Путь…

Александра КРЮЧКОВА | Новая русская революция

Эта и последующие публикации в данной рубрике представляют собой доклады членов официальной делегации МГО СПР, прочитанные на конференции в Милане, на тему «Новая русская революция» (март, 2012).

путь

В марте 2012 года в России прошли выборы президента страны. Можно спорить о том, были ли результаты предопределены или нет, но революции не произошло. Революции не нужны России. Как и любой другой стране, России необходимо движение. Движение только вперёд. Это тяжёлый путь потерь и побед, и неизбежных ошибок, поскольку всем известно, что не ошибается только тот, кто ничего не делает, — errare humanum est, что в переводе с латинского означает «человеку свойственно ошибаться».

Здесь за сцены из Камасутры
Вожделеют земных наград…
Я приду к тебе, словно утро,
В час, похожий на твой закат…

В пору жгучего листопада
Здесь копают бездонный ров…
Я вдохну в тебя жизнь… Не надо
Благодарностей и даров…

Здесь, как птицы, свободны воры,
Допиши за меня главу…
В Путь тернистый в иные горы
За собою не позову…

Здесь так много нечистой силы,
И распахнута зверя пасть…
Слишком сложно в дороге, милый,
Не споткнуться и не упасть…

Не считая давно недели,
Тихо плачет о детях Русь…
Если вдруг ты мой Путь разделишь,
До земли тебе поклонюсь…

(стихотворение автора «Путь»)

Россиянам же сегодня на этом Пути, как мне кажется, не хватает стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Коренной поворот в истории России произошёл в начале 90-х годов. Если в советское время люди могли планировать свою жизнь (получали образование, выходили на работу по специальности и, за редким исключением, работали в одной и той же организации до пенсии, получая стабильную, хоть и небольшую зарплату), сегодня ситуация прямо противоположна — большинство людей живут сегодняшним днём, поскольку, даже будучи профессионалом в своей области, они часто вынуждены менять работу по причине банкротства компаний, либо находятся в атмосфере абсолютной незащищённости и правового беспредела в компаниях, работающих «в чёрную». Страх потерять работу, заболеть или уйти на пенсию, минимальный размер которой не позволяет обеспечить человеку даже нормального пропитания, в отличие от Японии, где пенсионеры постоянно путешествуют по миру, приводит к состоянию постоянного стресса, что неблагоприятно сказывается на здоровье и продолжительности жизни в целом, да и многие люди, будучи не уверенными в своём будущем, не могут позволить себе рожать столько детей, сколько хотелось бы.

Кто-то выдумал Новый Год,
Только вряд ли он что изменит —
Этот город — как эшафот,
На котором блефуют тени.

Я привыкла, что все здесь пьют
И танцуют у края бездны,
Сладким голосом пропоют
И — как сон поутру — исчезнут.

Будто кто-то накинул сеть,
Под которой — живые трупы.
Я хотела бы улететь,
Только нет ни метлы, ни ступы.

Под невидимым колпаком
Что ни тронь — не лицо, а маски.
Одиночества снежный ком
Не раскрасить в цветные краски.

Проиграй на прощанье туш
И ступай от меня! Подальше!!! –
В этом городе мёртвых душ
Слишком душно от пошлой фальши.

Здесь легко и красиво врут,
Вскроют писем чужих конверты…
Здесь когда-нибудь все… умрут
…не от того, что — смертны.

(стихотворение автора «Блеф»)

Как и любой человек в мире, я хочу жить в стране, которой я бы гордилась, в которой чувствовала бы себя нужной, востребованной и счастливой. У каждого человека — своё определение слова «счастье». Я — абсолютно аполитична, в то время как мой сын с детства хочет стать президентом России. В одном из моих стихотворений, которое называется «А что такое счастье?» есть такие строчки:

«Счастье — это когда ты можешь
Оставить свой след на память».

Я пишу стихи с детства, а в последние пять лет принимаю активное участие в литературной жизни Москвы, поэтому меня лично не может не волновать ситуация, которая сложилась сегодня в русской поэзии.

Всем известно, что в советской России поэзия была востребована: поэты собирали на свои вечера полные залы, стихи издавались за счёт издательств и распродавались огромными тиражами, поэты не только получали высокие гонорары, но и могли донести своё творчество до жителей многомиллионной страны.

Сегодня поэзия из национального достояния превратилась в дорогостоящее хобби, в которое приходится вкладывать свои собственные и немалые деньги, заработанные поэтами на основной работе в других сферах. Так, например, благодаря падению «железного занавеса» появилась возможность выезжать на международные фестивали и конкурсы. Но участие в этих мероприятиях происходит исключительно за личный счёт поэта, если его имя неизвестно в России, даже при условии того, что отбор проходит на конкурсной основе.

Сегодня каждый может издать свои стихи в коллективных сборниках, в СМИ, и выпустить свою собственную книгу, но опять же, если имя — пока ещё неизвестно, всё это будет происходить за счёт автора, — издательства не считают поэзию «коммерчески выгодным продуктом», да и самостоятельно реализовать собственные книги — проблема: кто купит стихи неизвестного автора с рук? А если договориться с магазином, то наценка последнего к себестоимости книги сделает её ещё и нереально дорогой.

Сегодня каждый может устроить свой творческий вечер и читать всё, что угодно. В большинстве случаев необходимо предварительно заплатить за аренду зала, да и собрать гостей, даже не попросив денег за вход, — проблема.

В сегодняшней России, к сожалению, угас интерес к поэзии, поскольку большинство людей занимаются выживанием, да и в свободное время, которого почти нет, проще почитать лёгкую развлекательную литературу типа глянцевых журналов, чем то, что заставляет тебя задуматься о чём-то серьёзном и вечном.

Конечно, сегодня, в эпоху Интернета, каждый желающий может размещать стихи бесплатно на различных литературных сайтах. В России уже более 10 лет существует лидирующий в своей области сайт «стихи.ру», где на 20 марта 2012 года официально зарегистрировано 416.115 «поэтов» и опубликовано 16.360.057 произведений. Но, как вы понимаете, не все те, кто считает себя поэтом, им является в действительности, — так, достойные авторы тонут в информационном океане, поскольку любой потенциальный читатель не в состоянии прочитать такое количество произведений, чтобы найти «своего поэта».

Таким образом, мы видим, что сегодня в отличие от советской России, появилось множество возможностей для продвижения творчества, которых не существовало ранее. Но для того, чтобы имя поэта стало известным, необходимы огромные инвестиции, которых у поэтов, как правило, нет, а у тех, у кого есть в наличии достаточные средства, отсутствует талант поэта.

Конечно, поэты будут продолжать писать стихи даже при отсутствии известности и денег для её приобретения, поскольку поэзия — это состояние души, потребность выразить душу в слове. Но мне хочется верить, что ситуация скоро изменится, и появится некое фильтрующе-связующее звено между поэтами и властью, возможно, это будет Союз Писателей РФ, которое путём привлечения одновременно как государственных средств, так и инвестиций со стороны спонсоров, позволит действительно достойным именам войти в историю России и стать её национальным достоянием. В заключении мне хотелось бы привести одно из своих стихотворений, обращённое к поэтам:

Смотрите вдаль, ступайте вверх,
И если падать, — в глубь молчанья.
Когда в лицо раздастся смех,
Благословите непризнанье.

Ведите за руку слепых
В края, где дарится прозренье,
Дорогой вечно молодых –
Слагающих стихотворенья.

Прощайте всех на том Пути,
Не ждите похвалы в награду,
Ведь чем сложнее вам идти,
Тем ближе к Божьему вы Граду.

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии журнала «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: