Виорэль Ломов: «Сергей Попсуев – это я»

Елизавета БУЛАВИНА | Интервью

Виорэль Ломов - для РК

Виорэль Ломов – известный российский писатель, член Союза писателей России, лауреат множества литературных премий. Наиболее популярные произведения автора – романы «Мурлов, или Преодоление отсутствия», «Сердце бройлера», «Солнце слепых», «Архив», двухтомник «Град Мурлов и его обитатели», серия из шести книг «100 великих» – биографии русских и зарубежных писателей, меценатов и филантропов, великие романы, научные достижения России, судебные процессы.

В связи с выходом в серии «Современники и классики» Интернационального Союза писателей нового романа «Неодинокий Попсуев», писатель Виорэль Ломов дал интервью нашему журналу.

– Красивое и необычное имя – Виорэль. Откуда оно произошло? Это Ваш псевдоним?

– Это не псевдоним. Имя Виорэль (Виорель, Виорел) встречается в Румынии, Молдавии, Италии. Означает оно «жизнь», «фиолетовый», «подснежник».

Вот что написал в стихотворении «Грусть радости» (1933 г.), посвященном его «невесте» В.И. Шей де Вандт, Игорь Северянин:

Газель моя, подстреленная злыми!

Подснежник бессарабский – виорель!

Виктория! И грустно это имя,

Как вешняя плакучая свирель…

– Насколько я знаю, Вы пишете давно, но начали публиковать свои работы только в 2000 году. Наверное, в то время было сложно выйти в печатное издание начинающему писателю? Расскажите о первом изданном произведении.

– Первый мой роман «Мурлов, или Преодоление отсутствия» я писал тридцать лет (1970–2000). Писал и писал, что называется, «в стол». Практически всю жизнь я трудился на предприятиях и в организациях Минсредмаша (Минатома). Работа была интересная, и заниматься профессионально литературой не думал. Тем не менее в 1999 году отнес рукопись романа в литературный журнал «Сибирские огни». Там его взяли и опубликовали в 2000 году в шести номерах (объем романа 35 авт. листов). В 2007 году «Мурлов» с тремя другими романами и повестью был опубликован в двухтомнике «Град Мурлов и его обитатели» и «Солнце слепых» (издательство «Голос-Пресс», М.). В 2007 году роман получил Большую премию «Русского переплета» (МГУ) и Премию губернатора Новосибирской области.

– В серии «Современники и классики» вышел Ваш роман «Неодинокий Попсуев». О чем эта книга? Что Вас побудило ее написать? Какая идея легла в основу романа?

– В «Неодиноком Попсуеве» речь идет о выпускнике столичного вуза Сергее Попсуеве, который в конце восьмидесятых годов приехал в областной город Нежинск. Впереди у него были лихие девяностые, когда всё дозволено, заманчиво и опасно. Герою предстояло сделать нелегкий выбор своего пути. Ощущая себя Сирано де Бержераком, Попсуев совершал поступки, продиктованные характером его кумира. В центре повествования внутренний конфликт (раздрай) героя между тягой к идеалу, поиском справедливости и далеко не идеальными и не справедливыми жизненными обстоятельствами, которые преподнесли ему девяностые годы. Что побудило меня написать эту книгу? Видимо, эта самая тяга к идеалу и поиск справедливости.

– Когда был написан «Неодинокий Попсуев»? Как проходила работа над этой книгой?

– В 2007 году я написал две или три главы этого романа. Тогда уже знал, как он будет называться, о чем будет. Родился он интересным образом. Читал я «Рукопись, найденная в Сарагосе» Яна Потоцкого и наткнулся на фразу: «Тебя, милый мой сын, жители Сеуты считают слегка помешанным: это следствие их темноты». Она мне так понравилась, что стала эпиграфом к роману и вообще погнала мой роман к финишу. Финишировал я через восемь лет, весной 2015 года. В промежутке роман не писал, так как готовил к печати шесть книг из серии «Сто великих» (издательство «Вече», М.) – русских писателей, зарубежных писателей, романов, научных достижений России, меценатов и филантропов, судебных процессов.

– Почему кумиром Вашего литературного героя стал именно Сирано де Бержерак? Как Вы сами относитесь к этому персонажу?

– «Мадам Бовари – это я» – уже сказано. Потому не стану говорить: «Сергей Попсуев – это я». Но, с другой стороны, почему бы и нет? Я преклоняюсь перед его бесстрашием и честностью, перед остротой его ума и шпаги, перед его скромностью (как это ни странно) и верой в идеал.

– Что для Вас главное в хорошем романе? Чему уделяете особое внимание?

– Главное для меня в хорошем романе – это мысли и стиль, правда жизни и игра ума, образы и, пардон, образины. Очень редко – сюжет. И совсем не люблю пошлости и дешевых писательских трюков. Чтоб было понятно, проиллюстрирую примерами. «Путешествие Гулливера» Дж. Свифта и «Кола Брюньон» Р. Роллана – для меня планка настоящей литературы. Ну, а про плинтус умолчу.

– Планируете ли издавать новые книги? Над чем сейчас работаете?

– В этом году написал несколько сказок и три сказочные повести для детей среднего школьного возраста, объединенные в трилогию «Приключения Юстаса и его друзей». Они размещены на Проза.ру. Заканчиваю писать мистико-реалистическую повесть «Елена Прекрасная». Один из персонажей повести – художник Модильяни.

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии журнала «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: