Татьяна Копыленко: «Гори, гори, моя звезда!»

| Интервью

30f

Татьяна Копыленко не считает себя «писательницей», она уверена, что «просто сочиняет истории, и поэтому может считаться сочинительницей». Тем не менее, во время «сочинения своих историй» серьезно готовится, изучает сопутствующий исторический и фактологический материал.

В ее авторском багаже десятки статей и очерков на темы экономики, культуры, образования, а также несколько романов. В 2010 году вышел ее роман-сказка «Тайна Янтарной комнаты», а в 2015 в винтажной серии «Современники и Классики» появилась на свет книга «Горячее солнце, холодный песок», о которой и пойдет речь в нашей беседе. Но прежде чем задать вопросы, касающиеся романа, хотелось, чтобы читатель познакомился с писательницей и ее творчеством.

— Татьяна, расскажите немного о себе, о своих увлечениях. С каким девизом идете по жизни?

— Я родилась в Севастополе в 1966 году. Мой отец, Тимофей Копыленко, — выдающийся драматический баритон, в прошлом — ведущий солист Ансамбля песни и пляски Краснознаменного Черноморского флота, Заслуженный работник культуры Украины, Лауреат Государственной премии искусств ГДР, почетный гражданин города Феодосия. Мама, Лидия Копыленко, — инженер-конструктор. По своей первой и главной профессии я — пианистка со счастливой и продолжительной профессиональной судьбой.
У меня нет увлечений, на них просто не остается времени. Но есть страсть — это страсть к чтению, и подвержена я этой страсти с самых малых лет. Я очень, очень, очень люблю читать!
Девиза как такового тоже нет. Есть любимые произведения, которые созвучны моей душе, моему мироощущению, одно из таких произведений — романс «Гори, гори, моя звезда!».

— Как и когда вы начали писать? Помните ли вы свой литературный дебют?

— С 1998 года я пишу для региональной карельской прессы, изданий Москвы и Петербурга на темы экономики, культуры, искусства, образования, вступительные статьи к нотным сборникам. Сколько всего написано статей, интервью, очерков, обзоров за эти годы — давно со счета сбилась.
Если же говорить о более крупных жанрах, то в моем авторском багаже несколько романов. В 2010 году в Санкт-Петербурге вышла моя первая книжка — роман-сказка «Тайна Янтарной комнаты». В 2015 в винтажной книжной серии Интернационального Союза писателей «Современники и Классики» вышла книга «Горячее солнце, холодный песок». Также в альманахе «Российский колокол» издан рассказ «Как люблю я вас, сны золотые…»

— Какой литературе вы сами отдаете предпочтение? Есть ли у вас литературные кумиры, и если есть, то какие?

— Для меня нет предпочтений в жанрах, скорее, есть просто ощущения — нравится или нет. Кумиры — даже не знаю… Есть писатели и поэты, которые остаются со мной на протяжении всей моей жизни: с детства, с юности и до сих пор, и которых я буду перечитывать снова и снова. Пушкин, Бунин, Чехов, Жюль Верн, Сабатини, Конан Дойл, Есенин, Ремарк, Дюма, Фенимор Купер, Тургенев, Булгаков, Островский, Шолохов, Апухтин, Бальзак, Шекспир… Всех не перечислишь.

— Как рождаются сюжеты ваших книг? Откуда черпаете вдохновение и на какую целевую аудиторию рассчитываете при написании своих произведений?

— Как рождаются сюжеты — не знаю. Как-то они сами придумываются, и бывает это редко. Как писателям удается писать постоянно и помногу — не представляю. Завидую белой завистью. Но сама так никогда не смогу — не дано. Осознавая этот печальный факт, себя я писательницей не считаю. Я просто иногда сочиняю и рассказываю истории, тщательно обдумывая каждый сюжет и внимательно изучая сопутствующий материал. Например, в «Тайне Янтарной комнаты» выдуманный сюжет и персонажи переплетаются с реальными историческими событиями и личностями. Постаралась все это сделать деликатно. Когда уже после написания этой книги я побывала в Екатерининском дворце и впервые увидела Янтарную комнату — долго смеялась. Оказалось, что фигурирующее у меня в книжке волшебное Янтарное Яйцо (по сюжету императрица Екатерина II повелела его спрятать среди декора Янтарной комнаты) действительно есть и находится именно там, где у меня и описано. Бывают в жизни такие повороты!
Что касается вдохновения, можно сказать, я в нем родилась и в нем живу. Это — музыка Моцарта, Верди, Баха, Беллини, Рахманинова, Чайковского, Массне, Шопена, золотая сокровищница старинного русского романса — все они вдохновляют меня и жить, и сочинять.

— Над чем работаете в настоящий момент?

— Недавно я была в отпуске, и, конечно, — это был родной Крым. Сидя на набережной в Феодосии, я закончила последнюю вычитку книги «СЕВАСТОПОЛЬ. Женщины. Война. Любовь», которая сейчас уже вышла в серии «Библиотека журнала «Российский колокол». Мне очень приятно, что эта книга вышла в год 70-летия Победы. Также я написала два рассказа: фантастический — «Лемурийские хроники. Звезда Времени» (скорее всего, это будет первая часть романа), и философский — «Выбирая смерть». Также, неожиданно для себя, — написала несколько стихотворений. Сейчас обдумываю сюжет новой книги, связанной с Крымом.

— Для вас писательское ремесло — основное занятие или скорее хобби?

— Это и не основное занятие, и не хобби. Просто когда ко мне вдруг прилетает какая-то идея, я ее записываю. Процесс записывания всегда длительный — пишу я медленно, как само пишется, никогда не ставлю себе определенных сроков.

— Могли бы вы рассказать, как возник замысел написания книги «Горячее солнце, холодный песок»?

— Сначала прилетело название, и мне понравилось, как звучит эта фраза — «Горячее солнце, холодный песок». Потом под это звучание пришло ощущение, что это будут два противоположных полюса, два разных жизненных принципа. Я сразу решила, что это будут главы-рассказы. В каждой главе будет рассказана история одного героя, которому придется делать выбор. Когда же я начала писать, то поняла, что один человек может проживать в своей Жизни не одну жизнь, не одну историю, не одну ипостась. Вот так и получилось, что глав-рассказов больше, чем собственно персонажей, и на протяжении повествования им приходится делать выбор не один раз. Как и многим из нас.

— В предисловии к роману вы благодарите Н.В. за историю из жизни, без которой ваша книга никогда бы не обрела «своего золотого сечения». Могли бы вы пояснить, о ком идет речь, кто эта таинственная героиня?

— Когда моя книга была почти написана, я «зависла». Я понимала, что никак не могу придумать достойный главный рассказ, который станет «альфой и омегой» всей книги. Все, что я придумывала, было слабым, каким-то искусственным. В общем, «зависла» я надолго. И тут мне помогла сама Жизнь. А еще говорят, что чудес не бывает. Бывают чудеса. На выставке случайно я разговорилась с женщиной, которая рассказала мне историю из жизни своей бабушки. Эта история и стала завершающим, главным рассказом. Все сразу стало на свои места, а книга обрела законченную форму.
В жизни мы все встречаем разных людей. Как мне кажется, есть несколько основных типов, к которым относится большинство окружающих. И есть очень редкий, немногочисленный, если можно так сказать, «вид» людей, к которому принадлежат единицы. Я их называю «люди-маяки». Это люди, которые, подобно маякам на море, освещают путь другим, светят бескорыстно, ярко, спасая, направляя и помогая, особенно тем, кто находится в трудной ситуации, кто может погибнуть без этой помощи. У меня в предисловии сказано: «Такие люди несут в Мир Любовь. Во многом именно благодаря таким людям Человечество до сих пор живо». Эти слова можно в полной мере отнести к Н.В. — Наталье Витолс и ее бабушке Евдокии Лёвиной.
Когда я писала предисловие и сообщила Наталье Витолс о том, что хочу поблагодарить ее, она из скромности не захотела раскрывать свою личность. Вот так и появилась Н.В.
Но теперь у меня есть возможность раскрыть этот секрет, чему я очень рада. А также я очень рада тому, что мне удалось уговорить Наталью Александровну разрешить поставить на обложку книги ее портрет — как образ Женщины, символизирующий все лучшее, что есть в наших соотечественницах. Оформление обложки выполнено нашим петрозаводским художником Виктором Маркеловым. На мой взгляд, обложка получилась не только красивая, но и одухотворенная, чего мне и хотелось.

— Почему герои вашей книги носят нарицательные имена в соответствии с социальным статусом, местом в обществе, возрастной принадлежностью (Олигарх, Ученый, Политик, Солдат, Актриса, Девушка…)? И с чем связано появление героев, наделенных собственными именами (Евдокия, Суви, бабка Мира)?

— В книге несколько выдуманных рассказов и один — правда. В придуманных историях герои — это собирательные образы, символы человеческих «типов», которые встречаются в нашем обществе. Поэтому у них нет собственных имен. Но это не значит, что они не чувствуют, не страдают, не действуют, не сражаются, не причиняют боль, не совершают подвиги, не делают выбор. Заключительная глава — это настоящая история, рассказанная мне настоящей женщиной, Натальей Витолс, внучкой Евдокии Лёвиной. В ней описаны настоящие люди, которые жили в действительности, поэтому у них есть собственные имена.
Только представьте себе, как это ценно, как важно и как замечательно, что через несколько поколений к нам, в настоящее сегодня, протянулась ниточка из настоящего прошлого! История о подвиге обычной, настоящей Женщины, сохранившей несколько жизней во время Великой Отечественной войны, давшей возможность продолжиться нескольким родам, ставшей Ангелом-Хранителем здесь, на Земле. Этот ее дар передался и ее потомкам. Что может быть ценнее? Что может быть важнее? Что может быть истиннее? Это — наша История, наша Суть и наша Судьба.
«Горячее солнце, холодный песок» — это не мораль. Это — попытка напомнить о том, каким бесконечно прекрасным может быть Человек. Давайте же помнить об этом. Всегда.

— Благодарю вас за откровенную беседу и желаю творческого вдохновения и новых литературных побед.

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии журнала «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: