Рифма на грани войны и мира…

Андрей ЧЕРНОВ | Накануне

Интервью с поэтом Еленой Заславской

Елена Заславская – без преувеличения самый известный луганский поэт. Недюжинный талант сочетается с кипучей энергичностью в этой хрупкой женщине. Энергичность и волевой характер помогают ей выстоять во фронтовом Луганске, и не просто выстоять, но продолжать плодотворно работать над новыми стихотворениями и книгами для детей. В апреле этого года зам. председателя международного правления Интернационального Союза писателей Галина Березина во время своего визита в Луганск вручила Елене членский билет ИСП.

О том, как пишется во фронтовом городе, Елена Заславская рассказывает в эксклюзивном интервью «Российскому колоколу».

– Елена, где черпаешь вдохновение во время войны?

– Меня вдохновляют простые вещи – жизнь, смерть, любовь. Война обостряет чувства. Поэт ведь человек чувствующий, человек, который может почувствовать чужое горе как своё и передать в словах эмоцию, мысль, идею, передать так, что она станет близка и понятна другим людям, даже через время и пространство. В этом смысле поэт – медиум, проводник в другие миры.

– Не отталкивает ли от творчества жуткая реальность фронтового города?

– Когда меня утомляет жуткая реальность, у меня есть много способов её раскрасить! И поэзия, и шире литература – один из них, я бы сказала, основной. И если в моей гражданской и лирической поэзии можно уловить отблески трагической реальности, то в прозе и поэзии для детей даже самый внимательный читатель не определит, что эти произведения были написаны в прифронтовом городе.

Недавно прочитала, как российский фантаст Сергей Лукьяненко, описывая свой сон, высказал мысль, что хорошие детские книги приблизят победу и помогут нам освободить занятые Украиной территории. Сейчас война идёт на всех фронтах, не только на военном и экономическом, но и на культурном. Даже когда пушки молчат, пропаганда работает, Украина на всех уровнях создаёт из русских образ врага. Украинские издательства все пять лет войны выпускают книги и комиксы для детей, в которых изображают жителей Донбасса и просто русских людей звероподобными, бесчеловечными, агрессивными и подводят к мысли, что таких существ не жалко уничтожить, чем и занимаются украинские «воины света». «Москали показали своё звериное лицо», «москальские танки», «сепары потеряли десяток убитыми», – это не очередное сообщение какого-нибудь порохобота, а цитаты из книги «Слава героям! Рассказы для детей о героях фронта и тыла» – спецвыпуск журнала «Маленькая фея и семь гномов» издательства «Мамино солнышко». Журнал адресован детям 5–9 лет, его обложка украшена украинскими танками, которые стреляют цветочками.

Тем нужнее настоящие детские книги, которые помогают детям сохранить в себе лучшие черты – доброту, сострадание, полёт фантазии, стремление к справедливости и правде. Такие детские книги делают мир лучше. И я рада, что читатели видят в моих книгах именно это.

Но сочиняю я, не ставя перед собой такие глобальные цели, а чтобы повеселить своих детей и просто потому, что мне самой бывает весело придумывать истории и стихи.

– Для детей писать трудно. Елена, тебе удалось осуществить несколько проектов для детей. Расскажи о них.

– Сейчас у меня изданы три книги для детей. Повесть-сказка «Необыкновенные приключения Чемоданте, Чи-Беретты и Пончика» вышла в 2016 году в издательстве «Детское время» в Санкт-Петербурге с замечательными иллюстрациями художницы Елены Эргардт! В прошлом, 2018 году также в Санкт-Петербурге в издательстве «Нидус» увидел свет сборник стихов «Собаки-забияки». Издательство «Нидус» специализируется на публикации детской литературы, проиллюстрированной детьми. Эту книгу тоже иллюстрировали юные читатели, так что это не просто стихи, а результат совместного творчества людей, разделённых расстоянием, границами, возрастом и объединённых любовью к поэтическому слову и братьям нашим меньшим. В текущем 2019 году в этом же издательстве вышла книга «Сказки Подкроватки» – это сборник коротких сказок, в которых дружба побеждает вредную сколопендру, эхинопсис влюбляется в ёлочку, а сердитое одеяло становится сердечным.

Я же мечтаю увидеть напечатанной ещё одну повесть-сказку «Первый бой Лапочки» о приключениях боевой избушки на курьих ножках. Книга с чудесными иллюстрациями свёрстана и готова к изданию, студентка Луганской академии культуры и искусств им. Михаила Матусовского Юлия Чередниченко решила проиллюстрировать эту сказку в качестве своего дипломного проекта. И получилось прекрасно! Пользуясь случаем, хочу сказать, что Лапочка ищет издателя!

 – Нет ли конфликта в тебе между «автором для взрослых» и «автором для детей»?

Нет. Взрослая жизнь и состоит в том, чтобы реализовывать те ценности, которые так важны для детей – правду, справедливость, доброту! Мы учим этому своих детей, потому что это важно и для нас тоже. А научить возможно лишь тогда, когда и для тебя это не пустой звук, когда ты равняешь свою жизнь по этим идеалам.

Сейчас, во время войны, для взрослых самое важное – это защищать свой дом, отстаивать свою культуру, бороться за свои идеалы. Во время войны на наш край обрушилось много бед, но вместе с тем люди получили возможность проявить свои лучшие качества – доброту, отвагу, самопожертвование, героизм. Как писатель взрослый, как писатель детский я выражаю одни и те же смыслы, только на разных уровнях и разными средствами.

– Расскажи о сотрудничестве с музыкальными коллективами. Что даёт тебе этот опыт? Есть ли новые находки?

Недавно меня назвали рок-поэтессой, а всё потому что музыкальный клип на песню московской рок-группы «Зверобой» «Едут-едут БТРы», снятый в Донбассе и представленный в марте 2017-го, только в первые дни набрал сотни тысяч просмотров в интернете. Это не единственная наша общая песня. Сначала были «Эти русские», потом «В наших диких полях», «Безымянный солдат», «Ополченец» и в мае этого года родилась песня «Благородный Дон». Сейчас в нашем общем активе шесть песен об этой войне.

Некоторые из них звучат в первом в ЛНР полнометражном фильме о приключениях женского танкового экипажа «Ополченочка».

Со «зверобоями» я познакомилась летом 2015 года во время первого фестиваля «Большой Донбасс» в Донецке, и с тех пор мы не только сотрудничаем, но и дружим. Они регулярно ездят в ЛНР и ДНР с гастролями и гуманитарной помощью.

– Как обстоят дела в литературной жизни ЛНР?

– Главное событие текущего года – выход книги «Воля Донбасса». Это совместный литературный сборник трёх писательских организаций России, ЛНР и ДНР. Он стал продолжением серии альманахов «Время Донбасса» и «Выбор Донбасса» и был издан при поддержке Интернационального Союза писателей. Эти три книги наиболее полно раскрывают тему этой войны. В сборниках представлены поэзия, проза, драматургия, киносценарии. Эти книги – свидетельство самоосмысления русской культуры Донбасса.

– Почему ты решила присоединиться к Интернациональному Союзу писателей? Что тебе даёт принадлежность к этому творческому союзу?

– Я считаю очень важными процессы интеграции Донбасса в российское культурное пространство, в том числе в литературную среду. Это важно не только для меня лично, но и для всех наших республик. Здесь творится история, нам есть что сказать, мы хотим, чтобы нас услышали!

Елена Заславская

ГРАНИЦЫ

Нас разделяют границы.
Линия фронта. Линия жизни.
Мы будем друг другу сниться,
Это всё, что осталось нам ныне.

Я ничего не забыла…
Но снова – в который раз –
Обрывается связь мобильная,
Остаётся сердечная связь.

Ни прощения, ни отмщения,
Только боль распинает грудь,
Не осталось путей сообщения,
Только Млечный Путь.

И по звёздам, что в небе светятся,
Через взорванные мосты
Я лечу к тебе, чтобы встретиться
У взятой тобой высоты.
2014

ЛЮБОВЬ НЕ ТРЕБУЕТ

Любовь не требует взаимности
И не гадает: что же будет?
Вот я иду по полю минному
И рву ромашки с незабудками,
А месяц тонкий, тронь – порежешься,
Глаза решимости полны.
Есть только шаг один до вечности,
До тихой легкокрылой нежности,
До бьющей в сердце откровенности,
До истинной душевной верности.
И нет ни страха, ни вины.
2016

ВЕСНА. ВНЕЗАПНАЯ, КАК СМЕРТЬ…

Весна. Внезапная, как смерть.
Миг: почки брызнули, как слёзы.
Идёт стремительный апрель.
Цветут в Луганске абрикосы.

И зримой нежности полны
Благоухающие ветви,
Как будто сбывшиеся сны
О самом радостном и светлом.

Мой сад на цыпочки привстал,
И тайное мне стало явным:
На абрикосовый хорал
Слетелась ангельская стая,

Чтобы весну и жизнь воспеть
Наперекор ворчанью пушек.
Мой ангел тоже прилетел.
Не по мою ли это душу?

2016

ЗВЕЗДА БЕТЕЛЬГЕЙЗЕ
Знаешь, что такое поэзия?
Это ночью со своего балкона
Заметить созвездие Ориона
И на правом его плече
Звезду Бетельгейзе.
В моей Новороссии,
Где всё так неясно,
Где будущее – туманность,
А прошлое поломалось,
Где гуляют ночные волки
И контрабасы
Прячут нал и обрезы,
Это всё, что у меня осталось:
Пуля, лира и звезда Бетельгейзе.
В моей Новороссии,
Не нанесённой на Google Карты,
Где всё так просто
И так понятно,
Где полевые командиры
Отправляются в космос
На лифте,
Где терриконы безумия
Страшнее, чем у Лавкрафта,
Здесь есть место
Для подвига и для мести.
Наведи свой зум –
Поглядим на звезду
Бетельгейзе вместе,
Мой команданте!
Когда же она взорвётся,
То вспыхнут в небе два солнца!
Потому что таким, как мы,
Одного мало!
2016

НОВАЯ ЗАРЯ

Душа моя, о чём ты плачешь?
О ком ты плачешь и болишь,
Не веря, что убитый мальчик –
Убийца, нацик и фашист?

Что нет ни правды и ни кривды,
Есть только ярость и покой,
И все забудутся молитвы,
И были порастут быльём,

Колючие степные ветры,
Свидетели ночных атак,
Как прежде отпоют отпетых
Сорвиголов и забияк,

И ты исчезнешь в тёмной бездне,
Погаснет тонкая свеча.
Зачем же ты слагаешь песни,
Болишь, светла и горяча?

Зачем заранее прощаешь
Всех каинов, проливших кровь?
Так, общей болью причащаясь,
Ты узнаёшь, что есть любовь.

И ею как щитом хранима
Вся наша русская земля.
Уходит ночь. Над Третьим Римом
Восходит новая заря.
2017

КОГДА-НИБУДЬ

Когда-нибудь
Ты вылепишь из глины
Лицо моё:
И шрам, и родинку, и каждую морщину,
Свидетельницу болей и тревог.
Ты влажными и тёплыми руками
Коснёшься острых скул.
Быть может, Бог
Вот так лепил Адама
И жизнь в него вдохнул.
Твори меня – средь смерти и войны,
Жизнь – на любви замешанная глина,
Ведь чтобы выжить, нам нужна причина,
И чтобы умереть – нужна причина,
А для любви причины не нужны.
2017

NEMO

*1*

Седой рапсод,
Бродяга-инфлюэнсер,
Я расскажу тебе историю свою,
Я на ухо беззвучно напою
Песнь песен,
А ты потом пропой её другим,
В пылу пирушки
И в пылу войнушки
Рождённую, вмещённую в стихи
Стихию,
Будоражащую душу,
Про затонувший город, город Лу,
Луганстеров и чёрных флибустьеров,
Про идолов, хранящих дикий луг,
Ещё жрецов грядущей новой эры,
Про то, как смерть поймала на блесну
Меня, русалку из затерянного града,
Как жизнь нас тянет медленно ко дну,
Туда, где морок, тишина, прохлада…
Ещё про свет родных зелёных глаз,
В них утонуть нисколечко не страшно.
И каждый раз – всегда последний раз,
А остальное всё не важно.
Пропой, рапсод, истории мои!
Кто посмеётся, может, кто заплачет.
Жизнь ничего не значит без любви.
Да и с любовью ничего не значит.

*2*

– Не пиши стихов.
А пишешь – не публикуй.
А публикуешь – не посвящай.
Пообещай!
– Какое дело тебе до моих поэм?
Ты будешь не узнан,
Не назван.
Мистер Никто. No name.
Никто не узнает, где мы
Пересеклись с тобой.
Пусть начнётся поэма,
Таинственный мой герой.

*3*
Раньше наш город звался Луганжелесом,
Прежде чем затонул.
Почитайте Хроники Марсия
Про войну.
Раньше был Марсий луганстером,
А теперь рапсод.
– Марсий! Есть ли жизнь после Апокалипсиса?
– Как кому повезёт.

*4*

Я вглядываюсь в линию горизонта,
Рядом со мною жрец, позывной – Скиф.
Наш город давно под водою.
Город-легенда, миф.
Кто же его придумал?
Жив он или погиб?
Скиф говорит, что пули
Похожи на стайку рыб.
Нет, говорит, нам покоя,
Исчезнем мы без следа
В пучине дикого моря,
Которое было всегда.
И тянется до горизонта,
Плодит кочевые сны.
И ходят ковыльные волны
Под ветром степным.

*5*

– Ты знаешь, куда она смотрит
Своими слепыми глазами?
Вдаль? За линию горизонта?
– Нет. Она наблюдает за нами!
Посмотри ей в лицо.
Знай, безмолвие только приманка.
Посмотри ей в лицо.
В нём ни жалости нет, ни обмана.
Посмотри ей в лицо.
Спит подводная лодка кургана –
Субмарина, полная мертвецов.
И увидишь,
Как скифская баба,
Поля дикого, моря великого
Богородица камнеликая
Выбирает себе жрецов.

*6*

…Здесь, на плоскости маргиналий,
Мы так долго друг другу с тобой не писали.
Там, где адрес – давно обозначен прочерк.
Там, где имя… оно проступает на сердце лишь ночью
Безнадёжной тоской, несказанным предательским зовом.
«Я приду за тобой даже в чёртов затерянный город.
И в тюрьму, и в дурдом, и в забытый людьми лепрозорий.
Знаешь, боль проступает на теле узором.
И любовь проступает на теле узором.
Лихорадкой, румянцем, блистательным взором.
Пусть же очи твои мне сияют, как два маяка среди ночи.
В многолюдном движении и в тишине одиночеств.
Я направлю к тебе свой корабль блуждающий, пьяный, разбитый,
Спотыкаясь о рифы, о рифмы, о ритмы
И по звёздам сверяя свой курс в океане событий…»

*7*

Над головой,
Будто чёрные вороны,
Чёрные дроны летают,
Чёртовы роботы,
Новые вестники
Горя валькирии!
Что вы несёте нам
На электронном носителе?
– Разве не видите?
Образы гибели!

*8*

Из рога единорога
Хорошая выйдет пушка.
Ею можно на мушку
Любого
Киборга или дрона.
А ещё лучше
Дракона
Стального.
Ну же!
Сразим летящую падлу!
Падает.
Прямо над нами.
Звездопадом.

*9*

Зов моря. Гул. Протяжный зуммер,
Когда ракушку телефона
Прикладываешь к уху,
Ждёшь, что я откликнусь, вынырну
Из мутного потока,
На выученный нумер отзовусь,
Приду на голос твой,
Раба сердечной спайки.
Тверди мой позывной,
Лови свою русалку!
В сетях мобильных невелик улов.
И в море русских слов –
Вот звука пузырёк,
А вот песчинка знака.
Я как жемчужину храню под языком
Родное имя – тайну.

*10*

Имя всегда означает путь.
Имя всегда означает суть.
Как только по имени позовут,
Из ниоткуда вызовут, призовут.
Потому я дам тебе позывной,
Чтоб имя не ведал – ни свой,
Ни чужой,
Чтобы был он тебе, как броня
Среди поля дикого,
Среди моря великого
И огня.

*11*

Чёрное золото
Прямо из жил земли.
Шахты ныне затоплены.
Шныряют пиратские корабли.
Чёрное золото
Прямо из самых недр,
Скиф протирает оптику,
Весь как натянутый нерв.
А я… я слагаю песни –
Заслушаешься, и вот
Тонкое лезвие поэзии
По сердцу полоснёт.
– Скиф, отпусти на поверхность
Окликнуть свою любовь!
– Плыви, но не пой свои песни,
Пусть узнает тебя без слов!

*12*

Дикое поле. Великое море.
Здесь всё затопили воды народного гнева.
И пьяные флибустьеры гоняют на чёрных фрегатах,
Оставленных или отжатых,
Freedom Forever!
– Скажи его имя, русалка!
Скажи его имя!
Немо!
Да я бы тебя позвала
Сквозь пространство и время
Пронзительным воплем
Из самого сердца,
Но алая пена
Выходит из горла –
Моя немота,
Моё горькое рыбье наследство.
На палубе голой распластана,
Жабры трепещут.
Крючком рыболовным поддета –
На радость пиратам.
Штиль полный. И волны не плещут.
Безмолвствует небо.
Но если захочешь найти,
То иди по кровавому следу!

*13*

Когда же, Немо,
Ты придёшь на берег,
Что вынесет к твоим ногам прибой?
Жемчужину?
Ракушку-телефон?
Или мою поэму?
А может,
Ты мое имя, лёгкое, как пена,
Услышишь в шуме волн….
…Елена…

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии журнала «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: