Дебют-2014: Еще три года, и те, кто родился в год первого «Дебюта», смогут прислать нам свои работы
В четверг, 11 декабря, в отеле Golden Ring прошла торжественная церемония награждения лауреатов литературной премии «Дебют» для молодых авторов. Традиционно премия вручается в пяти номинациях: поэзия, драматургия, малая проза, крупная проза и эссеистика.
Представляем вам репортаж корреспондента журнала «Российский колокол», посетившего это торжественное мероприятие.
В зале вручения наград царила праздничная и вместе с тем напряженная атмосфера. Это неудивительно, ведь все номинанты «короткого списка» ожидали решения жюри в мягких креслах, с которых им явно не терпелось взлететь на сцену. Традиционно речь ведущего вечера началась с рассказа о премии – в этом году «Дебют» отметил пятнадцатилетие. За прошедшие пятнадцать лет первое поколение дебютантов успело подрасти и прочно войти в литературную элиту России.
Так, Ярослава Пулинович, вошедшая в состав жюри премии в 2014 году, сама была дебютанткой 2008 года в номинации «Драматургия». В этом же году она сама вручила заветную птичью статуэтку Ирине Васьковской, автору драматургической антиутопии.
Прозаик Юрий Буйда в своей речи к финалистам в номинации «Малая проза» отметил невероятную трудность этого жанра для автора. Тем больше ценен авторский труд, за который поощрили северодвинца Моше Шанина, который пробовал свои силы в «Дебюте» уже во второй раз.
Стоит отметить, что номинации «Малая проза» и «Поэзия» оказались преимущественно женскими: две финалистки из трех. Однако если в «Малой прозе» статуэтка досталась единственному мужчине среди претендентов, то лауреаткой в номинации «Поэзия» стала Анастасия Афанасьева, которая в качестве «нобелевской речи» прочла небольшое размышление о сути и назначении поэзии.
А вот номинации «Крупная проза» и «Эссеистика» были представлены сплошь финалистами-мужчинами. В «Эссеистике» признание и статуэтку получил Арслан Хасавов, который несколько лет подряд штурмовал «Дебют». Прекрасная иллюстрация того, что талант, подкрепленный упорством, всегда добивается своей цели.
С номинацией же «Крупная проза» и вовсе произошел беспрецедентный для премии случай: члены жюри не смогли определить лауреата. В результате было принято решение разделить номинацию на двух авторов.
Что еще более интересно, оба автора не живут в России. Павел Токаренко почти всю жизнь живет в Израиле и видит своей миссией сохранение русского языка лично для себя и для русских жителей Израиля. А Максим Матковский – уроженец Украины и автор романа «Гвоздь», который сочетает в себе причудливое переплетение сюрреализма, космоса и истории гибели подлодки «Курск». «Пиши, Матковский», — приказала Максиму задравшая юбку Муза в стиле Лавкрафта, в чем он и признался в своей «нобелевской речи».
Каждый из лауреатов премии получил в качестве поощрения на дальнейшее творчество 1 миллион рублей. Речи победителей были полны нескрываемой радости и волнения, которыми была пропитана атмосфера всего вечера. Чего в ней не было, так это напряженности конкуренции или обиды за недооцененность. Дружеский банкет для всех гостей премии окончательно перевел вечер в неформальную обстановку дружеского творческого общения.
Юлия ЧЕРНЕНКО.