Есть ли совесть у «Совести?»

Андрей ЕФИМОВ | Публицистика

Ефимов

Лёгким движением руки брюки превращаются… Брюки превращаются… Превращаются брюки… В элегантные шорты. Простите, маленькая техническая неувязка.

«Бриллиантовая рука» (с).

Работая над очередным разделом своего интернет-каталога наград современной России, я наткнулся на любопытную подборку медалей.

Торгует ими уже давно один маленький магазинчик, находящийся в городе Тула на проспекте Ленина. Плодовитость изготовителя поражает: тут тебе за 500 рублей и медаль «Кутузова», и медаль «За веру, правду и любовь», целый спектр медалей от заслуг в энергетике, сельском хозяйстве, обучении, просвещении, до благоустройства и юридической деятельности. Отдельный раздел — это медали «за заслуги» перед городами на выбор: от Москвы и до Екатеринославля. На витрине штук 50 однотипных медалей, разница только в названии и гербе на лицевой стороне.

Заявлено, что учредителем всего этого богатства является некая региональная общественная организация под громким названием — «Совесть». Всего поразительно плодовитая контора выпустила, по моим подсчетам, около сотни различных наград. Чем не повод порадоваться за отечественную фалеристику? Но радовался я недолго.

Одна из наград мне смутно что-то напомнила. Вот эта награда на веселенькой желтенькой колодочке:

л

Медаль представлена под наименованием «Св. Благоверный Великий Князь Александр Невский». Смотрел я на эту медаль и думал: что-то в ней не так. Какая-то неправильность есть в картинке, в изображении хоругви на фоне всадника… некая нарочитость  и искусственность других деталей.

Увы. Я оказался прав. Вспомнил-таки, что мне это все напоминает.

Был в нашей стране замечательный мастер-медальер Алексей Алексеевич Королюк. Пережил блокаду, окончил Высшее художественно-промышленное училище им. В. Мухиной и в 1961 году закончил факультет монументально-декоративной скульптуры. Тяжелый недуг ограничил подвижность художника, и в начале 1960-х годов Королюк нашел свое призвание в миниатюрной пластике. На протяжении сорока лет своей творческой деятельности он выполнил более 400 медалей и плакет, посвященных деятелям культуры и науки разных стран мира, знаменательным событиям далекой истории и сегодняшнего дня. Патриот своего Отечества и великий знаток истории, в своих работах он всегда отражал ключевой момент события, превращая миниатюру в величественный памятник. За свое творчество А. А. Королюк в 1968 году был награжден орденом Дружбы народов.

Его рельефы притягивают зрителя гармонией и скрытой экспрессией. Медали, посвященные зодчему М. Казакову, академику  А. Крылову, фельдмаршалу И. Кутузову, 250-летию победы русского флота у мыса Гангут показывают мастерство исполнения портрета и лаконизм композиции.

Такова и медаль в память 600-летия Куликовской битвы. На аверсе медали изображение Дмитрия Донского. В его правление Московское княжество стало одним из главных центров  объединения русских земель (наряду с Великим княжеством Литовским), Владимирское великое княжение стало наследственной собственностью московских князей, были одержаны значительные военные победы над Золотой Ордой, был построен белокаменный Московский Кремль.

Сама медаль была выпущена в 1980 году Ленинградским монетным двором (материал томпак). Диаметр 65,3 мм. Вес 150,34 г. Тираж составил 2500 экз. В центре композиции князь Московский и Великий князь Владимирский Дмитрий I Иванович, прозванный Донским за победу в Куликовской битве. Обратите внимание на характерный выразительный жест князя, поворот головы всадника  и лошади, как тщательно и с любовью проработаны детали изображения.

В противоположность ей, медаль Александра Невского отличается отсутствием деталей, рисунок грубый, композиция «рваная», чувствуется какая-то незаконченность. Вместе с тем, тот же жест, такой же поворот головы всадника и лошади…

Я дозвонился до этого магазинчика в городе Тула, и мне повезло. Ответил некий Александр, сказавший, что именно он автор медали с Александром Невским. На мой вопрос, сам ли он придумал рисунок медали, уверенно ответил «да». Его даже не смутил мой второй вопрос про удивительное сходство с медалью с изображением Дмитрия Донского.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 

Я думаю, что какие-то комментарии с моей стороны излишни. Любой, кто сравнит эти две медали, сможет увидеть, как в результате стремления побыстрее выпустить побольше красивых «медалек» на все случаи жизни один князь плавно трансформировался в другого. Я понимаю, что оба — русские князья, герои, великие личности, но тут уж, извините, — «за державу обидно»!

Хорошо, оставим эту трансформацию на совести господ-товарищей из «Совести», если, конечно, она у них есть. Думаю, что надо ставить вопрос шире — назрело время, когда пора создать в стране орган, который бы привел в какие-то рамки процесс выпуска общественных наград, чтобы люди, у которых вся совесть ушла в название, перестали чувствовать себя на Руси счастливо и вольготно.

P.S. Как выяснилось, Региональная общественная организация «Совесть», выпустившая эту и другие медали, в Минюсте не зарегистрирована. Бывает и такая «Совесть» в наше время.

Об авторе:

Андрей Георгиевич Ефимов, родился 11 мая 1970 года в Москве в семье служащих.  В 1986 году окончил среднюю советскую школу при Посольстве СССР в ЧССР. После школы поступил на работу в Московский экспериментальный вычислительный центр на должность оператора ЭВМ. В 1988 году был призван  в ряды Советской Армии. В 1999 году с отличием закончил Институт Современного Бизнеса по специальности «Бухгалтерский учет и аудит» с квалификацией «экономист». Дважды избирался депутатом муниципального собрания района Зябликово Южного административного округа г. Москвы. Первый раз  в 2008 году, второй — в 2012-м.

Имеет медаль Министерства Обороны «100 лет Военно-воздушным силам», ордена  и медали общественных организаций, казачества. Награжден многочисленными грамотами и благодарственными письмами глав управ районов, грамотой префекта ЮАО, грамотой московского штаба народной дружины.

В 1995 году после закрытия ИЧП занял должность начальника отдела по эксплуатации медицинских приборов Медицинского лечебно-диагностического центра «Панджшер» при фонде инвалидов войны в Афганистане. Основное внимание в работе уделялось дистанционным методам снятия данных, телеметрии  и средствам медицинской коммуникации.

Начал сотрудничать с редакцией журнала «Техника — молодежи», в течение нескольких лет вел отдельную рубрику журнала. Является автором многочисленных статей и интервью, в т.ч. на радио и телевидении. Был одним из авторов  и непосредственных исполнителей памятной стелы, посвященной войне 1812 года, народному ополчению района Зябликово на юге г. Москвы.

Является автором эскизов к медалям «В память о войне 1812 года», «В память о 700-летии со дня рождения преподобного Сергия Радонежского», нагрудному знаку «Почетный ветеран подразделений особого риска» и других (всего более 20-ти медалей и знаков).

Член Союза писателей России. В соавторстве с С. Берсеневым написал сценарий спектакля «Не салютуйте другу приветствием мертвых палачей», посвященного 70-летию празднования дня Победы в Великой Отечественной войне.

На съезде АМОМ награжден благодарностью Ассоциации муниципальных образований г. Москвы за инициативность. Создатель интернет-портала «Каталог-определитель наград Российской Империи, СССР и РФ» http: //nagrada.moscow, Депутат Совета депутатов г. Москвы.

 

 

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии журнала «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: