В начале было Слово…

Тамара ПАРШИНА | Интервью

В сентябре 2020 года Интернациональный Союз писателей заключил договор с МОО «Рахманиновское общество». Мы взяли интервью у председателя правления общества, кандидата филологических наук Паршиной Тамары Васильевны.

– Расскажите подробнее о деятельности вашей организации.

– Межрегиональная общественная организация «Рахманиновское общество» была создана в 1981 г. группой профессоров МГК им. П. И. Чайковского по инициативе народного артиста СССР В. К. Мержанова с идеей учредить Всесоюзный конкурс им. С. В. Рахманинова. Первый конкурс прошел в 1983 г., второй – в 1989 г., а в 1993 г. конкурс стал международным. Состоялись четыре  международных конкурса: в 1993 г., 1997 г., 2002 г. и 2008 г. Международные конкурсы проходили на спонсорские средства или на собранные Обществом пожертвования членов Общества. Конкурсы были приостановлены по финансовым причинам.

Второй задачей отцов-основателей было поставить в Москве памятник С. В. Рахманинову. Среди учредителей были не только музыканты, но и люди других профессий, в том числе внучатый племянник композитора Юрий Павлович Рахманинов, инженер, строитель, академик, Герой Социалистического Труда, генеральный директор ОАО «Трансинжстрой» и его старый друг Евгений Максимович Примаков. Памятник в Москве был установлен в 1999 г. (скульптура работы О. Комова), в Тамбове в 2006 г., в Великом Новгороде в 2007 г. (обе скульптуры работы А. Рукавишникова).

В 2003 г. Общество получило в аренду от города помещения на Большой Ордынке, с тем чтобы впоследствии открыть Московский музей Рахманинова. Строение 1 было в аварийном состоянии, 67 % износа, подлежало разборке, и Общество собственными силами сделало капитальный ремонт, открыло концертный зал. В зале два рабочих рояля: «Бехштейн» знаменитого советского пианиста Л. Н. Оборина и рояль С. В. Рахманинова из его квартиры на Страстном бульваре, который я купила на собственные средства, чтобы в дальнейшем передать его Московскому музею. Однако открыть музей пока не удается.

Общество открыло в доме концертный зал, проводит концерты, фестивали, конференции, вечера, в зале выступают как российские, так и зарубежные музыканты, как именитые, так и начинающие – студенты и школьники.

Сейчас в Обществе насчитывается более трехсот человек из пятнадцати регионов России, а также из европейских стран и США.

– Скажите, как, на ваш взгляд, соприкасаются музыка, ваша основная деятельность, и литература, наша основная деятельность?

– Слово, произнесенное мелодично, появилось задолго до того, как человек изобрел буквы – литеры. Нас должно интересовать соотношение не двух разных видов человеческой деятельности, но двух способов осмысления действительности, рожденных человеческим сознанием, то есть слова как факта речи и музыки, как способа расшифровки этого факта в иной художественной сфере.

«Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», – говорит Библия. Членораздельная речь – единственное, что отличает homo sapiens от животного, есть способ одновременно отражения и познания действительности. Слово есть первая ступень, на ней строится более сложный способ самовыражения слова с использованием звуковысотных модуляций, темпо-ритмических построений, динамики. Два вида деятельности человеческого интеллекта сливаются в одном виде искусства – пении, где слово и музыка неразделимы и равноправны. Когда композитор ощутит верно смысл слова и найдет те и только те музыкальные средства для выражения и смысла, и его краски, рождается шедевр, как, например, в романсе Н. А. Римского-Корсакова «Пророк» на стихи А. С. Пушкина, где музыка следует за словом с такой же естественностью, как трава растет из земли.

Еще один жанр, где слово и музыка сосуществуют в одном произведении, – это сочетание речевого текста, пропетого или прочитанного, и инструментальных полотен в качестве либо аккомпанемента, либо звучащего фона, либо завершения этой речи. Примером может служить памятник культурного наследия Советского Союза – «Минута молчания 9 Мая». Сейчас он уже не звучит, став жертвой упражнений сотен любителей компьютерного монтажа, но в оригинале он вызывает ту же реакцию, что и полвека назад. Напомню: 9 мая 1965 года, в двадцатую годовщину Победы, «Минута молчания» вышла в эфир в первый раз, ее транслировали по радио на всю страну, были включены уличные громкоговорители, и, услышав позывные, водители автобусов и троллейбусов останавливали машины, и толпы людей сбегались к столбам с громкоговорителями, стояли, окаменев, с рыданиями, а над их голосами неслось: «Помните! Через века, через года помните! О тех, кто уже не придет никогда, помните!» И после этих слов из тишины обрушиваются начальные аккорды Второго фортепианного концерта Рахманинова, могучий колокольный звон русского Православия, символ широкой русской земли, звонящей по миллионам погибших, замученных, сожженных, сваленных в ямы грудами трупов и кое-как присыпанных землей. Каждым своим ударом он наполнял сердце: «Помните!»

– В следующем году юбилей Сергея Рахманинова. Планируете ли вы как-то отмечать это событие?

– Мы уже начали эту работу, создав Всероссийский рахманиновский штаб совместно с Фондом содействия реализации государственных программ и национальных проектов под девизом «Россия – Рахманинову». Суть проекта состоит в том, чтобы вовлечь в празднование 150-
летнего юбилея Рахманинова все российские регионы. В каждом регионе есть свои представления о том, что нужно, важно и удобно в данном конкретном месте, что может предложить музыкальная общественность региона и какая ей нужна помощь. Штаб принял решение о проведении Трехлетнего юбилейного фестиваля, который включает в себя, поимо традиционных концертов, фестивалей, конференций, выполнение программы Общества, заложенной отцами-основателями Общества сорок лет назад, а именно: 1) открытие в Москве музея Рахманинова на базе мемория, собранного Рахманиновским обществом; 2) открытие в Новгороде музея Рахманинова; 3) открытие в Москве института имени Рахманинова как единого научно-исследовательского центра аккумулирования информации, тщательной ее проверки, обработки и распространения; создание редколлегии для работы над изданием полного академического собрания сочинений Рахманинова; 4) выпуск биографии Рахманинова, свободной от ошибок, произвольных авторских фантазий, с указанием источников; 5) выпуск ежемесячного журнала «Рахманиноведение»; 6) подготовка высококлассных специалистов для музея Рахманинова в Старой Руссе.

– С какими организациями еще сотрудничает ваше сообщество?

– Общество открыто для контактов со всеми, кого интересует рахманиновская тема. Среди наших друзей много музыкальных школ имени Рахманинова, музыкальный вуз имени Рахманинова, столичные и региональные консерватории, группы любителей творчества Рахманинова в Германии, Англии, Голландии, Франции, США, Швейцарии, Италии.

– Интернациональный Союз писателей в сентябре этого года проводил мероприятие в стенах сообщества Рахманинова. Как вам такой формат мероприятий? Проводилось ли уже что-то подобное?

– Да, на протяжении последних двадцати лет мы регулярно устраиваем вечера для презентации новых изданий, празднования побед на музыкальных конкурсах, для чествования юбиляров. Они пользуются успехом у публики и артистов.

 – Планирует ли ваша организация расширять свои возможности?

– Расширение наших возможностей следует рассматривать в двух аспектах: творческом и материальном.

Творческие возможности Рахманиновского общества достаточно обширны, хотя всегда есть желание сделать их еще более эффективными. С нами сотрудничают многие известные рахманиноведы, но это сотрудничество стало бы значительно интереснее, если бы у нас были возможности содержать редколлегию и издавать свой журнал.

Материальные возможности до сего времени весьма скудны, сегодня у нас нет ни государственной, ни спонсорской помощи. По этой же причине мы не можем продолжить международный конкурс, а также развернуть музейную экспозицию, поскольку спонсоры считают ненадежным спонсировать музей в арендованном помещении. Особняк в Замоскворечье, который мы арендуем, расположен в мемориальном для Рахманинова месте, близ Третьяковых, родственников Рахманинова. Он построен замоскворецким купцом в XVIII веке, расширен купцом в XIX веке, разделен фанерными перегородками на коммунальные квартиры в 1920–1970-е годы, затем передан «Трансинжстрою», затем его фундамент на глубине двух метров повредили воды, и стена дома толщиной восемьдесят сантиметров треснула до самой крыши, одна из внутренних стен обрушилась, сгнили деревянные перекрытия, и эксперты приговорили дом к сносу. Мы получили его в аренду в 2003 г. в аварийном состоянии, и на средства, собранные профессором В. К. Мержановым, Ю. П. Рахманиновым, внуком композитора А. Б. Рахманиновым, некоторыми известнейшими московскими музыкантами, удалось его отремонтировать. Сейчас дом передали в частную собственность возникшему два года назад акционерному обществу.

Этот дом – единственное в Москве место, где естественно может быть музей Рахманинова: в Кадашах и Толмачах он регулярно бывал, давал уроки, работал на Софийской набережной. За рубежом он получал очень высокие гонорары, но жил в арендованных квартирах и собственный дом, очень скромный, купил только за полгода (!) до смерти. Он не оставил своим наследникам ни дворцов, ни акций, ни бриллиантов: он зарабатывал деньги, чтобы помочь выжить советским людям в 1920-е годы, спасал от голодной смерти и знакомых, и незнакомых (я встречалась с одним из таких спасенных, чья семья умерла от голода, и сосед по лестничной клетке написал Рахманинову: «Спасите детей!»). Он помогал Красной армии, снарядил санитарный поезд, закупал рентгеновское оборудование для госпиталей. Только в одном архиве Рахманинова сохранились квитанции на посылки и переводы на сумму, эквивалентную 11 000 000 долларов США. Он отдал нам не только свое великое искусство, но свою душу, свой труд. Он до последнего смертного часа оставался Гражданином своей Родины, подав прошение об американском гражданстве лишь за две недели до смерти – ради спокойствия своей семьи.

Есть в мировых столицах и исторически сложившихся культурных центрах музеи Баха, Бетховена, Моцарта, Шопена, Листа, Вивальди и всех других великих композиторов… Только русские поскупились отдать дань тому, в чьей музыке генетически зашифрована национальная формула русского духа.

Подготовила Валерия Валахова

 

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии журнала «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: