо! – Денис сел и стал рассматривать человечка. Тот был одет в костюм, в точности повторявший костюм Фигаро из прошлогодней постановки.

– А что это за практика у тебя?

– Обычная практика. Учусь я в университете для нашей братии. Родители очень хотели, чтобы я образование получил! Не сидеть же в дупле всю жизнь, как они сидят! Вот и пошел учиться. Мама с папой хоть другой мир увидели! Мы часто к вам в театр ходим, вот я себе театральную специализацию и выбрал.

– А что? Вас там много таких? – удивился Денис.

– Домовых много. А театральный я один. Если практику успешно пройду, останусь здесь на службе.

– А если нет?

– В дупло! – вздохнул театральный.

– Тебя как зовут? – спросил Денис.

– Вольтер.

– Ничего себе! Да с таким именем ты просто обязан быть при театре!

– Правда? – обрадовался Вольтер. – Так ты не будешь против, если я останусь?

– А что ты должен делать?

– Пакостить! – покраснел Вольтер. – Воровать реквизит, прятать грим и все такое…

– А не пакостить нельзя?

– Нельзя! – вздохнул театральный. – Не буду пакостить, дисквалифицируют – и в дупло!

– А в других театрах тоже есть такие пакостники?

– Есть! Но они так, по мелочам! В основном, первокурсники. Долго не задерживаются!

– А зачем ты мне это рассказываешь? – спросил Денис. – Таким, как ты, наверное, нельзя вступать в контакт с людьми?

– Противно пакостить исподтишка! – ответил Вольтер. – Да и театр я очень люблю!

Денис задумался. Вольтер ему определенно нравился. И у него возникла идея.

– А ты огонь зажечь можешь? – спросил он.

– Обижаешь!

– А погасить по команде?

– Проще простого!

– Тогда, Вольтер, предлагаю тебе дружбу и сотрудничество!

 

Такого грандиозного шоу зрители не видели никогда! Огонь вспыхивал сам по себе в самых неожиданных местах и на сцене, и в зрительном зале! Бумажные конструкции загорались и разлетались пеплом в разные стороны! Потрясенная публика аплодировала до изнеможения.

– Денис! Вы великолепный мастер! – жал ему руку после спектакля главный режиссер. – Только на репетиции вы мне такого не показывали! Я, признаться, поначалу очень испугался!

– Да! – согласился Денис. – Это было очень рискованно. Но все было под контролем.

Через три дня, когда Денис разбирал декорации, сверху на голову ему упал орех. Он посмотрел вверх и увидел Вольтера на канате.

– Ну что? – спросил Денис, поднявшись по лестнице. – Прошел практику?

– На отлично! Декан остался доволен моей работой!

– Он что? Тоже был здесь?

– А как же! Пакости оценены на 100 баллов! – улыбался Вольтер. – Так что теперь я получил постоянное место.

– Поздравляю! – Денис двумя пальцами пожал Вольтеру руку.

– И моим родителям понравилось!

– И они были?

– Ну да! Я им все рассказал. Они меня сначала ругать начали. Но я сказал, что ты мой друг и пригласил их на спектакль. Им очень понравилась наша работа!

– И это только начало! – подмигнул ему Денис.

Тут послышались голоса, и на сцене появились люди. Вольтер мгновенно исчез где-то в кулисах. А Денис подумал, что надо будет у дочки взять игрушечные кресла и закрепить их тут для Вольтера и его родителей.

Вождь

Заканчивая вечернее селекторное совещание, главный инженер электростанции предупредил:

– Напоминаю, что через два дня заканчивается срок установки и монтажа нового трансформатора собственных нужд. В пятницу он должен быть в работе. А в понедельник энергоблок должен быть в сети.

Начальник электроцеха Борщов поговорил с шеф-инженером, с ремонтным персоналом и направился к себе в кабинет попить чайку. В кабинете у него сидели два проверяющих из Управления. Председатель комиссии Тихонов уже писал протокол, а второй проверяющий Клотиков до сих пор листал нормативные документы, обильно украшая их самоклеящимися цветными стикерами.

– Николаич! Да брось ты ковыряться в нормативах! – сказал Борщов, заваривая чай. – Ты уедешь, а у нас потом по твоим закладкам то отказ, то неправильное срабатывание!

– Так я для вас же это и делаю! – сказал Клотиков, глядя поверх очков в погнутой оправе. – Чтобы вы вовремя предпринимали профилактические меры!

– Нам от текучки некогда голову поднять, – сказал Борщов. – Когда нам еще твои закладки читать!

– Ну как хотите! – сказал Клотиков и встал из-за стола. – Пойду схожу к трансформаторам тока на ОРУ-330 кВ.

Шагая на прямых ногах, как циркуль, Клотиков вышел из кабинета и напялил каску на макушку. Клотиков был неимоверно худ и росту имел два метра. Ко всему прочему, он был слеп на правый глаз и глух на левое ухо (или наоборот). Но имел талант быстро находить причину любой аварии или технологического нарушения.

На другой день после оперативки начали пробный пуск трансформатора. Но трехэтажный красавец даже «гу-гу» не подал. Проверили все еще раз: уровень масла – в норме, протоколы испытаний – в порядке, токопроводы – в порядке, напряжение везде есть. Пуск! Тихо.

И началось! Звонки на завод-изготовитель, всех наладчиков на построение, ремонтный персонал на дознание! Все документы были в порядке, наладочные работы выполнены в соответствии с нормативами, ремонтники работали только самые опытные. Пуск! Тихо.

До вечернего селектора оставалось два часа, и главному нужно было что-то докладывать. Борщов понимал, что ему в данной ситуации лучше быть убитым. Он сел у себя в кабинете за стол и обхватил голову руками.

– А чего вы у вождя не спросите, что случилось? – спросил Тихонов, отвлекаясь от протокола.

– У кого?

– У Клотикова!

– А почему вождь?

– Так он же вождь трансформаторного движения! Он с трансформаторами разговаривает, и они его слушаются!

– Знаете, товарищ Тихонов! – раздраженно сказал Борщов. – С меня главный сейчас стружку будет снимать, а вы шутки шутите!

Борщов нервно нахлобучил каску и выбежал из кабинета.

– Нашли время! – крикнул он из коридора.

Возле трансформатора было тихо. Борщов подошел и стал рядом с поникшим шеф-инженером. Лица у всех были еще те! Самое время вызывать скорую и определять в психиатрическую клинику!

– Где вождь? – вдруг сказал Борщов.

– Кто-кто? – послышалось со всех сторон.

– Срочно найдите Клотикова! – закричал Борщов.

Минут через двадцать Клотиков притопал в сопровождении двух инженеров.

– Николаич! Что делать? – убитым голосом сказал Борщов. – Не работает!

– Да! А что с ним? – спросил Клотиков.

– Тьфу! – в сердцах плюнул Борщов и обессиленно присел на кучу кирпичей.

Клотиков подошел к трансформатору поближе и замер. Он стоял так минут пятнадцать в полной тишине. Потом снял каску, вытер платком мокрые вихры и на негнущихся ногах потопал куда-то в сторону. Борщов нервно посмотрел на часы (если смерть, то все равно ничего не изменить) и побрел за Клотиковым.

– Здесь! – наконец, остановился Клотиков.

– Что здесь? – устало спросил Борщов.

– Он сказал, копать здесь!

– Кто сказал?

– Трансформатор.

И тут снова началось! Нервы сдали у всех!

– Что копать!? Там кабельный канал!

– Он сказал, видите ли!!

– Какая связь!?

– Где трансформатор, и где – копать!?

– Зачем копать!

– Тоже мне вождь! – заорал Борщов. – Видали мы таких вождей по телевизору!! И по черно-белому! И по цветному!!

Клотиков, ни слова не говоря, развернулся и пошел прочь.

– А, может, это… вскроем кабельный канал? – сказал шеф-инженер. – Терять-то все равно нечего!

– Давай! – махнул рукой Борщов и снова посмотрел на часы. До селектора оставалось полчаса.

Ремонтники поддели ломами железобетонную плиту и откинули ее в сторону.

– Мама дорогая! – ахнул Борщов, заглядывая внутрь.

Виниловую изоляцию на кабелях погрызли крысы. Причем сделали это от души – в некоторых местах оголенные металлические жилы были даже переплетены между собой.

– Вот бы сейчас включили трансформатор! – ошеломленно сказал шеф-инженер. – На фиг бы все сгорело! Ай да Николаич! Ай да вождь! А трансформатор-то наш с интеллектом оказывается!

– Так, я на доклад! – сказал Борщов. – А вы быстро организовывайте замену кабелей!

Борщов помчался в селекторную. Когда он пробегал мимо трансформатора, ему вдруг показалось, что тот облегченно гугукнул. И хотя селекторное совещание уже началось, Борщов побежал и догнал Клотикова.

– Ты… это, Николаич! – тяжело дыша, сказал он. – Поговори еще с пускорезервным!

– А что с ним? – остановился Клотиков.

– Вибрация какая-то странная!

– Хорошо! Сейчас пойду поговорю! – Клотиков развернулся и пошел к пускорезервному трансформатору.

На полпути его догнали два инженера.

– Николаич! А ты с главным щитом не поговоришь?

– А что с ним?

– Какие-то непонятки с приборами!

– Хорошо, попробую! – сказал Клотиков и вознес вверх правую руку, тыкая в небо указательным пальцем. – Но сначала трансформатор!

Об авторе:

Шапран Елена Валентиновна, родилась в городе Макеевка Донецкой области (Украина).

Закончила Донецкий политехнический институт (теперь это университет) в 1987 году. По образованию – инженер-энергетик. В институте играла в КВН и неожиданно для себя стала автором Студенческого театра эстрадных миниатюр.

После окончания института преподавала электротехнику в ПТУ, но вскоре перешла в ПАО «Донбассэнерго» инженером по эксплуатации электротехнического оборудования и работаю на этом предприятии уже 25 лет. До 8 сентября 2014 года жила в Донецке, но была вынуждена в спешном порядке покинуть любимый город: во время проведения антитеррористической операции (АТО) был разрушен мой дом. Сейчас живу в небольшом городке Николаевка Славянского района и работаю на электростанции по специальности.

Именно здесь литература стала частью моей жизни. Теперь блокнот постоянно ношу с собой и описываю все, что вижу вокруг: пейзажи, житейские ситуации и, главное, людей. Именно люди и общение с ними помогают мне преодолевать трудности!

За 25 лет я много чего написала «в стол». Все, что пишу, называю «Картины в прозе». Вот есть стихи в прозе, а у меня картины.

В 2015 году собрала три свои сказки в одно целое и послала на конкурс в ИСП (Интернациональный Союз писателей). Дебют получился очень удачным. В серии «Таврида» вышла моя книга «Хроники затерянного времени», которая на фестивале «ЯЛОС» в марте 2016 года получила грамоту «За самобытный творческий подход».

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии альманаха «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: