Образ будущего… без чтения? (культурно-психологическая статья из серии «Система воспитания образами»)

Алёна АИСТ | Публицистика

В этой статье я расскажу о способе расчитывания[1] детей и создания у них потребности в книгах, несмотря на взросление в информационную эпоху. Ни для кого не секрет, что сегодня мы читаем гораздо меньше, чем раньше. Этому есть объективные причины: и засилье легкодоступного видеоконтента, и отсутствие времени из-за вечной гонки к «успешному успеху», и нехватка сил после этой гонки, ведь чтение — непростая работа для мозга. А ещё, к сожалению, массовому чтению мешает низкое качество продвигаемой современной литературы.

На одном книжном фестивале читающая молодёжь двадцати — двадцати пяти лет высказывала своё мнение на открытом разговоре, как сейчас называют — паблик-токе. Они жаловались, что часто не запоминают, о чём читают, и хотели понять, как это изменить. Одна из причин, на мой взгляд, в том, что качество литературы, которую им предлагают, не даёт возможности погрузиться в книгу полностью. К сожалению, мало кто это осознаёт. Один из модераторов того разговора посоветовал молодым людям вернуться на время к чтению подростковой литературы. Можно сказать, повысить уровень чтения на более простых текстах. И это был хороший совет, потому что в этих книгах заложено больше смыслов, поскольку они призваны воспитывать. Их проще понять, проще погрузиться в историю. А ведь многие из участников разговора, скорее всего, не читали в подростковом возрасте ни Кира Булычёва, ни Владислава Крапивина, ни Анатолия Алексина.

И после рекомендации модератора молодые люди наверняка не доберутся до этих писателей, потому что сейчас в инфополе звучат только современные авторы: их же надо продвигать! А детских классиков, считается, и так все знают. Так, да не так. Эти книги забыты, незаслуженно отодвинуты на задворки истории. А это, на мой взгляд, — база, на основе которой формируются вкусовой фильтр ребёнка и его мировоззрение. Когда он привыкает к качественной литературе, то и среди современных книг найдёт хорошие.

Я увидела, как это работает, на своём сыне. Сейчас ему пятнадцать лет, и с детства я воспитывала его в основном на детских классиках советского времени, добавляя к ним лучшие современные истории. Мультфильмы, фильмы, книги и даже песни — всё было наполнено хорошими смыслами, высокими идеалами и нравственными ценностями. Такое инфополе сформировало его внутренний вкусовой фильтр. При этом мы жили не в глухом лесу, а в обычном обществе. Просто я создала систему воспитания, которая позволяет вырастить ребёнка на традиционных духовно-нравственных ценностях и в этих условиях. Эту систему я описываю в книге «Инфополе для ребёнка».

Внутренний фильтр, сформированный на здоровых образах, защищает ребёнка от некачественного контента лучше любых ограничений. Например, когда сыну было тринадцать лет, мы с ним около полугода жили отдельно: он — у отца, а я — в другом регионе. В это время мы мало общались, и я не советовала ему, что читать и что смотреть. Ребёнок первый раз оказался в условиях самостоятельного выбора контента и, несмотря на неограниченный доступ к нему, увлёкся не аниме, популярным у его приятелей, а книгами в жанре литРПГ, где действие происходит в компьютерных играх. По этой теме огромное количество книг разного качества. Но примитив и деструктив сына не привлёк, несмотря на динамичные сюжеты. Он выбрал книги, в которых сюжет сочетается с философскими вопросами, с размышлениями об искусственном интеллекте, о природе человека, о политике. Причём авторами тех книг были люди моего поколения или старше, передающие через свои тексты глубину понимания жизни и наш культурный код.

Мы все — совокупность образов, полученных в детстве, и тех, которые впитываем на протяжении жизни. Но самые сильные — всегда из детства.

Образы, которые получают сегодня дети, создают образ нашего общего будущего завтра.

К сожалению, представители нового поколения редко читают книги по собственному желанию, а образы получают в основном из видеоконтента: яркие, громкие, часто безнравственные и бессмысленные. Страшно представить, какое будущее они сформируют на их основе. Но у меня есть что предложить им вместо видео примитивного содержания и есть способ привлечь их на сторону мыслящих людей.

Ведь чтение хороших книг — самый действенный инструмент воспитания осознанного человека со здоровыми ценностями! Это способ общения с умнейшими людьми, жившими на нашей планете, и возможность следить за их логикой и рассуждениями. В то же время чтение даёт пространство для своих мыслей и чувств, развивает воображение и помогает максимально погрузиться в персонажа (при правильно написанном тексте). Даже видеоконтент не даёт такой включённости, потому что в нём предлагают готовые образы, а чтение создаёт индивидуальное кино в голове. Это лучший в мире кинотеатр!

Но в наше быстрое и ежедневно ускоряющееся время воспитать читателя становится всё сложнее. Короткие видео, примитивные смыслы, быстро поглощаемые эмоции. А ещё дети часто страдают гиперактивностью, синдромом СДВГ и прочими расстройствами поведения, что не способствует концентрации на процессе чтения. Но нам нельзя потерять книги, мы должны вернуть их в жизнь каждого ребёнка, и для решения этой задачи я советую использовать возможности, предлагаемые цифровым миром.

В «Инфополе для ребёнка» я описала эффективную схему расчитывания и воспитания у детей потребности в книге, исходя из реалий нашего времени. Основа этой схемы — аудиокниги. Практика показала, что при правильном подходе они на равных конкурируют с видеоконтентом. Родители, применяющие мою систему, говорят, что для ребёнка они становятся более ценными, чем мультфильмы. На примере сына я убедилась, что любовь к прослушиванию аудиокниг позволяет ребёнку быть начитанным даже в наше время и даже с учётом его гиперактивности. При этом участие родителей в этом процессе минимально, появляется много времени, свободного от воспитания, потому что правильные аудиокниги берут эту задачу на себя. Они создают мировоззрение ребёнка и позволяют искренне полюбить даже классических писателей, до которых он вряд ли добрался бы в условиях перенасыщения информацией.

Аудиокниги приучают к сложным текстам, обеспечивают глубокое погружение в историю, развивают способность к концентрации и аудиоканал восприятия. Они дают время для закладки правильных ценностей на исключительно важном раннем этапе развития. Токсичное инфопространство с колыбели пытается урвать это время в пользу своей пропаганды. Самое сильное их оружие — видеоформат, который мощно воздействует на малыша. Поэтому у нас нет времени ждать, пока ребёнок научится хорошо читать и будет погружаться в бумажные книги. Это уже буквально прошлый век. По большому счёту такого погружения, скорее всего, не случится в условиях переизбытка видеоконтента.

Но использование аудиокниг не значит, что нужно поставить крест на бумажных книгах. Наоборот, в моей системе воспитания они — идеал, к которому мы всегда возвращаем ребёнка, параллельно с аудиокнигами воспитывая любовь к чтению текстов. При этом важно использовать только тексты, которые ему интересны и соответствуют его уровню чтения. То есть сначала те, где много картинок и мало букв. Такой формат существовал ещё в СССР — вспомните журналы «Весёлые картинки» и «Мурзилка»! Они помогали детям полюбить сам процесс чтения.

В наше время дети плохо читают даже в десять-двенадцать лет, поэтому дорожкой к полноценной бумажной книге для них становятся комиксы. Правда, это работает только в том случае, если вы воспитали у ребёнка вкус к сложным текстам и смыслам с помощью аудиокниг. Иначе велика вероятность остаться на уровне комиксов на всю жизнь и плодить на своей книжной полке графические романы. На Западе идут по этому пути — выросший ребёнок часто не переходит с детских комиксов на взрослую литературу, он просто переходит в отдел комиксов для взрослых. Но это не наш путь. Учитывая то литературное богатство для детей, которое осталось от СССР (и в бумажном, и в аудиоформате), мы находимся в очень выигрышной ситуации. Конечно, если воспользуемся ею.

Давайте возвращать детей к авторам советского периода, когда элитное образование было доступно основной массе людей и их учили мыслить с самого раннего детства, для чего и создавали соответствующий контент. Есть и современные книги, без которых не обойтись, но база до двенадцати лет — это советские детские произведения, потому что они воспитывают хорошие качества характера и закладывают правильные ценности в ребёнке, причём делают это естественно, а не «в лоб», как нынешние воспитательные мультфильмы и книги, которые часто больше похожи на нотации нудного взрослого, чем на увлекательные истории.

Конечно, нужны и новые качественные детские книги, в которых гармонично сочетаются воспитательный и развлекательный моменты, где российские герои становятся ролевыми моделями, а иллюстрации соответствуют детскому восприятию цвета и композиции. Книги, которые передают детям наш культурный код, наши традиционные духовно-нравственные ценности и любовь к своей стране. Если меня сейчас читают авторы комиксов, то предлагаю вам сотрудничество и помощь в создании, продвижении и издании тех историй, которые соответствуют вышеуказанным критериям. Наши дети нуждаются в большом количестве таких рисованных рассказов, чтобы пройти первый, самый сложный, этап воспитания любви к чтению.

Я считаю, что можно изменить образ будущего к лучшему, вернув качественные книги и чтение в детство каждого ребёнка. В своей книге я пишу, как это сделать, учитывая особенности жизни в наше время. Понимая, какие трудности возникают у детей сегодня на пути к чтению, родители и педагоги смогут эффективно помочь их преодолеть.

[1] Расчитывание — последовательный процесс привлечения ребёнка к чтению с помощью различных средств, во время которого не просто увеличивается скорость чтения и улучшается понимание текста, но и появляется потребность в книгах.

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии журнала «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: