На честном слове. Два смысла – и оба правильны

Дмитрий ФИЛИППЕНКО | Литинститут

 

В 2017 году при Союзе писателей России был создан Совет молодых литераторов, призванный сформировать единое пространство для молодёжи в области литературы. Возглавил его прозаик Андрей Тимофеев. И по принципу Союза писателей России у этого совета начали создаваться региональные отделения по всей стране.

Весной 2021 года такое отделение открылось у нас в Кузбассе. Его председателем был назначен я. И прежде всего мне важно было понять, с какой молодёжью работать и где эта молодёжь. Я придумал литературно-социальный проект «На честном слове» по выявлению талантливой молодёжи. Почему «На честном слове»? Потому что литература держится на чём-то откровенном, правдивом, настоящем, а значит, честном. Проект поддержали Министерство культуры и национальной политики Кузбасса, Кузбасский центр искусств и Союз писателей России.

Мы с Дмитрием Мурзиным и Галиной Золотаиной объехали все двадцать городов Кузбасса. Даже шутили, что начали в футболках, а закончим в пуховиках. Так оно и вышло: колесили по региону с августа по декабрь. В рамках проекта проводились разборы рукописей (мини-семинары) молодых поэтов и прозаиков, круглые столы о проблемах развития молодёжной литературы Кузбасса, беседы о представлении своего творчества в журналах, лекции по освоению литературного процесса в России и по самопродвижению начинающих авторов. А ещё мы смотрели, насколько местные управления культуры вовлечены в литературный процесс, как они взаимодействуют с людьми пишущими, в какой степени руководители литературных групп владеют знаниями о писательском мастерстве.

Благодаря реализации этого проекта молодые авторы, проживающие на территории Кемеровской области, стали лучше осведомлены о творчестве друг друга и культурно-просветительской, литературоведческой, образовательной работе, проводимой Союзом писателей России в разных городах Кузбасса. Это во многом позволило решить проблему вовлечения молодёжи в творческую деятельность, формирования патриотического отношения к родной земле как к родине больших талантов. Проект позволил одарённым авторам из разных уголков Кузбасса приобщиться к культурным ценностям нашего региона, дал им возможность заявить о себе, представить свои произведения и получить рекомендации экспертов.

В каждом городе мы задавали ребятам вопрос: «Что вам необходимо или чего вам не хватает для литературного развития?» И практически везде получали одинаковые ответы. Что молодым людям не хватает обучения литературному мастерству, им больше хочется участвовать не в конкурсах, перформансах, а в семинарах, мастер-классах (то есть в мероприятиях, связанных с образованием, получением знаний). Еще ребята сетовали: «Старшее поколение нас не замечает»; «Не хватает информации о литературной жизни Кузбасса и за его пределами»; «Не знаем, куда обратиться для получения информации о проектах»; «Не хватает общения с профессиональными писателями»; «Не хватает критики на произведения, отзывов, обратной связи».

Нам удалось познакомиться с молодыми авторами со всего Кузбасса. Их оказалось более ста человек. Ребята – в хорошем смысле этого слова – горят литературой и хотят ею заниматься профессионально. По итогам проекта написана большая программа, способствующая развитию молодёжной политики в области литературы. Совет молодых литераторов Кузбасса и Союз писателей России будут всячески помогать начинающим авторам, участвовать в их развитии и профессиональном росте. Но в литературе остаются только фанаты, и прежде всего от желания самих ребят зависит их творческое будущее. При этом у многих юных сочинителей уже сейчас есть большой недостаток: они мало читают, а если и читают, то в основном зарубежных авторов. И, к сожалению, совсем не знают кузбасских писателей.

Во время встреч в городах мы рассказывали о журнале писателей России «Огни Кузбасса», о Всероссийском литературном молодёжном фестивале имени Алексея Бельмасова, о конкурсе «Оперение». И оказалось, что в городе Калтане даже руководитель литературной группы не знала о существовании журнала «Огни Кузбасса» (а что тогда спрашивать со студийцев?). Про Бельмасовский фестиваль и конкурс «Оперение» практически во всех городах не имели представления, хотя информация об их проведении в местные управления культуры и центральные библиотечные системы доводится своевременно.

За время реализации проекта вскрылось огромное количество проблем. Скажу о самых острых и тяжёлых.

  1. Незаинтересованность управлений культуры развивать литературу в своих городах. Организация встреч «На честном слове» в каждом городе «отписывалась» на библиотечные системы, музеи или руководителей литературных групп. Сами сотрудники управлений культуры не посещали мероприятия, за исключением Берёзовского (заместитель начальника) и Ленинска-Кузнецкого (начальник управления культуры). Управления культуры отказывают в софинансировании грантовых литературных проектов, но при этом требуют, чтобы литераторы в них участвовали. Многие управления культуры готовы развивать вокальные, танцевальные студии, КВН, но только не литературу. Сложилось впечатление, что работники учреждений культуры воспринимают литературные группы как некие секты. Словно литература для них находится в какой-то другой, несуществующей реальности! Специалисты со странным провинциальным менталитетом даже не представляют, не знают и ни разу не видели, как проходят литературные фестивали, совещания, семинары, но постоянно пытаются учить литераторов, как эти мероприятия организовывать и проводить. Можно подумать, что все застряли в вязком ментальном болоте и, если видят чьи-либо попытки из этой трясины выбраться и организовать что-то новое, своё, тянут к этому человеку руки, пытаясь затащить его снова в болото…
  2. Нет взаимодействия между управлениями культуры и литераторами напрямую. Всегда участвуют посредники в виде директоров библиотечных систем, музеев. Хотя, скажем, в Междуреченске ситуация противоположная: управление культуры и библиотечная система готовы помогать литераторам, но от тех самих нет отклика, не работает обратная связь.
  3. Некомпетентность руководителей литературных групп. Зачастую эти должности занимают люди, не имеющие никакого отношения к литературе, они не владеют информацией о том, что происходит в литературном мире, не умеют вести грамотно литературный процесс в своём городе, не обладают нужными знаниями и опытом, чтобы обучать участников групп.
  4. Литературные группы Кузбасса на 80–85 процентов состоят из участников в возрасте 65+. Зачастую это отпугивает молодых ребят. Старшие участники групп «выдавливают» молодёжь, считая, что сначала нужно приобрести литературный и жизненный опыт, чтобы получить радость общения с ними.
  5. Во многих городах Кузбасса проводятся фестивали, однако на эти мероприятия нет отбора, и, по сути, они стали сборищем (пристанищем) людей со слабым уровнем произведений. Творческого развития и литературной пользы такие фестивали не приносят. Но, поскольку участников собирается довольно много, управления культуры закрывают глаза на низкий профессиональный уровень мероприятия, ведь массовость обеспечивается, а это, видимо, управлениям важнее, чем развитие литературы. Совет молодых литераторов Кузбасса уже предложил ряд изменений в порядок проведения литературных фестивалей Кузбасса. В частности, необходимо обеспечить существенную долю (не менее 30 %) участников в возрасте от 18 до 35 лет. Кроме того, все положения о фестивалях должны согласовываться с председателем СМЛ СПР по Кузбассу. И, к слову, почти во всех городах эти предложения принимались нормально, только в Прокопьевске организатор фестиваля «Осеннее многоцветье» сообщила, что в таком случае они будут свой фестиваль проводить отдельно, не согласовывая его с Союзом писателей России. Что это, как не безразличие к развитию молодёжи Кузбасса в области литературы?
  6. Во многих городах региона нет литературных альманахов – соответственно, нет и платформы для публикаций молодых авторов.
  7. Нет обучения литераторов и заинтересованных людей по составлению грантовых заявок, а это, как выяснилось, особенно необходимо.
  8. Не хватает литературных кружков в учебных заведениях.
  9. Не во всех городах проводятся детско-юношеские литературные конкурсы. А вообще в городах проводится очень мало литературных мероприятий из-за отсутствия финансирования или нежелания руководителей литературных групп организовывать эти мероприятия.
  10. Библиотеки во многих городах находятся в запущенном состоянии, не обновляется книжный фонд. Их работники признаются: «Если хочешь, чтобы сделали ремонт, нужно выиграть грант и стать модельной библиотекой, в противном случае работай в халупе». Потому и у молодёжи нет желания идти в эти библиотеки. И уже не удивляет, что в Киселёвске на первом этаже библиотеки расположился… рынок.

А в одной из библиотек директор прямо сказала, что общественная организация «Союз писателей России» – «для нас никто, чтобы мы с ней считались». На мой взгляд, считать пустым местом организацию, которая развивает русский язык и русскую литературу, – это как минимум неуважительно и некрасиво.

Словом, ситуация в целом по Кузбассу выглядит не слишком радужно. Приведу конкретные примеры с мест.

В Киселёвске совсем нет литературной группы – соответственно, молодёжи некуда пойти, чтобы получить литературное развитие. И через два месяца после посещения этого города в рамках проекта «На честном слове» все оставалось по-прежнему, попыток что-то изменить со стороны библиотеки не последовало. А вот в Таштаголе была создана молодёжная литературная группа, и теперь ребята собираются (спасибо за это библиотеке и молодому автору Наталье Алтуниной). Сделаны первые шаги по созданию литературной группы и в Тайге.

В Осинниках на встречу с нами собрали пять молодых авторов, но, как выяснилось, после того работа с молодёжью не ведётся. Получается, мероприятие было проведено просто для галочки.

В Калтан мы приехали на час раньше назначенного времени, а библиотека была закрыта. Дальше же началось и вовсе странное. Руководитель литературной группы при нас начала искать свою молодёжь… И это при том, что на сбор у неё было две недели.

Новокузнецк вообще проигнорировал проект. На встречу никто не пришёл, даже руководители литературных студий. Да, мы согласны, у всех может быть своя занятость. Но хотя бы позвонить или написать сообщение (примерно так: «Сегодня не сможем, но готовы к сотрудничеству») точно не составило бы труда.

В Белове руководитель литературной группы жаловалась, что руководство библиотеки не идёт навстречу, не разрешает проводить собрания чаще, чем раз в месяц. Хотя сама руководитель является работником библиотеки. Абсурд? Абсурд!

В Тайге присутствовавшая на встрече учитель русского языка и литературы заявила, что современной российской прозы не существует, хотя прямо за её спиной стояли на полках книги современных писателей. А что, если этот педагог и на уроках говорит детям, что российской прозы нет? Разве это не странно и не страшно?

Переведу разговор в другую плоскость. Почему нет положительных результатов у сборной России по футболу? Ответ прост. По всей стране убит детский футбол, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке. Талантливые детские тренеры не хотят работать за двадцать тысяч рублей в месяц. Такая же ситуация и в литературе. Практически во всех школах отсутствуют литературные кружки, даже в вузах нет литературных студий. А там, где они есть, всё держится на голом энтузиазме руководителей студий. Но рано или поздно любой энтузиазм заканчивается. Нужно обязательно вводить ставки для таких людей и оплачивать их труд. Иначе мы так и будем удивляться, почему профессиональным писателям некому передать свой опыт. И почему с детства россиянам не прививается любовь к русской книге… В девяностые годы нас пичкали американской культурой, теперь молодому поколению навязывают культуру корейскую. А когда дойдёт очередь до культуры нашей, российской?

Но есть и положительные моменты. Приятно удивили Гурьевск и Берёзовский, где уже работают молодёжные литературные студии. Спасибо Анжеле Лавицкой и Юрию Михайлову. Активная работа с молодыми авторами ведётся в Мысках, Юрге. В Анжеро-Судженске действует молодёжный клуб «Читалка», на заседаниях которого ребята читают и обсуждают современные книги. Хорошая литературная база в Мариинске, но там нет молодёжной студии. А ребят, увлекающихся литературой, много! В школе № 73 города Ленинска-Кузнецкого работает детский литературный клуб, в котором ребята 12–15 лет пишут стихи, прозу, эссе. Возглавляет клуб Алина Вишневская.

Нужно вводить актуальные формы работы и общения с Таштаголом. Город отдалён, но бросать его ни в коем случае нельзя. Потому что это настоящий город-сказка со своим особым миром.

Отлично во время проекта проявили себя Анжела Лавицкая (Гурьевск), Александра Коржова (Калтан), Алексей Рыбалко (Анжеро-Судженск), Татьяна Маркинова (Белово), Кирилл Наседкин (Юрга), Ольга Солодовникова (Прокопьевск), Жанна Хасьянова (Киселёвск), Татьяна Дмитриева (Тайга), Наталья Алтунина (Таштагол), Оксана Рокова (Берёзовский), Алёна Дошлова (Киселёвск), Алёна Шебалина (Междуреченск), Владислав Попов (Ленинск-Кузнецкий). Ребята стали членами Совета молодых литераторов Кузбасса. Также в этот совет вошли Юлия Сливина (Ленинск-Кузнецкий), Агата Рыжова (Кемерово), Ирина Надирова (Ленинск-Кузнецкий), Константин Стафеевский (Кемерово).

Реализация проекта «На честном слове» показала, что работы предстоит много. Но главное – что мы её не боимся и с ней справимся. В первую очередь нужно возобновить деятельность областной молодёжной литературной студии, создать молодёжный литературный альманах. Проводить для молодых авторов семинары, конференции, форумы, конкурсы, лекции, беседы, литературно-интеллектуальные игры. Организовывать выступления членов Союза писателей России по городам Кузбасса, в учебных заведениях и учреждениях культуры. Совершать поездки по поиску молодых талантов в посёлках городского типа и крупных сёлах. Открыть молодёжные секции в действующих литературных группах Кузбасса. Создать сайт, ютуб-канал Совета молодых литераторов Кузбасса, молодёжное литературное интернет-радио региона. В каждом городе нашей области устраивать детско-юношеские литературные конкурсы. И всё будет хорошо!

Да, литература держится на честном слове. Звучит эта фраза двусмысленно. Но оба её смысла верны.

Об авторе:

Родился 7 декабря 1983 года в Ленинске-Кузнецком Кемеровской области. Окончил Сибирский государственный индустриальный университет. Работает горным мастером на шахте. Публиковался в журналах «Огни Кузбасса», «Наш современник» (Москва), «Юность» (Москва), «Дальний Восток» (Хабаровск), «Родная Ладога» (Санкт-Петербург), «Плавучий мост», «Нева» (Санкт-Петербург), «Алтай» (Барнаул), «Енисей» (Красноярск), «Бельские просторы» (Уфа), «Сура» (Пенза), в «Литературной газете» и других изданиях.

Главный редактор литературных альманахов «Образ» и «Кольчугинская осень». Организатор Всероссийского литературного фестиваля им. Алексея Бельмасова. Автор пяти книг стихотворений. Лауреат межрегиональной премии им. В. А. Макарова (Омск), ежегодной премии «Слово» (Москва). Член Союза писателей России. Проживает в Ленинске-Кузнецком.

 

 

 

 

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии журнала «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: