«Избравший ад» – опубликованный дебют
Писательница Татьяна Альбрехт представляет читателям свою книгу – роман «Избравший ад».
Автор родилась в Москве. Окончила педагогический колледж, училась в Историко-архивном институте при РГГУ по специальности «историк-архивист», закончила театроведческий факультет ГИТИСа. Работала преподавателем истории в средней школе, в Российском государственном архиве литературы и искусства, библиотекарем в Горбачев-фонде и библиотеке ГИТИСа, была корреспондентом нескольких изданий. В настоящее время служит редактором в литературно-драматической части театра «Мастерская Петра Фоменко» и занимается писательским творчеством в свободное от работы время.
Роман «Избравший ад» станет первой опубликованной книгой автора.
Со слов автора, роман рассказывает о выборе. Главный его герой – Иуда, тот самый, кто, согласно новозаветным свидетельствам, предал Христа. В фигуре Иуды отражен весьма характерный для нашей исторической памяти парадокс – все знают, что он сделал, и в то же время об этом человеке доподлинно ничего не известно, порой даже опровергается сам факт его существования и деяния. Именно это несоответствие очень увлекло писательницу.
В истории очень много сложных и загадочных сюжетов. Пробираться через недосказанность и вековые секреты порой приходится в одиночестве. История про Иуду – одна из самых известных тайн. Сколько написано книг на эту тему? Сотни, если не тысячи. Все ли ясно до конца? Отнюдь.
Эта книга – новая попытка посмотреть на известные события с позиции человека, обремененного знанием последствий и пытающегося понять истоки событий. Вечный образ предстает в романе абсолютно живым человеком. Иуда ходит по улицам, оценивает вино и еду в местной харчевне, бросается в драку с незнакомцами, смеется, рассуждает о жизни. Открытый и дерзкий юноша, смело заявляющий: «Человек есть то, что он сам из себя сделает». У него вся жизнь впереди… Но жизнь ли?
Почему автора так волнует этот персонаж, его судьба и жизненный путь?
Может быть, потому, что такие вечные вопросы особенно остро встают в пору потрясений и перемен?
В начале XX века, когда наша страна, вслед за Старым Светом, переживала на фоне смуты новую эпоху богоискательства, многие писатели обращались к библейским темам. Некоторые возвращались к вечной проблеме иудина греха, пытаясь по-новому взглянуть на его деяние и саму роль в евангельских событиях.
Например, Максимилиан Волошин в стихотворении «Иуда Апостол» (1919 г.) говорит о Божьем Предначертании, решившем судьбу Иуды, поднимает вопрос о возможности оправдания и прощения проклятого апостола.
И воскликнул:
«Боже, верю глубоко,
Что Иуда – Твой самый старший и верный
Ученик, что он на себя принял
Бремя всех грехов и позора мира,
Что, когда Ты вернёшься судить землю,
И померкнет солнце от Твоего гнева,
И сорвутся с неба в ужасе звёзды,
Встанет он, как дымный уголь, из бездны,
Опалённый всею проказой мира,
И сядет рядом с Тобою!
Дай мне знак, что так будет!»
В то же мгновенье
Сухие и властные пальцы
Легли ему на уста. И в них узнал он
Руку Иуды.
Каким он предстает в романе? Ученики Иисуса неоднозначны в своих оценках – «этот проныра Иуда», «хитрец», «обругали хорошего человека», «он – добрый, хоть и странный…». Иуда сам до конца не может понять себя.
Многочисленные его разговоры с Иисусом обрываются, он боится или не хочет открыться и остается загадкой до конца:
– Что-нибудь не так, Иуда?
– Все в порядке. Я просто задумался.
Иисус подошел, наклонился к нему, мягко провел рукой по спутавшимся волосам.
– Как ты?
– Все хорошо, не беспокойся.
– Неправда! Ты же ранен! Тебе надо отдохнуть.
– Спасибо за заботу, Иисус! Но со мной, правда, все в порядке. Наша хозяйка – настоящий лекарь. Этот ее бальзам – чудо.
Назарянин сел рядом, обернул его плечи плащом.
– Холодает, – улыбнулся он. – Я снова не поблагодарил тебя! Эти камни предназначались мне…
– Иисус, по-моему, однажды мы раз и навсегда закрыли тему благодарностей.
– Ты заслонил меня от этих безумцев. Я в долгу у тебя!
– А я – у тебя. Ты знаешь, почему… Для чего опять начинать разговор? Ты же прекрасно понял, кто эти безумцы.
– Да, я понял, Иуда. Они – не ты! Ты уже давно не с ними! Ты никогда не был таким, как они! Перестань себя мучить!
– Легко сказать!
– И очень трудно сделать?.. Я все понимаю, друг мой. Но нельзя так! Жизнь – не только искупление, не только боль. В жизни есть радость и любовь. Ты забыл об этом!
– Забыл?.. Нет! Я помню, только… Исцелиться может лишь тот, кто жаждет исцеления. Я же… Есть раны, которые не заживают… Я прошу тебя, Иисус, не надо!
Назарянин несколько секунд пристально смотрел на него.
– Хорошо, я больше не буду! Но ты же знаешь, что можешь сказать мне все.
– Иисус, нет ничего, что я не мог бы тебе сказать! Но зачем тревожить тени прошлого, если его нельзя изменить?
Открываться всегда сложно, но Иуда решается. Рассказывает о прошлом, поисках, роковых ошибках, о своей любви и боли. Иисус тоже откровенен с ним, делится заботами, переживаниями, рассказывает о страшных снах:
«Я шел по пустыне и услышал грозный голос, идущий словно от земли: «Бойся, Иисус! Страшись!». Меня охватил ужас, с замиранием сердца я спросил: «Чего я должен бояться?», и голос ответил: «Твоего друга, того, кто ближе всех. Берегись его!»
Сон становится реальностью. Иуда захотел «открыть дверь», за которой неизвестность и миллион шансов, он не знал, каких, но был уверен: они есть. Он решается на свой поступок с верой и надеждой, что «зерна истины взойдут».
Финал всем известен.