Вхождение в астрал

Владимир ДОРОНИН | Публицистика

Лет десять назад у меня возникла идея – создать диск для отключения от окружающей действительности, расслабиться, уйти от забот, может быть, вдохновиться в расслабленном парении мысли. При этом выдвинул к нему определённые требования: он должен состоять из инструменталов, не звучащих по радио и телевизору. Там не должно быть всем известных Сантаны, Пинк Флойда, Спэйса, – то, что в нём будет звучать, должно быть известно лишь ограниченному кругу любителей музыки. Диск должен быть записан только с винила – звук компакт-диска считал и считаю ущербным, поскольку по принципу записи он дискретен, а по своей природе звук непрерывен. И на какие бы ухищрения ни пускались звукорежиссёры, ухо всё равно это слышит. Должен сразу сказать, что без применения хорошего процессора нужного качества звука достичь проблематично. Применяю для доводки звука американский процессор класса «High End» «Aphex Dominator II» 720-ой модели. Превосходной особенностью «Aphex Dominator II 720» является то, что звук, прошедший через него, приобретает яркость, искристость и повышенную разборчивость. Такой эффект невозможен при применении эквалайзера, так как «Aphex Dominator II» добавляет к сигналу составляющие звука, которые могли в нём присутствовать лишь теоретически. Не совсем по-пуристски, но звук становится значительно богаче.

Непосредственная запись с винила на компакт диск звучит значительно лучше, чем запись компакт диска по системе AAD.

Альбом должен состоять из инструменталов, близких к психоделическим, но въезжаемых. Возникла проблема с названием, и тут в памяти сразу всплыла первая композиция из альбома группы «Eloy» 1979 г. – «Astral Entrance» («Вхождение в астрал»), идея, которой красной нитью проходит через весь диск. Композиции для альбома подбирались в течение примерно трёх лет – что-то добавлялось, что-то убиралось.

Основу составили альбомы Ричарда Райта «Wet Dreams» 1978 г., Eric Clapton «Rush» 1992 г. – саундтрек к одноимённому фильму, и группы «Eloy» из альбомов 1977 и 1979 годов.

В 1978 году перед записью альбома группы Пинк Флойд «The Wall» гитарист Давид Гилмор и органист Ричард Райт выпустили свои сольники. Назвать Райта клавишником как-то язык не поворачивается, так же, как и Джона Лорда из Deep Purple. Они уже в деревянных бушлатах – первый умер 2008 году, второй в 2012-ом, но оба оказали огромное влияние на развитие классической рок-музыки.

Альбом Гилмора на меня особого впечатления не произвёл – обычный стандартный альбом гитариста, явно не дотягивающий до уровня Сантаны. Но инструменталы Райта с альбома «Wet Dreams» надолго остались в памяти. Особенно понравилась композиция «Waves». Хоть и музыкальные критики особо высоко не оценили этот альбом, но многие любители рок-музыки в нашей стране говорили, что хотели бы иметь его у себя.

Для того чтобы понять инструменталы Эрика Клэптона из альбома «Rush» 1992 года, являющегося саундтреком к одноимённому фильму, нужно хоть немного знать историю его жизни. Гитару Клэптона стали называть «плачущей» после исполнения им партии гитары в песне «Beatles» «While My Guitar Are Gently Weeps», ибо ни у кого из гитаристов в мире не было столь характерного щипка при касании струн. Когда Харрисон написал эту песню, то понял, что партию гитары в этой песне ему будет невозможно исполнить с тем блеском, как это сделает Клэптон, что и случилось.

У альбома «Rush» Клэптона весьма грустная история создания, да и заканчивается он песней «Tears in Heaven» – «Слёзы в небесах». «Tears in Heaven» – это яркое подтверждение слов Клэптона о том, что «люди искусства питаются эмоциями страданий», а сам Клэптон – «один из лучших примеров того, насколько гениальные свершения связаны с ударами судьбы».

В 1991 году погибает его сын, которому ещё не исполнилось и пяти лет, выпав из окна небоскрёба в Нью-Йорке. Клэптон впадает в глубокую депрессию. Друзья хотят приставить к нему охрану для предотвращения самоубийства. Практически год он ничего не писал и не выступал с концертами. Больше сыновей у Клэптона не было. Но возвращение к жизни было триумфальным. «Если вы не слышали этот альбом – вы не слышали душу Клэптона», как говорят критики. Он состоит в основном из инструменталов, отлично характеризующих превосходную технику исполнения в сочетании с красотой и драматизмом мелодий. Кстати, открыв Википедию по Клэптону, альбома «Rush» там не найти. Как-то при беседе один товарищ мне сказал, что у него есть весь Клэптон. На мой вопрос о «Rush» он ответил, что про такой альбом вообще не слыхал.

Вспоминается ещё один случай, связанный с этим альбомом. Как-то с другом, в начале 93-года, зашли ко мне домой. Поставил альбом Эрика Клэптона «Rush». Прошло чуть больше минуты – он говорит: «Молчи. Пока всё не прослушаем, ничего не говори». Молча мы прослушали весь альбом, в итоге он сказал: «Потрясающе. Не зря на стенах домов в Англии писали: «Клэптон – это Бог»».

Несколько особняком стоит практически неизвестный инструментал с солирующим роялем «Jerina» из альбома югославского музыканта Деяна Петковича «Emmanuelle» 1981 года. Он длится около пяти минут. Как-то я поставил эту вещь одному знакомому, достаточно хорошо разбирающемуся в современной рок-музыке. Композиция произвела на него большое впечатление. Я и сам не знаю мотива создания этого произведения – скорей всего оно было посвящено жителям местечка в Сербии с одноимённым названием, расстрелянным или сожжённым пустошами в период 1941 – 45 годов. Нашёл он это в Интернете. Говорит: «Звук, как небо и земля. Если бы это не услышал у тебя, вообще бы никогда не обратил внимания». В принципе, в этом нет ничего удивительного – наше ухо лучше всего воспринимает то, что уже когда-то слышало.

Сборник заканчивается первой инструментальной частью «April» Deep Purple 1969 года. Длится сборник без малого 80 минут – столько идёт «Verbatim Music CD – R» – только на нём можно добиться приличного качества звука. Если мне необходимо успокоиться или отключиться, ставлю «Вхождение в астрал». Умиротворяет с первых аккордов. Кто заинтересовался – может сам сделать такую запись.

Об авторе:

Владимир Доронин, «родился в 1951 году в Северном Казахстане. До окончания школы жил в Казахстане в нескольких местах и четыре года в ГДР. По образованию инженер-строитель. Высшее образование получал в Томске и Новосибирске.

С супругой познакомился в Томске в 1968 году, учась в одной группе, при весьма интересных обстоятельствах. Услышав её биографию на уроке английского языка, обратил внимание на то, что она родилась и жила в ГДР. При последующем общении выяснилось, что её родители искали уран в том же самом месте, где его потом добывал мой отец. Да и жили мы в одном городе Ауэ в живописнейших горных местах Саксонской Швейцарии. С тех пор мы уже почти пятьдесят лет вместе.

Вот где можно вспомнить Макаревича: «В этом мире случайностей нет, и каждый шаг оставляет след, и крайне редки совпаденья». Воспитали троих сыновей. Всё это время работал и работаю по специальности».

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии альманаха «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: