Дорогой исканий

АвторАндрей Чернов

Размышления о книге «Парабеллум» Льва Иванова

Сборник стихотворений «Парабеллум» сахалинского поэта Льва Иванова увидел свет в московском издательстве «Интернациональный Союз писателей» в 2017 году. Книга молодого поэта привлекает внимание широким диапазоном тем. В этом, пожалуй, отражено смятение молодых поколений русских поэтов, погруженных в современное информационное море. Тем, мне кажется, показательнее «Парабеллум» Льва Иванова.

Столь воинственное название лишь отчасти отражает тематику сборника. Война, ратный подвиг, интерес к оружию отразились в ряде стихотворений книги, впрочем, они не заслоняют собой других, тематически совершенно не связанных с ними.

Трагедии войны в Сербии посвящена поэма «Как будто» – протянутая рука сочувствия оклеветанным НАТО и США братьям-сербам. Их боль, их утраты, гонения на них, вся нелепость «победоносной кампании» натовских изуверов против маленькой Сербии отразились в строках «Как будто». Но, посвященная Белграду, поэма всё-таки адресована всем тем, кто войну видел только с экранов телевизоров. Для того, чтобы за кадрами далекой войны увидеть живую боль живых людей. Чтобы не прошла мимо эта боль:

И будто

Не убили нас, как будто,

Как будто

Мимо нас прошла война.

Привлекает внимание возвращение к теме социальной борьбы – столь нетипичной для молодых писателей России. Они в своей массе избегают этой темы, демонстрируя этим покорное усвоение навязанных западными идеологами стереотипов о «совковости» борьбы за социальную справедливость.

Впрочем, Иванов вовсе не является вторым Маяковским. И посвящение его стихотворения «Guevara» студенчеству и рабочим Франции 1968 года – это не плакат или агитка, а эстетическое осмысление образа Эрнесто Че Гевары, прочно влившегося в современную масскультуру. Хотя само посвящение французскому «красному маю» 1968 года – довольно красноречиво говорит о мировоззренческих предпочтениях Льва Иванова.

С этой тематикой гармонирует другое стихотворение сборника – «Дом из красного кирпича», посвященное великому русскому поэту В. В. Маяковскому. Любопытно, что стержневой мыслью стихотворения является не разрушение старого, а создание нового – построение некоего идеализированного «дома из красного кирпича», воплотившего «мечты и мысли», «создавая быль» из небыли.

Особняком в «Парабеллуме» стоит пейзажная лирика. И здесь мы находим суровые картины русской природы. Уж сколько о ней писало русских писателей, что, кажется, удивить этим невозможно. Тем отраднее находить у молодого поэта, живущего на далёком Сахалине, чистые, будто умытые священной прохладой строки:

Заморожен под крылом

Край болотистых распадков –

Для сорок родимый дом,

Что раскинулся ковром

Садово-дачных беспорядков.

Простая, как жизнь, картина – а тем она и дорога, что схватила и отразила в себе миг нашего бытия. И строчка «садово-дачных беспорядков», кажется, является блестящей находкой, не продуманной или надуманной, а прочувствованной поэтом.

Разнообразие тем сборника Льва Иванова – это поиск. Поиск темы, художественной палитры, поэтического пути. Это поиск самого себя, испытание словом и темой. И если есть этот поиск – значит, есть работа, усердная, тяжелая работа – над собою и словом. Чтобы чаще попадались счастливые находки. Чтобы удалось возвести собственный дом поэзии – под стать великому Маяковскому.

 

Поделиться новостью в социальных сетях:

Подписка на новости журнала «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: