Главное литературное событие 2012 года. Две писательские реальности

Владимир МАХЛИН | Публицистика

progulka-pisatelei

Писатели – это такой народ, который ловко умеет складывать слова в предложения, предложения в абзацы, и в конце всё это превращается в произведения. Некоторые из них делают это красиво, некоторые умно, некоторые красиво и умно. Красота, конечно, дело важное, как без красоты? Говорят, «красота спасёт мир» – время покажет. Но красота, наполненная смыслом это – абсолютный рецепт спасения!

Переоценить эту необыкновенную профессию невозможно. Писатели восстанавливают прошлое, фиксируют настоящее, предсказывают будущее. Но кто мог подумать, что писательская профессия приобретёт ещё одну не характерную для себя функцию – контрольную функцию! Да, да, контрольную функцию.

Писатели провели изящную и великолепную по замыслу акцию, прошлись по Москве от памятника Пушкину к памятнику Грибоедову, чтобы узнать, могут ли москвичи свободно гулять по Москве без опеки ОМОНа.

Идея и форма её подачи восхитительны и название великолепно – «Контрольная прогулка». Это что-то вроде контрольной закупки. Покупаете товар, но не для тривиального потребления, а чтобы посмотреть, что вам продали на самом деле. Но есть одна отличительная черта – обычно проверяющими являются госслужащие, а здесь – всё наоборот, проверяют как раз их.

Писатели собрались в назначенный час и увидели вокруг себя огромное количество людей, по всей видимости, тоже желающих погулять!

Никто и ожидать не мог, что на прогулку, которую никто профессионально не организовывал, не согласовывал место проведения с властями, при полном отсутствии харизматических оппозиционеров, без мощного пиара, соберутся несколько тысяч человек.

Даже Акунин, увидев столько людей, желающих прогуляться по тому же маршруту, в интервью на Пушкинской площади сказал, что «писательская профессия не на столько популярна и не вызывает большого общественного любопытства, чтобы привлечь такое количество людей, ведь писатели – не Пугачёва с Киркоровым». Приятно, нечего сказать. В результате писатели прошлись в отличном окружении нескольких тысяч поклонников и не только. Этот факт является одним из парадоксов нашего времени. Издательства жалуются, что художественная литература продается все хуже, при этом писатели легко собирают несколько тысяч человек одним своим присутствием! Что вызывает такую популярность, пиар их персон, или произведения?

Литераторы прогулялись по Бульварному кольцу, проверив, как отреагирует власть. И власть отреагировала совершенно адекватно – никак не отреагировала! Притом, что вызов был, не менее серьёзен, чем во время всех предыдущих протестных акций.

Но почему? Ведь не было трибун, усилителей звука, долгих согласований с властью, оппозиционных лидеров всех мастей, от настоящих до наскоро примкнувших медийных оборотней, почуявших прямой и непрямой эфир по центральным каналам. У этих ребят четкий рефлекс на камеру, который нередко подводит и заставляет путать пиар и политику. Этим же грешит и большинство политиков.

Они-то, точно знают, что переоценить пиар невозможно! Совершенно очевидно, что началась настоящая охота за головами. Цена высока – кто станет властителем умов, тот в будущем получит власть! Но писатели отличаются от остальных охотников за головами тем, что умы им нужны, а власть – нет! Они напрямую не призывают к свержению власти, не нарушают общественный порядок, поводов для работы ОМОНа не дают! Но при этом людей портят! И поэтому с ними ничего нельзя поделать! Отвратительный противник!

Так кто же на самом деле станет властителем дум: хозяин зомбоящика или книги, которые иносказательно учат «разумному, доброму, вечному»?

Писатели свалились на голову власти как кислотный дождь. На первый взгляд – просто вода, а урожай портит! Их еще не хватало! Никто и ожидать не мог, что такие безобидные хождения не опасных людей могут дать ползучий резонанс оглушительной силы, который будет до поры тихо проникать в сознание людей.

Общество и личность – это основной материал с которым работают литераторы. И чем больше они всматриваются в эти живые субстанции, чем больше осмысливают происходящие общественные процессы, тем больше у них возникает желание исправить большие и маленькие недостатки и несправедливости. (Речь идёт о настоящих писателях.) Именно поэтому писатели всегда участвовали в общественной жизни, это не новость. Эта традиция зародилась давно, еще при царе-батюшке. Современные писатели не подкачали и подхватили традицию. Сенатская площадь перетекла в Триумфальную, Болотную, Пушкинскую. Преемственность – дело хорошее, притом, что основателями этой дурной привычки портить власти настроение, были великие русские писатели и поэты прошлого! Вечно они путались под ногами начальников, то рассказик неправильный напишут, то манифест, то статейку тиснут в оппозиционную газетёнку. Это еще что, они взяли в привычку ходить на разные собрания, демонстрации, а теперь всевозможные флеш-мобы! Моральная поддержка авторитетных представителей интеллигенции всегда важна для свержения чего-нибудь, в достижении победы над кем-нибудь или для сохранения того, что уже есть.

Изобретательность и выдумка наших современных литераторов превзошла все ожидания: прогуляться по городу без каких-либо политических лозунгов, не нарушая закон, не бить витрины, не скандалить, в общем, не предпринимать никаких мер для рекламы мероприятия. И, при этом, все всё увидели, и все всё поняли. Получилась притча в реальном времени! Но главное – обществу дан сигнал, на чьей они стороне, и что они поддерживают.

Мнение интеллигенции – это нравственный ориентир общества и индикатор происходящего в нем. Так было всегда, и даже в советское время. В Советском Союзе мнение интеллигенции оценивалось достойно, это высылка Солженицына, Галича, Аксёнова, Бродского. Наверное, коммунисты хорошо понимали, что поэт в России – больше чем поэт. А теперь, что, совсем нюх потеряли? Разрешают людям в больших количествах гулять по городу без охраны!

Так что же случилось, почему писатели позволяют себе собирать людей, и ничего им за это не делают? Может быть, проходит демократизация всей страны сверху? В это трудно поверить. А, может быть, те, что снизу, заставили делать это тех, что сверху? Эта версия более правдоподобная. Наверное, власть пришла к пониманию, что интеллигенцию трогать нельзя, потому что она сохранила свой авторитет, даже пройдя через унижения и безнадёгу девяностых годов. Это значит, что люди прислушиваются к их мнению. А если прислушиваются к мнению, то вполне могут последовать их примеру, или, того хуже, прислушаться к совету. А каким может стать этот совет?

И это при том, что у наших граждан интерес вызывают в основном эпатажные тусовки попсовых звёзд, курс доллара, пополнения звёздного семейства, последствия от пластических операций, тема стоимости коммунальных услуг.

Тут не до художественной литературы!

А работники культуры и искусства, почувствовав свою безнаказанность, так и норовят задать неудобный вопрос высшему начальнику, тут, конечно, отличился Захар Прилепин. Могут стишки возмутительные написать, как Быков, интервью неправильные раздавать направо и налево, как Акунин. А что власть? А власть совсем измельчала, вместо того, чтобы принять меры, всё, что и смогла сделать, так это «обозвать» Акунина грузином, а у Шевчука спросить, как его зовут! Так почему же такая слабая реакция власти на такие возмутительные действия писателей? Здесь есть серьезная тема для размышления!

Во-первых, литераторы – самая неуязвимая часть интеллигенции. Подумайте сами, ведь кроме писателей, все остальные работники культуры зависят от власти. На должность режиссёра в театре просто так не попадёшь, нужно пообщаться с руководством Комитета по Культуре или в Минкульте дать правильные обещания. Далее, постоянная зависимость от финансирования соответствующих ведомств. И, конечно, личное отношение начальников к режиссёру и тому, что он делает – это тоже один из видов зависимости. В кинематографе – то же самое, все ждут денег от государства, которое бывает капризным. Художникам нужны мастерские, музыкантам – студии и репетиционные залы, и так далее. Вот, только с писателями – просто беда. Они работают в своих квартирах или на дачах. Авторучки и бумага, и даже компьютеры, стоят недорого и разрешения на их эксплуатацию не требуется. Назначить на писательскую должность или снять с неё – невозможно. Роль Союза Писателей изменилась до неузнаваемости, его деятельность на результаты творчества и на тиражи никак не влияет. Преследования и притеснения со стороны власти, наверняка, окажутся хорошим пиаром и только увеличат популярность гонимого писателя, как в России, так и за рубежом – проверено! Таким образом, эти работники авторучки оказались совершенно бесконтрольной публикой! А если учесть, что «никому не дано предугадать, как их слово отзовётся», просто страшно становится!

Как показала контрольная прогулка, литераторы не растратили интерес к себе и своему творчеству за последние двадцать лет. Более того, писательница Людмила Улицкая была просто блокирована поклонниками, желающими получить заветный автограф. Притом, что по количеству появлений на экране телевизора, она не может конкурировать с чепчиком дочки Киркорова и пяточкой дочки Орбакайте. Этот ажиотаж вокруг литераторов, наверное, явление очень столичное. Ожидать такой интерес к персонам писателей в провинции, скорее всего, не приходится. Это вызывает большое сожаление, так как теперь главные судьбоносные решения о будущем нашей страны принимаются как раз в провинции – на «Уралвагонзаводе». Никто и подумать не мог, что олигархически-чиновная Рублёвка передаст эту функцию так стратегически быстро пока еще преданной провинции. Это всё последствия Болотной площади и думских выборов, которые показали утрату Москвы, как надёжного форпоста власти. Вот и приходится осваивать отдаленные заставы. Бюджет пока позволяет! Рублёвка может дать деньги, но не может дать голоса на выборах. Зато, за деньги Рублёвки можно купить голоса провинции. Вот такие невидимые связи между антиподами, Россия!

Работая над своими произведениями, писатели находятся в собственной придуманной реальности. Это настолько прекрасное состояние, что из него не хочется выходить. Возвращаясь из придуманного мира, они окунаются в реальность, которая заставляет забыть романтизм, приключения, переживания, любовь их героев и видеть совсем не привлекательную действительность. Эта реальность и заставляет их идти на площадь, потому что каждый из них настоящий «Гражданин – писатель»!

P.S. А, может быть, эти, на первый взгляд, безобидные буквоеды готовят контрольный выстрел?

26.06.2012 г.

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии альманаха «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: