Интересные люди: Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак

Ирина ЭЙР | Воздушное интервью с интересными людьми

ЭЙР

Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак — писатели, сценаристы.

Мы познакомились с Андреем на книжном фестивале в Москве на Красной площади. Евгения на презентацию не приехала, однако её присутствие чувствовал каждый. В словах Андрея синхронно звучали голоса обоих авторов, будто они — одно целое. В дальнейшем это подтвердилось, когда я беседовала с писателями. Один говорил начало предложения, а другой — его заканчивал. Удивительная гармония! Удивило ещё то, что вокруг каждой книги есть интересная история и мистика. Да, мистика. Евгения и Андрей оказались самыми настоящими волшебниками, потому что большинство событий, которые они придумали в своих книгах, сбывается в будущем.

«Мы не придумываем, а просто пазлик собираем»

— Почему вы решили заниматься именно подростковой и детской литературой? Как появилась идея вашей первой книги?

Е.: Идея возникла извне. Пришла Алла Михайловна Гладкова, директор издательства «Время», и сказала: «А почему бы вам не написать про Деда Мороза?»

А.: Дальше была такая чисто исследовательская задача. На простой вопрос «Откуда взялся Дед Мороз?» ответа нет. Вот мы и попытались сконструировать этот мир.

Е.: Вообще, оказалось очень интересно, потому что местами было полное ощущение, что ничего мы не придумываем, а просто пазлик собираем из каких-то документов. Были, допустим, какие-то кусочки, которые мы сначала придумывали, а потом находили этому документальное подтверждение.

— То есть, реально был человек, который вдруг попал под волшебный поток и стал Дедом Морозом, как написано в вашей книжке?

Е.: (Смеётся). Нет, не до такой степени. Например, по нашей книжке Дед Мороз останавливает на один день войну — это мы сначала придумали, а потом нашли документы.

А.: Мы просто поняли, что такое чудо должно быть.

Е.: Кроме этого, Косой переулок в Санкт-Петербурге (из нашей книжки) действительно существует. Сейчас он называется переулок Оружейника Фёдорова, но в то время, когда по нему гулял наш Дед Мороз, он назывался «Косой переулок». Там самый большой и длинный дом был полностью украшен рельефами Деда Мороза и Снегурочки. Мы об этом не знали. К тому же книга была написана в 2007 году, а мы предсказывали, что в 2012 году Косой переулок будет перекопан. Питерские дети в 2012 году нам это подтвердили.

— «Время всегда хорошее» — очень интересная книга и идея. Расскажите, как она появилась? Есть ли какие-то прообразы?

А.: В чистом виде прообраз там один — это мальчик Витя, который я на самом деле. Я был пионером, отличником, активистом и вообще правильно понимал политику партии. Книга возникла при помощи Жениной дочки и из-за отсутствия йогуртов в холодильнике.

Е.: Она просто влезла в холодильник и начала возмущаться, что нечего есть. Дальше мы влезли в холодильник и спросили: «А чего нет?» — «Нет йогуртов, нет сырочков». Потом я сказала ключевую фразу о том, что мы прожили всё детство без йогуртов и без сырочков и выжили. Для неё это было откровением. Ну и всё, дальше понеслось. У меня сохранилось одно платье школьное, коричневое. Как раз когда Сашка до него доросла, я ей дала померить. Она встала в нём колом, рук не поднять, не опустить, с выпученными глазами со словами: «Как вы это носили? Это невозможно, оно колется, сними с меня это немедленно». Ужас! Ощущение вот этой гадости в книге я и передала. Я пишу от лица той девочки, которая надела это платье и не может в нём ходить, потому что дети привыкли к трикотажу, совершенно другим тканям и всё у них вообще по-другому.

— А как вы считаете, всё-таки современная жизнь с гаджетами, высокими технологиями и прочим разнообразием — это в плюс или в минус человеку? «Время всегда хорошее» — с этой идеей я согласна абсолютно. В то же время не отнимают ли технологии нашего времени что-то важное у души?

А.: Сейчас вещизма, как ни парадоксально, меньше, вещи перестали быть чем-то таким удивительным.

Е.: Всё хорошо в меру. У обеих моих дочерей никаких крутых телефонов отродясь не было, потому они им не нужны. При этом проблем с социализацией не было никогда.

— «Смерть мёртвым душам» — такое интригующее и устрашающее название. Скажите, откуда взялась идея этой книги?

А.: Мы встречались с шестиклассниками и спрашивали: «О чём нам написать?». Они вдруг сказали: «А напишите нам страшилку». Мы, честно, попытались написать страшилку, но у нас не получилось. Вместо этого мы написали вот эту книгу. Она такая мистическая, но больше приключенческая, чем страшная. У нас часто так бывает, что хотим написать одно, а потом пишем совсем другое.
«Всё, что мы пишем, сбывается»

— Учитывая, что книжка про библиотеку, была ли там заложена идея сохранения библиотек именно как книжного хранилища «на бумаге»?

Е.: Идея была пророческая, поскольку всё, что мы пишем, сбывается.

А.: Мы заложили, скорее, эмоцию, любовь, потому что мы очень любим библиотекарей и библиотеки и эту любовь пытаемся через книжку рассказать. Большинство новых технологий, которыми мы снабдили нашу библиотеку, действительно реализованы.

— Следующая интересная книжка, о которой хотелось бы поговорить, — это «Москвест» — история Москвы. Как возникла идея этой книжки?

