Новая русская революция и литература

Владимир КАБАНОВ | Новая русская революция

классическая литература

Наступившая перестройка, затем рывок к капитализму вытеснили литературу из повседневного обихода. Задумываться над смыслом бытия, грустить, а тем более мечтать стало некогда, люди заботятся только о хлебе насущном. Общество поразила страшная болезнь, имя которой социал-дарвинизм, когда доброта почитается за глупость, хитрость и подлость за ум, а в борьбе за место под солнцем побеждает не самый честный и талантливый, а самый беспринципный и наглый. Симптомы этой болезни проявляются во всех сферах нашей жизнедеятельности.

В настоящее время в прессе появляются статьи о современной русской поэзии. В некоторых из них, состояние современной поэзии приято считать крайне тяжёлым. В других же, наоборот описывается возрождение современной русской поэзии, которое происходит вот уже на протяжении нескольких десятилетий.

Прежде всего, следует не забывать, что поэзия сама по себе вещь очень изменчива, а русская поэзия в особенности. Она всегда переживала времена упадка и подъёма. И то, что когда-то было современными стихами, теперь стало классикой, а ведь тогда об этом никто и не думал.

Необходимо признать, что многие из современных поэтов пишут непрофессионально и не обладают большим талантом, то есть попросту являются графоманами. Уже одно то, какое количество стихов современных поэтов публикуется в разнообразных журналах, показывает, что русская поэзия находится скорее в состоянии подъёма.

Современная поэзия обладает всеми признаками техногенного общества — вместо самиздата используется гораздо более доступный Интернет, да и стиль многих современных стихов мало напоминает классику. У многих поэтов сложилось мнение, что главное не в том, чтобы современная поэзия соответствовала канонам, а в том, чтобы создавать такие произведения, которые трогали бы душу читателя.

В противовес этому имеется и другое мнение, с которым я полностью согласен и которое утверждает, что профессиональное владение слогом является непременной составляющей искусства поэзии. Чаще всего, при создании стихотворений по всем правилам, мне приходится работать до мозолей на мозгах.

В одной из своих проповедей Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал, что ни при каких обстоятельствах нельзя поступиться нравственностью, нравственность сегодня — средство выживания человеческой цивилизации. На литературном фестивале «Славянские традиции — 2009» известный русский поэт Владимир Костров, отметил, что русская литература держится не столько на совершенстве средств изображения, сколько на высокой духовности, нравственности, традициях православия. Духовность русской поэзии — драгоценное качество, которое воспитывает в человеке высокую мораль и нравственность. Во все времена поэт являлся борцом, во все времена он стоял на стороне добра против зла, на стороне правды против лжи, на стороне слабого, против силы. Современная литература должна отыскать и показать новые нравственные ориентиры и сохранить себя как основу всех видов искусств. Главная её задача разрушать миф непобедимости зла.

Большие трудности испытывают молодые писатели последнего десятилетия. Для успешной творческой деятельности им не хватает жизненного и профессионального опыта, критического самоанализа. Главной ошибкой начинающих поэтов является то, что они не советуются с профессионалами и не вникают в теорию стихосложения, болезненно реагируют на критические замечания. Общество и особенно молодёжь оказались подвержены влиянию массовой культуры и современному эстрадному искусству, (они тесно связаны с поэтическим творчеством) которые в настоящее время являются имитацией искусства. На поддержание и продвижение этой имитации шоу-бизнес тратит громадные средства.

Причины кризиса кроются в отрыве творчества от русских корней песенных традиций и погоня за прибылью.

Современная литература перестала быть откровением. Писатель уже не учитель жизни, а литература не квинтэссенция мудрости, — в лучшем случае чтение, способное развлечь во время длительной поездки.

Сегодня в России от литературы ждут новых идей и нового видения. Главная проблема, как и всегда, это проблема идеала в современной жизни.

На смену литературы разрушения (постмодернизма) должна придти новая русская литература созидания и конструктивизма. Русская литература в 21 веке будет литературой смысла, поиском ответов на вечные вопросы бытия.

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии журнала «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: