Ёлка на ходулях

Виктор СТУКАЛОВ | Детская литература

По лесной тропинке, что, петляя, протянулась от посёлка к речке, идут дед Фёдор и его внук Егор.

Егор живёт в городе, и сейчас он приехал к своему деду на все летние каникулы. Дед Фёдор был лесником и даже после выхода на пенсию не мог расстаться с тайгой и продолжал работать.

Ещё накануне они вместе собирались на рыбалку, накопали червей и сегодня утром, взяв удочки, садок для рыбы и баночку с червями, пошли на речку.

Егор первый раз был в таёжном посёлке, что приютился на берегу горной реки. В той стороне, где берёт своё начало эта река, в синем мареве солнечного дня видны были седые вершины горного хребта Сихотэ-Алинь.

Они шли по лесной тропинке, и Егор не переставал удивляться всему, что видел.

Вот большая чёрная бабочка махаон села на распустившийся цветок лилии тигровой, шевеля своими усиками и крылышками, а рядом, на белых цветках рябинника рябинолистного, суетились пчёлы, собирая нектар. А чуть поодаль ветки деревьев были оплетены лианами какого-то растения.

Егорка первый раз видел растение, у которого половина каждого листа окрашена в белый цвет.

— Дедушка, а что это за растение? И почему у него листья наполовину белые?

— Егорушка, это растение называется актинидия коломикта, или дикий кишмиш, у него очень нежные и вкусные ягоды. — Дед остановился и предложил Егору подойти ближе. — Видишь, вот эти зелёные ягодки, похожие на маленькие карамельки, ещё не созрели. Но как только они созреют и станут светло-коричневыми, половинки каждого листочка станут уже не белыми, а светло-сиреневыми. По этому признаку люди узнают, что дикий кишмиш уже созрел. Но это, внучек, ещё не всё, — улыбнулся дед Фёдор. — Ещё немного пройдём, и ты увидишь необычную ель. Ель на ходулях.

Они прошли ещё несколько минут, и дед, остановившись, показал рукой:

— Во-он, Егорка, видишь эту высокую ель? Это она и есть…

Они подошли ближе, и мальчик с удивлением посмотрел на необычную ель.

Она действительно была очень большая и, в отличие от других деревьев, растущих рядом, опиралась на несколько толстых корней.

Егор осторожно подошёл к ели, высоко задрал голову, чтобы увидеть вершину, потом прошёл между корней и встал под деревом.

— Дедушка! — широко открытыми газами Егор смотрел на ель и от удивления едва не задохнулся. — А как она могла такой вырасти?

— А всё очень просто, Егорушка. — Дедушка внимательно посмотрел на ель. — Очень давно, лет семьдесят или восемьдесят назад, на этом месте росло дерево. Но, возможно, от бури или по другой причине оно сломалось, оставив после себя высокий пень. От дождей и тающего снега он стал гнить и разрушаться. На этот пень от растущей рядом ели попало маленькое семечко и дало маленький росток. И по мере того, как гнил и разрушался пень, семечко продолжало расти, пропуская корешки в гниющую древесину, и дало рождение маленькой ёлочке.

Дедушка подошёл к ели и потрогал рукой один из таких корней.

— Когда гниёт древесина, повышается температура, и это позволяло маленькой ёлочке расти и развиваться до первых заморозков, а гниющий пень обеспечивал её всеми питательными веществами. Так и росла ёлочка, а когда какая-то часть пня разрушалась и обнажались корешки ёлочки, они покрывались корой, такой, как на взрослом дереве. — Дедушка провёл ладонью по шершавому стволу ели. — Прошло ещё много лет, пень окончательно сгнил, а вот ёлочка осталась и выросла, опираясь на такие необычные корни-ходули.

Егорка подошёл к деду, обернулся и ещё раз посмотрел на ель.

— Знаешь, дедушка, если бы я к тебе не приехал, то никогда бы не узнал, как интересно в лесу.

 

Плохой скворечник

Весеннее солнце щедро поливало землю тёплыми лучами. На улицах города весь снег уже растаял, и только отдельные кляксы потемневшего снега ещё лежали в недоступных для солнечных лучей местах.

В школах города был объявлен День птиц и принято решение подготовиться к весеннему прилёту пернатых, изготовить скворечники и развесить в городском парке.

В один из выходных дней в парке было очень оживлённо. Сюда пришли школьники из расположенной рядом школы со скворечниками в руках.

Старшеклассники подставляли высокие лестницы к деревьям и осторожно поднимались по ним. Ученики младших классов подавали им скворечники и отходили в сторону, чтобы посмотреть, ровно ли они висят.

Скворечники, любовно изготовленные руками родителей учеников, выглядели очень привлекательно: гладко выструганные доски, а некоторые — даже окрашенные масляной краской, чтобы не испортились от дождей, — и должны были привлечь птиц со всего города.

И только один скворечник был изготовлен из грубых, неструганых досок и резко отличался от всех остальных.

— А это чей такой страшный скворечник? — спросил кто-то из старшеклассников.

— Это мой… — робко признался Павлик и покраснел. На его глазах от обиды выступили слёзы.

— А ты что, не мог лучше сделать? Если не умеешь сам, попроси кого-нибудь из взрослых! — Старшеклассники смотрели на скворечник с усмешкой. — Какой мастер-ломастер нашёлся!

Павлик от обиды заплакал.

— Это сделал мой дедушка! — всхлипывая, оправдывался он.

— Ну что, ребята, будем делать с этим страшилищем? — продолжали смеяться старшеклассники. — Выбросить жалко, а повесить в парке вместе со всеми скворечниками — мы всех птиц распугаем…

— Давайте повесим его куда-нибудь подальше! — предложил кто-то из них. — А то мы этим скворечником действительно всех птиц распугаем!

Ребята так и сделали, они повесили этот скворечник в самом дальнем углу парка.

Всхлипывая и украдкой вытирая слёзы, Павлик пришёл домой.

— Павлик, что случилось? Кто тебя обидел? — мама прижала к себе сына и платочком стала вытирать ему слёзы.

— Дедушка сделал скворечник, а ребята сказали, что он очень плохой и им можно всех птиц распугать…

Из комнаты вышел дедушка.

— А ну-ка, внучек, расскажи мне, что там случилось.

Всхлипывая и вытирая слёзы, Павлик рассказал дедушке всё, что произошло в парке.

Дедушка внимательно выслушал Павлика и нежно прижал к себе.

— Давай, Павлик, подождём, пока прилетят скворцы… Вот они нам и скажут, чей скворечник лучше, а чей — хуже. А мы с тобой будем ходить в парк и посмотрим, как скворушки нашу работу оценят…

Наступил долгожданный день, когда прилетели первые скворцы.

Деловито расхаживая по оттаявшей земле, они что-то искали среди появившейся первой зелени, дружно восседали на проводах и ветках деревьев. Всё чаще и чаще они подлетали к скворечникам, садились на них и снова улетали.

Наступили летние каникулы, и дедушка предложил Павлику пойти в городской парк и понаблюдать за птицами.

Они прошли в дальний угол парка, выбрали такое место, чтобы было видно сразу несколько скворечников, сели на скамейку и стали наблюдать за скворцами.

Прошло немного времени, и Павлик, внимательно наблюдавший за скворцами, с удивлением и растерянностью посмотрел на деда.

— Дедушка, а почему к нашему скворечнику прилетают птицы, а к этим — нет?

— А тут, Павлик, никакого секрета и нет… — дедушка показал на деревья. — Наш скворечник сделан из грубых, неструганых досточек и похож на ствол дерева, все остальные — из гладко оструганных досточек. А этого делать как раз и не надо… Почему? Да потому, внучек, что по гладко оструганной досточке слабые коготки птенчиков будут скользить, из скворечника птенцы выбраться не смогут и погибнут от голода. Кроме того, леток скворечника должен быть обращён только на юг, чтобы внутри было тепло. А эти летками повёрнуты в разные стороны… Вот, Павлик, птицы и оценили, чей скворечник лучше…

Наступила осень, и было решено снять скворечники с деревьев, чтобы сохранить их и развесить весной будущего года.

И когда решили проверить, как заселялись птицами их жилища, то оказалось, что в скворечнике, сделанном дедушкой Павлика, было гнездо.

Остальные скворечники были пустыми…

 

Самый дорогой подарок

Алёша проснулся от приглушённых разговоров, доносившихся с кухни. Он узнал голос мамы: она просила дедушку и бабушку его, Алёшу, не будить, чтобы он хорошо отдохнул после долгой дороги. И ещё мама просила, чтобы её на автобус не провожали.

Он слышал, что дедушка обещал маме сразу после каникул привезти его домой и посмотреть, как они живут.

Алёша ещё не успел подняться, как тихо скрипнула входная дверь, и теперь на кухне разговаривали только дедушка и бабушка.

Через некоторое время в комнату вошёл дедушка. Увидев Алёшу, он улыбнулся:

— Ну, доброе утро, внучек! Как отдохнул? Что тебе снилось, Алёша? — и, наклонившись, ласково пригладил волосы мальчика. — Ну а если ты уже проснулся, давай поднимайся, умывайся, и будем завтракать. Там бабушка уже и оладушки испекла, и вкусной каши нам сварила. А после этого мы с тобой пойдём и наше хозяйство покормим…

Алёша поднялся, заправил постель и вышел на кухню.

Увидев внука, бабушка радостно улыбнулась:

— Доброе утро, Алёшенька! Давай умывайся и садись к столу…

После завтрака дедушка пообещал внуку показать что-то интересное и предложил ему одеться и выйти вместе с ним на улицу.

Алёша начал одеваться, когда увидел, что дедушка набрал в кружку пшена.

— Дедушка, а зачем ты берёшь пшено?

— А вот сейчас мы с тобой выйдем на улицу, и ты сам всё увидишь… — улыбнулся дедушка.

Одевшись, Алёша и дедушка вышли на улицу.

На улице было холодно. Выпавший ночью снег густо налип на деревья в саду и кустарники в палисаднике, пригнув их тонкие веточки почти до самой земли.

На деревьях, нахохлившись и распушив пёрышки, сидела большая стая воробьёв. На одной из веток, на высоте человеческого роста, висел плоский ящичек с очень низкими боковыми стенками и крышей, как на домах.

— Дедушка! А что это висит вон там, на дереве? — Алёша показал деду на странный ящик, закреплённый на яблоне.

— А вот сейчас, внучек, увидишь… Стой здесь и смотри, — загадочно улыбнулся дед и подошёл к яблоне.

Увидев дедушку, воробьи встрепенулись, громко зачирикали и стали оживлённо перелетать с ветки на ветку, стряхивая снег. Но странно: никуда не улетали!

— Ну, доброе утро, мои малышки! Доброе утро! — дедушка ласково разговаривал с ними, будто со своими внуками. — А я вам покушать принёс…

Он подошёл к этому странному ящичку и высыпал на его донышко пшено.

Воробьи оживились ещё больше, зачирикали громче, но никуда не улетали.

Дедушка приблизился к мальчику и показал на птиц.

— Смотри, Алёша, смотри… Этот домик на яблоне — кормушка для птиц.

Из стаи отделились несколько воробьёв и, перелетая с ветки на ветку, подлетели к кормушке. Один из них сел на кормушку, несколько раз клюнул пшено и снова взлетел на ветку. Ещё несколько птиц сели на кормушку, и вот уже вся стая, шумно хлопая крылышками и громко чирикая, начала клевать пшено.

Мальчик с удивлением посмотрел на деда.

— Понимаешь, Алёша, — тот вздохнул и показал на воробьёв на кормушке, — зима — это тяжёлое время для диких животных и птиц. Когда выпадает снег, пернатым очень трудно достать себе корм, и от голода и холода многие из них погибают. Чтобы эти воробушки смогли перезимовать, я их каждый год подкармливаю. А за мою заботу птицы летом отвечают добром: уничтожают на грядках вредных червячков и гусениц, которыми кормят своих птенчиков. Вот так, Алёша, мы с ними и живём, в мире и согласии…

— Дедушка, а ты сможешь сделать и мне такую кормушку?

— Сделать-то кормушку я сделаю, внучек… — дедушка прищурился и посмотрел на Алёшу. — А вот чем там, в городе, птичек кормить будешь?

— Как — чем? — удивился Алёша. — Так же, как и ты, дедушка, пшеном!

Дед внимательно смотрел на мальчика.

— Пшено, Алёша, надо покупать в магазине, а для этого нужны деньги… А где ты их возьмёшь?

Нахмурив брови, Алёша задумался. Где он сможет взять деньги, если он ещё только учится во втором классе?

Дед продолжал лукаво смотреть на внука.

— Дедушка! — воскликнул Алёша. — Я знаю, где взять деньги! Мне мама даёт их на мороженое и ещё для того, чтобы я сходил в зоопарк или в цирк. А я на эти деньги буду покупать пшено для птичек!

Дедушка улыбнулся и с удивлением посмотрел на Алёшу.

— Алёша! А как же… мороженое, цирк и зоопарк?

— Дедушка! — Алёша смотрел на него. — Зимой мороженое можно не кушать, потому что на улице холодно… А цирк и зверей разных можно посмотреть по телевизору… А птички… они зимой кушать хотят и от голода могут погибнуть. И если я их не покормлю, кто это сделает? Так ты, дедушка, сможешь смастерить и подарить мне такую же кормушку, как у тебя? Сможешь?

— Сделаю, Алёшенька, сделаю и обязательно подарю! — и дедушка крепко и нежно обнял внука.

Через неделю, когда каникулы закончились, Алёша ехал с дедушкой в город и, как самый дорогой и бесценный подарок, бережно прижимал к себе кормушку для птиц.

 

Об авторе:

Виктор Стукалов родился в 1947 году в Корсакове Сахалинской области. После окончания школы служил в отряде военной гидрографии Краснознаменного Тихоокеанского флота, на океанографическом судне «Байкал». За время службы побывал в Канаде, Мексике и Японии. Работал инспектором уголовного розыска Дальнереченского РОВД Приморского края. Получил диплом инженера лесного хозяйства и трудился лесничим Катэнского лесничества Хорского мехлесхоза. Преподавал в средней школе изо, ОБЖ, занимался трудовым и профессиональным обучением детей.

Увлекается литературным творчеством с 2007 года, до настоящего времени сотрудничает с районной газетой «Ударный фронт». В 2019-м в Strelbooks изданы электронные книги автора: «Костёр на снегу», «В ночь под Рождество», «Записки лесничего», «Шатун» и «Страничка из учебника».

Финалист международного литературного фестиваля «Лондонский приз» (Москва — Лондон, 2019). Имеет диплом I Международного литературного фестиваля в честь 220-летия со дня рождения А. С. Пушкина (Крым, 2019).

Член Интернационального Союза писателей.

 

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии альманаха «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: