Бомжонок

Наталья БЕССОНОВА | Проза

синопсис к роману

Время действия: первое десятилетие нашего века.

Место действия: Москва.

…Очаровательный белокурый малыш, растерянно озираясь по сторонам, бродит около подземного перехода. В больших глазах его застыли растерянность и испуг, на румяных щечках – размазанные струйки слез.

Девочка лет двенадцати, просящая милостыню близ Ленинградского вокзала, обращает на него внимание. Маленькая попрошайка заговаривает с ребенком, спрашивает, как его имя.

– Иголька, – отвечает мальчик, всхлипывая. Он еще выговаривает не все звуки.

– Игорёшка, что ли? – не расслышав, переспрашивает она. – А я Тоня…

Егорка не спорит, допуская, что в новых обстоятельствах его имя должно звучать не так, как всегда. А девочка, руководствуясь собственным опытом, считает, что ребенка бросили, и берет его с собой – туда, где обитает компания беспризорных детей. Малыш доверчиво следует за новой знакомой, надеясь, что та отведет его к маме.

Тоня приводит малыша в странное полуподвальное помещение, предназначенное вовсе не для жилья. Он не сразу замечает в полумраке чумазых, неопрятно одетых мальчишек. Обитатели этого странного места выражают недоумение по поводу появления в компании маленького мальчика.

– Да все нормально, с мелкими больше подают, – уверяет кто-то из них.

– Он же малявка совсем! Еще реветь начнет… – возражает другой.

– Сенька будет решать! – твердо заявляет Тоня.

Когда в помещении появляется высокий рыжеволосый парень в расстегнутой кожаной куртке поверх тельняшки, сразу становится ясно, кто в этой компании главный.

– Привет, экипаж! – ломающимся голосом басит вошедший.

Сенька по прозвищу Моряк, с раннего детства мечтающий о дальних плаваниях, старается привить соплеменникам общечеловеческие нормы поведения. Рано оставшись без родителей и без крыши над головой, парнишка трижды пытается зайцем на поезде доехать до Одессы, чтобы наняться юнгой на какое-нибудь судно, но всякий раз его с позором возвращают – сначала к дальним родственникам, занявшим родительскую квартиру, потом – в детский дом. И Сенька решает действовать законным путем. Он копит деньги, зарабатывая в электричках песнями под гитару. Постепенно к нему присоединяются еще несколько ребят. Позже в команде появляются девочки, за каждую из которых Семён в разное время заступается на улице. Живут где придется, каждый зарабатывает как умеет. Кто милостыню просит, кто машины моет, кто песни поет. И все они невольно загораются Сенькиной мечтой о море. Каждый вносит посильный вклад в общий котел. Воровство и прочая незаконная деятельность, а также сквернословие, сигареты, а тем более наркотики в этом сообществе строго пресекаются.

– Экипаж, мы же нормальные пацаны! Мы просто должны выжить! Надо стараться, если чего-то хотим добиться, – наставляет Сенька соплеменников.

Тоня подводит Егорку к рыжеволосому парню. Тот после недолгих уговоров соглашается оставить малыша в «экипаже».

– Но тогда ты, Тонька, за него отвечаешь! Будешь ему нянькой, – тоном старшего брата говорит мальчуган. – У таких маленьких ведь режим и все такое…

И начинается новая для Егорки жизнь. Здесь все называют его Игорёшкой. Ребятишки хоть иногда и дразнятся, а кто-то и подзатыльником наградит, но все проникаются к малышу особой нежностью: он напоминает многим из них о доме, о собственном коротком детстве… Днем Тоня берет его с собой «на работу» – в переход метро, и мальчик, сидя на картонной подстилке, молча наблюдает, как мимо идут люди, некоторые из которых бросают на ходу монетки в коробочку из-под сладостей. А Егорка надеется среди прохожих увидеть маму…

Вечером обитатели полуподвального помещения, которое они называют «теплушкой», из нескольких ящиков сооружают общий «стол», и каждый выкладывает все, что принес. На ужин обычно заваривают лапшу быстрого приготовления в отрезанных днищах широких пластиковых бутылок, к которой прилагается по куску колбасы. Кипяток берут из толстых труб теплотрассы. На них и спят. Вместе с детьми живут две собаки, которые отгоняют крыс, выбегающих из глубины узких каналов. Даже самодельный умывальник здесь имеется: Сенька строго следит за чистотой в «экипаже».

– Мы люди, а не зверье какое-нибудь, должны быть культурными, – повторяет он. – Грязнуль не берут в юнги!

Однажды после работы Тоня ведет Егорку на Красную площадь. Он восхищенно смотрит на кирпичные башенки и представляет, что попал в сказку. В «теплушке» малыш восхищенно рассказывает ребятам о том, что увидел.

– В этих башенках волшебники живут! – так заканчивает он свой рассказ.

– Х-ха! В-волшебников вообще не б-бывает! Только Д-дед Мороз все м-может! – сильно заикаясь, заявляет лохматый мальчуган лет семи…

…Проходит несколько дней. Как-то вечером Тоня с Егоркой, сидя в переходе, становятся объектами внимания одной любопытной особы. Бросив в коробку какую-
то мелочь и отдав Тоне пакеты с продуктами, она стала задавать вопросы, на которые дети улицы обычно не отвечают.

Надежда потрясена увиденным. К тому же мальчик кажется ей очень похожим на сына, погибшего несколько лет назад. Она пытается выяснить, что заставило детей просить подаяние, но ей не отвечают. Однако называют имена: Тоня и Игорёшка.

– Тетя, ты жнаешь мою маму? – раздается вдруг голос малыша. – Шкажи ей, чтобы она меня не жабыла.

Буря противоречивых чувств овладевает Надеждой, но она вынуждена уйти, уступив требованиям девочки. Дома женщина рассказывает мужу, полковнику полиции, о встрече в подземном переходе, а он излагает по этому поводу свои неутешительные предположения: маленьких попрошаек либо кто-то использует в криминальном бизнесе, либо они беспризорники.

– Из десяти детей, оказавшихся на улице, разыскивают только одного, – сообщает полковник.

Надежда шокирована. Она полна решимости найти Тоню и Игорька, выяснить все обстоятельства и помочь им. Но ни завтра, ни послезавтра, ни через неделю на прежнем месте этих детей не оказывается.

…Егорка постепенно привыкает к ребятам, живущим вместе с ним в «теплушке». Зима между тем уже вступает в свои права. Иногда Тоня водит подопечного в «одно хорошее место», где бездомные могут получить бесплатно еду и теплые вещи. Но от белого автобуса, рядом с которым витают аппетитные ароматы и выстраиваются в очередь какие-то неопрятные люди, она старается побыстрее увести подопечного.

– Чтобы в детприемник не забрали, – поясняет она. – Там детей обижают! Обзывают по-всякому, стригут налысо и голову мажут разной вонючей гадостью…

…Приближается Новый год. Беспризорники, несмотря на все тяготы жизни и опасности, подстерегающие их на каждом шагу, тоже умеют радоваться жизни, и, как всем детям, им хочется чуда. Кто-то приносит высокую, с обломанными на одной стороне ветками елку, все вместе ее наряжают.

– Сенька, мы что, бомжи? – спрашивает вдруг долговязый парнишка в рваной куртке, видимо ожидая отрицательного ответа. – Меня одна тетка так обозвала…

– По сути – да, – мрачно отвечает Семён, – но мы должны стараться, чтобы изменить это. Заработаем денег, по­едем к морю, юнгами наймемся…

Эти разговоры не остаются незамеченными для Егорки.

– Нянька, а кто такой бомжи? – тихо спрашивает он.

– Это у кого нормального человеческого жилья нет, – отвечает Тоня.

– А у наш ешть? – не унимается малыш.

– Сиди уж, бомжонок мой! – невесело улыбается девочка, ласково потрепав подопечного по мягким волосам.

В «теплушке» пахнет хвоей и мандаринами, как и положено на Новый год. Для каждого под елкой приготовлен подарок: за ящиками, замаскированными клочками ватного «снега» и блестящим «дождем», ребятишки находят пластиковые пакеты, на каждом из которых выведено красным фломастером чье-нибудь имя.

– Какой Дед Мороз в этом году добрый! – замечает Тоня.

– Как будто не знаешь, что Дед Мороз – это Сенька, – тихо, чтобы не слышали младшие, отвечает Рая.

…Наконец зимние холода отступают. Дети ждут весну, а она наступает очень медленно и неохотно. К компании Сеньки прибивается новенький – мальчишка из теплых краев, на вид лет десяти. Зато куда-то пропадают двое ребят из «экипажа».

– Людоедка объявилась, – сообщает как-то подопечным Сенька Моряк.

Так беспризорники называют женщину, которая заманивает уличных ребятишек ласковыми разговорами и конфетами, сажает к себе в машину и куда-то увозит. И больше их никто не видит. Но и помимо этой злодейки детям улицы есть кого бояться. Опасность подстерегает на каж­дом шагу. Одного знакомого мальчугана, просящего подаяние в инвалидной коляске на трассе, сбивает грузовик прямо на глазах у Сеньки Моряка. А другого находят убитым за мусорными баками…

Тоня с Егоркой часто меняют место «работы», чтобы не попасться на глаза милиции, которая проводит какую-то специальную «акцию по поимке беспризорников». Дети кочуют по станциям метро и перебираются из одного перехода в другой.

В одно, казалось бы, самое обычное утро Тоня не может подняться со своего места на теплой трубе: у девочки сильный жар и кашель. Ее оставляют отлежаться в «теплушке», а Егорку забирает с собой другая девочка – Рая.

– Лети, мой Воробышек, – ласково шепчет нянька, видя, что малыш не хочет ее оставлять.

Рая поет в электричке, Егорка стоит рядом, несмело пытаясь подпевать.

– Когда нянька попьявича? – то и дело спрашивает он.

Услышав в ответ «скоро», малыш ненадолго успокаивается, а потом снова пристает к девочке с тем же воп­росом.

Шкоя уже пьяшло! – утверждает он.

Ребята пытаются как могут лечить заболевшую девочку, но безуспешно. Однажды утром Егорка видит, что мальчишки обступили Тоню со всех сторон и о чем-то шепчутся, а сама она лежит неподвижно и тихо.

– Твоя нянька теперь улетит на небеса. К ангелам. И всегда будет видеть тебя оттуда, – пытается Рая успокоить заплакавшего малыша.

– На жведочку? – уточняет он, всхлипывая.

После кончины Тони Егорку берет с собой кто-нибудь из ребят или Рая. Ему больше всего нравится петь в электричках вместе с Сенькой под гитару.

Однажды вечером в «теплушку» вваливается высокий худой парень. Он ведет себя слишком уж по-хозяйски, и даже Сенька рядом с ним кажется не таким властным и значительным.

– Саня Шалый! – шепчет Рая. – Выследил нас все-таки!

Незнакомец требует, чтобы ему отдали одного из мальчишек для использования в качестве форточника. Сенька отказывается. Через день вожак возвращается позже обычного. Лицо парнишки разбито, волосы спутались и слиплись от ссохшейся крови.

– Отлежусь чуток – и новое место будем искать, – говорит он.

Но окрепнуть Сенька не успевает. Не проходит и двух дней, как Шалый появляется снова, на этот раз не один. Чужаки настроены враждебно и решительно, в руках у них палки.

– Бегите, братва! Кто куда! – командует Сенька. – Потом соберемся!

Ребятишки разбегаются. Рая незаметно увлекает Егорку в темную глубину узкого коридора, куда уходят трубы теплотрассы, и приказывает сидеть тихо. До него доносятся глухие удары, чья-то ругань и вопли Раи. Когда все стихает, мальчик покидает укрытие. В ожидании ребят он устраивается на своем обычном месте на теплых трубах и вскоре забывается тревожным сном…

Вернувшаяся Рая сообщает, что Сенька в больнице, что после нападения Шалого ему пришлось делать операцию, но теперь он обязательно поправится.

– Отсюда надо уходить, в любой момент эти бандюги могут вернуться, – говорит Рая и приводит Егорку в подвал одного из старых домов.

Дети ночуют в обществе двух взрослых бездомных людей, слушая почти всю ночь истории из их жизни. А утром малыш снова тихонько подпевает Рае в поезде метро, держа в руках блестящую коробочку из-под леденцов. Под вечер дети отправляются в условленное место, к красивому зданию на набережной. Но встречают они там одного лишь Федьку – длинноногого мальчугана лет одиннадцати.

– Я клевое место нашел. Кладовку. Там Ванёк живет, – радостно сообщает мальчишка.

– А нас всех туда пустят? – уточняет Рая. – Ты спроси. А мы сегодня к маме Тае поедем.

Так дети называют служащую одного из московских храмов, которая никогда не отказывает им в помощи. Переночевав у доброй женщины и пообещав вернуться, они снова отправляются по своим обычным делам. А она, не дождавшись детей вечером, принимает решение разыс­кать родственников малыша.

…Некоторое время спустя полковник московской милиции Юрий Петрович Михальцов приносит жене листок-ориентировку с просьбой отозваться родственников или знакомых ребенка. Надежда узнает на фотографии мальчика, которого видела в метро.

– Игорь Клячиков, – читает она. – Это он. Только щечки не такие пухленькие…

Надежда с помощью мужа разыскивает женщину, подавшую это объявление. От Таисии она узнает о малыше и о беспризорных детях, ставших на какое-то время его семьей.

– О море мечтают, – улыбается «мама Тая». – Правда, мечтает-то Семён, но и они за ним тянутся. Юнгами хотят стать…

На вопрос о том, где сейчас малыш, женщина ответа не знает. Во время этой беседы несколько раз звонит мобильный телефон Таисии.

– Ребятки мои, – поясняет женщина. – Кто из приюта, кто из тюрьмы. Не забывают…

…Рая, Егорка, Федька и Ванёк, которого выгнали из теплой кладовки, живут теперь в здании заброшенной фабрики. Греются у теплотрассы. В некоторых комнатушках бывшего административного корпуса сохранилась мебель и даже имеется водопровод с ржавой водой.

Под предводительством Федьки иногда ведут поиски подземных убежищ в подвалах старых зданий.

– Вот найдем эти тайные бункеры, будем жить как буржуи какие-нибудь! – восторженно убеждает ребят мальчишка, блуждая с фонарем по длинным подвальным коридорам одного из домов в Старой Москве. – Мне рассказывал один друган, что ходы в такие убежища неприметные, выглядят как обычные подъезды. Никто и не догадается. Там продуктов припрятано – на сто лет хватит!

Рая не верит в успех этого предприятия, предпочитая петь в переходе или по электричкам «за малую копеечку». Берет, как обычно, с собой и Егорку. В один из дней мальчик, подпевающий спутнице в переходе, просит пить. Девочка отправляется в ближайший киоск за водой. Малыш следит за ней глазами, как вдруг чья-то большая ладонь бесцеремонно закрывает его лицо, а другая сильная рука подхватывает и отрывает от земли.

– Хочешь жить – молчи! – слышит он хриплый голос.

Испуганного малыша заталкивают в легковой автомобиль, который тут же трогается. В похитителях он узнает Саню Шалого и его спутника. Парни говорят о каких-то делах, которые собираются «провернуть» с участием «этого мелкого», произносят непонятные для него слова. Машина останавливается около трехэтажного дома с выбитыми стеклами. Парни направляются в полуподвальную комнату, таща за собой мальчика. Пахнет готовящейся едой. Старуха в темном платке что-то помешивает в огромной кастрюле. Вдруг повариха оглядывается, и рот ее расплывается в широкой улыбке. Егорка в который раз за день замирает от ужаса: теперь на него смотрит Баба-яга, обнажив в хищной улыбке единственный зуб. Мальчик непроизвольно делает шаг назад.

– Не бойся, она тебя не сейчас сожрет! – противно смеется Шалый. – На сладкое оставит!

Чуть больше суток проводит Егорка среди обитателей полуподвальной трехкомнатной квартиры предназначенного к сносу дома. У каждого из них – своя «воровская профессия». Два паренька, раза в полтора старше Егорки, в комнате с которыми его укладывают спать, называют себя щипачами и, похоже, очень гордятся своим статусом.

– Раньше мы были форточники, а теперь тяжелые стали, да и в окна плохо пролазим, – поясняют мальчишки. – Теперь это будешь ты, – наперебой вводят они Егорку в курс дела.

…Ночью малыша будят, грубо сбросив с дивана.

В той же машине, в которой его увезли от Раи, компания отправляется на дело.

– Ты сейчас будешь супергероем, понял? – тоном, не допускающим возражений, говорит Шалый. – Закинем тебя в разведку к космическим злодеям в окно, и ты откроешь нам дверь, – поясняет он под жуткие смешки того, кто сидит рядом.

…Во дворе дома совсем темно. Егорка с помощью Шалого, подталкивающего его снизу, забирается по холодной металлической лестнице. От страха и ночной прохлады пальчики его плохо слушаются, а ножки соскальзывают с узких ступеней. Добравшись до нужного этажа, Шалый, крепко ухватив малыша, подносит его к открытой форточке и проталкивает в темноту чужой квартиры. Упав на подоконник, Егорка не удерживается и летит на пол. Роль «супергероя», навязанная бандитом, ему совсем не нравится.

– Космические злодеи не могут жить в обычных домах, – рассуждает он, поднимаясь.

Через несколько минут где-то в глубине квартиры раздаются мелодичные сигналы, потом – громкий стук в дверь.

– Эй, шкет, где ты там? Открывай давай! – слышит мальчик ненавистный голос Сани Шалого.

Егорка выходит в прихожую, стараясь не шуметь. Сейчас от этого страшного человека его защищает запертая дверь, хоть и чужая. Ему так не хочется открывать ее этим страшным людям! Вдруг снаружи слышится скрежет металлических запоров.

– Что здесь происходит? – спрашивает кто-то на площадке зычным басом…

Малыш, замерев, стоит у двери. Даже тогда, когда он, подталкиваемый Шалым, лез по холодной лестнице, боясь оступиться и полететь вниз, ему не было так страшно…

…Вечером того же дня Надежда узнает от мужа, что в квартире ректора одного из университетов, находящегося в командировке, соседи обнаружили постороннего мальчика лет пяти, очень похожего на Игорька. Преодолев некоторые административные преграды, они везут его домой. Ребенок замкнут и запуган. Дома Надежда, искупав малыша, заворачивает его в полотенце и укачивает на коленях.

– Меня мама тоже так дейжала… в полотенче, – шепчет он вдруг.

На вопрос о том, где сейчас его мама, малыш отвечает:

Потеялашь, – и мило пожимает плечиками.

Надя с необыкновенной радостью ухаживает за ребенком, аккуратно постригая его нежные ноготки, расчесывает мягкие волосы…

…Надежда и Юрий стараются уделить малышу как можно больше внимания. Водят его в зоопарк, в кукольный театр, кормят мороженым и умиляются его детским суждениям.

– Как такая большая тетя жалежла в такого маленького Чебур-рашку? – старательно выговаривая трудно дающиеся звуки, спрашивает мальчик, когда артисты вместе с куклами выходят на поклон.

Он очень разочарован, что Чебурашка не живой, а роль его играла актриса. Надежда счастлива. В женщине зреет намерение усыновить этого малыша, который так напоминает ей погибшего сына.

Позвонив Таисии, она узнает новость, которая ее радует и огорчает одновременно: мальчика, которого она вознамерилась усыновить, разыскивают родственники. И зовут его Егорка Красиков. Женщины договариваются вместе навестить Сеньку Моряка.

На следующий день, подходя к зданию больницы, Надежда видит у ворот Таисию, беседующую с мужчиной в форме морского офицера. Он бежит им навстречу, подхватывает мальчика на руки.

– Ты помнишь меня, Егорка? – спрашивает моряк. – Ну, как меня зовут?

– Паша, – шепотом произносит малыш и смущенно улыбается…

Егорка забегает в палату первым, обнимает старшего товарища. Сенька радуется встрече с маленьким собратом…

Надежда, несмотря на неизбежность предстоящего расставания с малышом, счастлива, что его мама нашлась. Она учит Егорку правильно произносить звуки.

– Вот приедет твоя мама и услышит, как ты хорошо разговариваешь. Знаешь, как она удивится?.. – говорит она ему.

…Егорка с Надеждой стоят у дома. Подъезжает такси. Из автомобиля выбегает молоденькая женщина, бросается к Егорке, подхватывает его на руки и долго стоит так, прижимая мальчика к себе.

– Мама, я жнал, что ты найдеща! А я вс-се буквы выговар-риваю! – радостно сообщает Егорка после горячих материнских объятий. – Ты удивляища?

– Конечно, родной! – отвечает женщина и смеется сквозь счастливые слезы.

Надежда, наблюдая за встречей матери с сыном, радуется за них обоих…

– А вы меня не жабудете? – спрашивает Егорка, прощаясь с Надеждой и Юрием в аэропорту.

Надя целует малыша, в последний раз вдыхая запах волос на детском височке.

– Лети, Воробышек! – говорит она, отпуская его к счастливой маме. А самой так хочется расплакаться…

Об авторе:

Преподаватель Новосибирского архитектурно-строительного университета, кандидат педагогических наук, автор ряда научных работ и учебных пособий. Первый роман «В рабство – на экскурсию», в котором описаны не только реальные случаи девушек, попавших в трудную ситуацию, но и красивая история любви главных героев, вышел в 2018 году в издательстве «Союз писателей» в рамках программы «Новые имена современной литературы». Через год был издан второй роман, являющийся продолжением первого, а в 2021 году увидел свет третий роман – «Бомжонок», в котором описана трогательная история маленького мальчика, который волею случая попал к беспризорным детям и провел с ними всю зиму. Как и другие произведения автора, эта книга тоже основана на реальных событиях, но, как и бывает в художественной литературе, в ней присутствует некоторая доля вымысла.

 

 

 

 

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии альманаха «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: