Сияние Крыма

Владлен ГОНЧАРОВ | Проза

(путеводитель по тропам, музеям, страницам, где вас ждут вечные странники земли)

Башня Авинды

На Поликуровском холме в Ялте, близ храма Ионна Златоуста, стоит на улице Толстого-Поликуровской трёхэтажный дом с башней. Построен он в конце 60-х годов ХIХ века для врача Ф.Т. Штангеева, известного изучением влияния Южнобережного климата на здоровье человека, последователя доктора В.Н. Дмитриева, основателя Горного клуба. За 11 лет работы в Ялте Ф.Т. Штангеев многое сделал для совершенствования методов лечения больных туберкулёзом. В честь него названа Штангеевская тропа, пролегающая над водопадом Учан-Су.

Совсем недавно башню купил я, и долгие часы провожу в ней. Из мансардовского маленького окна открывается чудесный вид на море, мыс Ай-Тодор, гору Могаби, скальное ожерелье Ялты и сам город. Развернувшаяся реальная панорама стала материалистическим видением, вот она здесь рядом, входящая в мою душу и сердце, несущая радостную перемену бытия. Я сознаю лежащий передо мной мир в красоте и величие, я будто лечу в вечном пространстве, созерцая Врата рая – лучезарную Ялту. Я вижу прекрасный уголок земли и тут же могу взглядом прикоснуться к нему. У меня в объятиях розовый город, как цветущий райский сад лепестками-домами и сиреневыми ветвями глициний, виноградными листьями и извилистыми стволами-улицами. А в бирюзе моря удивительное свечение воды и лазурный свет солнца льётся с Божественной высоты.

Как-то раз в час затаённого заката я вылез на причудливую крышу башни, напоминающую цветок лотоса с железными листьями и каменными соцветиями. Город, горы, небо и море застыли в лиловой грусти тишины. И золотые стрелы лучи летели и падали на башню с вершин Ай-Петри, Могаби, со священного овала пещерной церкви Иограф, отражались от Красного камня, рождались сладким звуком в бронзовых колоколах храма Иоанна Златоуста.

Эфирное дыхание и благоухание чистого воздуха восходили и плавали в затухающем сиянии солнечного свода. Вечерний блеск неба и безмолвие земли в зеркале застывшего залива. Отражение истории, её философии, героизма, мужества, мудрости и трагичности запечаталось в шелковых лентах облаков и шрифтах хроники гор. Психологические переживания и энергия красоты сквозили хрусталём в закатном мерцанье.

Стеклянный бокал вечера на мраморном столике и белые звёзды-подснежники рассыпались на синем объёме неба. Мираж моря дрожал в лунном таинстве. Восточные сказки сверкали разноцветными фонарями по тихим улочкам города. Чёрная магия ночи переливалась и текла в физической вибрации засыпающего города. Сквозь сны проходили видения Ада и Рая, соединившись в мучительное сознание наступающей старости. Колдовские красные цветы зацветали на зелёных падающих стеблях незнакомого мне растения, висящего на стене каменной башни.

Сон это мистерия мысли и музыки.

Бессонница – это блеск сияния и раздумья о безвозвратно ушедших днях и годах.

А атмосфера тишины сна и бессонницы – это человеческая Вселенная, где твоя Судьба в небесных скрижалях летописи, а точнее в наших собственных руках или земных радостях жизни. «Ах, как у вас хорошо и красиво здесь!» – уже традиционные слова восхищения приходящих в гости на башню.

Впрочем, мы все хорошо знаем, что от Судьбы никуда не уйдёшь, меняй её, ломай линии-дороги, даже хитроумничай любыми способами!

Раньше башня была стройная и чистая в ажурном обрамленье деревянного резного зодчества карнизов и балконов, а сейчас советские быт и бедность повесили на ней уродливые застекленные лоджии.

Но бывшие хозяева, жильцы, квартиранты синими тенями собираются здесь, часто я слышу, как скрипит винтовая лестница, ведущая в башню. Кто-то медленно идёт, тяжело вздыхает, останавливается для отдыха. Мне страшно интересно поговорить с прихожанами, но они безмолвно замирают по углам башенной комнаты. Что им тут нужно? Зачем они постоянно топчутся по ступеням? Какая тайна скрыта под сводами башни?

И вдруг я понял, кто эти незнакомцы! Мой литературный псевдоним – Авинда, имя горы над Ялтой. Позже я узнал, что это – индоарийский топоним, когда-то древняя нация проживала в окружающих краях, а потом ушла в Гималаи. И нет теперь вокруг древних языческих капищ, забыты наши Боги, а славяне поклоняются Христу, иудейскому святому. Души моих далёких предков собираются здесь, ведь я добровольно принял обет индоарий, взяв, а, может, вернул своё прежнее имя из давнего мира. И идут тени забытых предков на свет нашей языческой обители, будто загадочной пирамидой стоящей на Поликуровском холме.

«Выбирая Богов, – мы выбираем судьбу». Так сказал языческий римский поэт Вергилий.

Какое счастье прикоснуться к старому памятнику, скрывающему мощь истории, синие образы таинственных обитателей, воспоминания о затерявшейся человеческой истине. И льются дождями, сыплется снегом, горит солнцем, падает звёздами память об утраченных светлых днях и живших тут дивных предков.

Смерть над Крымом

«Мы не для того родились, чтобы убивать, и не для того, чтобы Быть убитыми». –

Эти слова принадлежат командиру Ялтинского партизанского отряда Илье Вергасову. Его книга «Крымские тетради» наша кровная связь с прошлым – суровыми, смертельными, страшными днями фашистской оккупации и смелой борьбой горсткой отчаянных соотечественников.

Умер от голода, погиб в бою, не сдавался в окружении, расстрелян в застенках гестапо, пал от пули предателя. Смерть и снег, голод и горе кружились над Крымом с ноября 1941 по май 1944 года. Тяжёлые страдания народа. И Илья Захарович Вергасов правдиво, с пережитыми самим испытаниями рассказал нам о трудных временах и жестоких схватках с врагом. « Это – что видели мои глаза, что прошло через сердце». Здесь «трудно отделить правду от легенды, ибо сама правда была легендарна». Писатель Сергей Залыгин отметил, что книга написана мужественным стилем, в ней соединены – неистовый, сильный характер автора с его туберкулёзным недугом и героическая документальность происходящего. Писателя миновали пули и взрывы гранат, выдержав голодовки и немыслимые губительные физические напряжения, душа Вергасова мечется, присутствует, переживает и проходит кровью и болью сквозь партизанскую страду.

Вот мужественные строки: «Двигаться становилось все труднее и труднее. Люди выбивались из сил. Никогда в жизни не испытывал я такого урагана. Невозможно было удержаться на ногах. Ветер отрывал ослабевших партизан от земли. Что-то со звоном пронеслось в воздухе и сгинуло в пропасти – партизанский медный казан.

Ураган стал убивать. Первыми жертвами оказались наиболее слабые. Ветер как бы подстерегал мгновение, когда партизан выпускал руку товарища. Самостоятельно один человек не мог удержаться на ногах. Ураган усиливался

Не хочу скрывать правды: я пережил минуты, когда силы покидали меня, и хотелось только одного: зарыться в снег и спать. Спать, не думая о последствиях. Я не мог слышать вой этого сумасшедшего урагана.

Как мне хотелось тишины! Хотя бы минут пять покоя, чтобы в слабые лёгкие попал хоть глоток воздуха, чтобы было чем дышать. Наверное, была права мой врач Мерцалова: «Куда вам с такими лёгкими?»

Но я был командир, и мне нельзя было сдаваться, нельзя…»

Мне близки и знакомы эти строки, не раз я попадал в дикие бури на горных плато Крыма и испытал ярость ветра, снега и мороза. Но одно дело в мирное время, а когда вокруг коварный враг со смертельной пулей и подлость предателей, а ещё Голод и бездомность.

Я медленно обхожу знакомые места, где не раз бывал в туристских походах, и тут совершались сражения партизан с фашистами, будто ясно вижу всё происходящее вокруг и в падающем снеге, как память-обра–зы, встают сильные и волевые лики моих крымчан. И что-то близкое и благородное связывает меня с ними. Неужели смерть! Там, на Ай-Петринском плато, у пещеры Иограф, слепая стихия лавины бросила нас, команду горноспасателей, в пропасть, где окровавленные и переломанные, мы замерзали и умирали в январском снегу. Скончался Артур Григорян, а на другой стороне плато в декабре 1941 года при страшной стуже попал в засаду Ялтинский партизанский отряд, где погибли многие.

Партизанская быль со страниц «Крымских тетрадей» Ильи Вергасова окунает и приближает нас в то уже далёкое, но горячее и героическое время, полное трагизма и террора. Смог ли я стать в ряды крымских партизан? Совершенно не нужный вопрос, я всегда был и буду с ними, будто я прошёл боль и беды, смотрел смерти в глаза, выдержал вступительный экзамен, а они, партизаны, уходили в лес без всяких тренировок и боевого опыта, да больные и не принятые в ряды Красной Армии, лишь по зову русского сердца, сражаясь за свою землю, дом и родных.

И дорога нам книга Вергасова своей горячностью и горечью партизанских лет, ставших вечностью и историей Крыма, воскресившей тени блуждающего бесстрашного поколения на горных кручах и тропах. «Когда из-за облаков показалась гора Роман-Кош, наступила тишина. Как будто не было страшной ночи, не было урагана и метели».

Они презирали смерть и стали бессмертными!

Узенбашская тропа

Потянуло опять в дорогу, чтобы снова ощутить горную свежесть и воскресить промелькнувшую юность. Ох, как трепетно и тревожно в водопаде весны, в сладком аромате воспоминаний ушедших любовных встреч и так неистово сгоравших минут-поцелуев. А сердце стучит и болит за минувшим очарованьем. Я иду по тропе, возвращаясь в прошлое, как в шальную грозу.

Как-то давным-давно, на Бойке, мы работали в археологической экспедиции, и по этой узорной каменной дороге с крепидами, словно средневековыми скрижалями, спускались к девчонкам в Ялту.

Тропа начинается на холме Дарсан. На Обводной дороге есть такая автобусная остановка. Минуем дикое скопище жутких по архитектуре и свалкам мусора автобаз, складов, хоздворов, бетонный завод и еще какую-то промышленную муть. И, наконец, оказываемся на лесной дороге к холму Ай-Яни, расположенному над Дарсаном. Затем минуем пересечение дорог, противопожарных просек и старая милая тропка-дорожка вступает в лес. Легко, длинными кольцами, она поднимается вверх, пересекая урочище Биюк-Мейдан с красивой полянкой среди леса и двумя площадками, расположенными на обрывистых утесах.

Еще в прошлом веке это был один из главных дорожных путей связывающих Ялту и степной Крым. Там весело цокали лошадиные копыта, скрипели колеса повозок, бодро сновали неутомимые ослики с поклажами на спинах. Потом построили шоссе Ялта — Ай-Петри — Бахчисарай и эта горная дорога, ведущая через Бойку, совсем заглохла, заросла, заплыла дерном и временем. Правда еще до Великой Отечественной войны из Кучук-Узенбаша местное население приносило на продажу в Ялту свежее и кислое молоко, сыр, фрукты, преодолевая путь за несколько предрассветных часов. А сейчас только туристы часто бродят здесь.

Легкий туман и мелкий дождик сопровождал меня в пути. И вдруг – о, ужас! – передо мной черное пепелище: обуглившиеся стволы, скрюченные ветви, сажа на земле, сгоревшие пни, испепеленный стихией горный склон. Прошлогодний страшный лесной пожар огненной фурией вырвался и на этот гребень. Черные слезы, черная гарь, черный дым – сюрреалистическая картина дикого хаоса. И сквозь ад пробиваются тонкие зеленые побеги. Да здравствует Жизнь! Будто похороненное здесь солнце опять всплыло на высокое небо.

До революции Узенбашская тропа к пещере Иограф была помечена красной стрелой с кольцом – знак Крымского горного клуба. Под самым выходом на плато тропа уходит влево, на восток, по направлению к пещере. Вот здесь, январским вечером, отряд горноспасателей, шедший на поиски пропавшего старика, попал в снежную лавину. Тогда погиб наш отважный товарищ Артур Григорян. (Читайте мою документальную повесть «Лавина». Она входит в первую книгу хроники о горноспасателях – «У хижины с оленьими рогами»).

Пещера лежит под верхними известковыми утесами Ялтинской яйлы и служила, по-видимому, местом, где собирались христиане для богослужений во время турецких и татарских гонений. Крошечная церковь стояла внутри пещеры Иограф, находящейся в верхней части Узенбашской тропы. Тропа поднимается по хребту Дарсана к Главной гряде. Художник Елизавета Ивановна Висниовская в 1895 году изобразила облик этого, выступающего из сумрака пещеры, небольшого строения с алтарным закруглением – апсидой. Там ею был подобран обломок редчайшей для Крыма мраморной иконы с изображением младенца Иисуса Христа и собраны другие находки: медные крючья для подвешивания лампад, фрагменты стеклянных и керамических сосудов, бусы. Все это сейчас можно увидеть на выставке «Прошлое Ялты», которая демонстрируется в здании городского музея (ул. Пушкинская, 5а).

Сейчас в пещере едва сохранились остатки алтаря, почти разрушенного туристами. Неподалеку от большой пещеры находится маленькая хижина, в которой, как говорят, жил отшельник.

Возвратившись от пещеры на прежнюю тропу, поднимаемся направо вверх на плато, на выдающуюся пологую площадку Теренчикур. Оттуда видна дорога на северную сторону Главной гряды. Нам открывается вид на море, на яйлу и на простор небес. Коралловый, кадмиевый, красный цвета древних преданий распластались вокруг, замерли в грозном хаосе давних дней, в седых скальных скелетах, в танцах магических теней, в черных глазницах карстовых полостей, в пригнувшихся от дикого ветра кронах, в подобранном кремневом отщепе-ноже из каменного века, в слезах дождей и мучений, в мозаиках-облаках и фресковых росписях горных лугов. Величие высокого и глубокого пространства переплелись с веками, от античных до современных, пахнущих дымом войн и зеленой влагой луговой травы. Здесь, на горной вершине, ветры истории тихо шумят, ласкают тебя легендами и неудержимо уносят в двадцать первый космический век.

Розовая риза рассвета

Добрался к кромке плато вечером и заночевал в пещере. Лег перед выходом прямо на скалу, укрывшись шерстяным пледом. Снаружи шел мелкий теплый дождь. И большой зал пещеры чуточку горел странным голубоватым светом. Может воздух был насыщен электрическими разрядами, а возможно какое-то святое таинство витало в пещерном храме. Но никакого страха я не испытывал. Напротив, приятная благодать обволакивала мое уставшее тело. Будто тихая Ночь в алмазных чертогах среди стройных сталагмитов и сталактитов нежно ласкала меня.

Мое горящее существо стало легким и невесомым, как бархатная темнота. Оно медленно кружилось под ажурными сводами, роняя внезапно навернувшиеся слезы о погибшем товарище в той страшной лавине, которая смела нас на крутом склоне, возле пещеры.

И вторила моим горючим слезам чудодейственная исцеляющая молитва, серебром звеневшая в падающих каплях воды на природный каменный алтарь-натек. Известняковая роскошь пещерной церкви, уводила в подземное пурпурное царство, где стынет причудливая тень в ослепительном огарке свечи, где безмолвствует человеческий разговор, но торжеством благоухает музыка немая, песней звучащая в живой воде.

Блаженство пышного сказочного сна погрузило меня в тайны, стенанья, вздохи и бред пещеры, где я стыл, каменел и горел, где для меня расступались стены и своды. Под куполом зажигались хрустальные люстры, освещая желтые черепа, золотые маски, бриллиантовые венцы и дикие пляски козлоногого вертепа.

Проснулся. О, Боже! Овальный вход в пещеру Иограф завесила тончайшая ткань розовой ризы рассвета. Она струилась и шелестела шелком прозрачного воздуха на прекрасной фигуре златостанной зари. И я чувствовал на лице и ладонях ласковое и горячее прикосновение, волшебный поцелуй Свежести и Юности, как когда-то в далекие годы быстротекущей молодости. Как прелестно прикосновение к губам девственного утра! И томит, и льется птичья трель, наполняя сердце звонкой дрожью. Я встал, откинул драгоценную вуаль и шагнул в гулкую невесомость горного солнечного сияния…

Меллас

«Средь шумного бала, случайно, в тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна твои покрывала черты»

Меллас – в переводе с греческого звучит «седой», «тёмный», «серебристый». Возможно, это связано с густыми темно-зелёными красками вулканической интрузии магматических пород у нависающих скал Ай-Иори. А у моря раскинулся парк, заложенный в 30-е годы ХIХ века, где сохранился старинный двухэтажный дворец с плоской крышей. Здание возведено в плане средневекового палаццо с четырьмя угловыми башнями, чудесными легкими террасами, правда, дополненные деталями римской виллы эпохи Возрождения. Хотя в орнаменте фасадов и внутренних помещений есть и влияние востока с килевидными арками, арабесками, нишами. По планировке и размещению растений меллаский парк один из лучших на Южном берегу Крыма, в нём собраны свыше 60 видов декоративных форм деревьев и кустарников с редкими и чарующими экзотами. Здесь много цветов, великолепны в парке бордюры из жасмина голоцветного и калины вечнозеленой. Изящно размещены в парке скульптуры и беседки. Словно белая птица замерла на ночном отдыхе беседка-ротонда на скалистом мыске у моря.

Граф и поэт Алексей Константинович Толстой получил в наследство имение Меллас от своего дяди Алексея Алексеевича Перовского, умершего у него на руках в Варшаве.

А.К. Толстой снискал себе славу как автор поэтических произведений, на которые сочиняли музыку Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков и другие популярные композиторы. Но вся чудесная лирика поэта посвящена единственной любимой – это жене Софье Андреевне Миллер. Познакомились они зимой в 1851 году на маскараде в роскошном светском салоне. Ночью, вернувшись с пышного бала, он создал стихи, сейчас очень известные, первые строчки стоят в эпиграфе.

Синяя сфера сна сгустилась над парком Мелласа. Мудрость ночи мифическая, магическая, мистическая, воплощенная в лунный свет, фосфоресцировала и колдовала тенями и россыпями серебра в живой воде моря и мохнатых ветвях можжевельников. Осторожно, боясь нарушить величественность и вечность полночного часа, когда двадцатого августа они спускается с небес, и тихо скользят по аллеям любимого южнобережного поместья.

– Ваше сиятельство!
– Что, любимая?
– Ах, эта ночь, как ослепительна луна!
Душе легко: не слышу я
Оков земного бытия,
Нет места страху, ни надежде,
Что будет впредь, что было прежде –
Мне всё равно – и что меня
Всегда, как цепь, к земле тянуло,
Исчезло всё с тревогой дня,
Всё в лунном блеске потонуло…
– Куда же мысль унесена,
Что ей так видится дремливо?
Не средь волшебного ли сна
Мы едем вместе вдоль обрыва?
Ты ль это, робости полна,
Ко мне склонилась молчаливо?
Ужель я вижу не во сне,
Как звёзды блещут в вышине,
Как конь ступает осторожно,
Как дышит грудь твоя тревожно?
Иль при обманчивой луне
Меня лишь дразнит призрак ложный
И это сон? О, если б мне
Проснуться было невозможно!

Сон и Смерть, как два родные существа, уединились торжественно и тихо в парке Мелласа, в покое, в стихах и в бессмертной красоте. Шелестели шелка длинного платья умной и высокообразованной Софьи Андреевны с царской осанкой, а рядом элегантный, добрый, красивый аристократ Алексей Константинович с могучей силой и бородой, слагающий возвышенные и восхитительные строки, в том числе и о Крыме. Ночные, синие, обворожительные Думы и Души Мелласа в вечной смене человеческой жизни, живут и поют в очарование таланта поэта и его любви к русской женщине, принёсшей миру прелестные романсы.

Покажите мне Феодосию Мандельштама

Легче легкого – почитайте его стихи «Феодосия», а труднее и обиднее, что уже нет

Мандельштамовского южного города. Но не будем жестоки и злоречивыми к нашей действительности, ведь стихи и поэтический лик города остался, как «звёзды всюду те же».

Всё в том же высоком окруженье холмов, в сухом прозрачном воздухе, такой же «хрусталь волны упругий» окатывающий берег.

Я иду по раннему и пустынному городу, я знаю, что вы здесь, только тут вы могли укрыться от страшных и свирепых преследователей. Но вам, с пулей в груди, хотя говорят от болезни и истощения вы скончались в тюрьме Владивостока, всё так же страшен и не мил белый свет, но Феодосия для вас ангельский уголок, где вы, как перелётная птица, сладко и спокойно отдыхали в своей жизненной и творческой суете. Ели шашлык и чебуреки, пили вино, слушали чужие стихи, читали свои, спорили и жили страстно и весело. Ах, это быстро летящее время!

Но какое прекрасное!

За углом средневековой генуэзской башни мы встретились, даже столкнулись, вы собирали весенние фиалки. – Для Марины Цветаевой! – виновато стали оправдываться. Я обернулся, не только моя блуждающая сущность преследовали Осипа Эмильевича, вокруг «О, горбоносых странников фигурки! О, средиземный радостный зверинец!» Это старые, коренные феодосийцы собрались и слетелись со всех углов, щелей, могил, из прозрачности вечности, чтобы приветствовать вас. А вы поспешно бежали, испугавшись литературной славы или следствия ЧК? Пришлось мне искать вас среди росистой влаги весеннего утра, как в гражданскую выручали вас от Врангельской контрразведки И.Г. Эренбург, В.В. Вересаев, М.П. Кудашева. А письма в защиту вас начальнику контрразведки писал М.А. Волошин.

Тихий, нежный и радостный стук своего сердца вложил поэт в думы и созерцанье Феодосии.

Ещё о диком, дремучем и дивном мысе Меганом «над аметистовой водой!» оставил Осип Эмильевич тончайший флёр своих строк. Я знаю этот магический и мистический край, где желтыми асфоделиями прорастают и восходят солнечным светом души поэтов от античности до наших дней. Это мифический мертвый мавзолей, собравший и сомкнувший в своём пространстве светлые поэтические души. И на чёрном парусе туда рвётся Мандельштам. И я шёл к Меганому однажды в мрачную ночь бури на белой яхте, словно молнией пронизывающую ураган и молитвой стихом Мандельштама, читая его строки.

Туда душа моя стремится,
За мыс туманный Меганом,
И чёрный парус возвратится
Оттуда после похорон!

Но я вернулся обратно, в обычную и прозаичную жизнь, а Осип Мандельштам остался навечно в бессмертии стиха о Меганоме.

Об авторе:

Владлен Петрович Гончаров,  (литературный псевдоним АВИНДА). Мастер спорта международного класса по альпинизму. Десятикратный чемпион СССР и Украины по альпинизму и скалолазанию.
Участник восхождений по разным горным районам мира, в том числе в Гималаях, на Эверест. Воспитанник археологического кружка известного крымского ученого О. И. Домбровского.

Сотрудник многих экспедиций по изучению Крыма, профессиональный горный гид по Крыму, пещерам и горным тропам. Автор 70 книг. Лауреат литературных премий им. Чехова и республики Крым. Заслуженный работник культуры Крыма.

ПУТЕВОДИТЕЛИ И ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ ВОКРУГ ГОРОДОВ КРЫМА.

  1. ВРАТА РАЯ РОССИИ — ЛУЧЕЗАРНАЯ ЯЛТА. (Душевно-возвышенный лирический путеводитель вокруг города. 92 краеведческие новеллы с описанием маршрутов вокруг Ялты 210 стр. 8 фото)
  2. СЕРЕБРЯНЫЕ СОНЕТЫ СЕВАСТОПОЛЯ. (Душевно-возвышенный лирический путеводитель вокруг города. 50 краеведческих новелл с описание маршрутов близ Севастополя 176 стр. 15 фото)
  3. БЛИСТАТЕЛЬНАЯ И БОЖЕСТВЕННАЯ ФЕОДОСИЯ. (Восхищение окрестными сферами города. 155 стр. 10 фото)
  4. АЛУШТЫ ВЕНЕЦ АЛМАЗНЫЙ. (Душевно-возвышенный лирический путеводитель вокруг города. 189 стр. 10 фото)
  5. ХЕРСОНЕС. (24 исторические новеллы об античной истории Севастополя. 18 черно-белых рисунков. 96 стр.)
  6. БОСПОР КИММЕРИЙСКИЙ. (31 новелла об античной истории Керчи. 30 черно-белых рисунков. 96 стр.)
  7. КЕРКЕНИТИДА – АНТИЧНАЯ ЕВПАТОРИЯ. (28 исторических новелл об античной истории Евпатории 30 черно-белых рисунков. 29 цветных рисунков. 80 страниц.)

КНИГИ ПО ИСТОРИИ КРЫМА.

  1. КИММЕРИЙЦЫ. (17 исторических этюдов о древнем народе, проживавшем в Крыму. 10 черно-белых рисунков. 4 цветные вкладки. 48 стр.)
    2. СКИФЫ, СКОЛОТЫ, СЛАВЯНЕ. (23 исторических новелл о наших дальних предках.
    21 черно-белых рисунков. 87 стр.)
    3. ТАВРЫ. (15 исторических новелл о древнем народе Крыма. 19 черно-белых рис.
    6 цветных вкладок. 83 стр.)
    4. ГОТЫ. (25 исторических новелл о древнем народе Крыма. 40 черно-белых рисунков.
    4 цветные вкладки. 139 стр.)
    5. АМФОРА ИЗ БАКЛЫ. (Путеводитель по пещерным городам и монастырям Крыма.
    26 исторических и краеведческих новелл. 29 черно-белых рисунков. 2 цветные вкладки
    107 стр.)
    6. В ПОИСКАХ ЧАШИ ГРААЛЯ В КРЫМУ. (Исторический роман-хроника с простыми и цветными новеллами)
    7. ПЕЧАЛЬНАЯ ПОВЕСТЬ ДРЕВНЕГО МИРА. (Подвиг из раскопанной могилы)
    8. СТРАШНАЯ ТРАГЕДИЯ ХV ВЕКА. (Явь-видение, явившиеся в июньскую полночь)
    (39 новелл из истории Крыма. 13 черно-белых рисунка.2 цветные вкладки. 143 стр.)
    9. ЗАЛИВ СОКРОВИЩ. (Роман и рассказы об античных пиратах Черного моря.
    30 черно-белых рисунков. 205 стр.)
    10. ОСТРОВ АХИЛЛА-ПОНТАРХА. (Черноморские рассказы. 4 цветные вкладки.
    30 рассказов 4 цветные вкладки. 110 стр.)

ПУТЕВОДИТЕЛИ ПО ГОРАМ КРЫМА.

  1. РОМАН-КОШ. (Сияющая гора разноцветных трав. 27 новелл о высшей точки Крыма. Две цветные вкладки. 10 черно-белых рисунков. Карта. 87 стр.)
    2. ВЕЛИКАН КРЫМА – ЧАТЫРДАГ. (Лирическая краеведческая повесть-путеводитель. 4 цветных вкладки. 10 черно-белых рисунков 102 стр.)
    3. АЙ-ПЕТРИ — СКАЛ БЛЕСТЯЩИЙ ОСКАЛ. (Душевно-лирический путеводитель вокруг горы. 62 этюда 15 черно-белых рисунка. 171 стр.)
    4. БОЛЬШОЙ КАНЬОН — ПЯТИГЛАВАЯ БОЙКА. (Путеводитель с рассказами о людях, истории и природе)
    5. ДЕМЕРДЖИ. (Однодневный поход)
    6. КРАСНАЯ ПЕЩЕРА. (Лирическая повесть-путеводитель. 5 цветных вкладок.
    105 стр.)
    7. МИСТИЧЕСКИЕ МЕСТА СИЛЫ КРЫМА. (17 рассказов . 4 цв. вкл.75 стр.)
    8. МЕСТА СИЛЫ. (Мистерии и сказания Крыма. 26 рассказа. 110 стр.)
    9. ПОДЗЕМНОЕ ОЗЕРО ПОД РОМАН-КОШЕМ. (Пророческая повесть 71 стр.)
    10. ЛИК ЗЕМЛИ ПРЕКРАСНОЙ И ПЕЧАЛЬНОЙ. (Лирический путеводитель по Восточному Крыму. 65 новелл. 8 черно-белых рис. 4 цв. вкладки 185 стр.)
    11. МАГИЯ КРЫМА. (Лирический путеводитель)
    КНИГИ ДЛЯ ЮНОШЕСТВА.
  2. В ПОИСКАХ СТРАНЫ ДОРИ. (Повесть для среднего и старшего возраста. Участие школьников Симферополя в археологических экспедициях по Крыму. 85 стр.)
    2. КОМАНДА «СКАЛЬНАЯ ЯЩЕРИЦА». (Повесть о скалолазах и альпинистах-юношах, любящих Крым и совершавших восхождения по скальным отвесным стенам. 111 стр. 10 фото.)
    3. ПОДЗЕМНЫЙ ХОД ТРЁХ КАПИТАНОВ. (Повесть о первооткрывателей пещер Крыма. 15 фото. 107 стр.)
    4. ПРИКЛЮЧЕНИЕ ДОИСТОРИЧЕСКИХ ДЕТЕЙ. (Повесть и рассказы древнего мира. 4 цв. вкладки, 15 рис. 99 стр.)

КНИГИ О ПОЭТАХ, ПИСАТЕЛЯХ, ХУДОЖНИКАХ.

  1. СИЯНИЕ ТАВРИДА. (54 рассказа о поэтах и писателях, творивших в Крыму. 162 волнующих этюда, 161 стр.)
    2. ПАЛИТРА КРЫМА (Рассказы о художниках, чьи имена связаны с Крымом, 37 рассказа. 8 цв. вкладки, 161 стр.).
    3. ЛЕГЕНДЫ И ПРИЗРАКИ КРЫМА. (Рассказы о знаменитых и простых людях Крыма. 119 стр.)
    КНИГИ О СПОРТЕ.
  2. АЛЬПЫ В КРЫМУ (Путеводитель по скальным стенам Крыма).
    2. ПЕПЕЛ ЭЕВЕРЕСТА (Восхождение автора на Эверест, 88 стр. 4 цв. вкладки).
    МАЛЫЙ ПАРУС – МИР БОЛЬШОЙ (Плавание автора на яхте-скорлупке в Средиземное море. 80 стр. 4 цв. вкладки.).
    4. ПОКЛОНЕНИЕ БОГАМ (Поединок и подвиг альпинистов. 43 рассказа о восхождениях автора в горных районах мира. 135 стр. 10 фото).
    5. ГИМН ТЕННИСУ. (Радость жизни. 84 новеллы о теннисе. 8 цветных фото. 150 стр.)
    6. ПОТОМОК МИТРИДАТА ПОНТИЙСКОГО. (Романтическая быль о плавание на каяке инвалида с перебитыми ногами вокруг Боспора. 57 стр. 10 цв. фото).

КНИГИ О ПУТЕШЕСТВИЯХ ПО КРЫМУ.

  1. ХРАМ СОЛНЦА (26 лирических новелл о походах по Крыму. 115 стр. 8 цв. фото. 10 черно-белых.)
    2. ПОД ЗНАМЕНЕМ АВИНДЫ (Короткие карманные рассказы. 25 новелл. 8 цветных фото.122 стр.)
    3. ПРАВДИВЫЕ ПРИЗРАКИ КРЫМА. (24 рассказа о приключениях в Крыму. 143 стр.)
    4. РАДОСТИ И ГАДОСТИ (Походы, сны, путешествие на Килиманджаро, заметки о жизни. 30 рассказов. 85 стр.)
    5. ЖЕМЧУЖИНЫ ЖЕМЧУЖНОГО ГОРОДА. (46 рассказов о жителях и местах Ялты. 145 стр.)
    6. РАЗГОВОРЫ ПОД СОЛНЦМ И СМЕРТЬЮ. (Рассказы)
    7. ДЕСАНТ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ. (О морской разведке в горах Крыма)
    8. МИСТЕРИИ МЕЗИИ И ФРАКИИ (Болгарские легенды и воспоминания)

КНИГИ О ГОРНОСПАСАТЕЛЯХ.

  1. У ХИЖИНЫ С ОЛЕНЬИМИ РОГАМИ. ( Хроника горноспасательных работ. 7 повестей о смертельных приключениях в горах Крыма. 155 стр.)
    2. ОГОНЬ В СКАЛАХ. (Хроника по спасению терпящих бедствия в горах с их трудностями, трагедиями, опасностями, катаклизмами природы, человеческим благородством, мужеством и предательством, составленная бывшим горноспасателем и альпинистом на правдивых фактах-былях. 179 стр.)
    3. АНГЕЛ НЕБЕСНЫЙ. (Хроника – рассказы о героизме горноспасателей 159 стр.)
    1. ПОВЕСТЬ О ПРЕКРАСНОМ САНАТОРИИ (Двадцать декабрьских дней отличного отдыха и лечения в санатории «ПОЛТАВА-КРЫМ». 47 стр. 4 цв. фото)
    2. ДУРАКИ ДЕРЖАВНЫЕ. (Юмористические заметки)
    3. ЛЮБОВЬ, ТЫ ПРЕКРАСНА! (Рассказы)
    4. ЭЛЕГИЯ КРЫМА. (Античные и средневековые города Крыма – рассказы.)
    5. ПЬЕСЫ. ( «Восковые фигуры», «Очередь», «После школы», «Гикия – героиня Херсонеса)

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии альманаха «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: