Как инфополе воспитывает нас и наших детей

Алёна АИСТ | Культурология

(культурно-психологическое эссе из серии «Система воспитания образами»)

Что происходит в вашей голове, когда вы слышите слово «корова»? Перед мысленным взором появляется конкретное животное. С разным окрасом, в разных ситуациях, но всегда именно это животное. Ведь вы знаете его образ с детства. А что с образом слова «любовь»? Что вы представляете? Целующихся мужчину и женщину, подростка с влюблённым взглядом или маму с малышом? А может, парочку девушек с разноцветными волосами, держащихся за руки? Тут вариантов больше, не так ли? Почему? Откуда появляются эти образы в голове?

Чтобы понять, как это работает, давайте посмотрим на принцип действия нейросетей, которые подобны структуре мозга. Для того чтобы нейросеть нарисовала нужную вам картинку, в неё предварительно загружают образы, из которых она создаёт иллюстрацию. Если в этих файлах нет изображения коровы, то вы никогда не получите её образ. Так же это работает с людьми и с абстрактными понятиями. Например, если ребёнок не получил в детстве образа сострадания, то он, как правило, не сможет качественно воспроизвести его в жизни. Проще говоря, в него надо загрузить этот файл, чтобы получить в результатах деятельности правильный образ сострадания. Так кто же загружает эти файлы, откуда появляются образы в нашей голове?

Очевидно, из того информационного поля, которым мы все окружены с рождения. То, что говорят или делают родители и другие люди, то, что мы видим в фильмах, то, что слышим в песнях, то, о чём читаем, — всё это формирует образ мамы, образ драки, образ школы, образ любви и т. д.

Мы мыслим не словами, не буквами, мы видим образы.

С тех пор как люди научились говорить, с того времени, когда появились устные сказания, мы передаём наш взгляд на устройство мира другим через образы. Песни, книги, радиоспектакли, кинофильмы, мультфильмы и видеоигры — весь этот контент не просто развлекает нас, но и транслирует определённое мировоззрение, ценности, идеи. Закладывает программы-образы в потребляющий его мозг.

Особенно хорошо это видно на детях, у которых ещё мало опыта, мало образов и можно легко заложить любые варианты. Но и взрослые могут поменять устоявшийся образ на новый, если он будет ярче, повторяться чаще и если предыдущий образ убрать из инфополя. К сожалению, у нас перед глазами яркий пример — Украина. Тот образ русских, который транслировали много лет на её территории, позволил случиться нынешней трагедии. Всего за тридцать лет сильные образы советского времени перекрыли другими, которые оправдали войну между братскими народами.

Но и в нашей стране за это же время выросло поколение детей, которые не знают Электроника, зато фанатеют от аниме «Наруто». Тех, кто не читал Кира Булычёва, зато наизусть знает «Гравити Фолз». И всё бы ничего — ведь у каждого нового поколения всегда были свои герои, но проблема в том, что эти образы не принадлежат нашей культуре, не несут того духовно-нравственного кода, который присущ русскому человеку. А значит, мы тратим ресурсы страны на воспитание тех, кто не будет считать нас «своими», когда вырастет. Есть вероятность, что мы не пройдём у них проверку «свой — чужой».

До того как пятнадцать лет назад у меня родился сын, я не понимала этой проблемы. Но появление ребёнка перевернуло моё сознание. Любовь к сопящему под одеялом комочку открыла глаза на происходящее вокруг. Она, как прожектор, высветила опасности, которые подстерегали маленького носителя моих генов. Заработали инстинкты — включился режим внимательного наблюдения за окружающим миром. Я осознала, что помешать выживанию моих потомков могу я сама, передавая деструктивные установки из своего детства (не ходи — упадёшь, не делай — поранишься и т. п.), и информационное поле вокруг ребёнка, атакующее ментальными вирусами (родители — поставщики денег и лузеры, мнение друзей важнее, обладание вещами приоритетнее хороших качеств характера, ради денег допустима любая подлость и т. д.).

Я обнаружила, что мир изменился и детство сына не будет похоже на моё, где доброта к детям и общая забота о них были нормой жизни, а прогулки целыми днями не сулили никакого вреда, кроме разбитых коленок. Где любой фильм или мультфильм можно было смотреть всей семьёй без возрастных ограничений.

Погрузившись в ребёнка, я увидела мир его глазами. Злые люди на экранах, странное и опасное поведение выросших в новой культуре детей, мат на детских площадках и неуважение к мнению старших. Противостояние ребёнка с родителями, начинающееся с детсадовского возраста. Вместо дружных компаний, гуляющих во дворе, одинокие уставшие дети с телефонами в руках. «Ведь ты этого достойна!» — ежедневная мантра с экранов, отменяющая идею «От каждого — по способностям, каждому — по труду!».

Проявились скрытые смыслы, которые не волновали меня, когда я была отдельной взрослой единицей. Анимационные дети, которые умнее родителей. Персонажи неясного пола, стирающие границы между мужским и женским. Мультфильмы, в которых близкие друзья бьют друг друга, насмехаются, а после этого продолжают общаться как ни в чём не бывало. Примитивные картинки. Глупые и пошлые песни. Сюжеты, которые не воспитывают, а приковывают внимание к экрану быстрыми яркими кадрами. Бессмысленный экшн, приучающий не думать. Модели поведения, которые я не хотела бы видеть у своего сына: тщеславие, неуважение к родителям, ограниченность, ранняя сексуализация. И виртуальный мир — множественные иллюзии вместо реальности.

Такие «достижения» цивилизации были мне не по душе. Я не смогла бы дружить с человеком, который считает их нормой. А мне хотелось, чтобы сын стал моим другом, с которым будет интересно общаться всю жизнь. Я не сразу осознала ключевую важность образов в формировании мировоззрения. Просто повела сына по пути, который прошла в своём советском детстве, чтобы он хорошо понимал меня и нам было интересно вместе.

Я начала эксперимент: отвергла те смыслы чужой культуры, которые мне не нравились, и организовала домашнюю цензуру и пропаганду. С помощью хорошего советского и современного контента (мультфильмов, книг, кино и песен) стала закладывать в ребёнка духовно-нравственные ценности. Спустя пятнадцать лет могу сказать, что у меня получилось сделать их основой его мировоззрения и создать крепкие дружеские отношения, которым не помешал даже подростковый возраст! Появилась та самая связь поколений, о потере которой часто упоминают в последние годы.

Сначала интуитивно, а потом всё больше и больше я открывала потрясающие возможности воспитания специально отобранными образами. Не идеализируя всё подряд из своего советского детства, я взяла за основу только лучшее. Плюс хорошее современное, прошедшее через мой внутренний фильтр. И закрыла доступ к вредоносному контенту. За эти годы я создала авторскую систему воспитания образами со своими принципами и приёмами, которая формировала мировоззрение ребёнка, помогала нам понимать друг друга, укрепляла мой авторитет, а заодно и развивала сына.

В результате в пятнадцать лет у него сформированы свой внутренний фильтр, свои стандарты качества контента. Благодаря этому он осознанно потребляет информацию и не признаёт произведений, навязываемых современной западной и восточной (аниме) культурой. При этом восхищается Чеховым, Толстым, Гоголем. А ещё гордится тем, что он русский и патриот своей страны; не представляет себе жизни без книг (воспитание потребности в книге — это часть моей системы); не использует мата; мнение родителей для него важнее мнения ровесников; он уважает старшее поколение; не переносит пошлости; имеет хороший словарный запас, умеет рассуждать и выражать свои мысли; не приемлет веществ, изменяющих сознание; у него есть цели в жизни. И, в отличие от большинства ровесников, он оптимист, потому что не потребляет тот контент для современных подростков, где содержится скрытая реклама самоубийств, депрессии, бессмысленности жизни и прочего деструктива.

Положительные результаты такого воспитания — не случайность: образы доброты, самоиронии, интеллигентности, ответственности и т. п. окружали его с самого раннего детства. Книги по всей квартире, песни и аудиоспектакли в собственном плеере, мультфильмы и фильмы в телевизоре без ТВ-каналов.

Но контент советского времени тоже неидеален. Например, очень много семейных фильмов того времени включают сцены употребление алкоголя. Я нашла способ нейтрализации отрицательных образов, а заодно усиления положительных и фокусировки внимания ребёнка на нужном контенте. Все эти и другие приёмы я даю в книге «Инфополе для ребёнка», которая готовится к изданию. Там я подробно описываю свою авторскую систему, рассказываю о необходимой для неё технике и предлагаю списки хорошего контента до двенадцати лет, на котором вырос мой сын.

Он с раннего детства удивлял окружающих развитой речью, аргументированным мнением по сложным для его возраста вопросам и доброжелательностью. На прогулках радостно играл с малышами и охотно разговаривал со старшим поколением, с энтузиазмом пел добрые песни. Меня постоянно спрашивали, как я это сделала. Я понимала, что надо поделиться опытом с другими родителями, но твёрдое решение написать книгу возникло после того, как мы пожили в экопоселении. Там я полгода преподавала литературу в поселенческой школе и отчётливо увидела последствия изъятия духовно-нравственных ценностей из мировоззрения детей. В шестом классе они с удивлением узнавали, как галантно мушкетёры относятся к женщинам и почему нужно защищать девочек. Их поражало, что нищие беспризорники из «Республики ШКИД», стащив что-то, поделили между собой всё поровну. Они, не зная голода, видели в истории со спекуляцией хлебом среди воспитанников интерната в дефицитные времена только гениальную бизнес-идею.

Сначала я попробовала организовать читательский клуб и киновстречи для учеников. Но вскоре поняла, что проблему потери истинных ценностей нужно решать глобально — в каждой семье.

Так начались консультации родителей по системе воспитания образами. Я увидела, как она помогает взрослым принять на себя ответственность за инфополе детей, решает конфликты, возникающие при битвах за ограничение контента, повышает родительский авторитет и возвращает взаимопонимание в семьи, то есть работает точно так же, как и в моём случае. Тогда я начала писать книгу.

Мы все живём в информационную эпоху, где идёт битва за умы и ценности людей, особенно детей. Потоки впечатлений из инфопространства захлёстывают нас. Часто мы не отслеживаем, какие образы они несут. Мы не всегда понимаем, как негативно они влияют на наши отношения с детьми, на качество жизни, психику и мировоззрение будущих взрослых. Как один из способов борьбы за нынешнее поколение я предлагаю создание благоприятного инфополя. По сути, ничего нового — это уже делали в советское время, но даже сейчас, в условиях беспрецедентного информационного шума, когда кажется, что его невозможно победить, мы можем повторить это в своей семье. К счастью, техника дошла до такого уровня, когда это реально. Наушники. Телевизор без телевидения, но с жёстким диском и т. д.

При этом для полноценного замещения деструктивных инфопотоков нужно большое количество доброго, интересного и соответствующего задачам каждого возраста контента, но, к сожалению, современных качественных текстов и медиатекстов пока недостаточно. Их производство не такое простое, как «тяп-ляп-экшн», который заполнил экраны. Да, есть хорошие современные произведения, но их не так много. А дети растут прямо сейчас и в любом случае получают знания о мире через просмотр, прослушивание и чтение. Поэтому предлагаю взять за основу лучшее из того уникального контента, который, к счастью, есть у нашего народа. Созданный со знанием психологических особенностей и возрастных задач детей — ведь как бы ни менялся мир, взросление всегда сопровождается стандартными этапами и сложностями: в детско-родительских отношениях, в поиске своего места в коллективе и мире.

Советский контент мастерски проводит детей через эти и другие актуальные для возраста темы. При этом помогает создать семейное межпоколенческое инфополе. Он достаточно глубокий, чтобы его смотрели взрослые, и при этом там нет запретных для детей тем «18+». Что может на равных бороться с культурой потребления, которая захватила наше внимание и потеряла все приличия, добиваясь невиданных уровней толерантности? Только культура большего масштаба, которая когда-то провозгласила: «Человек — это звучит гордо!». Наши предки оставили нам культуру невообразимой мощи для воспитания детей, особенно младшего возраста. И уровень её технического исполнения достаточен, чтобы полноценно соперничать с потоками деградирующей ветви современной культуры.

Детское и подростковое кино, мультфильмы, аудиоспектакли и книги — богатое наследие, которое осталось от Советского Союза. Эти шедевры сейчас почти исчезли из инфополя, поэтому без нашей помощи ребёнок вряд ли столкнётся с этим сокровищем. А ведь в него вкладывались огромные ресурсы большой страны: над произведениями для детей трудились лучшие режиссёры, актёры, писатели, иллюстраторы, мультипликаторы. Нам очень повезло, что всё это есть именно на русском языке. Нужно давать это детям в больших количествах, объяснять непонятные моменты, рассказывая о специфике того времени, — закладывать основы и знакомить с великой историей своего народа в детстве, пока не появился период отрицания.

Понятно, что использование современного контента необходимо, ведь ребёнку жить в новом мире. Но надо выбирать тот, который проходит через «внутренний фильтр» родителей. Есть прекрасные произведения нашего времени, которые замечательно дополнят советское мировоззрение в тех частях, где предыдущие поколения «перегнули палку». Например, в атеизме и излишнем давлении коллектива на личность. Об этих нюансах нужно честно говорить с детьми.

Очень важен и способ изучения контента. Любой вид текста и медиатекста для передачи глубоких образов требует времени для осознания, понимания того, что в нём происходит. Поэтому моя система содержит рекомендации о совместном и индивидуальном изучении контента. И это не допрос из серии «Что ты понял из этого произведения?», это беседа со своими правилами и в комфортном темпе для её участников. Также, чтобы ребёнок принял передаваемые образы, нужна атмосфера доверия, без неё это будет очередная обязаловка, суррогат нормального общения. Во время бесед по системе вы лучше узнаете ребёнка, а он — вас. Вместе вы займётесь исследованиями мира с помощью контента — это как совместное путешествие, ритуал, который становится одним из любимых способов времяпровождения. В такие моменты вы зарабатываете себе очки в копилку родительского авторитета, что помогает воспитывать ребёнка; теперь вы, а не татуированный блогер с серьгой в носу для него — лидер мнений.

В СССР была отлично организована пропаганда общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. Доброта, справедливость, любовь к труду, благородство, великодушие, дружная семья, сильная страна, нравственная чистота — на них можно воспитать новых взрослых, передать наши исконные культурные коды и возродить связь между поколениями. Не нужно бояться, что дети чего-то недополучат, если основой будет контент советского периода. Это не так. Наоборот, нужно понимать реальную опасность получить на всю жизнь деструктивные программы поведения из современных медиапродуктов.

Признаюсь, я сама, давая сыну образы мира из прошлого, долгое время боялась, что он вырастет несовременным, не сможет вписаться в общество. Но, как показала практика, ребёнок, воспитанный на таком материале, не отстаёт от жизни и растёт вполне прогрессивным человеком, спокойно вписывается в современный мир, но при этом имеет твёрдую моральную основу.

В основе любого контента всегда лежит текст. Писателям и всем, кто связан с книгоизданием, это особенно хорошо известно. Бумажные книги становятся аудиотекстами, потом сценариями, кинофильмами, сериалами — тем, из чего состоит большая часть нашего инфополя. На тех, кто производит текст, лежит огромная ответственность — те образы, которые они выпускают в мир, постепенно меняют его через сознание и действия людей.

На Западе давно транслируют набор примитивных образов — поколения выросли на некачественных, выхолощенных, стандартных текстах (в том числе медиатекстах), и теперь им сложно прочувствовать, понять глубокие и сложные эмоции. Это относится и к детям, и ко взрослым — современная повестка загоняет их в новые узкие рамки, однобокие взгляды. К нам тоже пришла эта «мода»: чего только стоит популярность развития эмоционального интеллекта! Теперь его надо развивать у детей. Раньше с этим прекрасно справлялся хороший контент (и, естественно, общение). А теперь приходится дополнительно учить этому. В случае с моим сыном, кстати, нет такой проблемы — у него хорошо развиты эмпатия и понимание эмоций других. Вообще говоря, ему не слишком интересно с его ровесниками, воспитанными на примитивизме. У них узкий кругозор, им недостаёт широты мысли, с ними скучно. А вот с ребятами, хотя бы частично выросшими на нашем контенте, с молодёжью и со взрослыми общение идёт отлично.

После развала СССР нас учили, что цензура — это плохо, а пропаганда — зло. И что теперь будет настоящая свобода слова. При этом из инфополя страны незаметно исчезли высокие идеалы, положительные образы страны, семьи и т. д. То есть цензура стала неофициальной, «серой». И с пропагандой та же история. Вроде бы можно всё, но почему-то в основном транслируются образы насилия, разврата и депрессивности в ограниченном круге тем, смыслов, эмоций. Такие тексты и медиатексты получают премии, рекламируются, считаются образцами современной культуры. Попадая в массы, эти произведения плодят негатив в масштабах страны; серая реальность, невозможность что-то изменить постепенно воспитывают во взрослых уже людях апатию, недовольство жизнью.

У меня тоже было такое время. В молодости я перестала читать современные книги из-за их плохого качества, но обратиться к классике тогда не догадалась. В итоге перечитала все романы Стивена Кинга — там, несмотря на регулярно встречающийся разврат, грязь и прочую мерзость, хотя бы иногда заложены правильные образы. Поиск Бога, поиск героического в себе, преодоление себя ради высокой цели, любовь на всю жизнь. То, чего не хватало в российской литературе. В сочетании с высоким качеством текста, умением писателя погрузить читателя в свой мир эти книги сильно воздействовали на психику. Постепенно мне передалось ощущение большого количества зла в мире и невозможности глобально это изменить. Конечно, это не способствовало ни хорошему настроению, ни стремлению к целям, ни желанию жить.

Получилась библиотерапия13 наоборот. В правильном её варианте психологи рекомендуют определённые книги для чтения своим клиентам, чтобы улучшить их состояние. А у меня, да и у многих моих современников, этот очень мощный инструмент использовался не во благо. Погружение в хорошо написанный текст помогает проживать свои проблемы/состояния в безопасной ситуации, закрыть гештальты, создаёт то или иное настроение. Такое воздействие (при хорошем качестве текста и технике чтения) гораздо сильнее видеоформата, потому что мозг создаёт свои образы, гораздо больше насыщенные эмоциями, нюансами, действующими именно на вас. По сути, это индивидуальное кино — то, которое планируют создавать с помощью нейросетей в будущем. И представьте, когда такое серьёзное воздействие направлено, например, на пропаганду бессмысленности жизни. И не в одном тексте, а в целом ряде книг, которыми восхищается литературный мир. Поневоле заразишься этими настроениями. Что и произошло с нашим обществом — огромная его часть характеризует свои ощущения от жизни таким образом: «Живу, балансируя на грани между тревогой и паникой».

Как можно применить систему воспитания образами в масштабах страны? Я думаю, что главное — осознать глубину воздействия транслируемых образов и начать сознательную работу с семейным инфополем — сначала с детей, а потом постепенно подключить и взрослых. Например, убрать прослушивание песен с негативными образами, заменить их позитивными. Благо сейчас в мобильных приложениях есть большой выбор исполнителей и песен — можно сформировать свой плейлист. Ограничение деструктива и добавление хороших образов в жизнь делает её счастливее и осмысленнее.

Хотелось бы посоветовать родителям создавать кинокружки и кружки чтения вслух, объединившись с двумя-четырьмя дружественными семьями, где взрослые по очереди модерируют просмотр или чтение с соблюдением правил системы воспитания образами. Почему именно такое количество семей? Это оптимально для того, чтобы создать безопасную атмосферу и чтобы мнение каждого ребёнка было услышано. А ещё это создание «деревни привязанностей», то есть круга взрослых людей за пределами семьи, с которыми можно дружить. К сожалению, сейчас, кроме родителей и педагогов, дети почти не общаются с другими взрослыми. А это необходимо для нормального развития и социализации. И для учителей, тренеров, воспитателей, онлайн-репетиторов, детских психологов применение системы воспитания образами очень желательно при взаимодействии с детьми. Рекомендации контента и его обсуждение в беседах с воспитанниками помогут говорить с ними на одном языке.

Осознанный подход к потреблению контента, информационная гигиена для взрослых и детей в наше время должны стать нормой жизни. И, конечно, нам нужно создавать новые смыслы, новых героев, новые произведения. Но писатели и сценаристы, начиная работу, в первую очередь должны ответить себе на вопросы: «Что я хочу сказать своим текстом? Чему он учит? Какие образы я несу в наше общее инфополе? Зачем? Сделают ли они этот мир лучше?»

 

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии журнала «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: