Демократизация отношений собственности как путь реализации компенсационных схем в условиях роста социальной напряженности

Дмитрий БУРЫКИН | Публицистика

народное предприятие

Одной из основных тенденций общемирового экономического и социального развития в настоящее время становится демократизация отношений собственности, прежде всего на микроэкономическом уровне. Высокая конкуренция на рынке вынуждает искать пути создания дополнительных стимулов к труду в условиях перехода к инновационному типу производства. При этом недостаточно стимулировать заинтересованность в результатах труда только топ-менеджеров, наделяя последних собственностью посредством заключения с ними опционных контрактов на акции компании-работодателя. Работники предприятий, оказавшись исключенными из схемы распределения собственности в эпоху приватизации государственной собственности, в настоящее время обладают значительным потенциалом в повышении конкурентного подъема тех предприятий, которые первыми увидят этот потенциал и устранят имеющую место ныне диспропорцию, когда работники полностью отчуждены от участия в управлении производством и распределением его результатов.

Другим, не менее важным обоснованием необходимости формирования широкого класса собственников, является проблема нарастающего социального напряжения в российском обществе. Реалии развития российской экономики таковы, что большая часть собственности контролируется относительно малой группой лиц. Подавляющая часть экономически активного населения не обладает правами владения и пользования собственностью. Это негативно сказывается как на благосостоянии таких работников, так и на их заинтересованности в результатах хозяйственной деятельности предприятий, предоставляющих им рабочие места. В ситуации, когда информация о колоссальной разнице в доходах самых богатых и самых бедных является общедоступной, возможно возрастание социальной напряженности, обусловленной несогласием с «несправедливыми» итогами приватизации и осознанием своей «выключенности» из процессов получения ренты от собственности.

Подобная ситуация является основанием для формулирования и решения вопроса о целесообразности и возможности компенсационных сделок с группами, которые потеряли в результате произошедших в России в последние десятилетия трансформаций отношений собственности. Речь идет о тех группах, которые реально могут противодействовать дальнейшим рыночным реформам, к примеру, путем миграции или формальным отношением к исполнению своих трудовых обязанностей.

Группы, чьи интересы были ущемлены в результате институциональных изменений, нуждаются в формировании и внедрении косвенных компенсационных схем, заключающихся в корректировке экономической политики, позволяющей опосредованно обеспечить рост их доходов и использование современных возможностей финансового рынка.

Мы считаем, что такой компенсацией может стать внедрение на всей территории Российской Федерации при безусловной государственной поддержке производственного самоуправления.

Экономический смысл производственного самоуправления заключается в соединении непосредственного труда с управлением производством, привлечением работников к реализации регулятивных, исполнительно-распорядительных и контрольных функций на производстве.

При этом неверно было бы ассоциировать производственное самоуправление исключительно с коллективной формой собственности. Объединение частного собственника (обладающего правами владения, пользования и распоряжения) и работника в одном лице возможна в рамках закрытого акционерного общества работников — народного предприятия.

Правовое обоснование деятельности народных предприятий в России регламентируется Федеральным законом от 26 декабря 1995 г., №208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Федеральным законом от 19 июля 1998 г. №115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» с последующими изменениями и дополнениями. Российское законодательство определяет народное предприятие как особую форму акционерного общества. В свою очередь закрытыми акционерными обществами являются общества, акции которых распределены только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц. Закрытое акционерное общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые акции или иным способом предлагать их неограниченному кругу лиц.

В закрытые акционерные общества работников (народные предприятия) могут быть преобразованы закрытые акционерные общества и открытые акционерные общества, в случае, если их работникам принадлежит не менее 49 процентов уставного капитала общества.

С точки зрения структуры, воплощающей принципы производственного самоуправления, народные предприятия обладают следующими особенностями:

— работникам народного предприятия должно принадлежать количество акций народного предприятия, номинальная стоимость которых составляет более 75 процентов его уставного капитала (п.2 ст.4 Закона);

— один акционер народного предприятия, являющийся его работником (далее — работник-акционер), не может владеть количеством акций народного предприятия, номинальная стоимость которых превышает 5 процентов уставного капитала народного предприятия (п.1 ст.6 Закона);

— народное предприятие вправе ежегодно увеличивать свой уставный капитал путем выпуска дополнительных акций на сумму не менее суммы чистой прибыли, фактически использованной на цели накопления;

— дополнительно выпущенные акции, а также акции, выкупленные в определенном порядке у своих акционеров, распределяются безвозмездно между всеми, имеющими на то право работниками предприятия, пропорционально суммам их заработной платы за финансовый год;

— вновь поступившие работники народного предприятия наделяются акциями, если они проработали на предприятии не менее трех месяцев;

— народное предприятие обязано выкупить у уволившегося работника-акционера, а уволившийся работник-акционер обязан продать народному предприятию принадлежащие ему акции народного предприятия по их выкупной стоимости в течение трех месяцев с даты увольнения (п.4 ст.6 Закона);

— среднесписочная численность работников народного предприятия не может составлять менее 51 человека. При снижении указанной численности народное предприятие обязано в течение одного года привести ее в соответствие с настоящим пунктом, либо преобразоваться в коммерческую организацию иной формы (п.1 ст. 9 Закона);

— число работников не акционеров не может превышать 10% от всех работников;

— на общем собрании акционеров общества большинство решений принимается по принципу «один акционер — один голос».

Закрытые акционерные общества работников, как организационно-правовая форма имеют определенные преимущества. Чистая прибыль таких предприятий, используемая в качестве источника финансирования, увеличивает их активы, при этом выпускаются дополнительные акции, которые распределяются между работниками народного предприятия безвозмездно и в зависимости от размеров годового заработка, что обеспечивает заинтересованность работников в результатах хозяйственной деятельности предприятия и собственного труда. В основе инвестиционной политики народного предприятия лежит самофинансирование и установленная законом зависимость выкупной стоимости акций от величины стоимости чистых активов предприятия, которая стимулирует коллектив предприятия увеличивать стоимость основного капитала, а значит, формирует заинтересованность работников в долговременных вложениях прибыли в развитие производства.

При выходе на пенсию, работник обязан продать все свои акции, полученные в период работы, а общество обязано их купить. При этом выплачиваемые суммы составляют значительную величину. Так, в закрытом акционерном обществе работников — народном предприятии «Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат» подобные выплаты в 2011 году составляли более 1 млн. руб. на человека.

Народные предприятия позволяют ограничивать разницу в оплате труда руководства и работников — коэффициент различия заработной платы не может превышать 10. Это положение может иметь и отрицательный эффект, так как создаются условия для перекупки эффективных менеджеров предприятиями-конкурентами.

По состоянию на 1 апреля 2010 года по данным Росстата в России зарегистрировано 132 народных предприятия, в которых работает более 40 тысяч человек. Это около 0,01% от общего числа работающих в сфере производства товаров и услуг. Отметим, что в США около 15% работающего населения занято в компаниях, где им принадлежит значительная часть акций. Число таких частных компаний при этом составляет около 11 000. Процесс превращения работников в миноритарных акционеров своих компаний активно набирает обороты и в европейских странах, таких как Франция, Англия, Ирландия.

Среди наиболее успешных российских народных предприятий стоит выделить «Архангельскхлеб», «Конфил» (г. Волгоград), «Красная Звезда» (Удмуртская республика), «Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат», «Подольсккабель», «Сухоложскасбоцемент» (Свердловская область).

Так, по результатам 2010 года в ЗАОр «НП Набережночел-нинский картонно-бумажный комбинат» ежегодно растущая средняя заработная плата составила 43958 рублей, что вдвое превышает аналогичный общероссийский показатель (около 21 тыс. руб.). Рентабельность продаж за период 2002-2011 гг. составляла в среднем 22,7%, даже в кризисный 2008 год не опускаясь ниже отметки 17%. Наблюдается также устойчивый рост выручки от продаж, значение которой в пересчете на одного работника в 2011 году составило чуть более 3 млн. руб./чел. Стоит отметить и налоговую дисциплину народных предприятий, не допускающих «серых схем» выплаты заработной платы, равно как и сокрытие прибыли. Так, у рассматриваемого предприятия сумма уплаченных налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды в 2011 году составила 1067,1 млн. рублей. Не менее эффективно работают и другие представители народных предприятий.

Высокие результаты финансово-хозяйственной деятельности закрытых акционерных обществ работников объясняются, в частности, тем, что на успешно функционирующих народных предприятиях отсутствует традиционная для рыночной экономики текучесть кадров; напротив, появляется стимул сохранения своего рабочего места. Также сильна личная заинтересованность работников в результатах труда, что обеспечивается прозрачностью деятельности предприятия: расходование прибыли подконтрольно всем работающим. Инвестиции в развитие в противовес потреблению прибыли также выгодны работникам-акционерам — улучшается качество продукции, растет конкурентоспособность предприятия, а значит, возрастают показатели рентабельности его деятельности, увеличивается стоимость акций.

Стоит отметить, что демократизация производственных отношений на основе развития собственности работников является одним из перспективных путей технического прогресса, который успешно применяется европейских странах, США, Китае. Мы считаем, что демократизация собственности будет способствовать социально-экономической стабилизации общества и станет компенсационной мерой группам, высказывающим недовольство происходящими реформами, однако не имеющим собственных предпринимательских инициатив, но желающим обладать правами собственника на средства производства. Если народные предприятия получат распространение, это, по нашему мнению, будет способствовать обеспечению высокой конкурентоспособности экономики России.

Об авторе:

Дмитрий Бурыкин – кандидат экономических наук.

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии журнала «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: