Гиперпроект Саши Кругосветова

Елена Зиновьева | Литературная критика

Саша Кругосветов. «Путешествия капитана Александра». Серия «Сергей Лукьяненко представляет автора». Четырёхтомник. – ИСП, 2016.

«Я расскажу тебе о разных путешествиях капитана Александра, расскажу о его команде, о самых близких его товарищах. О Поваре-Коке, о Штурмане, о Боцмане, о матросах, а также о необычном друге капитана Александра – говорящем и очень умном голубе Митрофане. Путешествовали они на корабле «Быстрые паруса». Это был красивый парусник. Корабль мечты. Назывался он «Быстрые паруса», потому что никто не мог его обогнать. Когда поднимался ветер, этот корабль, рассекая неровную поверхность моря, летел подобно стреле, а если начинался шторм, мчался словно белая молния, почти не задевая верхушек волн и не оставляя за собой пенного следа… Я расскажу о том, как капитан Александр встретился с великаном, как сражался с огромными варанами, как на него напали ужасные Чёрные Птицы. А также о том, как он чуть было не побывал в брюхе большой-большой рыбы…» – такие соблазнительные обещания даёт своему юному читателю во вступлении к книге «Большие дети моря» её автор Саша Кругосветов. И он выполнит их с лихвой.

Саша Кругосветов – писатель известный, неоднократно премированный. Для взрослых он работает в жанре публицистики и художественной прозы, для детей и юношества пишет приключенческие рассказы, составившие четырёхтомник «Путешествия капитана Александра». В первый том включены цикл рассказов «Большие дети моря», предназначенный для детей от шести лет, и цикл «Киты и люди» – для детей от 10–11 лет. Во второй вошли «Архипелаг Блуждающих Огней» – для детей 14 лет и старше, и «Остров Дадо. Суеверная демократия» – это, как и «Остров Мория. Пацанская демократия» (тома 3 и 4), уже для тех, кто способен оценить едкие памфлеты, отражающие российские политические реалии, то есть для людей зрелых. А объединяет все циклы главный герой капитан Александр и его товарищи. Вот о капитане Александре стоит поговорить подробнее.

Капитан Александр – типичный положительный герой. Смелый и благородный, молодой и сильный, он всегда берёт на себя ответственность и риск в опасных ситуациях, помогает слабым, не подводит друзей. В какой бы передряге Александр ни оказался, он всегда и везде выходит победителем, зачастую и потому, что ему помогали и люди, и животные.

А вот почему помогали? Остров, где обитали злобные вараны, превратился в Остров Дружелюбных Варанов после того, как капитан Александр избавил главного Варанищу от попавшей ему в глаз колючки кактуса. И вараны, ещё недавно враждебно настроенные к людям, притащили команде «Быстрых парусов» много фруктов и овощей. Чудовищный белый кит, придуманный Генри Мелвиллом, до встречи с капитаном Александром вёл беспощадную войну с морскими охотниками: разбивал встретившиеся ему суда и шлюпки, а людей, упавших в воду, калечил. По версии капитана Александра и автора – это месть за то, что когда-то люди истребили семью белого кита. Встреча Александра и кита изменила ситуацию: капитан извлёк гарпун, застрявший в спине кита, и морской великан стал другом капитана, перестал топить корабли, а когда пути друзей пересекаютсячто случается нередко, – они совместно борются с очередным злом. Например, спасают китов и дельфинов от доисторической акулы Мегалодона, ровесницы динозавров. Не напоминает русские сказки: помоги любому живому существу, и оно отплатит тебе добром?

Капитан Александр интересен и тем, что не раз подаёт своим поведением пример экологической грамотности. Так, победив Мегалодона объединёнными силами кашалотов, касаток, дельфинов, Рыбы-Парусника и, конечно, кита Моби Дика, доисторическую акулу не стали уничтожать. Её загнали в холодные моря Антарктиды и заключили в ледяную глыбу, с тем чтобы она могла жить, оставаясь при этом неопасной для людей и морских обитателей, а в будущем люди, возможно, сумеют выстроить для неё подходящий аквариум. Избавив ловцов чёрного жемчуга от Красного Дьявола, гигантского кальмара, нападавшего на ныряльщиков, капитан убедил их не убивать кальмара, а отпустить. А когда пришлось строить новый корабль вместо погибшего и выкорчёвывать для этого большие деревья, на их месте посадили молодые саженцы, чтобы потом вырос лес, будто никто и не нарушал спокойствия лесного царства. Затрагиваются актуальнейшие проблемы нашего времени, например, в рассказе о том, как капитан Александр вместе со своими друзьями спасал китов и дельфинов от неслышного рёва Земли, во время которого морские обитатели массово выбрасываются на берег; естественно, капитан даёт и объяснение этому явлению.

А ещё Александр – убеждённый миротворец, помогающий враждующим племенам, отдельным людям, людям и животным наладить отношения друг с другом. Он обладает редкой способностью превращать недругов в хороших знакомых и даже друзей.

А ещё – многое знает и умеет. Искусен в морском деле и в сражениях с индейцами и пиратами. Владеет тайным искусством боевых единоборств и секретами ныряльщиков Японии и Филиппин – техникой глубоководного погружения. Знает элементы праязыка свиста, который предшествовал фонетическим языкам, знает язык китов и дельфинов, понимает их повадки и повадки и язык других животных.

Ну разве капитан Александр не достойный пример для подражания?

Все положительные качества главного героя книг проявляются в непрерывных путешествиях и головокружительных приключениях капитана и его верной команды, поэтому познания его не выглядят дидактичными, так как они всегда связаны с преодолением возникшей проблемы, чаще всего – реальной опасности.

Во время странствий по миру отважному капитану предстоит встретиться с сердитым великаном, который чуть не погубит его корабль. Посетить остров Варанов, где его едва не съедят кровожадные пятиметровые ящеры. Подружить великана Добряка с великанской собакой по кличке Чёрная Гора. А затем отправиться на остров Чёрных Птиц, где капитан Александр лишится своего корабля «Быстрые паруса», а сам едва спасётся от смерти. Но путешествия на этом не заканчиваются. Капитан Александр со своей командой, к которой примкнули два великана, построили новый корабль. Как и первый, его назвали «Быстрые паруса», и команда под управлением неустрашимого мореплавателя вновь устремилась на поиски приключений.

Приключения ждут героев в море, на суше и на островах, имеющих конкретную географическую привязку: Нормандские, Азорские острова, остров Комодо, Галапагосские, Маркизские острова, острова Туамоту, остров Мадагаскар, Патагония, Огненная Земля. Корабль «Быстрые паруса» посещает также архипелаг Блуждающих Огней (аналог Огненной Земли) и край Большой Ноги (аналог Патагонии). А читателя ждут экскурсы в историю, этнографию, встречи с экзотическими землями, растениями и животными, рассказы о климате и ландшафтах, исконных народах и поселенцах.

Книги Саши Кругосветова – это не просто захватывающие рассказы для детей и подростков, но и замечательный культуртрегерский проект, в занимательной форме знакомящий юного читателя с историей, географией, литературой, значительно расширяющий его кругозор. И проект успешный.

Что обуславливает успех? Конечно, это сам жанр приключенческой литературы, привлекательный для подрастающего поколения во все времена. А ещё – умелое включение информации в текст книги.

Повествование неоднократно прерывается вопросами читателя, автор вступает в прямой диалог с ним и рассказывает о том, что значит попасть в передрягу и что значит ретироваться, когда появились первые подводные лодки, почему острова называются Затерянными. Выглядит это так: «Что это такое – архипелаг? – Архипелаг – такая часть моря, где много островов и где можно с острова на остров перебираться даже на маленькой лодочке». «Ты давно обещал рассказать мне о белом ките Моби Дике. – Моби Дик – это интересно. Давай попробуем. С чего же нам начать? Начнём с того, что впервые об этом ките мы узнали из книги замечательного американского писателя Германа Мелвилла. Мелвилл рассказывает нам о могучем белом ките как о воплощении всемирного зла, как об огромном чудовище, злобном и беспощадном, одно упоминание о котором в своё время вселяло ужас в сердца бесстрашных моряков и китобоев. – Нет, нет, не надо о злобном ките. Расскажи лучше о добром белом ките, о добром Моби Дике». И кит вопреки замыслам Мелвилла становится у Саши Кругосветова добрым, обретает новое бытие. Проект Саши Кругосветова не только культуртрегерский, но и наполненный гуманистическим содержанием.

Из постраничных сносок юный читатель узнает значение множества слов, быть может, впервые имена писателей и учёных: Бернард Шоу, Чарльз Дарвин, Галилео Галилей. Цепкая детская память наверняка сохранит смысл слов «бушприт», «абордаж», «лагуна», «планктон», «каламбур», «пантомима». Для непонятливых в сносках есть указания на прямые цитаты из «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла. Для тех, кто ещё не знает, что белый кит Моби Дик – это персонаж романа Германа Мелвилла, а гигантская акула-мегалодон – реальное существо, обитавшее на Земле в глубокой древности, есть пояснения, специально выделенные курсивом.

Саша Кругосветов вольно играет с литературными аллюзиями. Вымышленные персонажи выступают у него как вполне реальные люди, знаковые имена мировой культуры изящно вплетаются в ткань повествования. Так, черепаха Гала с Черепаховых островов помнит побывавших на её родине знаменитого великана Грангузье, отца Гаргантюа и деда Пантагрюэля, Лемуэля Гулливера и молодого художника Сальвадора с красивыми, загнутыми вверх усами – он и назвал черепаху Галой в честь дамы своего сердца. На острове Либерия капитан Александр знакомится с Жюлем Верном, а с Льюисом Кэрроллом его связывает крепкая дружба. Русский мореплаватель Иван Крузенштерн, американский путешественник Кук, художник Поль Гоген, польский натуралист Ян Станислав Кубари англиканский миссионер Томас Бриджес… Для всех у писателя находятся яркие, запоминающиеся штрихи.

Успех этого масштабного культуртрегерского проекта обеспечивает и то, что среди спутников капитана есть и найденные на побережьях островов Франков и Бриттов два необычных мальчика-великана, а дети любят отождествлять себя с героями книг, являющимися их сверстниками.

Юные великаны Дол и Зюл обладают удивительными способностями: могут успокаивать море, поднимать ветер, двигать предметы и скалы. Сироты, они не знают, кто их родители, где их соплеменники. Путь к познанию своих корней лежит через учёбу, которую они не прекращают и в дальних плаваниях, а возвращаясь из похода, встречаются с Льюисом Доджсоном и ведут с ним диалоги на сложные темы: логика, арифметика, сила тяжести. Юного читателя знакомят с теорией происхождения человека, законами физики и логики, анатомией и физиологией животных, методикой безопасного подъёма с глубин. Есть главы, посвящённые арифметике и парадоксам. Среди последних и парадокс с быстроногим Ахиллесом, который никогда не сможет догнать черепаху.

Записи капитана об уроках, на которых он присутствовал, по форме напоминают диалоги знаменитых греческих философов Сократа и Платона. И через всю книгу рефреном проходит весьма благотворный призыв – «надо учиться».

После многих странствий по экзотическим землям и приключений выяснится, что мальчики-великаны – потомки атлантов. Свою прародину они найдут почти в самом центре Тихого океана, в Восточной Микронезии, на небольшом архипелаге Нан-Мадол, состоящем из более сотни искусственных островков из базальтовых монолитов и коралловых блоков, связанных системой каналов. Островки обнесены мощными крепостными стенами (от трёх до девяти метров в высоту), на островках – остатки каменных дворцов, храмов, гробниц и жилых построек, вместо улиц – каналы. Базальтовая Венеция – острова, окутанные тайнами и легендами о создателях комплекса, о страшных морских чудовищах, его охраняющих.

На сегодняшний день существует множество противоречивых теорий о происхождении островного комплекса и его древних обитателях. Саша Кругосветов предлагает свою версию и даёт исчерпывающую информацию о Лемурии и Атлантиде, о лемурийцах и атлантах, об истории открытия Базальтовой Венеции европейцами в Новые времена. Героев в очередной раз ждут чудесные приключения и встречи. Они обследуют острова Воинов, Угря, Крокодила (существующие в реальности), через таинственные ворота попадут в неведомое подземное царство, где мальчики-великаны наконец-то узнают правду о своих предках и родителях.

Следы, оставленные атлантами, герои книги будут искать и в Южной Америке, там, где кончается земля: на архипелаге Блуждающих Огней. И снова – экзотическая природа, растения, животные. Встречи с гордыми униженными туземцами и их антагонистами – европейцами, которые по собственной воле, в силу своего необузданного нрава или силою преследующих их обстоятельств и напастей покинули привычные места обитания и своим присутствием разрушают и многовековой уклад местных жителей, и среду обитания. Отдавая дань волнующим приключениям, автор уводит своего читателя и в область политических идей: герои спорят и размышляют об анархии, демократии, терроре и о том, что идёт по следам цивилизации. Тлен и разруха? Так считает капитан Александр.

Из чего выросли книги? Саша Кругосветов (настоящее имя: Лев Яковлевич Лапкин) до писательской карьеры работал в сфере научных исследований. В 27 лет стал кандидатом технических наук. Опубликовал более ста научных трудов в области математики и электроники, заслуженный изобретатель РСФСР, он имеет 27 авторских свидетельств. Он глубоко и серьёзно изучал историю, географию, этнографию: архивные материалы, путевые заметки, археологические данные. Всю свою сознательную жизнь интересовался личностью знаменитого капитана Александра, жившего во второй половине XIX – начале XX века, и историей его путешествий. Александр Филиппович Кашеваров (1809–1870) – российский военный моряк, генерал-майор; гидрограф и путешественник. Капитан Александр ходил на деревянных парусных кораблях и не изменял парусникам даже тогда, когда появились первые железные корабли с паровым двигателем. Он совершил три кругосветных путешествия, побывал в разных далёких морях, на островах, архипелагах, известен своими исследованиями северо-западной части Северной Америки. Письменных документов о его жизни осталось очень мало, поэтому Саше Кругосветову пришлось самому пройти по маршрутам знаменитого капитана. Во время этих путешествий автору книги удалось собрать много интересного и поучительного материала о плаваниях и приключениях своего героя.

Достоверность описаний морских путешествий и приключений обеспечивает собственный опыт автора. В студенческие годы будущий писатель стал чемпионом Ленинграда среди юношей по академической гребле, во время месячных сборов в Североморске, где студенты в качестве моряков проходили практику, осваивал оборудование и вооружение минно-торпедной боевой части и постигал матросские будни. Кроме того, Саша Кругосветов – мастер боевых единоборств.

Его писательский путь начинался в трудные девяностые годы. «Работали мы в то время много, – вспоминает он. – Без праздников, без суббот, воскресений. Очень часто – по ночам. Жену и ребёнка почти не видел. Папа для сына был скорее легендой. Но у нас сложился обычай – сказка перед сном. Не часто. Тогда, когда получалось. Сказки придумывал. Из этого обычая выросли потом мои детские книги». Переложенные на бумагу магнитофонные записи собственных сказок, которые он рассказывал шестилетнему сыну, и легли в основу книг о приключениях капитана Александра.

Сегодня книги Саши Кругосветова продолжают богатые традиции и отечественной прозы для детей и юношества, заложенные А. Некрасовым и Ю. Ковалем, В. Крапивиным и К. Булычёвым, и мировой классики (Буссенар, Жюль Верн). Рассказы о капитане Александре закрывают досадные пробелы в нише умной современной литературы для детей и подростков, несут важный гуманистический, культурный, просветительский посыл подрастающему поколению и предлагают ему достойных подражания героев.

 

 

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии журнала «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: