Творчество и неисчерпаемость мира
«Каждый день у нас перед глазами пример акта творения, который абсолютно неуловим и недосягаем для чистой науки».
Пьер Тейяр де Шарден.
Творчество по сути своей является выражением субъективного мироощущения творца в определенный момент жизни, прямым либо искаженным отражением его личностных свойств, обусловленным включенностью создателя в творческий процесс. И, как подмечено Сэмюелем Батлером, любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, – это всегда автопортрет. Именно в связи с индивидуальностью каждого субъекта, результат творческой деятельности одного всегда отличим от творческого продукта другого.
При этом, конечно, речь не идёт о полном копировании чужого труда, даже учитывая, что в это действие была вложена частичка души изготовителя. Да, именно изготовителя, а не творца, так как в данном случае хочется рассматривать «чистое» творчество, как процесс создания, порождающий новые ценности, и это новое — как уникальный результат. И при таком подходе кажется естественным, что работа по шаблонам, через копировальную бумагу не может рассматриваться как творчество, так как не имеет в себе новизны (разве что во времени изготовления).
Вместе с тем труд творца уникален, даже если он имеет в себе элементы подражания какому-либо иному создателю. И насколько банально бы это не звучало, но связана эта уникальность, безусловно, с различием людей между собой. Невозможно найти на планете, населенной более чем семью миллиардами жителей, хотя бы двух абсолютно схожих людей. Формирование каждой личности проходит по своему пути, на который оказывает влияние и общество в целом, и конкретная среда обитания, и внутренние качества самого человека, и многие другие факторы.
Говоря же о подражании или сходстве различных творческих трудов, необходимо учитывать, что человечество пребывает в едином глобальном информационном поле. Личное поле каждого человека неизбежно существует в этом мировом информационном поле, вступая во взаимодействие с полями других людей.
Можно представить, что в воздухе витает несметное количество самых разных мыслей и идей. Это бескрайний простор для деятельности любого человека. В этом просторе миллионы производят, изготавливают, создают. И только творец, принимая в себя существовавшую ранее идею, как генератор, способен преобразовать её в качественно новую энергию.
Для того, чтобы преобразовать идею, творцу необходима определенная подготовленная платформа. Ведь для взращивания зерна нужна благодатная почва. И в данном случае творцу нужна почва, удобренная не только дарованным талантом, но и приобретенными знаниями и жизненным опытом. Говоря словами норвежского драматурга, чтобы иметь основания для творчества, нужно, чтобы сама жизнь ваша была содержательна. Нищ и ограничен в возможностях тот, кто плавает в поросшей тиной заводи. Ощущение жизни как непрерывной новизны – вот та плодородная почва, на которой расцветает и созревает искусство.
Идея же возникшая преждевременно, когда твоё сознание не вполне готово осмыслить её, имеет размытые очертания.
Это ещё даже не сама идея, а аморфное облако из спутанных потоков мыслей. Это только эскиз идеи, в спешке начертанный неведомым художником; или только тень её, отброшенная при вспышке озарения.
Воплощать такую идею в жизнь, всё равно, что ваять скульптуру из сухой глины: не передать содержания, не выдержать форму — всё рассыплется в руках, и останется пыль. Такой идее необходимо созревание, которое напрямую связано с развитием самого творца.
И также безраздельно связано с духовным богатством творца, его целостностью и способностью мыслить неординарно, видеть необычное в обыкновенном возникновение новых идей и их воплощение.
Всегда оставаться неудовлетворенным — в этом суть творчества. И потому, творец должен непрерывно находиться в процессе самотворчества, в стремлении к познанию новизны и неисчерпаемости мира.