Е.: К нам пришло одно большое издательство с красивым макетом книги и предложило вписать в макет текст. Места под текст было совсем мало. Всего двенадцать разворотов, на каждый разворот — тысяча знаков. Нам, как физикам, идея показалась очень интересной чисто технически. Дальше начались усложнения — понадобился сквозной герой, желательно два — мальчик и девочка. Да, и плюс ко всему, сказали, что нужна и связанная история, то есть сквозной герой, с которым случаются приключения на фоне истории Москвы. Причём должна быть завязка, нарастание событий, кульминация и развязка. Это ещё не всё. Макет начинается с древнего Кремля и заканчивается каким-то транспортом.

А.: Мы попросили поменять макет или хотя бы последнюю картинку и выяснили, что это невозможно. Когда работа была сделана, нам сказали фразу, которой мы до сих пор гордимся: «Ваш текст забивает наш макет».

— Да, любопытно. «52-е февраля». В книге показана вынужденная пауза в рутинной жизни, когда родители с детьми остаются наедине и получают возможность поговорить о важном. Как у вас это происходит в жизни с вашими детьми?

Е.: Любого подростка нужно запереть в комнате, чтобы с ним поговорить, — это нормально.

А.: Если бы мы могли спокойно обсуждать все темы, то книжку бы не написали. Она была написана для Сашки, старшей дочери Жени.

— Каково было мнение Сашки?

А.: Мы написали довольно большой кусок и дали ей почитать, она сказала: «Да, всё прекрасно. Происходить что-нибудь будет?»

— «Движухи» не было?

Е.: Там вообще ничего не было, кроме разговора. Собственно, после этого мы придумали сюжет.

— Вы по образованию физики. Как вы подходите к написанию книг: как к техничному составлению деталей по плану или всё же нужен порыв и вдохновение?

Е.: У нас, конечно, есть план и система, но для того, чтобы начать что-то писать, всё равно нужно то самое вдохновение. Если идея не зажигает хотя бы одного из нас, то ничего не получится. Самый лучший показатель — это когда мы придумали тему и начинаем про неё говорить и не можем никак остановиться.

А.: Может также быть, что идея загорается, но мы в этот момент чем-то другим заняты и её откладываем. Тогда она затухает. Потом через три месяца возвращаемся, и уже неинтересно.
«Когда снаружи уже ничего не изменить — всё случилось, можно всегда поменяться внутренне»

У вас вкусы всегда совпадают? Если не нравится Жене, то Андрею тоже не нравится? Бывает такое, что спорите?

А.: Не всегда совпадают, но мы не спорим. Потому что если кому-то из нас не нравится, значит, без обсуждения, не пишем.

— Есть группа в «ВКонтакте», где вы выкладываете свои рукописи, чтобы дети посмотрели, оценили и подсказали. Часто ли бывает такое, что дают ценные советы или поворачивают сюжет?

А.: Они дают ценные советы по каким-то частностям, когда мы, например, что-то написали непонятно. Если нам человек говорит: «А что здесь происходит?», значит, мы что-то неправильно объяснили. Сюжет никогда не поворачивали.

— Как вы преподносите «добро» и «зло»?

А.: У нас про это есть книжка, называется «Гимназия №13».
Там есть белые боги и чёрные боги. Мы показываем, что чёрные — это не обязательно зло, а белое — не всегда добро. Добро и зло, конечно, есть, но оно не так поляризовано, как нас учат. Добро и зло, во-первых, намешаны очень сильно в каждом. Мне очень нравится одно выражение: «Не ищите подлецов. Подлости совершают хорошие люди» (А.В. Вампилов).

— Как вы относитесь к ошибкам подростков? Существуют ли непоправимые ошибки, и как с этим быть?

Е.: Один из посылов нашей последней книги (она ещё не вышла) в том, что абсолютно любой человек может совершать ошибки. Бывает, что непоправимые.

А.: У каждого человека в жизни случается такой момент, когда он что-то совершил, а исправить невозможно. Значит, надо просто пережить.

Е.: У этого переживания есть положительный момент — это опыт. Когда снаружи уже ничего не изменить, всё случилось, можно всегда поменяться внутренне. Ты можешь на весь мир обидеться и сказать, что это они все козлы, а я хороший, просто мир плохой, а можно сделать какие-то выводы на будущее.

— В книге речь идёт о подростках, которые занимаются бальными танцами. Почему танцы? Вы сами танцуете?

Е.: Танец — это квинтэссенция отношений между мужчиной и женщиной.
Я танцую с мужем. Мы вообще не конфликтные. В жизни не ругались никогда так, как ругаемся на паркете. С одной стороны — это прекрасная разрядка, а с другой — вдруг выясняется, что совершенно по-новому устанавливаются роли. На паркете мужчина — всегда мужчина, и если он не ведёт, то всё. Женщина должна чётко слушаться.

А.: Потом понимаешь, что в жизни то же самое. Партнёрша должна подстраиваться даже под плохо танцующего партнёра. Получается, что люди, которые в обыденной жизни уже притёрлись, и у них установились стабильные отношения, выходят на паркет и вдруг — бабах!..

— Напоследок, дорогие Андрей и Женя, скажите пару тёплых слов подросткам и всем, всем, всем. Может быть, что-то вдохновляющее?
Е.: Живите полной жизнью и делайте то, что вам нравится!
А.: Будьте счастливы!

Об авторе:

Ирина Эйр — эксперт по астрологии (новейшая космическая психология, метод «Формула души»), организации личных, деловых процессов и профориентации. Мастер делового администрирования (МВА), сертифицированный тренер школы астрологии «Русские волхвы». Основатель методики «Самоопределение при помощи астрологии». Кандидат Интернационального Союза писателей, прозаик, поэт, публицист. Кавалер медалей ЮНЕСКО им. Адама Мицкевича, Министерства культуры Российской Федерации «200 лет М.Ю. Лермонтова». www.IrinaAir.ru

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии журнала «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: