Аниматор из будущего или о путешествиях во времени во имя любви

Сергей РУСАКОВ | Проза

Русаков

научно-фантастический рассказ для взрослых

За всё нужно платить! За путешествие в прошлое приходится платить дискомфортом вонючей липкой духоты скафандра. Интересно, они и в самом деле дезинфицируют внутреннюю поверхность скафандра?

Говорят, что раньше, может, именно в том времени, куда попал Андрей, в практике были широко распространены одноразовые решения. Зацепившись однажды своим любопытством за эту тему, он с удивлением обнаружил во вновь появившихся областях своих знаний подробнейшие выкладки инженерно-технических разработок человечества, озабоченного сложным клубком проблем. Сейчас не нужно штудировать книги. Каждый подключен к массиву знаний и получает их по желанию, лишь подумав об этом.

С одной стороны, производить что-либо недолговечное и даже одноразовое проще, как с точки зрения производства, так и в плане утилизации. С другой стороны, всё разовое и одновременно дешевое, вопреки логике современников Андрея, в прошлом воспринималось людьми, как что-то недостойное, позорное, порочное. Напротив, кустарное, крафтовое, штучно изготовленное считалось верхом вожделений.

«Индпошив и ширпотреб!», — прочитал Андрей в памяти два красивых термина из обихода прошлого. Он улыбнулся, подумав о другом. По техническим условиям перехода с линий настоящего на линии прошлого, внутри скафандра приходится быть… голым. Вот почему он вспомнил об одноразовом подходе. Телу было бы приятней, если бы между ним и внутренней обшивкой скафандра была прослойка какого-нибудь одноразового комбинезона. Однако путешествовать возможно лишь голым…

Несколько раз это приводило к конфузам. Если путешественник по какой-то причине терял сознание, а такое могло быть и из-за вони внутри – пахло электричеством, то сердобольные люди прошлого времени извлекали из скафандра голого человека. Однако не стыд был конфузом. Скафандр внутри был обычным скафандром – сложным инженерно-техническим комплексом с датчиками, проводами, сервомеханизмами, что явно не соответствовало уровню технического прогресса прошлого и вызывало опасное любопытство.

Голого бедолагу или голую доставали из скафандра, приводили в чувство, а скафандр в это время запрограммировано самоуничтожался, аннигилилируясь. Те еще впечатления!

Мало того, что за голыми путешественниками приходилось устраивать специальные спасательные экспедиции, а это чрезвычайно сложная операция, так не менее важно и другое.

Представьте себе впечатления людей того уровня развития, которые видят весьма странную картину. Вполне знакомый предмет повседневности вдруг являет собой совершенно иное. Да! Внешняя оболочка скафандра всегда маскируется под что-то подходящее.

Андрей выбрал активный и потому популярный вариант внешней маскировки скафандра путешественников в прошлое. Прохожие привычно обтекали слева и справа рекламного аниматора в поролоновом костюме “хот-дога” – вареной мясной сосиски, вложенной в надрезанную вдоль продолговатую булочку. Ходячая реклама фастфуда известного тогда бренда.

Под ноги Андрею полетел опустошенный бумажный стаканчик. Недолгая его владелица допила кофе как раз в тот момент, когда замысловатой мелодией ринг-тона зазвонил ее мобильный телефон. Освобождая руку, она выбросила стаканчик и ответила на вызов.

Вот она – концепция «Недорогая недолговечность!». Андрей подумал о судьбе бумажного стаканчика и улыбнулся. В настоящем времени все гораздо проще. Каждый предмет пользования может по желанию владельца либо аннигилироваться, либо регенерироваться. Стаканчик либо исчезнет без следа, либо все время будет новым.

Не обращая внимания на аниматора в костюме хот-дога, девушка, увлеченная телефонным разговором, поворачивалась вокруг своей оси, как манекен в магазине модной одежды, и Андрей имел возможность рассмотреть ее, и рассматривал с удовольствием.

Так бывает, когда некоторые девушки попадают в забавную ловушку, прихорашиваясь, подкрашивая ресницы или губы, а то и поправляя предметы туалета перед затонированным боковым стеклом стоящего автомобиля, как перед зеркалом, не зная, что пассажиры в этот момент наслаждаются видами.

– И больше мне не звони! – выпалила девушка, отключилась от звонка и всхлипнула.

