О пользе чтения

Сария МАММАДОВА | Публицистика

Маммадова

«Человек должен читать, чтобы уметь дать оценку происходящему».

(Автор)

«Чтение – это ничем незаменимый процесс познания жизни, переосмысливания её материальных и духовных ценностей, расширение кругозора и жизненного опыта».

(Автор)

Вопросы семьи, семейных отношений о том, какими они должны быть, их устав и устои, и что является главным в семейной жизни, всегда волновали умы человечества, даже тех, кто подходит к выбору кандидатуры только с единственной целью выгоды и обогащения. О них написаны книги, саги, повести и романы и рассказы.

Прекрасные сочинения И. С. Тургенева «Ася», «Вешние воды», «Первая любовь», «Любовь», «Путь к любви», «Отцы и дети», также «Муму» (любовь к животному) и т.д., Л. Н. Толстого «Анна Каренина», «Война и мир».

Трогательная история любви описана А. П. Чеховым в рассказах: «Дом с мезонином» (Рассказ художника), «Дама с собачкой», «Цветы запоздалые», поучительная «Анна на шее», «Брак по расчёту» – роман в 2-х частях, «Герой-барыня», «Женское счастье», «Зиночка», жизнь обывателей – в рассказах «Ионыч», «Крыжовник», о преданности животного – «Каштанка». Почти у всех авторов есть произведение, связанное со словом любовь. А.П. Чехов не исключение – «Любовь», «О любви», «Невеста». Хочу особо обратить внимание читателей на произведение «Попрыгунья» и размышления о нём, а также драму «Три сестры».

Героиня новеллы А. П. Чехова «Попрыгунья» Ольга Ивановна вышла замуж, как она считала, за простого, очень обыкновенного и ничем не примечательного по её меркам человека. Даже выйдя замуж, она жаждала познакомиться со знаменитостями. Стоило хоть кому-нибудь прославиться, хоть немножко, и заставить о себе говорить, в тот же день знакомилась с ними и по-дружески приглашала к себе.

Всякое новое знакомство воспринималось как праздник. Она их боготворила, гордилась дружбой с ними. Она жаждала их и никак не могла утолить своей жажды. Старые уходили, на смену приходили новые, но и в них она либо разочаровывалась, либо быстро привыкала. Потом опять принималась за свои поиски новых великих людей. Для чего?

По средам у них бывали вечеринки, на которых гости и хозяйка развлекали себя разными художествами.

Она порхала по жизни и приняла ухаживания пейзажиста Рябовского, считая, что «для него простого и обыкновенного человека, каким она считала мужа, достаточно и того счастья, которое он получил».

Однажды муж вошёл к ней во фраке и белом галстуке. Он кротко улыбался, как прежде, несмотря на измену, радостно смотрел жене в глаза. Лицо его сияло. Он похвастался, что защитил диссертацию. Видно было по его блаженному, сияющему лицу, что если бы она разделила с ним его радость и торжество, он простил бы её за всё. Она боялась опоздать в театр и ничего не сказала. Её интересовали только разладившиеся отношения с любовником. Будучи доктором, он, высасывая через трубочку дифтерийные плёнки у больного мальчика, вскоре заразился тяжёлой формой дифтерии. Его друг и врач Коростылёв целыми днями пропадал около него, а однажды, войдя к ней, плача сказал: «Кончается».

«Умирает потому, что пожертвовал собой. Это, если сравнить всех нас, он был великий, необыкновенный человек: какие ум, дарования, надежды подавал он всем…

А какая нравственная сила, – продолжал он, озлобляясь на кого-то (понятно на кого), – добрая, чистая, любящая душа – не человек, а стекло.

А работал день и ночь, никто его не щадил, и он – молодой учёный, будущий профессор, должен был искать себе практику и по ночам заниматься переводами, чтобы платить за эти… подлые тряпки! И сам себя не щадил и его не щадили». Он поглядел с ненавистью на Ольгу Ивановну. Та как будто бы прозрела вмиг. Она вдруг поняла, что это был в самом деле необыкновенный, редкий по сравнению с теми, кого она знала, великий человек.

Он жил и ничего ни от кого не требовал. Однажды, когда он усталый, голодный, с покупками, приехал на дачу, где жена проводила время с очередными знаменитостями, она, увидев его, отослала обратно в город за своими платьем и перчатками, т.к. должна была присутствовать на свадьбе. Когда он предложил перенести отъезд на завтра, та категорически возразила. Она даже не поинтересовалась, сыт он или голоден. Важнее было участие на свадьбе. Дымов, голодный и холодный, возвращался в город, а привезённые покупки съели двое знаменитостей.

Осознав свою жизнь, она хотела объяснить ему, что это была ошибка и не всё потеряно, и что он такой редкий и необыкновенный человек, и она будет всю жизнь благоговеть перед ним, молиться за него. Но было слишком поздно.

Я так подробно описываю рассказ-поучение, так как уверена, что его читали лишь немногие, а остальные, хоть прочитав о нем здесь, сделали соответствующие выводы.

Однажды, когда по центральному телевидению шла передача «Поле чудес» на тему, посвященную цветам, было предложено назвать произведение А. П. Чехова. Так вот замечательный рассказ «Цветы запоздалые» с трудом отгадывали по буковке.

Рассказ «Попрыгунья» может служить хорошим уроком, в назидание современным девицам и замужним женщинам.

Надо быть заботливой, бережно относиться к семейной жизни, сделать всё возможное и невозможное, чтобы обрести настоящее семейное счастье, покой, взаимопонимание и умиротворение в семье, а если семейная жизнь ей в тягость, а еще хуже, если она недовольна тем, что забеременела, считает это несвоевременным, если её тяготит протекание беременности, всё время жалуется на самочувствие, то есть занята только своими переживаниями, а после рождения ребенка жалуется только на усталость, всё ей не в радость, а душу она отводит только в пустых разговорах с подругами, в осуждении соседей, знакомых, раздражаясь, постоянно бранится с мужем, – понятно, что ребёнку, его формированию и развитию будет уделяться мало внимания. Если таким образом воспитанному ребенку встретится на пути хороший воспитатель, педагог, наставник – то это может положительно повлиять на его дальнейшее формирование, в противном случае, – негативные «плоды» домашнего воспитания будут налицо.

***

Заслуживают внимания и писатели с мировыми именами. «Дамское счастье», «Доктор Паскаль» Эмиля Золя, «Лилия долины» О. Бальзака, «Красное и Черное», «О любви» Ф. Стендаля; «Мадам Бовари» Г. Флобера и др..
Полный любви, тонкости, преданности и драматизма замечательный рассказ Андре Моруа «Фиалки по средам», тоже можно сказать и о рассказе Стефана Цвейга «Письмо незнакомки» и «Двадцать четыре часа из жизни женщины».
Особо хочу отметить А. И. Куприна «Гранатовый браслет» и лиричную драматическую повесть «Олеся». Трогательный рассказ о привязанности мальчика к собачке, описанный им в «Белом пуделе».

Новелла Э. Ремарка «Три товарища» повествует о преданной дружбе трёх друзей, один из которых влюблён в безнадёжно больную девушку Патрицию, которую он нежно называет сокращённо Пат.

Не могу обойти вниманием Джека Лондона с его наиболее значительным автобиографическим романом «Мартин Иден», а также «Время не ждёт» и конечно же, «Маленькая хозяйка большого дома».

Роман «Мартин Иден» – одно из наиболее значительных произведений американского писателя Джека Лондона (1876–1916) повествует о трагической судьбе писателя и считается в какой-то мере биографичным.

Однажды на пароме Мартин Иден, моряк, двадцати лет от роду, защитил от шайки хулиганов Артура Морза. Артур примерно тех же лет, что и Мартин, но принадлежит к людям обеспеченным и образованным. В знак благодарности – и в то же время желая позабавить семью новым эксцентрическим знакомством, – Артур приглашает Мартина на обед. Атмосфера дома – картины на стенах, множество книг, игра на рояле – восхищает и очаровывает Мартина. Особое впечатление производит на него Руфь, сестра Артура. Она кажется ему воплощением чистоты, духовности, возможно, даже божественности.

Для Руфи слово «бедность» означало просто известные неудобства существования. Этим исчерпывалось её представление о бедности.

Признавая, что быть бедным неприятно, Руфь в то же время, как и большинство людей её круга, видела в бедности превосходный стимул для карьеры, сулящий успех всякому, кто не лишён ума и способностей. По мере развития событий в романе, она замечала перемену в нём и радовалась, находя, что облик Мартина стал одухотвореннее, тоньше, утратив ту мощь здорового животного, которая одновременно и влекла, и отталкивала её.

С того момента, как он познакомился с Руфью, жизнь для него утратила вкус. До сих пор он принимал судьбу, как она есть. Он никогда не задумывался над вопросом, хороша она или плоха, разве лишь когда читал книги. Но то были только книги, прекрасные сказки о прекрасном несуществующем мире. А теперь он увидел этот мир существующим в действительности и в центре него – женщину – цветок, по имени Руфь. И вот он изведал горечь жизни, тоску и безнадёжность, особенно мучительную оттого, что надежда питала её. И Мартин ставит цель изменить свою жизнь и начать это с чтения книг. Долго решает, в какую библиотеку ему пойти. Он слыхал о существовании философских книг, но не подозревал, что об этой науке столько написано. Вид высоких шкафов, набитых толстыми томами, подавлял его и в тоже время подстрекал воображение. Мартин ушёл из отдела философии с чувством безнадёжности. Книги, казалось, надвигались со всех сторон и хотели задавить его. Он никогда не подозревал, что человеческие знания так огромны. Его охватил страх: сумеет ли он одолеть всё это. Но тут он вспомнил, что были люди – и много людей, – которые одолели. И он горячо поклялся, что сумеет постичь всё то, что постигли другие.

Здесь, в этом множестве книг, заключена огромная сила, и если он хочет совершать великие дела, то должен совершать их на суше. Следует отметить, что Мартин был моряком и большую часть времени проводил в открытом море…

Время шло. Мартин, забыв о еде, всё рассматривал заглавия книг, отыскивая руководство по правилам хорошего тона. Он пришёл в ужас от сложности и многообразия форм этикета…он понял, что что соблюдение всех форм вежливости требует огромного количества времени и для усвоения всех этих форм ему пришлось бы предварительно прожить целую жизнь. (Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения в каком-либо обществе, в определённой среде. Прим. автора)

Так как Мартин решил стать достойным этой девушки, он приобщается к премудрости, доступной Руфи, Артуру и им подобным (и Руфь, и её брат учатся в университете).

Размышления Мартина Идена о жизни.

Мартин Иден иногда посещал дом Морзов. Иногда делился со своими сомнениями с Руфью, иногда испрашивал у неё совета по тому, или другому интересующему его вопросу, а вопросов у него было много.

«Я всегда любил книги и всегда читал всё, что попадалось мне под руку, и мне кажется, у меня голова работает на иной манер, чем у моих товарищей. Но дело ещё не в этом. Но дело-то ещё не в этом. Дело вот в чём. Я никогда не бывал в таких домах, как ваш, – откровенничал он. – Я раньше только в книгах читал про такое, но тут оказалось, что книги не врут. И мне понравилось. Я захотел бы дышать таким воздухом, как у вас в доме, чтобы кругом были книги, картины и всякие красивые вещи, и чтобы люди говорили спокойно и тихо и были чисто одеты, и мысли чтоб у них были чистые.

Тот воздух, которым я всю жизнь дышал, пропитан запахом кухни, спиртным духом, руганью и разговорами о квартийной плате.

Когда вы встали, чтобы поцеловать свою мать, мне это показалось так красиво, ничего – красивее, кажется, на свете не видел…

Но это всё не то. Самое главное вот: мне хотелось бы подняться до такой жизни (цель уже сформировалась), какою вы живёте здесь, в этом доме. Жизнь – это ведь не только пьянство, драка, тяжёлая работа. Теперь вот вопрос: как это сделать? С чего начать? Работы я не боюсь…Мне бы только начать…

Руфь ответила не сразу. Она была поглощена тем, что пыталась связать воедино его нескладную речь и примитивные мысли с тем, что читала в его глазах…, в которых отражалась бы такая несокрушимая сила. Этот человек всё может – вот о чём говорил его взгляд, и это плохо вязалось с его неумением распоряжаться словами. И всё же даже в этом косноязычии угадывалась сила…

«Вам не хватает образования. Вам бы следовало начать сначала, кончить школу, а потом пройти курс в университете… Вы очень часто неправильно строите фразу. Употребляете обороты, не принятые в литературной речи…Но лучше всего Вам начать с грамматики.

Много недель прошло, а Мартин Иден всё учил грамматику, штудировал руководство по хорошему тону и пожирал каждую книгу, которая увлекала его воображение. …

Он сделал ещё одну драгоценную находку в сокровищнице библиотеки. Как грамматика открыла ему основы языка, так и эта новая книга указала на правила, лежащие в основе поэзии. Он начал изучать размеры, формы и законы стихосложения и понял, как создаётся восхищающая его красота. До этого, когда ему попались под руку стихотворения Р. Киплинга, и он был заворожен музыкой, ритмом, волшебной образностью строк, говоривших о таких знакомых ему вещах. Тогда уже его поразила та любовь к жизни, та тонкость психологии, которая отличала все стихи его.

…Один новейший трактат рассматривал поэзию как изобразительное искусство, причём теория в нём была многими ссылками на лучшие литературные образы.

Ни одного романа Мартин не читал с таким увлечением. И его свежий, нетронутый двадцатилетний ум, подстрекаемый жаждой знания, осваивал всё с активностью и энергией, не свойственной восприятию студента…»

Мартин – натура одарённая и глубокая. Он с воодушевлением всё глубже погружается в изучение литературы, языка, правил стихосложения. Он чаще общается с Руфью, она помогает ему в занятиях.

Но Руфь, девушка с консервативными и достаточно узкими взглядами, пытается перекроить Мартина по образцу людей своего круга, но это не сильно ей удаётся. Истратив все заработанные в последнем плавании деньги, Мартин вновь уходит в море, нанявшись матросом. За долгие восемь месяцев плавания Мартин «обогатил свой словарь и свой умственный багаж и лучше узнал самого себя». Он чувствует в себе огромные силы и вдруг осознает, что хочет стать писателем.

Встретившись с Руфью, он делится с ней своими планами, но, к сожалению, девушка не разделяет его пылких надежд, хотя её радуют происходящие в нём перемены. Мартин стал гораздо правильнее выражать свои мысли, лучше одеваться и т. п. Руфь влюблена в Мартина, но собственные её понятия о жизни не дают ей возможности осознать это. Он берет напрокат пишущую машинку и учится печатать. Мартин работает все время, даже не считая это за труд.

«Просто он обрёл дар речи, и все мечты, все мысли о прекрасном, которые долгие годы жили в нем, хлынули наружу неудержимым, мощным, звенящим потоком».

Мартин открывает для себя книги Герберта Спенсера, и это даёт ему возможность по-новому увидеть мир. Мартин читает Руфи свои рассказы, и она легко замечает их формальные недостатки, но не в состоянии увидеть мощь и талант, с которыми они написаны. Мартин никак не укладывается в рамки буржуазной культуры, привычной и родной для Руфи. Заработанные в плавании деньги кончаются, и Мартин нанимается в прачечную гладить белье. Напряжённая, адская работа выматывает его.

До очередного плавания остаются считанные недели, и Мартин посвящает это каникулам любви. Он часто видится с Руфью, они вместе читают, ездят на прогулки на велосипедах, и в один прекрасный день Руфь оказывается в объятиях Мартина. Они объясняются. У родителей Руфи известие о eё помолвке с Иденом не вызывает восторга.

Мартин решает писать для заработка. Могучее здоровье позволяет ему спать по пять часов в сутки. Все остальное время он работает: пишет, учит незнакомые слова, анализирует литературные приёмы различных писателей, ищет «принципы, лежащие в основе явления».

«Писание было для него заключительным звеном сложного умственного процесса, последним узлом, которым связывались отдельные разрозненные мысли, подытоживанием накопившихся фактов и положений».

Но полоса невезения все продолжается…

И тут колесо фортуны поворачивается – один за другим начинают приходить чеки из журналов.

До этого, Руфь настаивала на том, чтобы Мартин устроился на работу к её отцу, она не верила в то, что он станет писателем. Случайно у Морзов Мартин знакомится с Рэссом Бриссенденом и близко сходится с ним. Бриссенден знакомит Мартина с «настоящими людьми», одержимыми литературой и философией. Со своим новым товарищем Мартин посещает митинг социалистов, где спорит с оратором, но благодаря расторопному и нещепетильному репортёру попадает на страницы газет в качестве социалиста и ниспровергателя существующего строя. Газетная публикация приводит к печальным последствиям – Руфь присылает Мартину письмо, извещающее о разрыве помолвки…

Мартин продолжает жить по инерции, и его даже не радуют поступающие от журналов чеки – почти все, написанное Мартином, теперь публикуется.

Мартин Иден становится наконец знаменитым. Он получает приглашения от тех людей, которые раньше высмеивали его.

А главное, что, когда он так духовно изменился, стал образованным и хорошим писателем, у него произошло переосмысливание, и он уже другими глазами смотрел и слушал людей, которые казались ему такими недосягаемыми.

А ещё он не может забыть тот момент, когда он посетил Мозеров, и то, что из этого вечера у Морзов Мартин вынес странные и противоречивые чувства. Он несколько разочаровался в своих намерениях, разочаровался в людях, до которых хотел подняться. С другой стороны, успех ободрил его. Подняться оказалось легче, чем он думал. Мартин не только преодолел трудности подъема, но (он не скрывал от себя из ложной скромности) оказался выше тех, с кем старался сравняться! И жизнь, и книги он знал гораздо лучше, чем все эти люди, и только удивлялся, в какие углы и подвалы запрятали они своё образование. Ему не приходило в голову, что он наделён исключительным умом, не знал он и того, что истинных и глубоких мыслителей нужно искать никак не в гостиных Морзов, что эти мыслители подобны орлам, одиноко парящим в небесной лазури высоко над землею, вдали от суеты и пошлости обыденной жизни.

Он воспарил над старым миром благодаря возвышенным мыслям и чувствам, почерпнутым из книг…

Он выиграл сражение в тот самый миг, когда оно казалось проигранным. Его выбор (стать писателем) оправдал себя. Дорога перед ним открыта.

Вот яркий пример важности чтения, получения образования, достижения поставленной цели. Потому я включила это произведение в главу «О пользе чтения», чтобы показать, как важно чтение и переосмысление прочитанного, необходимые для того, чтобы человек стал просвещенным и духовным и возвысился над собой и даже теми людьми, которые были в его понятии недосягаемыми.

***

Возвращаясь в северным рассказам автора, следует отметить «Северную Одиссею» и «Однодневную стоянку» – повествования о том, как в Клондайке в одной маленькой хижине, по иронии судьбы, одновременно оказались профессор Калифорнийского университета и сбежавшая от него его любимая жена с любовником. Вот такой извечный любовный треугольник. Лиричный рассказ о любви «Лунная долина». А в романе Джека Лондона «Время не ждёт» описывается, как разбогатевший герой Харниш во имя любви к женщине, пожелавшей любить его только за его личностные человеческие характеристики, а не как вечно занятого приумножением своего состояния человека, отказывается от материального благополучия.
Не могу обойти вниманием любимую книгу, трилогию романа «Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси, в котором описываются все представители родословного дерева Форсайтов во всех поколениях, дельцы, акционеры, их жизненная философия, их любовные переживания.

«Собственник» – первая часть трилогии – вершина творчества Голсуорси. Судя по словам Голсуорси, этот роман был его самым любимым произведением и по его потрясающим воздействию на меня, это действительно так.

Самым интересным является то, что на каждом этапе жизни менялось восприятие и воздействие произведения на меня, происходило переосмысливание романа и общечеловеческих ценностей. Это далеко не полный и простой перечень прочитанного.

Не могу обойти вниманием трилогию «Финансист», «Титан», и «Стоик» Теодора Драйзера о незаурядном финансисте Каупервуде. О нём я упоминала.

Порой писатели так реалистично излагают свои мысли и так хорошо описывают главный сюжет, где и как он происходит, что кажется, что сам автор занимал те должности, которые так грамотно и профессионально описывает в книге. Можно в качестве примеров привести «Отель» и «Аэропорт» Артура Хейли и вышеизложенный «Финансист».

Чтение – это ничем незаменимый процесс познания жизни, переосмысливания её материальных и духовных ценностей, расширение кругозора и жизненного опыта.

Никакие средства массовой информации и телевидение, и даже Интернет, с его колоссальным информационным багажом, не заменят жизнеописание и мысли великих писателей каждой отдельно взятой эпохи.

Только большой багаж прочитанного, осмысление и анализ его, умозаключения, прохождение уроков жизни на примере вымышленных и подлинных героев и тех, какими вы их представляете в своём воображении, – весь преподнесённый материал делает человека разумнее, мудрее, практичнее и даже романтичнее и сентиментальнее.

Процесс познания и совершенствования продолжается до конца отдельно взятой человеческой жизни, и всё равно остаётся много ещё непознанного и неосмысленного.

«Совершенствуйтесь. Вы никогда не достигнете совершенства, но можете приблизиться в нему». С. Дали. Читайте! Не прогадаете!

Главное – все произведения, вплоть до текстов для песен, должны иметь смысловой контекст и только потом внедряться в широкие массы, т.е. учить, воспитывать быть добрыми, сердечными, задушевными, должны быть своеобразными жизненными пособиями. Полностью разделяю точку зрения народного артиста Азербайджана, певца и композитора, любимца почитателей его таланта Алибабы Мамедова о том, что настоящие певцы должны искать и найти достойных поэтов, а исполняемое – должно отличаться словами, имеющими глубокий смысл и значение.

Изменилась тематика и смысловое содержание песен, порой они призывают только жить, пить, гулять. «Ешь, пей, кайфуй!», «Лучшие друзья девушек – это бриллианты» и т.п.

А недавно слышала, как один «крутой» певец (даже нельзя назвать его этим именем) раз тридцать (может я преувеличиваю, но мне показалось, что конца этому не будет) выкрикивал: «Всё будет офигенно» («о» или «а» – не знаю теперешний жаргон), и ещё: «У нас бабок до хрена», а публика только восхищённо и одобрительно внимала ему.

А победитель конкурса «Алла» убеждал, что «Мне все пофиг».

Это же вопиюще, чему мы учим молодёжь, какие преподаём этим уроки жизни и примеры для жизнедеятельности, каких кумиров даём им для подражания?

***

Вы возразите, что сейчас не то время, чтобы читать книги. Нет, не могу согласиться с вами. Технический прогресс поднялся до очень высокого уровня. Паутинная компьютерная сеть (Интернет и др.) отмела всё и вся. Можно получить любую информацию, мгновенно ответ на любой запрос.

Но чаще, задав компьютеру задание и получив материал, ребенок (разумеется, постарше возрастом – школьник, студент, сотрудник) даже не удосуживается прочитать материал, ознакомиться с содержанием, хотя бы бегло, просмотреть его, а быстро переплетает его и несет отдавать педагогу, руководителю и т.д.

Говорят, и доказано, что активный мозг не стареет. Это не относится к просто активному и бесцельному времяпровождению за компьютером и механическому скачиванию информации.

Речь идет о чтении, осмысливании и осознании прочитанного.

Умению найти рациональное зерно в написанном в книгах, журналах, научных изысканиях. Нужно постараться извлечь из этого пользу, применить и сделать, если нужно, соответствующие анализ, выводы и рекомендации, сравнить со своими научными исследованиями и реальной жизнью.

Кроме этого, всё материально, литературные издания (разумеется, не бульварные), будь то книга, научно-популярный журнал и т.п. так же, как и произведения искусства, написанные с большим мастерством, несут энергетику и пронизаны аурой создавших эту классическую литературу, научные труды, будь то диссертация, монография, статьи и прочее, или художественные произведения. Вот почему выполненные вручную изделия стоят дороже, потому что изготовитель вложил в них свой труд, всё своё умение (мастерство) и профессионализм (писатель, композитор, художник, хороший режиссер и т.п.).

Когда предлагаешь кому-то прочитать ту, или иную книгу, слышишь в ответ: «Я видел кинокартину, зачем читать?» Да, сюжет книги, хоть и переделанный, и перекроенный по своему усмотрению сценаристом и режиссером, может быть передан.

Но ту глубину размышлений и мыслей автора, переданных через чтение, получить нельзя. Кроме того, в книгах очень лирично передается дух времени, описание природы и предметов, с которыми соприкасается любимый персонаж.

…Люди, чаще всего вовлекаясь в водоворот жизни с ее перипетиями и превратностями судьбы, живут бессознательной, бесцельной, бездуховной жизнью.

Возможно, когда-то человек прозреет и встрепенется, рано или поздно, осознает, что прожил совершенно никчемную, неинтересную жизнь, задумается в чем же смысл ее, и к концу жизни поймет, что повернуть жизнь в нужное русло было в его руках, все зависело от его личностного я.

А сейчас приходится расплачиваться малоутешительными итогами жизни, порой одиночеством, осознавать, что жизнь не состоялась, многое прошло мимо. Никакие фильмы, передачи, экранизации, выполненные на высоком профессиональном уровне, не смогут передать личную драму героев, их переживания, осмысливание и горечь об ушедшей молодости, несостоявшейся жизни. В лучшем случае, актер обхватит голову руками и будет покачивать головой в разные стороны, а мы не сможем понять весь трагизм его переживаний.

А то же, изложенное на бумаге, имеет совсем другой смысл, передается вся философия жизни, порой весь драматизм неосуществленного, того, что не получилось, не состоялось.

В качестве примера можно привести переживания героя повести И. С. Тургенева «Вешние воды» Дмитрия Санина.

«…Часу во втором ночи он вернулся в свой кабинет. Он выслал слугу, зажегшего свечи, и, бросившись в кресло около камина, закрыл лицо обеими руками. Никогда еще он не чувствовал такой усталости – телесной и душевной.

…никогда еще «taedium vitae», о котором говорили уже римляне, то «отвращение к жизни» – с такой неотразимой силой не овладевало им, не душило его. Будь он несколько помоложе – он заплакал бы от тоски, от скуки, от раздражения: горечь едкая и жгучая, как горечь полыни, наполняла всю его душу. Что-то неотвязчиво-постылое, противно-тяжелое со всех сторон обступило его, как осенняя темная ночь; и он не знал, как отделаться от этой темноты, от этой горечи. На сон нечего было бы рассчитывать: он знал, что не заснет. Он принялся размышлять…медленно…вяло и злобно.

Он размышлял о суете, ненужности, о прошлой фальши всего человеческого. Все возрасты постепенно проходили перед мысленным взором (ему самому недавно минул 52-й год) – и ни один не находил пощады перед ним. Везде все то же вечное переливание из пустого в порожнее, то же толчение воды, то же наполовину добросовестное, наполовину сознательное самообольщение – чем дитя не тешилось, лишь бы не плакало, – а там вдруг, уж точно как снег на голову, нагрянет старость – и вместе с нею тот постоянно возрастающий, все разъедающий и подтачивающий страх смерти…и бух в бездну! Хорошо еще, если так разыгрывается жизнь! А то, пожалуй, перед концом, пойдут, как ржа по железу, немощи, страдания…Не бурными волнами покрытым, как описывают поэты, представлялось ему жизненное море: нет, он воображал себе это море невозмутимо гладким, неподвижным и прозрачным до самого темного дна; сам он сидит в маленькой, валкой лодке – а там, на этом темном, илистом дне, наподобие громадных рыб, едва виднеются безобразные чудовища: все житейские недуги, болезни, горести, безумие, бедность, слепота…»

Или восхищение и размышления о смысле жизни Ивана Левина, героя романа Льва Толстого «Анна Каренина», глядевшего на утреннее небо.

«Как красиво! – подумал он, глядя на странную, точно перламутровую раковину из белых барашков-облачков, остановившуюся над самой головой его на середине неба. Как все прелестно в эту прелестную ночь! И когда успела образоваться эта раковина? Недавно я смотрел в небо и на нем ничего не было – только две белые полосы. Да, вот так-то незаметно изменились и мои взгляды на жизнь!

Позже он взглянул на небо, надеясь найти там ту раковину, которой он любовался, и которая олицетворяла для него весь ход мыслей и чувств нынешней ночи. На небе не было более ничего похожего на раковину. Там, в недосягаемой вершине, совершилась уже таинственная перемена. Не было и следа раковины, и был ровный расстилавшийся по целой половине неба ковер все умельчающихся и умельчающихся барашков».

Да! Такое на экране не увидишь, не прочувствуешь. В этом сила написанного и прочитанного.

А то же, изложенное на бумаге, имеет совсем другой смысл, передается вся философия жизни, порой весь драматизм неосуществленного, того, что не получилось, не состоялось.

Потому, хочу привести жизнеописания и природы из романа В.Я. Шишкова «Угрюм-река»:

«…На земле и в небесах чужая, холодная зима. Деревья как нежить, – белы, мохнаты, в инее. Они жались друг к другу и с тайным страхом смотрели из-под белых пуховых ветвей на человека; вот шевельнётся человек, вот крикнет, и они распадутся в белый прах. Но человек стоял неподвижно, молча. Он никогда не видал белого серебряного леса, и взор его застыл в благоговейном созерцании. Белый кудрявый лес, белая даль, белесое чуть позеленевшее на западе небо. Белый месяц яснел и серебрился, словно неведомая рука торопливо счищала с него ржавчину. И кто-то стал швырять в небо белые звёзды, сначала скупо – по две, по три, потом целыми горстями… Когда обманные алмазы замерцали по всему простору и заискрилась снежная даль, Прохор очнулся, вздрогнул от бодрящего холода и вновь ушёл в палатку, а красно-языковому костру…»

А вот так описывает автор приход весны: «Сегодня совсем весна. Солнце играючи сцепилось с зимой в последней схватке. Зима побеждена, холодные льёт слёзы: везде капель. Капают капельки по сосулькам, с крыши в снег, в звонкие лужи у ворот. Из лужи в лужу, из ручья в ручей перебулькивают капельки – то всхлипнут, то проворкуют – и весело, весело кругом: весна!»

Встречаются и строки, полные лирики и глубины чувств главных героев, переданные им через описание природы:

«…В эту тёплую тёмную ночь в весеннем воскресшем мире всё купалось в любви.

Любовь распускала почки деревьев, сеяла по лугам цветы, одевала травами землю. Тёплые, плодоносные ветры укрывали весь простор любовной тьмой – целуйтесь, любите, – и сами целовали мир нежно и тихо от былинки, от тли, до кедра, до каменных скал…

И так – из жизни в жизнь, от наследия гробов, через смерть, через тьму, из солнца в солнце, через океан времён – передаётся бытие по безначальному кругу вечности.

В эту тёмную тёплую ночь и звёзды светили ярче, чуткий слух мог уловить их любовный шёпот, звёзды дрожали от страсти: вот сорвалась одна и, мчась и сгорая, падала из простора в простор.

Люди! Славьте природу, любите землю, любите жизнь!»

«Угрюм-река» – та вещь, ради которой я родился», – говорил Вячеслав Яковлевич Шишков.

Эпиграф во многом определяет основной конфликт произведения – столкновение Прохора Громова с жизнью-рекой:

«– Угрюм-река! Здравствуй!.. Я – твой хозяин! Погоди, пароходы будут толочь твою воду. Я запрягу тебя, и ты начнешь крутить колеса моих машин. А захочу, прикажу тебе течь не здесь, а там. Потому, что Прохор Громов сильней тебя!»

Этот монолог – своего рода, вызов. Человек-хозяин ставит перед собой цель подчинить своей стихии водную стихию и доказать, что он, то есть Прохор Громов, сильней тебя! Призваны усилить контрастность образов романа и предсказать неизбежность столкновения.

Причем писатель выходит на широкие обозначения-символы, поскольку Угрюм-река «все равно как человечья жизнь: поди пойми ее. Поэтому называется: Угрюм-река. Точь-в-точь как жизнь людская». Двойное уподобление реки самой жизни подчеркивает сложность образа и обусловливает философию романа в целом.

«В жизни всё надо преодолеть, а прежде всего себя» – в этом по В. Я. Шишкову – основная фабула жизни.

А философия автора заключается в том, «что, реализуя свою волю, своё «Я хочу», человек обязан всё-таки производить это в атмосфере морали».

Нередко у человека мысленно создается тот или иной образ героя, героини. Очень часто видишь несоответствие твоего вымышленного героя и актера на экране, особенно если герой (-ня) по содержанию знатный аристократ с его родословной, титулами, званиями, финансист, личность, а его роль играет посредственный артист (а) (без рода и племени), то ничего, кроме чувства досады, не вызывает. Иногда роль графинь, женщин из высшего общества, ученых и др. играют актрисы, которые далеки от своей героини: и манеры не те, и умение вести себя с достоинством, присущим только высококультурным и высокообразованным людям, аристократки c хорошей родословной, – ей не свойственны. Никакая по-настоящему светская дама не потеряла бы вмиг все свои светские манеры и не стала бы плеваться и бесшабашно плясать, забыв о приличиях, устоях, нормах поведения, наконец, долге невесты (я говорю о героине фильма Камерона «Титаник»). Так не бывает, как бы ты не влюбилась, сразу в одночасье поменяться нельзя, это более длительный процесс, и потом страсть обязательно пройдет, и увидишь несоответствие его (её) духовности уровню твоего развития.

Чтобы наша эпоха была ознаменована знаменитыми писателями, надо создать все условия и в деле воспитания молодёжи, и дать возможность выражать свои мысли через написанное и публиковать в печати.

Раньше выпускалось много литературных журналов, в которых начинали свою творческую деятельность подающие надежды молодые писатели. В связи с вышесказанным и с целью пропаганды и развития современной Азербайджанской литературы, следует поприветствовать проведение популярного и ежегодного конкурса Национальной книжной премии, учредителем которой и сети книжных магазинов, и кафе «Али и Нино», является бизнес-леди Нигяр Кочарли, а главная цель такого мероприятия – это привлечение общественности к Азербайджанской литературе, к повышению и развитию её роли и значения в общественно-социальной и культурной жизни общества.

Это очень масштабный проект. Он предусматривает привлечение внимания не только именитых писателей, но и начинающих, которые впервые получают возможность публиковаться, так называемая «проба пера». Для привлечения ещё большего числа участников, в нём могут участвовать представители всех исторически-литературных центров Республики и окружающих их районов.

С целью охвата и повышения интереса к творчеству молодёжи Республики, особо следует подчеркнуть и поприветствовать участие Министерства молодёжи и спорта, учредившей специальную премию для молодых писателей и студентов.

Да! Написанное в книгах на экране не увидишь, не прочувствуешь. В этом сила написанного и прочитанного.

Большую популярность в Союзе получили журналы: «Юность», «Современник», «Иностранная литература» и «Литературная газета».

В связи с этим, считаю долгом включить отрывки из романа А. Чаковского «Неоконченный портрет», написанный очень профессиональным и замечательным писателем, литератором, философом, корреспондентом, редактором главнейших издательств страны в том числе «Иностранная литература», и драматургом.

Он впервые был напечатан в «Роман-газете» в 1985 году и уже тогда оставил неизгладимое впечатление на долгие годы.

Родился А. Чаковский 13 (26) августа 1913 года в Санкт-Петербурге, отец был врачом. Учился на вечернем отделении юридического института, окончил Литературный институт им. Горького (1938) и аспирантуру Московского института философии и литературы. В период учебы работал в литературно-художественном журнале «Октябрь». Дебютировал как критик в1937 году, позже публиковался также как драматург.

Во время Великой Отечественной войны служил в Красной Армии корреспондентом фронтовых газет. Несколько раз находился в блокированном Ленинграде в качестве военного корреспондента газеты Волховского фронта.

Был главным редактором журнала «Иностранная литература» (1955–1963), «Литературной газеты» (1962–1988), под его руководством «ЛГ» из профессиональной газеты литераторов стала одним из популярнейших изданий страны.

Избирался Секретарем правления Союза писателей СССР (1962–1991). А. Б. Чаковский умер 17 февраля 1994 года.

Роман посвящен жизни и деятельности тридцать второго президента США Франклина Д. Рузвельта. Роман создан на основе документальных материалов.

«А так вполне реалистично и очень совпадает с моими выводами», – написано в одном из отзывов об этом романе.

Александр Борисович Чаковский задался целью нарисовать для русского читателя человеческий образ 32-го президента Соединенных Штатов Америки Франклина Делано Рузвельта. По прочтении книги «Неоконченный портрет», я убедилась, что он в этом преуспел, и из-под пера писателя вышел понятный мне и симпатичный человек, который стал великим президентом и политиком.

Рузвельт провел свою страну сквозь годы тяжелого экономического кризиса и жестокие времена Второй Мировой войны, четырежды избирался президентом США, доверие, которого не заслужил ни один политик западного мира. Но главное для нас и нашей страны, для граждан России – Франклин Рузвельт определил и заложил политику мирного сосуществования, доброго отношения и взаимопомощи, которые сыграли важную роль в годы Великой Отечественной войны и после военного устройства мира.

Политики сегодняшнего дня должны изучать и применять к себе те нравственные критерии, политические решения и компромиссы, философские размышления и высказывания (прим. автора), которые были присущи великому человеку мира Франклину Делано Рузвельту:

… «Между тем, каждый день из Вашингтона, из Белого дома, из государственного департамента, из Пентагона – военный самолёт доставлял ему доклады, проекты решений, сводки с театров военных действий – европейского и тихоокеанского. И надо было делать выбор, решать, что-то предпринимать, что-то отвергать…. И кроме того, над президентом висело ещё одно обязательство: в течение нескольких ближайших дней позировать для уже начатого, но ещё неоконченного портрета, над которым работала Шуматова. Всякий раз, когда он вспоминал об этом, его охватывало раздражение. Но почти мгновенно исчезало, сменяясь ощущением радостного ожидания. Шуматова, позирование, портрет – всё это сливалось в сознании Рузвельта с одним светлым образом: Люси. О, конечно, он виделся с ней не только во время сеансов. Короткие прогулки на машине, чай в пять вечера, ужин… Люси! Бесконечно дорогое существо, единственное, что президент никогда не подвергал сомнению, с тех пор, как он, ещё молодой и здоровый, увидел её впервые и до нынешних дней. С Люси было связано ощущения спокойствия, твёрдой опоры счастья – ощущения, даюшие силы противостоять всем трудностям, горестям и сомнениям.

Горести и сомнения. 

Он лежал в постели, великий Президент Соединённых Штатов Америки Франклин Делано Рузвельт, вспоминал прошлое и не знал, что звезда его уже близка к закату… И всё же он не допускал мысли о близком конце. Если он думал о смерти, то лишь как о враге, который помешает ему осуществить великие замыслы.

Взгляд его остановился на круглых настенных часах в деревянной коричневой оправе. Шуматова уже наверняка в гостиной, но Бог с ней, с Шуматовой! – ведь там конечно же Люси.

Через несколько минут Приттиман вкатил коляску, в которой сидел Рузвельт, в комнату, где его ждала художница Елизавета Шуматова, дородная женщина в неизменном тёмном жакете с приколотым к лацкану искусственным цветком…

А он смотрел на Люси, и видел только глаза любимой женщины, большие, лучистые глаза… Я хочу видеть только Люси, быть только с ней, только вдвоём. Рузвельт резко толкнул большие колёса своей коляски, задавая ей направление к креслу, в котором сидела Люси. Она чуть приподнялась навстречу ему. Но в это время раздался резкий голос Шуматовой.

– Куда же вы, мистер президент? Вы забыли где позируете? Вот здесь, боком к окну.

На мгновение коляска остановилась. Но этого мгновения было достаточно, чтобы Рузвельт уловил выражение глаз Люси. Бесконечная тревога в них уступала место нарастающей радости. Они как бы говорили эти глаза: «Я так волновалась, что тебя долго нет, милый, милый!». «Я не спал, я думал, – отвечали глубоко запавшие глаза президента, – прости меня, дорогая». О как ему хотелось бы повернуться к Шуматовой и решительно заявить: «Сегодняшний сеанс отменяется!» А потом сказать кузинам: «Оставьте нас вдвоём с Люси, дорогие».

Но Рузвельт не мог себе этого позволить. Это противоречило бы привычному стилю их поведения на людях. О том, чтобы побыть вдвоём, они должны были условливаться заранее, хотя о его отношениях с Люси знали конечно все.

И всё же это было не так просто…. Предлагая Рузвельту поехать на источники, Люси понимала, взять её с собой туда он не сможет, и не возьмёт. Декорум должен быть соблюден (лат. decorum – приличие, благопристойность – внешнее приличие, обстановка, подобающая положению или должности, прим. автора).

Президент поедет в машине один, если не считать вездесущего Майка Рилли.

А потом…. Она знала, что будет потом. И в «Маленьком Белом доме» все это тоже знали.

Посетив источники, президент отправится на свою любимую гору Пайн-Маунтин, где его будет ждать в машине Люси.

И тогда исчезнет Рилли, исчезнут охранники и связисты – словом, все, кто обеспечивает безопасность президента, – многолетняя практика научила их превращаться в невидимок.

Исчезнут все в обозримом пространстве. А Люси перейдёт в машину президента. И они останутся одни на вершине горы. Небо, деревья, птицы. И они.

«Вдвоем в целом мире…»

«Нет, ОНА ПРЕРВАЛА СЕГОДНЯШНИЙ сеанс и предложила поехать на источники не потому, что только хотела побыть с ним наедине. Главное было не в этом. Наделённая каким-то особым чутьем, своего рода шестым чувством, Люси вдруг уловила в лице президента нечто неземное, словно на него легла странная потусторонняя тень. И всё же Люси поняла, что загадочная тень означает, что он чувствует себя хуже, чем несколько часов назад.

Она знала, что Рузвельт не любит разговоров о болезнях, смерти и пыталась определить состояние своего любимого человека….

Беседуя о враче на источниках, которому было за 86 лет, Рузвельт невольно затронул тему смерти. Он (врач) продолжает работать, и судя по всему, о смерти даже не помышляет. Он чувствует ответственность перед больными и поэтому живёт (то есть востребован, прим. автора). И я (Люси) уверена, что смерти он не боится. Далее Рузвельт продолжает философскую линию.

«Кстати, тебе никогда не приходилось слышать такое изречение: «Умереть не страшно, страшно не жить». Я вычитал его у кого-то из французов, очень точно сказано. Разумеется, применительно к людям определённого сорта. Смерть как таковая их не пугает. Ведь пока они живы, смерти нет. А когда она приходит, то людей этих уже нет, следовательно, бояться нечего.

Но «не жить» – медленно и раздельно проговорил президент, – это страшно. Не жить – это значит обмануть людей, для которых ты должен был что-то сделать и не успел…».

Но Люси была убеждена, что он для неё был дороже самой жизни! «И вот такую простую вещь понять не можешь. Не Бог послал меня тебе! Неужели за тридцать лет ты так и не понял, что это я сама нашла Тебя? Я сама почувствовала, что жить без тебя не могу. Но я не приношу себя в жертву, а ты приносишь мне счастье. Поэтому я хочу, чтобы ты жил вечно».

«И я хочу жить вечно, – с каким-то неожиданным упрямством в голосе и точно бросая кому-то и чему-то вызов, проговорил Президент, откидываясь на спинку сиденья. – И всё же я сказал тебе не всю правду. Я хочу жить вечно не только потому, что хочу видеть тебя всегда, знать, что ты существуешь… Я не имею права умирать потому, что не знаю, кто придёт на моё место.

Будет ли этому человеку дорого то, что дорого мне?

Умерят ли свою алчность те, кто одержим стремлением к наживе?

– Но бизнесмен не может не гнаться за прибылью, на то он капиталист. А это неизбежно порождает алчность, – робко возразила Люси.

– Чепуха! Капиталисту достаточно заботиться о расширении производства и правильном распределении прибылей. В конце концов, это и спасло Америку в 30-е годы.

– Если бы царь Мидас мыслил логически, он мог бы предвидеть что золото его погубит. Однако, он не мыслил логически и выпросил у богов дар – превращать в золото всё, к чему бы он ни прикоснулся, – и был обречён жевать и глотать хлеб из золота, – задумчиво проговорила Люси.

– Я надеюсь, что за десятки веков люди поумнели. И всё же меня мучают сомнения: будут ли мои преемники верить в то, что людей можно повести за собой не силой оружия, а силой примера…»

***

Чтобы наша эпоха была ознаменована известными писателями, надо создать все условия в деле воспитания молодёжи и дать возможность выражать свои мысли через написанное и публиковать в печати.

Большую популярность в Азербайджане имел молодёжный журнал «Литературный Азербайджан», в Союзе – «Юность», «Современник».

А ещё помню «читающую Москву», когда была там в командировках. В любом общественном транспорте, будь то метро, автобус, троллейбус, каждый входящий считал своим обязательным долгом – читать книгу или журнал, который вынимался из сумок, портфелей и т.п., причем читали не только сидящие, но и стоящие любители чтения.

Это был настоящий бум! Читали все от мала до велика. Подрастающие дети листали прекрасно иллюстрированные книжки для детей (хорошо, что они переизданы и появились вновь). Родители и бабушки читали им книжки замечательных детских писателей: С. Михалкова, Н. Носова, К. Чуковского, С. Маршака, Джанни Родари и т.п., сказки народов мира, разучивали стихи, песенки. Это считалось общепринятым и обязательным.
Позже появились детские герои: Маугли – Р. Киплинга, Карлсон – А. Лингренд и Гарри Поттер – Дж. Роулинг и др..

В одно время наблюдался застой в духовно-культурной сфере, а сейчас отрадно, что есть возможность размещать и публиковать свои произведения на замечательном, прекрасно организованном и чётко работающем сервере

Проза.ру – крупнейшем российском сервере современной прозы, предоставляющем авторам возможность свободной публикации произведений.

О сервере

Проза.ру – крупнейший русскоязычный литературный портал, посвященный современной прозе. Там зарегистрировано более ста тысяч авторов, которые опубликовали полтора миллиона произведений, и миссия, портала – предоставить всем авторам возможность свободной публикации своих произведений в сети Интернет и найти читателей. Все авторские права закрепляются за авторами на основании пользовательского договора.

На сервере – всё, как в хорошо организованном и отлаженном механизме, таком сложном по количеству операций и без малейшего намека на сбой. И это при том, что число участников достигло отметки – почти четыре миллиона. А это очень весомая цифра.

Каждый автор имеет индивидуальную авторскую страницу, где исчерпывающая информация о нем, представлены произведения, показаны список и количество прочтений читателями, ежедневно посещающими страницу, рецензии. Авторы могут анонсировать свои произведения, приглашать читателей на свою страницу. Фиксируется рейтинг по оценкам читателей и рецензентов. У каждого свой код, и можно легко общаться, обмениваться мнениями и пожеланиями. Это как одна очень дружная, большая семья.

Ежегодно объявляются конкурсы для участия в престижных книжных премиях «Народный писатель», «Писатель года» по номинациям, «Наследие» и др.

А какой высокий рейтинг самих писателей, их произведений, зачитываешься аж допоздна. Такое впечатление, что вернулось то золотое время, когда избранные произведения печатались в престижных издательствах и изданиях. Войдите на сайт и не пожалеете!

****

В некоторых домах полностью отсутствуют комнатные цветы, картины и, что самое парадоксальное и уму непостижимое, – книги. А это говорит и об отсутствии интеллекта и у хозяйки, и у других членов семьи.

Иногда даже, если у некоторых подобных «интеллектуальных» владельцев и были книги, но как не звучит кощунственно, они для освобождения пространства, или без употребления и надобности, безжалостно выкидывались. Сколько раз, проходя мимо мусорных баков, я лично была тому свидетельницей. Хотя их неразвитые умы догадались класть их рядом с баками, чтобы читающая часть населения, а она всегда была и есть, могла ими воспользоваться.

«Те, кто сжигал книги были сожжены, а кто их выбрасывает, сами будут выброшены за ненадобностью».

Это мысли замечательного писателя Александра Багмета, опубликовавшего на сервере Проза. Ру более 35 произведений, он получил 1462 рецензии от читателей, сам написал 3219 рецензий на произведения авторов, помещающих и печатающих свои произведения там же, а число читателей его произведений превышает уже 25827. На своей авторской странице он предлагает читателем просмотреть и ознакомиться с его художественными фотографиями. А таких примеров – теперь уже множество.

А другой Великий мыслитель (так я его почтительно называю), Хаким Фаршид, опубликовал 129 произведений, полных высокой философской мысли и прекрасно изложенных. Получил 1995 рецензий, написал 432 рецензии, а число читателей говорит за себя – 43877!

И я счастлива, что имею возможность помещать свои произведения на таком престижном сервере и общаться с такими неординарными людьми. Спасибо создателям и пользующимся!

Когда мы с братом учились в техническом ВУЗе, мы покупали много технической литературы, справочников, пособий. Многие были большой редкостью, и мы гордились, что сумели приобрести их. Они и произведения классиков – самое ценное, что есть в моей жизни. Иногда, когда я из книжного шкафа даю книгу для прочтения, я всегда говорю, как они для меня много значат и, чтобы относились к ним бережно, а главное возвращали. У меня есть воспитанница, которой я посвятила главу в своей книге «Воспитание и формирование Личности». Так вот, эта девочка – Личность от рождения, я так и написала в заглавии «Девочка – Личность в моей жизни». Короче! Это впервые в моей практике. Каждый год их требовательная учительница (есть ещё такие) даёт им довольно большой список книг для прочтения на летних каникулах. Хочу отметить, что сама Фидан очень ответственно относится к выполнению задания и очень беспокоится, если хоть одна книга из длинного списка по какой-то причине пока не найдена. И успокаивается, только получив заветный томик на руки. Каждый раз, когда я ей даю книги, особенно свои любимые и почитаемые, всегда добавляю: «Фидан, ты знаешь, что они для меня значат?». Она успокаивает меня фразой: «Если дома будет (не дай Бог!) пожар, я схвачу эти книги и выбегу с ними из горящего дома». Это меня успокаивает, так как знаю, что она именно так и поступит!

Так вот, бум на чтение в одно время прошёл, все стали поступать в институты, где полегче, большей частью гуманитарного профиля, но от этого не стало больше профессиональных юристов, журналистов, а главная боль моя – педагогов.

Короче, мои толстенные любимые технические книги лежали в шкафу никому ненужными. Я решила, что пока жива должна что-то делать. Договорилась с библиотекой престижного в те времена ВУЗа, который закончила с отличием, и все книги, бережно упаковав, безвозмездно и радостью передала в библиотеку ВУЗа.

Роль печатных изданий, произведений литературы и искусства в воспитании и формировании (становлении) детей и подрастающего поколения. В настоящем искусстве должны быть элементы воспитания, духовности культуры и этики.

(автор) 

Нас всегда окружали книги. Редко можно было встретить людей, у которых дома не было книг, у некоторых их было немного, у других – целые библиотеки.
Раньше было больше публичных библиотек, где на стеллажах находились тысячи книг. Они были очень востребованы. Люди, школьники, студенты, научные сотрудники записывались и посещали библиотеки. Редкие или единичные экземпляры выдавались только в читальный зал, где подчас трудно было найти свободное место.

Аспирантам, диссертантам, докторантам надо было поднять весь литературный материал по заданной теме, изучить его и написать главу «Литературный обзор» и другие главы диссертационной работы.

Желающему подать заявку на изобретение, патент – нужно было просмотреть сотни реферативных журналов с тем, чтобы найти схожесть и различие между уже существующими прототипами и обязательно определить и доказать в заявке, что его предмет изобретения – лучше аналогов и превосходит во многом приведённые в качестве сравнения прототипы.

Школьники во время подготовки к письменным экзаменам по литературе знакомились с рецензиями на то или иное изучаемое произведение, чаще всего в читальном зале.

Иногда, чтобы найти требуемую книгу, нужно было пройти несколько библиотек и оказывалось, что с нею можно ознакомиться только в читальном зале. Тогда ксерокса не было и в помине, многое нужно было конспектировать самим, приходилось сидеть подолгу и приходить не раз.

В библиотеки ходила также «читающая» часть общества, где согласно каталога можно было выбрать художественную литературу на любой вкус. В большом количестве выходили печатные издания: роман-газета, научно-популярные и технические журналы. Многие из них были очень востребованы («Огонек», «Нева», «Мир», «Знамя», «Вокруг света», «Современник», «Юность», «Ровесник», «Наука и жизнь», «Юный техник», «Техника молодежи» и др.). Последние два были своего рода энциклопедией для начинающих техников с разъяснениями, схемами и т.п.

Помню очереди у дома напротив с бульваром, где, простояв по нескольку часов, можно было стать счастливым обладателем заветных квитанций на приобретение собрания сочинений классиков мировой и отечественной литературы. Такие же очереди надо было простоять, чтобы уже по квитанциям купить долгожданную книгу. Позже книги выдавали по талонам в обмен на макулатуру. Любители книг собирали макулатуру, связки которых, выстояв очередь таких же любителей-книголюбов, сдавали в пункты по приему макулатуры. Находили время для приобщения детей к искусству.

Ведь искусство – это, прежде всего, воспитание души, чувств и эмоций, уважения и дань к духовным ценностям прошлого и настоящего. Оно отражает и формирует жизнь, вызывает восхищение, создает представления о прекрасном, обогащает душу человека.

И сегодня оно не потеряло актуальность. Не случайно выстраиваются длинные очереди, чтобы увидеть выставку сокровищ Эрмитажа, и Мона Лизу (Леонардо да Винчи) в Лувре (Париж), в передвижной выставке Пабло Пикассо и скульптора Огюста Родена в Стамбуле (Турция) и т.п.

Считают обязательным побывать в Музее Д’Орсе в Париже. Здесь на пятом этаже музея (здание бывшего железнодорожного вокзала) представлены картины импрессионистов и постимпрессионистов: Клода Моне, Анри Матисса, Эдгара Дега, Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Поля Сезанна, Альфреда Сислея, Анри де Тулуза Лотрека, Эдуарда Мане, Жоржа Пьера Сёра, Камилла Писсаро, Пьер-Огюста Ренуара и др. Восхититься дворцами и фонтанами Петергофа в пригородах Санкт-Петербурга, Екатерининским Дворцом, Музеем-лицеем А. С. Пушкина с фрагментом стены из знаменитой янтарной комнаты, вывезенной во время Великой Отечественной войны (Пушкино).

А какие великолепные картины наших соотечественников Саттара Бахлулзаде, Т.Салахова, М.Абдурахманова, Азим Азим-заде, Тогрула Нариманбекова, Марал Рахманзаде, Вяджии Самедовой, Алтая Садых-заде, Фархада Халилова, Эльбека Рзакулиева, Гусейна Алиева, Рахмана Шихалиева, Сары Манафовой, М.Аббасова, Алтая Гаджиева, Ашрафа Гейбатова, Эльчина Мамедова и др.. Сейчас появилась целая плеяда талантливых художников и скульпторов Элияр Алимирзоев, Сакит Мамедов, Санан Эйнуллаев, Иса Мамедов, Айдан Салахова, Инара Расулова, Фуад Салаев, Аида Махмудова, Бахрали Халилов, Фазиль Наджадов, Эльдар Мамедов Фаиг Ахмед, Фарид Расулов, Орхан Гусейнов.и др.

Особо следует отметить кипучую деятельность организации «YARAT» и умелое руководство возглавляющей её очень талантливой, полной очарования и обаяния художницы Аиды Махмудовой.

Многие из них были выставлены в своё время в филиале Дома-Музея Р. Мустафаева, размещенном в здании бывшего Народного Контроля. Сейчас – это, отреставрированное по последнему слову техники здание, получило второе, лучшее дыхание, Европейский зал – просто восхищает, а в галерее Yeni Gallery Бакинского искусства (автор грандиозного проекта Алтай Садых-заде), замечательный современный дизайн интерьера и оригинальных выставочных залов, помещения кафе и ресторана. Такая благодать и подарок любителям и почитателям прекрасного!

А всё начинается с детского рисунка. Дети, рисуя, познают мир с его многообразием и красотой, а сколько непосредственности, трогательности, фантазии, непредсказуемости несут эти первые полотна возможно будущих художников.

Поэтому развивайте и приобщайте детей к живописи, начните просто с Детской художественной студии, где детей учат азам изобразительного искусства. Даже если у них небольшой талант, это все равно разовьёт в них какие-то художественные навыки, приемы, наблюдательность, умение передавать в рисунке увиденное, детали, свет и тени. Так делается первый шаг в мир искусства, так начинается путь к призванию, а если последнее обнаружится и проявится, то обязательно приложите максимум усилий для дальнейшего развития способностей ребёнка.

В Баку функционирует Гимназия Искусств, имеются Художественное училище, Институт Искусств, построена великолепная Академия Художеств.

Вообще родители должны внимательнее приглядываться к своим детям, выявлять у них тягу к какому-то предмету познания, наклонностям, поощрять и развивать их начинания. Никакой ссылки на нехватку времени, усталость, отсутствие материальных средств. На развитие духовности деньги всегда найдутся. Бог даст!

Если ребенок разучивает песенки дома, в садике, то прислушайтесь, правильно ли он чувствует музыку и воспроизводит. Если не фальшивит, то надо развивать музыкальные способности и обучать игре на выбранном инструменте.

Было время, когда считалось обязательным определить ребёнка в музыкальную школу. Тогда было принято обучать всех детей азам музыкального искусства.

Ничего не пропадает даром, все когда-то даст плоды, разовьёт и расширит духовный мир ребёнка, а значит, и умение ценить красоту окружающего мира.

Как это замечательно уметь познавать мир во всей её красоте, неповторимости явлений природы, разнообразии её флоры и фауны.

Водите детей в зоопарки, заведите аквариум с рыбками, причем с обязательным знанием названий зверей, птиц, купленных рыбок. Закрепляйте увиденное и познанное в сознании ребёнка – ведь это увеличивает его кругозор, осознание увиденного приучает анализировать и делать соответствующие выводы, а это уже научный подход к увиденному, и кто знает начало будущего ученого, в общем, мыслящего человека и творческой Личности.

***

Когда я писала очередную главу, со стены с грохотом упала картина. Гвоздь не выдержал её тяжелого веса и это навело на некоторые мысли и рекомендации.
Говорят, что квартира – это лицо живущих в ней людей. Я с этим вполне согласна. Это конечно, в первую очередь, относится к женской половине человечества. Каждая женщина должна быть хорошей хозяйкой, обустраивать быт и своё жилище.

Чем чище, уютнее, со вкусом, обставлена и оформлена ваша квартира, тем лучше создаются условия для развития вашего ребёнка.

И дело не только в дорогой и безвкусной мебели, нагромождении ненужных и тем более, не создающих уют в квартире, предметов.

О хорошем вкусе хозяйки дома говорит с любовью созданный ею уют, чтобы домашним было хорошо и тепло (имеется ввиду на душе) и приятно воспринималось семьей и окружающими людьми.

Иногда на работе или в других общественных местах видишь женщину, постоянно меняющую наряды. Она много времени и средств посвящает своей персоне, а когда приходишь к ней в дом, там нет не только уюта, но и элементарных стаканов и чашек. На окне болтается давно нестиранная занавеска неопределенного цвета с обязательным провисанием из-за выхода из петель.

Если вы вошли в неблагоустроенный дом, обставленный безразлично, то это прежде всего говорит о безразличии женщины, и, наверное, не только к уюту, которая не забывайте, ещё мать, хозяйка и в первую очередь, пример подрастающим детям, особенно дочкам.

Кроме того, это говорит и об отсутствии художественного и элементарного вкуса у владелицы.

В этом случае речь идёт не о пародиях «на картины», которые завозятся, и ими пестрят стены шадлыг сараев (домов торжеств) учреждений (офисов) и медицинских учреждений.

Однажды я пришла в гости к своей знакомой после ремонта. Было чисто, неплохо. Но когда она захотела услышать моё мнение о купленных в переходах вышесказанных картинах, я не удержалась и заметила, что если бы она повесила только рамки от этих картин, было бы намного лучше.

Лучше повесить известную репродукцию, пусть на глянцевой бумаге и помещенную под стекло и в рамку, чем явно показывать полное отсутствие художественного вкуса и восприятия, безразличия к художественным произведениям и полотнам настоящих художников.

Можно отобрать несколько иллюстраций в журналах и книгах о сокровищницах музеев, в первую очередь, любимых вами художников, если вы о таковых имеете хоть поверхностное понятие и представление, отнести в фотостудию. Благо сейчас появилась возможность – с помощью сканера изображение передаётся на компьютер и распечатывается сразу на холсте. Это поместить в рамку и будет художественно и с пониманием. Это обойдется чуть дороже тех страшных картин с извечными контурами сосен, обязательной желтой окружности, подразумевающей луну и т.п., которых так много в продаже и от которых художественный вкус разумеется не разовьётся.

Тогда и у детей, которые будут подрастать в таких квартирах, уже от рождения будет развиваться определенный художественный интерес, а если он будет подкреплен походами в музеи и художественные выставки, студии, чтобы овладеть хотя бы азами рисования – будет просто замечательно.

Не ленитесь воспитывать у них вкус, а заодно учитесь и наверствывайте свой пробел.

Об авторе:

Маммадова Сария Ага Мамад кызы, автор более 140 научных трудов, имеет два авторских свидетельства, семь рационализаторских предложений.

С 2007 года сотрудничала с журналом Boutique (Баку), с 2011 года – редактор газеты «Общество и женщина».

Является обладательницей «Золотого пера» СМИ Азербайджана. 
Номинант национальной литературной премии «Писатель года – 2013».
Дипломант Премии «Наследие» за 2014 год. 
Номинант национальной литературной премии «Писатель года – 2014».
Номинирована на соискание литературной Премии «Наследие – 2015».
Номинант национальной литературной премии «Писатель года», 2016.
Обладательница Диплома номинанта литературной премии имени Сергея Есенина «Русь моя», 2016.
Обладательница двух Дипломов имени Антуана де Сент-Экзюпери. 

Лауреат Московской премии по публицистике. 3-я степень, 2016, обладательница специальной премии Фестиваля русской культуры и словесности «Во славу Бориса и Глеба» – «за вклад в культурные связи между писателями Азербайджана и России», 2016. Награждена Почетной грамотой «За весомый вклад в развитие современной литературы», 2016 Награждена Дипломом конкурса им. О.Генри «За вклад в отечественную словесность», 2017. Награждена Дипломом конкурса им. Марины Цветаевой «За вклад в отечественную поэтическую речь», 2017; Дипломом ХХХIV Международного фестиваля фантастики «Аэлита»; Дипломом конкурса прозы им. Жюля Верна – «За пропаганду непроходящих ценностей, гуманизм и веру в прогресс человечества», 2017; Сертификатом участника ХХХIV Международного фестиваля фантастики «Аэлита», 2017. Член Союза писателей Азербайджана. член Российского союза писателей (РСП) с 05 августа 2014 года. Полноправный Член Интернационального Союза писателей.

26 мая 2015 получила сертификат члена жюри Всероссийского фестиваля искусств «Планета детства».

26 марта 2016 получила сертификат участницы Международного семинара «Речевое и творческое пространство развития и особенности семейного воспитания в XXI веке» в рамках Проекта «Пишем историю семьи».

На сайте Проза. Ру: http://proza.ru/avtor/sariyamamedova

Автор книг: «Воспитание и формирование Личности», «Размышления о важном и главном», «О смысле жизни», «Развитие и воспитание ребёнка в семье и Обществе», «Подарки Судьбы», «Умереть не страшно, страшно жить не любя», «Из цикла «Наболевшее», «Такие вечные, порой забытые слова», «Роль книг в жизни детей и взрослых», «Уроки жизни», «Память сердца», «Цель жизни» и др.
Издательством «Авторская книга» выпущены книги «Секреты долголетия», «Размышления о понятии «бедность», «Старая сказка на новый лад».

Издательством ИСП в разделе «Современники и классики» переизданы книги: «О смысле жизни», «Развитие и воспитание ребёнка в семье и Обществе».

Издательством ИСП выпущена аудиокнига «Красивые лицом, душой и одеждой», 2015.

 Публикации в Альманахах:

«Писатель года – 2013», т.11;
 «Наследие» т.4; 2014;
 «Наследие» т.8; 2015;
 «Писатель года – 2014», т.4; т.15., 2014;
 «Писатель года – 2015», т.9;
 «Писатель года – 2016» т. 3;
 «Мемуары-2016» т. 1; 
 «РСП. Проза – 2014» т.3;
 «РСП. Проза – 2015» т. 2;  
 «РСП. Проза – 2016» т.3;
 «Сборник прозы» т.11, 2014;
 «Сборник прозы» т.12, 2015;  
«Русь моя – 2016» т.4;
«Георгиевская лента» т.1. 2014;
Новогодний альманах «Российский колокол», выпуск №4, 2014;
Альманах «Российский колокол», спецвыпуск «Клуб публицистов премии им. Владимира Гиляровского», 2015;
Литературный журнал «Российский колокол», 1-2, 2016;
Альманах «Российский колокол» №3, 2016;
«Автограф» рукописный сборник ИСП т.1, 2015;
 «Автограф» рукописный сборник ИСП т.2, 2015;
Журнал «Литературная столица» №3 (изд-во Спутник+);
Петербургский литературный альманах «Край городов» №80, 2014;
Издательство ИСП. «Русско-болгарский сборник» Золотые пески, 2016.

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии альманаха «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: