К 200-летию со дня рождения великого русского поэта Афанасия Фета
Э с с е
Резюме. Настоящая работа представляет собой историко-биографический очерк, посвященный противоречивому и трудному, но захватывающе интересному жизненному и творческому пути всемирно известного и признанного русского поэта-лирика с немецкими корнями, мемуариста и переводчика Афанасия Афанасьевича Фета (1820–1892), ставшего первым лауреатом полной Пушкинской премии Императорской академии наук, но не всегда при первом приближении понятного для читателя.
Тем не менее, при вдумчивом чтении с последующим анализом материала, несмотря на загадочность и неординарность личности, вырисовывается более или менее ясная картина удивительных таинств (рождения, имени, творчества, личной жизни, смерти), оставивших незабываемый след в литературном творчестве и открывших совершенно новую страницу в истории русской поэзии.
Ключевые слова: Афанасий Афанасьевич Фет, поэт-лирик, мемуарист, переводчик.
5 декабря (по новому стилю) 2020 года исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского поэта-лирика
с немецкими корнями, мемуариста, переводчика, члена-корреспондента Петербургской академии наук Афанасия Афанасьевича Фета.
А. А. Фет родился 5 декабря 1820 г. в селе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии Российской империи. Его рождению предшествовало много запутанных моментов. Мать – Шарлотта-Елизавета (Шарлотта Карловна) Беккер, родной отец – Иоганн-Петер-Карл-Вильгельм Фёт (Johann Peter Karl Wilhelm Föth), асессор городского суда Дармштадта.
Родители мальчика поженились 18 мая 1818 года в Дармштадте. У супругов была маленькая дочь Каролина. В начале 1820 года в Дармштадт на лечение приезжает 45-летний русский отставной офицер, богатый и просвещенный орловский помещик, потомственный дворянин Афанасий Неофитович Шеншин и останавливается в доме местного обер-кригс-комиссара Карла Беккера, где знакомится с его дочерью, 22-летней Шарлоттой, которая замужем за мелким чиновником Иоганном Фётом. В отношениях четы Фёт не все было благополучно, так как Иоганн Фёт влез в большие долги, что не могло радовать супругу.
Несмотря на большую разницу в возрасте: молодая женщина была младше на двадцать лет и на седьмом месяце беременности вторым ребенком, коим и был будущий поэт (это подтверждается ее письмами к брату и мужу), между ними вспыхивает роман.
18 сентября влюбленные тайно уезжают в Россию. Шарлотта ради любви к Афанасию Шеншину оставляет свою дочь на попечение отца и законного мужа. Через два месяца у Шарлотты Беккер родился сын, которого по православному обычаю окрестили – вероятнее всего, за взятку священнику, который помог скрыть незаконное происхождение младенца, – тоже именем Афанасий, что в переводе с древнегреческого означает «бессмертный», и записали в метрическую книгу по согласованию с отчимом на фамилию Шеншин.
Следует заметить, что Фёт, родной отец Афанасия, предлагал Шарлотте усыновить мальчика, если будут оплачены его долги. Однако супруги так и не смогли договориться
по этому поводу.
4 сентября 1822 года Афанасий Неофитович обвенчался с Шарлоттой Карловной Беккер, которая перед венчанием приняла православие и стала называться Елизаветой Петровной Фёт.
В 1826 году Иоганн Фёт умер, не оставив наследства ни родному сыну, ни бывшей жене, о чем она жаловалась в письмах к брату.
Первые четырнадцать и последние девятнадцать лет Афанасий Афанасьевич официально носил фамилию Шеншин, а в этом промежутке у поэта была фамилия Фет. Как выяснилось позже, брак А. Н. Шеншина с Шарлоттой Фёт считался в России незаконным, поскольку они обвенчались только после рождения сына, что для православной церкви было совершенно неприемлемо.
Опасаясь, чтобы Афанасий не попал в незаконнорожденные, Шеншин стал хлопотать перед немецкими родственниками о признании мальчика сыном умершего Иоганна Фёта. И хотя Иоганн ранее не признавал его своим сыном, согласие было получено. Поэтому в 1834 году духовная консистория отменила крещальную запись Афанасия, и его отцом был признан первый муж Елизаветы Петровны. Вместе с исключением из рода Шеншиных будущий стихотворец лишился привилегий потомственного дворянина. Интересно отметить, что на момент рождения Афанасия его мать была замужем
и именовалась фрау Фёт.
Вот такая неприятная история произошла в жизни поэта. Вернуть фамилию, свой статус и восстановить доброе имя своей матери позднее стало делом всей его жизни.
В годы детства, проведенные в Новосёлках, особое влияние на Афанасия оказали мать и дядя – родной брат отчима Пётр Неофитович. Благодаря горячо любимой маме мальчик прекрасно овладел немецким языком, а дядя (человек образованный и начитанный, любитель поэзии и истории, не скрывавший своей исключительной любви и привязанности к племяннику) развивал и поощрял поэтические наклонности мальчика.
В основном азбуке и грамоте Афанасия обучали не профессиональные учителя, а семинаристы, камердинеры, дворовые, повара… Но больше всего знаний он впитал из окружающей природы, крестьянского уклада и сельского быта. Мальчик любил подолгу общаться с горничными, которые делились новостями, рассказывали сказки и предания.
В 14-летнем возрасте Афанасия отправили в частный немецкий пансион Крюммера в г. Верро Лифляндской губернии (ныне Выру, Эстония), где он полюбил стихи Пушкина; в это же время подросток начал писать стихи и проявлять интерес к классической филологии. После окончания пансиона
в 1837 году юный Фет приехал в Москву, где продолжил обучение уже в пансионе профессора всеобщей истории Михаила Петровича Погодина (1800–1875 – историк, журналист и публицист, редактор журнала «Москвитянин») с целью подготовки к обучению в Московском университете.
В 1838 году юноша поступил на юридический факультет университета, затем перевелся на историко-филологическое (словесное) отделение философского факультета, который окончил в 1844-м. Будучи на первом курсе, Афанасий по-прежнему пишет стихи, которыми заинтересовываются однокурсники. Он показал их как-то Погодину, который сочувственно относился к литературной деятельности Фета и подарил ему билет на получение журнала «Москвитянин» с оригинальною надписью на обороте: «Талантливому сотруднику от журналиста; а студент берегись! пощады не будет, разве взыскание сугубое по мере талантов полученных», а тот передал писателю Гоголю. От Николая Васильевича был получен ответ о несомненном даровании молодого литератора, что привело к дополнительному импульсу его творческого вдохновения.
Его произведения одобряли и друзья, в частности Аполлон Григорьев (1822–1864, поэт, литературный и театральный критик), к которому юноша переехал из дома Погодина и с которым на всем протяжении обучения в университете его связывали самые теплые, дружеские отношения: два поэта поддерживали друг друга в творчестве и жизни. Аполлон Александрович даже в какой-то мере способствовал развитию поэтического дара Фёта.
Изучая в университете произведения мировых поэтов, Фёт особенно увлекался Гёте, причем на третьем курсе перевел первую песнь «Германа и Доротеи», и Гейне, от которого усвоил его своеобразные художественные приемы – не говорить о влиянии одного предмета на другой, а «заставлять» читателя самого чувствовать их соотношение в общей картине.
В 1840 году при участии Аполлона Григорьева вышел первый сборник стихов поэта – «Лирический пантеон», в который вошли баллады, элегии, идиллии и эпитафии. Кстати, при наборе книги была допущена опечатка, а именно: буква «ё» в фамилии юного поэта была случайно заменена на «е». Так Афанасий Афанасьевич стал Фетом.
Через год его стихи уже регулярно печатал журнал «Москвитянин», а позднее – «Отечественные записки» и «Современник».
После окончания университета и по давнему своему стремлению к военной службе, Афанасий Фет в 1845 году поступает унтер-офицером в кирасирский Военного ордена полк, находившийся в то время в Херсонской губернии, где в 1846-м производится в корнеты, в 1851-м – в штабс-ротмистры, а в 1853 году, прикомандированный к уланскому Его Величества лейб-гвардии полку под Петербургом, получает воинское звание поручика. За службу награжден орденами Св. Анны 3-й и 2-й степеней.
В 1850 году выходит второй сборник Фета, получивший положительные отзывы критиков, в 1856-м – третий, под редакцией И. С. Тургенева. Воодушевленный успехом, Фет начинает писать целые поэмы, повести в стихах, художественную прозу, а также путевые очерки и критические статьи. Он становится автором многих замечательных стихов для детей. Их популярность у юных читателей вызвана тем, что стихотворения поэта добры и удивительно понятны даже самым маленьким.
Поэзия Афанасия Фета затрагивает в основном две темы: природу и любовь. Наиболее популярными стихотворениями считаются «Я долго стоял неподвижно…» и «Я пришел к тебе с приветом…» (1843), «Степь вечером» (1854), «Только встречу улыбку твою…» (1873), «Если радует утро
тебя…» (1887).
Кроме сочинения стихов Фет до самой старости занимался переводами. Афанасий Афанасьевич переложил на русский язык Гейне, Гёте, Мицкевича, Шенье, Шопенгауэра и других иностранных авторов. Благодаря ему почитатели его таланта знакомы с «Фаустом» Гёте, а за перевод сочинений Горация А. Фет стал первым лауреатом полной Пушкинской премии Императорской академии наук.
В 1848 году Фет знакомится с Марией Лазич, дочерью отставного кавалерийского генерала сербского происхождения Козьмы Лазича – высокой, стройной, смуглой, обворожительной, с копной темных густых волос. Встреча случилась на балу в гостеприимном доме дяди девушки, бывшего офицера Орденского полка М. И. Петковича, и Фет с первого взгляда влюбляется в поразившую его воображение незнакомку.
Чувство оказалось взаимным. Однако этому союзу не суждено было осуществиться. Дело в том, что, кроме любви и верности, им было нечего предложить друг другу. Фет считал, что у него нет титула и средств к существованию, а нескончаемая бедность, неустроенность и отсутствие каких-либо перспектив способны уничтожить любые, даже самые светлые чувства.
А весной 1850 года случилось страшное несчастье. Мария сидела в своей комнате, в отчаянии пыталась собраться с мыслями: как жить дальше, как добиться вечного и нерушимого союза с любимым?.. Внезапно она резко встала, отчего лампада упала на длинное кисейное платье, в считаные секунды пламя охватило волосы и тело девушки. Через четыре мучительных дня Мария умерла от ожоговой болезни.
После такого трагического события Фет всю жизнь чувствовал себя виноватым в гибели девушки и помнил свою несчастную любовь, которая значительно повлияла на его творчество. С тех пор до самой смерти любовная лирика поэта в первую очередь посвящалась именно Марии.
Вскоре поэт нашел единственный выход: жениться на девушке с большим приданым, чтобы в дальнейшем ее связи и деньги помогли вернуть ему имя и титул. В 1857 году Афанасий Фет вступает в брак с Марией Петровной Боткиной, наследницей богатого купеческого рода – не очень молодой и не очень красивой, тоже пережившей тяжелый роман.
Союз этот неожиданно оказался счастливым. Мария Петровна стала верной подругой и хорошей хозяйкой. Именно такая женщина нужна была поэту. Конечно, страсти между ними не существовало, но они приобрели главное в семейной жизни – взаимное уважение. Детей у них не было.
В следующем году Афанасий Фет, выйдя в отставку, так и не добившись дворянства и купив на средства из приданого супруги имение Степановку на своей родине, посвящает себя ведению хозяйства. Прожив здесь семнадцать лет, он создал прекрасное поместье: отделал дом и расширил его пристройками, вырыл пруды и колодцы, насадил аллеи, развел цветники, открыл больницу для крестьян, запустил проект конного завода, выращивал зерновые культуры (прежде всего рожь), держал коров, овец, птиц, разводил пчел и рыбу.
В 1867 году Фета выбирают мировым судьей по Мценскому уезду, и эту должность он занимал почти одиннадцать лет. Этот факт во многом повлиял на то, что в 1873-м по императорскому указу за ним наконец-то утвердили фамилию Шеншин и вернули дворянский титул. Однако свои произведения он по-прежнему подписывает фамилией Фет.
В 1877 году поэт продает Степановку – с тем, чтобы купить в Москве дом, а в Щигровском уезде Курской губернии – старинное имение Воробьёвку. Новое поместье намного превосходило предыдущее: барский дом на берегу реки Тускарь с шикарным парком, рядом – лес. Эту красивую дворянскую усадьбу поэт называл «наша микроскопическая Швейцария».
В этом любимом имении Афанасия Фета часто гостили известные деятели русской культуры: В. С. Соловьёв,
Л. Н. Толстой, П. И Чайковский и другие. Фет много занимался хозяйственными вопросами, систематически объезжал свои владения на запряженном в небольшую повозку ослике по кличке Некрасов.
Кстати, воробьёвский период в творчестве поэта был исключительно плодотворным. После долгого перерыва Фет с новой энергией стал создавать оригинальные стихотворения. Здесь он усердно занимался переводами древнеримских классиков. Выполнив этот громадный труд, Афанасий Афанасьевич оказал русской литературе неоценимую услугу, так как до него удовлетворительных стихотворных (и тем более полных) переводов такого рода в России не было. В числе достоинств этих работ следует отметить редкую полноту и благозвучность рифм, а также гладкость, естественность и удобопонятность речи.
В период с 1883 по 1891 год Афанасий Фет написал более 300 стихотворений, которые вошли в сборник «Вечерние огни», четвертый выпуск которого издан при жизни, а пятый вышел после его смерти.
В последние годы жизни Фет получил общественное признание. Так, в 1866 году Афанасий Афанасьевич удостоился звания члена-корреспондента Петербургской академии наук. Александром II подарен ему рубиновый перстень, а в 1888-м Афанасия Фета лично представили императору Александру III, который пожаловал ему придворное звание камергера.
После этого Фет принялся за написание мемуаров, которые составили две большие книги: «Мои воспоминания»
в 2 томах (1890 г.) и «Ранние годы моей жизни» (изданы посмертно в 1893 г.). Будучи одним из самых глубоких лириков, бесконечно любящим природу, родную землю и красоту, Афанасий Фет поражал современников тем, что это не мешало ему одновременно быть чрезвычайно предприимчивым и преуспевающим помещиком.
Афанасий Афанасьевич являлся неординарной личностью, ему были свойственны следующие отличительные черты: любовь к стихотворчеству, целеустремленность, настойчивость, способности, переходящие в одаренность, крайний индивидуализм, честность, порядочность, деловитость, энергичность, решительность, практичность, трудолюбие, мягкость, доброжелательность, упорное отстаивание своей самостоятельности от посторонних влияний.
Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) оставил безусловно незабываемый след в литературном творчестве и открыл совершенно новую страницу в истории русской поэзии.
В настоящее время имение А. А. Фета, в котором поэт провел последние годы своей жизни, признано памятником архитектуры республиканского значения XIX века. Сегодня сад при имении является парком культуры и отдыха, а в центральной усадьбе поместья располагается Воробьёвская школа, на фасаде которой установлены две мемориальные доски с надписями: «В этом доме с 1879 по 1892 год жил русский поэт, певец родной природы Афанасий Афанасьевич Фет. 12 июля 1879 здесь гостил Лев Николаевич Толстой. В 1892 здесь бывал великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский». На втором этаже школы создана экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве Фета. С 1986 года в Воробьёвке проводятся Фетовские чтения.
Афанасий Фет скончался 3 декабря (по новому стилю) 1892 года в Москве – в собственном доме на Плющихе. Поэт умер на 72-м году жизни, выражаясь современным медицинским языком и принимая во внимание совокупность сведений о состоянии и дальнейшем течении его заболевания, предположительно от обострения грудной жабы (иначе говоря, стенокардии, часто сопровождавшейся приступами удушья и мучительными болями, резким ухудшением зрения и т. д.), но скорее всего – от острого инфаркта миокарда на фоне гипертонической болезни (это его первоначальная причина смерти) с вовлечением в процесс всей толщины стенки желудочка. Заболевание осложнилось разрывом одной из стенок левого желудочка сердца с последующим накоплением крови в околосердечной сумке (полости перикарда), именуемой гемотампонадой сердца, и привело к его остановке, что явилось непосредственной причиной смерти[1].
Интересный факт: по некоторым данным, накануне кончины поэт предпринял суицидальную попытку – 3 декабря (по новому стилю) 1892 года Фет торжественно выпил бокал шампанского, удивив этим супругу, попросил ее позвать доктора, а сам тем временем продиктовал своему секретарю: «Не понимаю сознательного преумножения неизбежных страданий. Добровольно иду к неизбежному». И подписал – «21 ноября, Фет (Шеншин)».
Затем схватил стальной стилет, служивший для разрезания бумаг, и попытался ударить себя в висок. Однако секретарь успела вырвать у него стилет (при этом поранив свою руку) и хотела дать ему успокоительное. Но пока она наливала микстуру в стакан, Афанасий Афанасьевич, выбежав из комнаты, добрался до кухонного ящика в столовой и потянулся к ножу, так и не сумев, впрочем, его взять. Когда секретарь подошла и наклонилась к нему, то могла услышать и разобрать лишь одно-единственное слово: «Добровольно…» Через несколько минут поэт был мертв. Вести речь о формальном самоубийстве поэта не приходится, но с другой стороны, это, несомненно, была заранее спланированная попытка добровольного ухода из жизни чрезвычайно волевой личности.
Исполняя желание, выраженное в завещании Фета, гроб с его телом из Москвы был доставлен по железной дороге до станции Отрада. Оттуда до места погребения люди несли гроб на руках, выражая тем самым свою любовь к поэту; при этом вся 10-километровая дорога была устлана еловыми шишками. Афанасий Афанасьевич пожелал быть похороненным в склепе под церковью Покрова Пресвятой Богородицы в селе Клеймёново Мценского уезда – в 25 км от г. Орла, вместе с супругой Марией Петровной, которая пережила его всего на два года. Надпись над склепом гласит: «Здесь похоронен русский поэт А. А. Фет (Шеншин) 1820–1892». Сама усыпальница находится у алтарной части церкви Покрова Пресвятой Богородицы, где похоронены А. А. Фет (слева) и его супруга М. П. Фет (урожденная Боткина).
В память о выдающемся поэте-лирике установлены памятники, скульптура (в Литературном сквере у ТМК «Гринн», г. Орёл), мемориальные доски в городах Мценске, Орле, Змиёвке (надпись гласит: «Афанасий Афанасьевич Фет. Жил на хуторе Степановка с 1860 по 1877 год») и Воробьёвке (на памятной стеле надпись: «Здесь, в усадьбе Воробьёвке, с 1877 по 1892 г. ЖИЛ А. А. ФЕТ»). Кроме того, имя поэта носит теперь борт VP-BEO «Аэрофлота» модели Airbus A320-214.
Использованная литература
- Афанасий Фет. Поэзия и судьба (2013). Источник: https://youtu.be/ppFkfjsxJC4?t=36.
- Биографический энциклопедический словарь (Энциклопедиум). Источник: http://enc.biblioclub.ru/Encyclopedia/124_biograficheskij_enciklopedicheskij_slovar.
- Блок Г. П. Летопись жизни А. А. Фета. В Сб. А. А. Фет. Традиции и проблемы изучения: Межвузовский сборник научных трудов. Курск, 1985.
- Бухштаб Б. Я. А. А. Фет. Очерк жизни и творчества. Изд. 2-е. Л.: Наука, 1990.
5. Зубрицкий А. Н. Афанасий Афанасьевич Фет – великий русский поэт: к 200-летию со дня рождения. Математическая морфология. Электронный математический и медико-биологический журнал. 2020. 19 (4). URL: http://www.sci.rostelecom67.ru/user/sgma/MMORPH/N-68-html/cont.htm.
- Краткая биография Афанасия Фета. Источник: https://youtu.be/LZwQ1-e65tE?t=49.
- Маймин Е. А. Афанасий Афанасьевич Фет. М.: Просвещение, 1989.
- Макеев М. С. Афанасий Фет. М.: Молодая гвардия, 2020.
- Покровский В. И. Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин). Его жизнь и сочинения. Сб. ист.-лит. ст. Москва: Типография Г. Лисснера и А. Гешеля, 1904. Режим доступа: по подписке: URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235226 (дата обращения: 19.10.2020).
10. Рутминский Виктор. Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892). Проза.ру. Источник: https://proza.ru/images/proza.svg.
11. Фет Афанасий Афанасьевич. Источник: https://ok.ru/video/494846085696?fromTime=54.
- Чешихин В. Е. Шеншин Афанасий Афанасьевич. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890–1907. Источник: https://gufo.me/dict/brockhaus/%D0%A8%D0%B5%D0%BD%D1%88%D0%B8%D0%BD.
13. Шеншин Афанасий Афанасьевич (Фет). Биографический словарь, 2000. Источник: http://biografii.niv.ru/doc/dictionary/biographical/articles/283/shenshin-afanasij-afanasevich.htm
[1] К сожалению, в то время вскрытия тел умерших не являлись обязательными, поэтому А. А. Фет, очевидно, не был подвергнут патологоанатомическому исследованию и с достоверностью судить о первоначальной и непосредственной причине смерти не представляется возможным.
Об авторе:
Родился 14 марта 1949 года в г. Северо-Курильске Сахалинской области в семье медиков. По профессии врач-патологоанатом.
Александр Николаевич является автором более 250 публикаций без соавторства. Член Европейского общества патологии (1989, 2020).
Увлекается музыкой и хоровым пением, любит совершать пешие прогулки. Девиз: «Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно», любимая пословица – «Терпение и труд все перетрут».
Награжден премией им. Марвина И. Данна как один из финалистов за лучший стендовый доклад по кардиологии (г. Торонто, Канада, 1990).