Рецензия на повесть Виктории Балашовой «Эксперимент»

Генриетта МАЛЬЧЕНКО | Литературная критика

Мальченко

Автор: Балашова Виктория Викторовна
Издательство: Интернациональный Союз писателей, 2016 г.
Серия: Таврида
ID товара: 557596
ISBN: 978-5-906829-63-4
Страниц: 85 (Офсет)
Масса: 90 г
Размеры: 195x114x4 мм

Повесть Виктории Балашовой «Эксперимент», динамичная, захватывающая, игровая, с элементами детектива, поднимает очень серьёзные вопросы. В небольшом, но ёмком произведении автору удалось ненавязчиво подвести читателя к размышлениям о кратковременности нашего пребывания на земле, о хрупкости и несовершенстве человека как вида. Произведение очень кинематографично. Автор использует интересный приём с камерой, который похож на приём Феллини в фильме «Восемь с половиной».

Начинается повествование со знакомства главного героя, учёного, занимающегося проблемой старения, с будущей возлюбленной. С первых минут мы попадаем под обаяние автора. Это происходит с помощью магии слов, которая достигается искренностью и доверительностью манеры изложения Балашовой. Появляется ощущение, что нас приглашают в свое пространство, где место есть только для избранных. И мы одни из них.

Мы сидим на веранде вместе с героем и пьём холодный кофе. Застывшую, плотную жару иногда разряжает лёгкий бриз. Повествование как единое музыкальное произведение, тональность которого меняется в процессе развития сюжета. За кадром звучит «адажио». Это светлые, зарождающиеся чувства между Марком и Мирандой, девушкой с обложки, страдающей анорексией. Но в музыке уже слышится тревога. Это подкрадывается болезнь, отнимающая жизнь у любимой. Часовой механизм смерти успел дать сбой и сильно ускорился. Но герой не хочет спасать свою возлюбленную с помощью новых технологий, хоть и имеет такую возможность. Ведь расплата за спасение – её радикальное изменение сознания, потеря индивидуальности, «я» и превращение в «Инквилина».

Марк не раз пожалел, что не продлил Миранде существование пусть и в виде суррогата жизни в теле «Альтербиона» (биоробота). У многих при наступлении старости и болезни не пропадало желание жить полноценной, общественной жизнью, не теряя связи с миром. И поэтому публичные люди на заре открытия заказывали себе двойников. Но и после потери близких оставшиеся в живых пользовались услугами биороботов, заменяющих им их самих. Только со временем приходило осознание иллюзорности сложившейся реальности. Главный герой не смог переступить черту, за которой бездна. Любовь стояла на страже, не давая цинизму окончательно разрушить душу.

В произведении поднимаются вопросы нравственности. Как далеко могут зайти учёные, удовлетворяющие свои амбиции, если у них отсутствуют этические нормы. Никто не знает, где та граница, нарушение которой приведёт к всемирной катастрофе. «Ведь дорога в ад выложена благими намерениями».

Только встретив девушку, похожую на Миранду и влюбившись в неё, Марк перерождается. Из учёного с низким этическим порогом, эгоиста он превращается в человека готового к самопожертвованию. Его новая девушка по имени Линда – жертва экспериментов по манипуляции с человеческой памятью. Марк, поддерживаемый своими коллегами-друзьями, сделал всё возможное, чтобы устранить последствия бесчеловечных опытов. Хотя сам был участником этих экспериментов. И только познав настоящее чувство, он увидел, как далеко зашёл, будучи одержимым жаждой знаний. Его расследование прошлого своей возлюбленной для изменения настоящего частично увенчалось успехом.

Научно-фантастическое произведение Виктории Балашовой «Эксперимент» читается на одном дыхании. Несмотря на фантастичность, сюжет стройный и чётко выверенный. Произведение написано таким ярким языком, что кажется зловещей реальностью. Несмотря на изобретения, обладающие потенциалом огромной разрушительной силы, в произведении звучит гимн настоящему чувству. Автор нам хочет сказать и сказал, что как бы ни развивалась цивилизация, сколько бы ни делалось открытий, только любовь спасёт Мир. Пока есть любовь – есть надежда на спасение человечества. Дружба, поддержка, понимание, сострадание, жертвенность и способность признавать свои ошибки – вот те качества, которые помогут противостоять разрушению человеческого индивида.

Произведение живое. Мы чувствуем его дыхание. Автор создал хороший образец фантазии, основанный на здоровом интеллекте и способности чувствительной натуры уметь слушать пульсацию жизни.

Об авторе:

Генриетта Мальченко, «Я отмечаю свой день рождения 16 января. В свидетельстве о рождении стоит запись от 1956 года о том, что я родилась 16 ноября 1953 года. В селе Палазна, Добрянского района, Мотовской области. Это было поселение русских немцев и других национальностей. Отец был военным, и его командировали в село в качестве политработника. Дату и место рождения я точно не знаю. В связи с этим у меня большие сомнения в реальности своего существования.

Никакого отношения к литературе я не имею, кроме большой любви к ней. Я периодически доставала из сундука времени свои способности, точно старые платья. Перебирала, примеряла и решала, что подойдёт на данный период жизни. И я выбрала – это литература. Я надеюсь, что «платье» мне будет в пору, и я сделала правильный выбор».

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии журнала «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: