Несколько общих замечаний о том, случилась ли революция в современной русской литературе

Дмитрий НЕМЕЛЬШТЕЙН | Новая русская революция

литературная революция

Башенные краны новых строек,
Бешеные кланы новых бар,
Ворошилы фирменных помоек,
Поселенцы мраморных хибар.
Очумелость моего сонета,
Политес помятого бомжа,
Роль премьера в доле кабинета,
И октябрь, как времени межа.
Жалкий вид прожорливой богемы,
Глупая «пророков» суета,
Беспредел — прологом вечной темы
Страшного Господнего суда.
В рубище отнюдь не пилигрима
Мир бредёт моих мечтаний мимо.

Если иметь в виду, что революция есть кардинальная ломка устоявшихся критериев, традиций, отношений связанных в данном случае с языком и способом выражения писателем (или поэтом) своих мыслей, то говорить о революционных изменениях в современной русской литературе не приходится.

Да, в России случилась социальная революция, которая повлекла за собой решительные изменения во всех сферах жизни. Да, эта революция изменила наружную сторону литературного процесса: им перестали жёстко управлять, он стал жить в соответствии с потребностями рынка и по законам рынка. Да, сегодня в литературный процесс включаются все желающие, а это сотни тысяч доморощенных поэтов и писателей. Да, многие из них пишут весьма талантливо, причём публикуют свои произведения не на бумаге, а исключительно в интернете.

Но, если говорить о литературной кухне, о творческой стороне дела, о глубинной внутренней стороне писательской жизни, то революционных прорывов мы здесь не увидим. И по-прежнему, главными достоинством любого литературного произведения являются глубина, простота и ясность мысли, актуальность, содержательность, эмоциональность. А все эксперименты, делающие русский язык малопонятным, непохожим на самого себя, это не более чем любопытные загадочные тупички, возможно необходимые для развития литературного процесса, но главным образом дающие нам снова и снова понять следующее: всё гениальное — просто. Но гениальная простота всегда насыщена Божественным Духом.

Сегодня общелитературный процесс в России скорее отстаёт от потребностей общественного развития. Но было время, когда он опережал процессы, происходящие в социальной жизни. Я имею ввиду самиздатовское движение 60-х — 80-х годов 20 века. Тогда это можно было назвать, если не революцией, то бунтом в русской литературе, пытающейся вырваться из-под ярма партийной цензуры. Этот бунт, без всякого преувеличения, стал предтечей социальной революции 90-х. Именно литературные бунтари (к которым, кстати, принадлежали ведущие этот семинар блистательные мастера Евгений Рейн и Виктор Ерофеев) проделали огромную работу по подготовке тех социальных сдвигов, которые привели к слому впавшей в состояние летаргии псевдокоммунистической системы и, увы, к неизбежно последовавшему за этим распаду СССР. В последнем случае мы можем говорить и об этнополитической революции на территории Страны Советов. Но и эта революция была предварена своеобразным бунтом национальных литератур, связанным с едва ли не открытой трактовкой исторического процесса с позиции местных националистических возрений, в пику якобы русскому экспансионизму (которым в названный период уже и не пахло), и идеологическим штампам, насаждаемым КПСС.

Таким образом, именно тогда литература стала важнейшим фактором формирования нового исторического, общественно-политического сознания многих и многих людей, как в масштабе СССР, так и в рамках составляющих его национальных сообществ.

Задачи же той литературы, которую мы видим сегодня, уже очевидно другие. Едва ли их можно назвать революционными. Да, эти задачи важны. Да, каждому пишущему кажется, что он решает какую-то важную для себя и для других задачу, преследует важную для себя и для других цель. Но, в сущности, совокупной целью ныне здравствующей русской литературы, независимо от чьих-либо индивидуальных предпочтений и желаний, просматривается формирование в России полноценного гражданского общества и утверждение полноценных институтов демократизма. А это, в конечном счёте, залог дееспособной государственной власти, думающей о стране и о её народе.

Если же под литературной революцией понимать внезапное одновременное появление в наши дни на литературном небосклоне плеяды гениальных творцов, то этого не произошло. Правда и сожалеть об этом не имеет никакого смысла. Литературный процесс подвержен тем же законам всеобщего развития, что и любой другой. Национальный литературный процесс зародился в ранний период существования русских как этноса, взрослел вместе с русским этносом, твёрдо стал на ноги в период этнической молодости, и блистал в период этнической зрелости. Может быть, период этнической мудрости даст нам новых гениев в литературе? Будем ждать.

Стихи о значимом?.. Пустое.
Всё суета — изрёк пророк.
Всё тлен: годами нажитое
И заготовленное впрок.
Лишь пара вековечных истин
Нас освящают иногда:
Любовь и вера без корысти,
Да счастье вольного труда.
Когда душою верховодит
Любовь, нам дорог каждый миг.
Всё в мире значимо, выходит:
Блеск славы, пьянство шаромыг,
И причитания провидца,
И скрипнувшая половица.

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии журнала «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: