Жгучая Индия в романах «Шантарам» и «Тень горы»

Марина БЕЗУГЛОВА | Литературная критика

Безуглова

Грегори Робертс. Тень горы. – М.: Азбука, 2016. – 832 с. ISBN 978-5-389-10812-7

Грегори Робертс. Шантарам. – М.: Азбука, 2010. – 864 с. ISBN: 978-5-389-01095-6

Одним из ярких литературных событий уходящего года стал выход продолжения нашумевшего романа «Шантарам» Грегори Робертса – «Тень горы». И это прекрасный повод не оставить без внимания обе книги. Ведь они не отделимы друг от друга, как предмет и его тень.

Книги «Шантарам» и «Тень горы», как сама Индия. Если, находясь в ней, высматривать грязь и произвол, то увидишь в избытке. Но там же можно проникнуться непостижимой, эклектичной красотой этой страны. То же самое в обоих романах. Если искать оборванные сюжетные линии и ярких персонажей, не имеющих прямого отношения к сюжету, то обязательно найдёшь. Но именно за счёт такого несколько сбивчивого повествования достигается полное погружение в атмосферу Бомбея 80-х годов (ныне – Мумбаи). Сумбур здесь воспринимается как художественный приём. Стройная, выверенная конструкция романов вряд ли передала бы ощущение пёстрой толчеи, нагромождения традиций, индийских улиц, пропитанных запахами пряностей и нечистот. Чувствуется, что автор дорожит каждым оттенком и деталью этой хаотичной картины, ведь весь материал был пережит им самим.

Название «Тень горы» стало знаковым для судьбы произведения. Дело в том, что в первой книге этой дилогии – «Шантарам» – героя часто называли индийским словом «г’ора» – белый иностранец. «Тень гор’ы» читается не только как прямой перевод английского The Mountain Shadow, но и как «Тень г’оры» – тень главного героя. (Интересно, знает ли об этом автор?) И действительно, на первый взгляд кажется, что «Тень горы», словно тень «Шантарама» – менее яркое и колоритное произведение. Но так ли это?

Главный герой романа «Тень горы» – Лин по прозвищу Шантарам, что означает «мирный человек» – во многом повторяет судьбу автора: бывший грабитель и наркоман, он бежит из австралийской тюрьмы и скрывается в Бомбее. Через оба романа проходит мысль, что можно бежать из любой тюрьмы, сколько угодно прятаться от полиции, но от себя и своей совести не убежишь.

История «Шантарама» посвящена преступлению и искуплению. Главный герой проходит через жернова индийской деревни, бомбейских улиц, мафиозных группировок, трущоб и новой тюрьмы. И несмотря на преступный образ жизни, он вызывает симпатию тем, что всегда приходит на выручку друзьям, помогает обездоленным. Вершиной этого искупления является служение Лина простым людям: используя свои медицинские навыки, он бесплатно лечит бедняков.

Сюжет «Тени горы» строится вокруг переосмысления себя главным героем, философским поискам смысла жизни и борьбе за любовь. Отдельного внимания заслуживает главная героиня – Карла, возлюбленная Лина. Эта женщина курила опий и ухаживала за больными во время эпидемии холеры. И это не мешало ей записывать в тетрадь и заучивать мудрые изречения. Также Карла состояла в отношениях с главарями бомбейской мафии и прочими мужчинами в интересах той самой мафии. Она разработала криминальную мистификацию, результатом которой стала волна кровавых убийств, и не испытала при этом ни малейших угрызений совести. И, конечно, она была изысканной красавицей. Стоит ли говорить, что все беды главного героя так или иначе были связаны с этой дамой? Но Лина, как магнитом, тянет к ней, что и создаёт невероятные повороты сюжета.

В «Тени горы» мало сочных описаний индийской жизни, так полюбившихся поклонникам первой части. Возможно, автор просто пресытился своей «индианой». Но скорее всего, он намеренно переводит фокус на внутренний мир героя. И благодаря этому происходит удивительная метаморфоза. В «Шантараме» члены мафии харизматичны, их жизнь овеяна некой романтикой. Лин любит главаря Кадер-Бхая сыновней любовью. Во второй части больше жестокости, те же герои-бандиты вызывают отвращение, на глазах рассыпается преданность Лина этим людям и Кадер-Бхаю. И это главное достижение автора в романе «Тень горы».

Несомненным украшением «Тени горы» являются неординарные персонажи: гуру-отшельник, наркоман и сквернослов; воинствующая журналистка Кавита; мафиози-одиночка гей Дидье; пара русских олухов, любителей классической литературы; велосипедисты-киллеры; бывшая хозяйка публичного дома мадам Жу и многие другие. Также сильное впечатление производят эффектные погони на мотоциклах, драки и вплетённый в сюжет мир Болливуда.

«Тень горы» – философский, гангстерский и любовный роман. Автор сознательно пошёл на творческий риск, отойдя от жанра «Шантарама». Удачный этот эксперимент или нет, пусть каждый читатель судит сам. По моему мнению, автор и герой вышли здесь на новый уровень. «Тень горы» лучше читать, «обнулив» впечатление от «Шантарама». Острый пряный привкус Индии гарантирован.

Об авторе:

Марина Витальевна Безуглова, 30 лет. Начинающий писатель, предприниматель. Интерес к писательству вырос из любви к чтению.

Слушатель литературных курсов имени А.П. Чехова и М.А. Чехова под руководством Александра Гриценко.

Живу в г. Ростов-на-Дону.

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии журнала «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: