Интервью с Георгием Бурцевым – автором «Следствие…» и «Махно»

Елизавета БУЛАВИНА | Интервью

Бурцев

Георгий Иванович Бурцев – поэт, писатель, журналист и психолог. За его плечами множество опубликованных статей, опыт работы в газете, в театре, на радио и телевидении. Свой талант проявил в написании стихов и песен для театральных постановок.

Сборник произведений автора в двух томах «Следствие…» и «Махно» вышел в серии «Современники и классики» Интернационального Союза писателей.

Мы решили узнать поподробнее о жизни и творчестве писателя от него самого. Георгий Бурцев согласился дать нашему журналу эксклюзивное интервью.

С чего начиналось Ваше литературное творчество?

– Проба пера началась у меня с написания школьных сочинений. Меня всегда ставили в пример одноклассникам. Все годы учёбы в школе, на срочной военной службе, в техникуме или в институте – всегда был редактором стенгазеты. Стихосложением начал баловаться тоже с первого класса школы. Даже иногда писал рифмованные письма своим близким.

Однако серьёзно приложился к сочинительству, уже работая на разных должностях в театрах – то ли помощником режиссёра или привлечённым актёром, то ли сценаристом или самим режиссёром-постановщиком, когда-то помощником заведующего художественно-постановочной части, где самим завпостом, а где и главным инженером театра. В театрах написал более сотни песен ко многим постановкам, а так же две инсценировки. К тому же театральному периоду относятся и первые публикации поэзии и прозы.

К сожалению, поступить в литературный институт не довелось. У меня только строительный техникум, армейские курсы военных журналистов, институты психологии и управления.

Расскажите, пожалуйста, как создавались произведения, вошедшие в два новых тома «Следствие…» и «Махно»? Что послужило поводом для написания истории Жанны д`Арк?

–  «Следствие…» было написано 33 года назад, то есть в зиму 1984 на 85 год, в подвалах КГБ, куда я был препровождён за свой язык. Впрочем, диссидентом себя никогда не считал, и категорически отвергаю их наличие в СССР. Просто был нормальным гражданином с обострённым чувством справедливости, остро реагировал на неверные действия властей. А «диссидентами» нас называли партийные работники да сотрудники КГБ, которые зарабатывали на нас звёзды на свои погоны.

Вот тогда, сидя в камере, по примеру австрийского психолога Виктора Франкла, пережившего ужас гитлеровского лагеря смерти, я и начал писать историю Жанны Дарк, чтобы, как и сам Виктор Франкл, взять максимум пользы из самого неблагоприятного положения.

Но конкретным поводом для написания послужил вышедший тогда фильм Глеба Панфилова «Начало». Сам по себе фильм мне понравился, но лишь, как история девушки, попавшей в кино. А вот образ юной дьяволицы Жанны Дарк мне, как психологу, показался ошибочным. Я срочно, до момента ареста, перечитал всё, что было о ней издано в Союзе, и уже за решёткой засел за тетрадки. Через три месяца, к моменту благополучного освобождения, повесть была готова. Показал двум знакомым. Писатель сказал, что пусть отлежится. А поэт назвал мой опус киносценарием и посоветовал послать кинорежиссёру С.Герасимову. И Сергей Аполлинариевич прислал мне в июле 1985 года хорошее, сохранившееся у меня письмо.

Вы много пишете об исторических личностях и событиях. Что ложится в основу Ваших произведений?

– Желание донести миру своё видение истины.

Какая историческая личность Вам кажется наиболее интересной?

– Обойдённая вниманием или незаслуженно оболганная.

Оказывают ли влияние на Ваше творчество произведения других авторов?

– Конечно. Своими учителями считаю, прежде всего, русских мастеров пера, таких как Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Иван Сергеевич Тургенев, Антон Павлович Чехов, Афанасий Афанасьевич Фет, Николай Алексеевич Некрасов, Алексей Васильевич Кольцов, Евгений Абрамович Баратынский, Александр Блок, Сергей Есенин, Михаил Булгаков, Александр Серафимович.

Как проходит Ваш творческий процесс?

– Могу сказать, что пишу, как правило, очень легко. Видимо, потому, что сам я человек лёгкий и увлечённый. Большие произведения делались три-четыре месяца, рассказы и стихи писал за один день, вечер или ночь. Бывали случаи написания за полчаса поездки на трамвае или в метро.

– В какую историческую эпоху Вам хотелось бы попасть?

– Хотелось бы попасть в будущее.

Как Вы считаете, зачем современному человеку нужно знать историю?

– Чтобы не повторять ошибок прошлого.

В серии «Современники и классики» Интернационального Союза писателей выходят два тома Ваших произведений — «Следствие…» и «Махно», это Ваши первые изданные книги?

– Как вы уже поняли, большая часть произведений написана давно, а некоторые – очень давно. Это, конечно, не значит, что я не делал попыток опубликовать написанное. Стихи у меня выходили во множестве альманахов, рассказы в газетах. Повести тоже были фрагментарно опубликованы.

Просто нынешнее время крайне неблагоприятно для писателей и поэтов. Неслучайно сегодня появился длинный перечень авторов, у которых для опубликования имеются шальные деньги. Но этот аспект не интересен. Значительно интереснее то, что мне повезло в жизни лично знать и видеть необыкновенных людей, свидетелей эпохальных событий. Поэтому всегда и вне зависимости от наличия финансов писатели были, есть и будут.

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии журнала «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: