«Вы что, травмированы Москвой?»: разговоры о драматургии
Автор: Анна Семилетова
Мастер-класс по драматургии на фестивале «Аэлита» был по-настоящему практическим. Почти два часа редактор журнала «Урал», известный драматург Олег Богаев разбирал три новые пьесы: «Приключения спички» Елены Коллеговой, «Нарушитель, или С Новым снегом» Светланы Грезевой и «Ролевые воспитатели» Натальи Якушиной. И уже на основе этого разбора он рассуждал о драматургии.
«Все мы стремимся к какой-то простоте. Набор минималистичных драматических переходов нужен для того, чтобы оставить место в спектакле для каких-то главных вещей. Я считаю, что нужно заниматься человеком, а не сюжетом. Сюжет вторичен. Его мы все можем пересказать. А что искусство-то может? Передавать чувства. И только благодаря этому люди ходят в театр. Театр — это прежде всего человеческие эмоции, переживания», — сказал Олег Богаев.
Драматург также считает, что зрители, сидящие в зале, не всегда понимают символы: кто-то раньше их видит, кто-то позже, кто-то не видит совсем, но абсолютно все считывают эмоции. Поэтому нужно уделять внимание реализации эмоциональных составляющих. В любых пьесах профессионал должен создавать в героях то, что знакомо его зрителю. Например, в пьесе «Приключения спички» есть героиня Щепочка. О ее характере сказано, что она может занозить кого угодно. В жизни каждого из нас встречаются такие Щепочки. Мы понимаем, о чем говорит автор.
«Я проповедую такую мысль: театр — это притча. Самые лучшие спектакли, пьесы носят именно такой характер. Простые, прозрачные сюжеты, как показывает опыт, остаются вечными. Нужно уметь распорядиться этой простотой», — поделился драматург.
Олег Богаев делит драматургов на выдумщиков и «житейских» авторов. Первые придумывают сюжеты, героев, ситуации, вторые — вкладываются в эмоции. И то и другое правильно. Есть произведения на грани того и другого.
Поговорили на мастер-классе о монологах, диалогах, времени. «Я бы не набрался наглости рассказать о безвремении в театре. Вообще, самое главное в драматургии — как ты владеешь этим пространством временным. Это не часы со стрелками, не время, отведенное на первую сцену, вторую сцену. Время внутри драматургии — это совсем другое. Это очень сложно. Когда-то я пытался сказать о безвремении. Не получилось. Время — удивительная вещь. Так что в «Нарушитель, или С Новым снегом» Светлана выполняла сложнейшую задачу», — сказал спикер.
Проблема автора, по мнению Олега Богаева, заключается в том, что он постоянно ищет подходящие образы и слова. Когда автор только начинает писать — он испытывает радость от того, что нашел нужные слова. Дальше это превращается в муку. Другая сложность состоит в том, чтобы выбрать определенный сюжет, определенную линию и двигаться по ней. «Вы, видимо, травмированы Москвой? Диким ритмом жизни? Почему вы хотите все запихнуть в одно произведение? Я чувствую некоторую избыточность. Даже в архитектуре сейчас востребован минимализм, понимаете? Культ минимума. Нам немного нужно. В этом мире форм предостаточно. Уделяйте внимание эмоциям, человеческому», — посоветовал драматург.
Фото автора