В глазах ее блеснули слезы. В этот момент девушка стояла к аниматору лицом, хотя и другие ракурсы понравились Андрею. Девушка была хороша. Контекст подслушанного телефонного разговора явно свидетельствовал о присутствии любовной истории. Поддавшись душевному порыву поддержать девушку, Андрей сделал это мимически – вздохнул, подняв и опустив плечи, а потом развел руки. В кожуре костюма хот-дога такая задача передачи эмоциональной поддержки мимическими средствами была нелегкой, но Андрею, это удалось.

– Да что ты понимаешь? – В сердцах отреагировала на невербальный посыл девушка.

Алисе не нравился этот мир. Она хотела быть вне его хоть как-то. Например, отличаться от остального населения планеты образом жизни и одеждой. Одета она была и впрямь необычно, но все же лишь попадала в статистически  менее  распространенную группу людей, в частности своих сверстниц, которые одевались, не как все, и потому одинаково. Группа эта постоянно множится в своей численности, не прибавляя к идее «Быть не как все!» хорошего настроения.

Шутка ли? Выйдешь на улицу, чтобы доказать всем, что ты не как все и от всех отличаешься, и тут же встречаешь одинаково с тобой одетых одну, вторую третью… Мода! Чтоб ее!

Собственно, именно это послужило причиной эмоционального телефонного разговора Алисы со своим… Молодым человеком? Парнем? Бой-френдом? Она застала его целующимся с какой-то девицей. Что самое обидное, одетой точь-в-точь, как Алиса. Все кончено! Теперь он ей никто! Пусть знает! Она не такая! А какая она?…

Алиса задумалась, покачиваясь с носка на пятку в своих огромных ботинках-берцах, засунув ладошки в карманы камуфлированных штанов. Лучик солнца сквозь листву деревьев перебегал при этом по обтягивающей красной футболке. С одной груди на другую и обратно, и это было похоже на попеременное мигание парного красного светофора на железнодорожном переезде. Шлагбаум опущен. Проезд запрещен.

Алиса вздрогнула и поежилась, догадавшись, что человек внутри хот-дога рассматривает ее, и подумала, что взгляд мужской. Алиса поискала в костюме аниматора место, предусмотренное для глаз, но не нашла.

– Что молчишь? – Громко и довольно резко обратилась к аниматору Алиса. – Скажи что-нибудь!

Андрей был готов к контакту, хотя все же немного растерялся. Путешественников дотошно обучали и подробно инструктировали. Две больших проблемы контактов с людьми в прошлом, касались речи.

Современный язык и язык эпохи, которую Андрей выбрал для путешествия, отличались также,  как русский язык этой девушки и старославянский язык, который Андрей тоже знал. Однако он был уверен в инсталлированной в него языковой программе.

Вторая речевая проблема решалась ограничениями на скорость мышления, логику и применения обычных для современного мира коммуникационных приемов. Ну, и конечно, психологических методов влияния.

Андрей был готов к контакту и вступил в контакт.

– Привет! Меня зовут Андрей! А как тебя зовут! – Он шутливо поклонился, настолько грациозно, насколько это может сделать хот-дог.

Услышав голос, явно молодого мужчины, Алиса сначала поморщилась – эмоции ссоры с бой-френдом уже успели распространиться на весь мужской род. Кровь ее переполняли адреналины душевной боли. Однако что-то такое в прозвучавшем голосе вызвало, вне воли девушки, другую реакцию, и ее кровь наполнилась эстрогенами, запускающими репродуктивную программу, и вслед за этим эндорфинами, подтверждающими, что девушка на верном пути. Алиса еле заметно потянулась, чуть поворачиваясь, и улыбнулась.

Социальная практика подсказала естественный сценарий. Выдержав верную паузу, Алиса сделала свой ход.

– Алиса! Можно просто Аля! – Она осеклась, спохватившись, испугавшись своей откровенности и скорости с которой отреагировала, потом вспомнила, что она отличается от других, напустила на лицо пренебрежительную мину и добавила невпопад, скользнув на линию другого сценария. – Студент? Стипендии не хватает? Родители не балуют или не хочешь быть их нахлебником? Или…

– Нет! – Прервал ее Андрей, следуя легкому куражу. – Ни то, ни другое и ничто последующее, что придет тебе в голову! Ты ни за что не догадаешься, кто я и что здесь делаю!

Андрей все же нарушил правила и применил, хотя и незамысловатый но, по факту, прием психологического воздействия. Интрига. Алиса попалась. Она замолчала и в самом деле перебирала в уме варианты того, кем мог быть парень в костюме хот-дога, если это не обычная для таких случаев история.

Парень ей чем-то понравился. Удивительно! Ведь она еще не видела его. Какой он? Вспомнив же о главном, решила испытать аниматора.

– Что для тебя самое главное в жизни?

– Не быть как все!

Алиса растерялась. Вот так сразу? Прямо в точку? Да они, оказывается родные души? Андрей от души улыбался. Нетрудно определить в девушке растущую личность. Сейчас к этому относятся не более серьезно, чем к ломке голоса в пубертатный период, но раньше еще не могли объяснить причин протестного поведения молодых людей, их вызова общественным нормам и обычаям в одежде. Только взглянув на Алису, на ее ботинки и камуфляж, татуировки на шее и пирсинг на губе, можно было безошибочно определять стадию роста личности. Алиса почувствовала к Андрею тягу. Андрей тоже. Такое бывает.

– Может, вылезешь на свет Божий из своего хот-дога? – В голосе Алисы был особый интерес – она кое-что загадала.

Андрей поймал себя на мысли, что уже дважды преступил правила для путешественников в прошлое, но Алиса понравилась ему, и он, рискуя нарушить все возможные запреты, решился. Передав импульс датчикам активности мозга, он дал команду на экстренное открытие шлема скафандра. Такая функция предусмотрена на случай опасности, например, при попадании в воду. Верхний кончик сосиски откинулся, выбрасывая в атмосферу струйки дезинфицирующей аэрозоли.

Алису это рассмешило.

– Ну, ты там надышал! – Пошутила она, но смех ее быстро потух, сменившись замешательством.

На Алису смотрел… герой! Да! Такой типаж мужчин по-иному не назовешь. Красивое лицо сильного духом и телом человека. Умные глаза и явный интеллект. Теперь Алиса могла оценить и рост Андрея – он высок. Что-то такое было в Андрее, что делало его похожим на греческого бога или человека из будущего. Андрей улыбался ей, обнажая ровные белые зубы.

– Кто ты? Откуда? – Алиса была поражена и не могла совладать с собой.

– Я из будущего…, – с Андреем тоже творилось что-то странное, и знаний о таком своем состоянии ему явно недоставало.

Андрей сказал правду, но успокоил себя тем, что сможет обернуть шуткой свое заявление. Алиса приняла шутку. Что ж! Играть, так играть!

– Что рассказать гостю из будущего? Давай я устрою тебе экскурсию по Москве! В будущем есть Москва?

Андрей машинально кивнул. Он москвич и живет в Москве. Конечно, это совсем не та Москва, которую он видит сейчас перед собой. Эти здания, транспорт, дороги вокруг – все как на уроках истории. Вот только люди… “Люди все те же!”, — вспомнил Андрей строку из классика. Алиса почему-то казалась ему современницей.

Алиса воспользовалась поводом не прекращать только что начатое знакомство. Она была историком – закончила исторический факультет МГУ, работала в школе учителем истории, но эта работа не пошла из-за конфликта с директором и учителями. Сейчас она «на вольных хлебах» – подрабатывает от случая к случаю экскурсоводом. Денег не хватает, и приходится жить с родителями. В этом смысле не удается до конца быть не как все.

Решено! Алиса устроит Андрею экскурсию по Москве так, как она это умеет. Пусть он притворяется гостем из будущего – так даже интересней. Это задает стиль и задачи экскурсии. Они двинулись в путь от метро Кузнецкий мост, где встретились, вниз мимо любимого кафе свободных людей «Джаганнат», букинистического магазина, выставки индийских безделушек и картин, продаваемых художниками прямо на улице. Мимо знаменитого кафе «Камчатка», из динамиков оглашающего улицу старинными песнями геологов-романтиков. В Камергерском переулке Алиса купила два кофе в бумажных стаканчиках. У памятника Чехову они сели на скамейку. Вернее, Алиса села, а Андрей, как ни пытался, не смог сделать это в костюме хот-дога и остался стоять.

Андрей был поражен. Алиса превосходно знала Москву. В ее рассказе о столице была особые нотки гордости, любви, восхищения городом, его обитателями и гостями. Алиса передавала настроение мегаполиса, его летнее, сегодняшнее настроение. Это было удивительно. Алиса была хороша. Она нравилась Андрею все больше и больше.

– Послушай! Снял бы ты уже этот свой балахон! – Предложила Алиса.

Разумеется, сделать этого Андрей не мог. Снять скафандр можно, но об этом сразу же уйдет сигнал тревоги и будет принят скафандрами других путешественников, находящихся в это время в данном времени, по их возвращении сигнал этот будет передан в пункт управления, и в прошлое будет выслана команда спасателей.

– Я не могу! – Андрей решил говорить правду, в очередной раз нарушая правила. – Это скафандр, и покидать его нельзя. И потом… Я внутри… Без одежды!

Алиса расхохоталась. Андрей продолжал обыгрывать свою шутку, изображая из себя путешественника во времени. Она продолжала заливаться, сопровождая смехом рассказ Андрея, и, конечно же, не верила ему, но восхищалась его фантазией.

– Хорошо! – Решительно заявил Андрей. – Пойдем! Я докажу тебе.

Андрей взял Алису за руку и повел через чугунные ворота во двор. Следуя дворовыми закоулками между автомобилями жильцов и строительными лесами, мимо дверей каких-то офисов и ателье мужской одежды «Леголе», он, наконец-то, найдя закуток за мусорными баками, где никто их не увидит, остановился и повернулся к Алисе.

– Смотри! – Андрей привел в действие аварийную команду, и скафандр стал распахиваться спереди, как если бы кто-то изнутри двигал застежку-молнию.

– Стриптиз? – Прыснула Алиса.

– Смотри! – повторил Андрей, остановив выход из скафандра на половине – иначе сработает сигнализация опасности.

Андрей взял в освободившиеся руки скафандр и показал Алисе его внутреннее устройство. Оторвав восхищенный взгляд от совершенного торса Андрея, Алиса увидела. Паутинки проводов, датчики, что-то совершенно техническое и определенно похожее на технику будущего. Такой поворот событий требовал времени на обработку. Алиса зависла. Андрей что-то говорил и говорил, рассказывая девушке о себе, своих путешествиях, принципах путешествий в прошлое, правилах и ограничениях, случаях и курьезах в таких путешествиях. Алиса слушала и не слышала. Однако через несколько минут ее ошеломление спало, и она удивила Андрея скоростью и логикой мысли. Совершенно женской.

– Тебе пора возвращаться? – В глазах блеснули слезы. – Мы расстанемся навсегда?

– Наверное! – Андрей пожал плечами. – Дело в том, что все, что со мной происходило в путешествии, записывается и будет расшифровано. Я нарушил правила, и мне будет запрещено появляться в твоем времени впредь. Да! Мы больше не увидимся.

– А ты можешь остаться здесь? – Алиса не теряла надежды и искала решение, добавив смелое, – Со мной!

– Нет! – Андрей выглядел потерянным. – Это, к сожалению, невозможно. Меня разыщут и вернут в наше время. Оставаться нельзя. Это что-то очень опасно меняет в настоящем, если кто-то из путешественников останется в прошлом.

– Может, побудешь здесь, пока за тобой не приедут… прилетят… Как там это у вас? – Алиса не хотела отпускать Андрея – ни сейчас, и никогда.

– Тогда мне запретят путешествовать в принципе… Но я готов это сделать! Ради тебя! Ради нас! – Андрей не справлялся со своими чувствами, несмотря на всю подготовку и способность управлять эмоциями.

Это было что-то другое, что, возможно, уже забыли в его времени, и это определенно утрата для цивилизации. Люди перестали понимать людей прошлого, их страдания в отношениях друг с другом, когда вместо прагматического соединения в семейный союз на основе рассчитанных генетических и вероятностных карт, люди становятся раз и навсегда близкими, но… Но почему, зачем в прошлом влюбленные пели серенады под балконом возлюбленных и слагали стихи? Что заставляло людей, подобно Ромео и Джульетте, рисковать жизнью, страдать и идти на жертвы? Современная наука все это считает аномалией, находит объяснение через психологические и биологические концепции.

Алиса тоже не собиралась справляться с собой. Она бросилась в объятия к Андрею, прижалась к нему. Он действительно высокий! Их тела разделяла лишь ее красная футболка. Ну, как тут обойтись без поцелуя?

Андрей решил! Он остается с Алисой! Пусть пройдет совсем немного времени до его принудительного возвращения в настоящее, но все это время они будут вместе! Ради Алисы он готов…

– Нет! – Алиса догадалась. – Ты вернешься! Нельзя безответственно изменять будущее в настоящем. Лучше.. Ты можешь показать мне мое будущее? Вернее будущее, в котором ты живешь? Мою… нашу Москву в будущем? Это можно сделать?

Андрей с трудом оторвался от представлений и предвкушений счастливых часов, ожидающих его с Алисой до возвращения в настоящее. Технически он может взять Алису с собой. Скафандр предусматривает возможность перемещения во времени двух путешественников. Это задумано, как дополнительная, резервная возможность для эвакуации. Вот только… В штатном режиме они… они окажутся в Центре путешествий во времени. В этом случае Алиса, человек из прошлого будет немедленно обнаружена, изолирована и будет ждать возвращения в свое время. Конечно, к ней применят методы воздействия на память, сотрут воспоминания, и тогда она, возвращенная в свой год, не вспомнит ничего, не вспомнит Андрея и… их отношения. Любовь? Пришло на ум старинное слово.

– Мы можем это сделать. Правда… Правда, придется пойти на некоторые хитрости. Я изучал такие вещи, когда нас готовили к путешествиям. — Андрей напряженно вспоминал. – Есть еще один аварийный режим, и это тоже запасной вариант для эвакуации путешественников. Мы переместимся в мое настоящее, погуляем немного, я покажу тебе Москву будущего, а потом мы запустим еще один аварийный режим, после чего снова вернемся сюда. Вот только…

Алиса снова поняла Андрея с полуслова. Она удивительно быстро освободилась от одежды, буквально, выскользнула из нее, как змейка из шкурки. Настало время Андрею залюбоваться ладно скроенной фигуркой девушки – точеные, гармоничные формы. Алиса влезла в скафандр, заняв место перед Андреем.

– Зачехляй скафандр! Поехали! – решительно скомандовала девушка.

Андрей даже не успел сказать слов, смягчающих стеснение, заверений, что будет безупречно осторожен, и что девушка может быть уверена в своей неприкосновенности. Он проделал все необходимые манипуляции и…

Они гуляли по Москве, Москве Андрея, его времени. Они смеялись, привыкая шагать в ногу. Он рассказывал и рассказывал о Москве, отвечая на вопросы Алисы. Они снова смеялись. Чувствовали теплоту своих тел, но не смущались этого. Когда настало время аварийного возвращения в прошлое, печали почти не было в их настроении.

Все произошло, как и задумано. Они вернулись во время Алисы. Она вылезла из скафандра, и теперь уже немного смущаясь и прикрываясь ладошками, также быстро оделась. Андрей хотел было деликатно отвернуть взгляд, но не смог. Загляделся.

Одевшись, Алиса подскочила к Андрею, приподнялась на цыпочки, поцеловала его и шепнула.

– Прощай, Андрей! – Глаза Алисы наполнились слезами. – Не тяни! Улетай!

– Прощай! – Кивнул Андрей.

Он хотел сказать еще что-то. Благодарное или обнадеживающее, но какой-то спазм в горле мешал говорить. Андрей исчез в мире Алисы, оставив запах электричества, к которому Алиса уже стала привыкать. Более тонкий запах – запах тела Андрея… Наверное, она запомнит его навсегда. Они были вместе, рядом, близко целых…

Андрей нарушил еще одно правило – нарушать, так нарушать! Алиса исполнила правило. Есть правила предписанные и прописанные на таком уровне, что лучше их выполнять, невозможно не выполнить. В этом и состоит предназначение человека и секрет его счастья. Это касается людей всех времен. В прошлом, настоящем и будущем. Потому что люди, в отличие от одноразовых бумажных стаканчиков, вечны…

Об авторе:

Русаков Сергей Александрович, родился в 1962 году, вырос на Рязанщине недалеко от места рождения Сергея Есенина. В семье родителей – школьных учителей – всегда царила любовь к поэту, к классической литературе и музыке. Школа, военное училище и армия на долгие тридцать три года. Такова биография писателя.

Выйдя в отставку, Сергей Александрович передает свои опыт и знания студентам, читая лекции в одном из московских вузов. Женат уже тридцать пять лет, сохранив верность единственной жене. Взрослые дети – сын и дочь – имеют свои семьи. Особую любовь питает Сергей Александрович к двухлетнему внуку Кирюше.

Писательские правила автора просты. Еженедельно Сергей Александрович пишет рассказ или сказку, публикуя в своем блоге. Один раз в год, в декабре, из-под пера выходит большая сказка или роман. Издан научно-фантастический роман «Люди и Цверги» о приключениях пенсионера из России в Германии, где судьба сталкивает его с альпийскими горными гномами. В романе есть мистика, политика, детектив и немного юмора. Несколько рассказов опубликовано в альманахах.

Совершенно незаметно, как кажется автору, ему удается вкрапить в свои произведения некоторую просветительскую составляющую – о теории систем, феномене человека и его личности, методах управления. Все это под эпиграфом: «Не дошло на лекциях? Читайте сказки!».

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии альманаха «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: