Власть
Власть
(размышления под водочку у камина)
Не думал и не подозревал, что Власть тоже начинается с любви.
Да в этом мире все начинается с этого светлого и немного странно-запутанного чувства.
Вначале надо вспыхнуть страстью к тому месту, которое дает тебе право повелевать и управлять судьбами других людей. Допустим…
Кремль, Москва. Или Белый дом, Вашингтон. Ну как можно не любить и не восхищаться этими местами?
Они известны всему миру. Являясь символом власти, иллюзией правды и законности. Как бы из самого сердца этих зданий вытекает река приказов, постановлений, запретов, разрешений, проверок и поощрений, а также сплетен слухов, разговоров, намеков, подозрений. Слежка, аресты и награды идут рука об руку, соперничая и поддразнивая друг друга.
И вот ты попадаешь в эту реку, несущуюся прямо в центр твоей мечты. Это может произойти случайно, а скорей всего, с самого детства хотел, жаждал. Броситься в нее с головой. Насладиться иллюзией власти, силы и могущества. Вот добрался, погрузился с головой в этот поток. И начинаешь понимать, что от тебя ничего не зависит. Предшественники своими указами сковали эти подводные лабиринты. Механизм двигается как часы, прикрепляется к тебе. Как только ты ныряешь вглубь этого мира, от тебя уже ничего не зависит. Это цепи управления государства, которые двигаются независимо, есть ты там или нет.
Вокруг передвигаются массивные железные цепи — постановлений и приказов. Вначале медленно, со скрежетом. Потом все быстрее и быстрее. На них появляются заостренные шипы, которые начинают вертеться с быстротой молнии. Ты почти подобрался к самому центру. Верхушке этого айсберга, именуемого государством. И главная твоя задача — не попасть ни на один из шипов, не зацепиться ни за один крюк, не попасть в эту мясорубку. Не удержишься. Сделаешь неверный шаг. Тебя перерубили. Размельчили на 1000 маленьких осколков, выкинув неизвестно куда и зачем.
Но тебе повезло и ты уцелел, а цепи двигаются дальше. И неожиданно для всех и для себя попадаешь в большую комнату, где от пола до потолка свисают алые бархатные портьеры с золотой бахромой по краям. Они висят, образуя маленькие причудливые закоулки, кулуары власти. Небольшие трибуны и балконы. Все в ожидании. Занавес открывается. Ты — президент. Идешь по ковровой дорожке. Вокруг тебя люди. Они машут тебе флажками. Хлопают в ладоши.
Ощущение избранности свалилось. Ты чувствуешь на себе шапку Мономаха. Клянёшься на книге. И искренне собираешься помочь своему народу. Ты здесь сегодня хозяин.
Начинаешь принимать и отдавать решения, каждый твой поворот — это чья-то жизнь. А недовольный взгляд. Разрушена судьба или смерть. Все приказы, которые ты издаешь на благо страны, доходят с большим опозданием и с сильными искажениями. Они могут двигаться только по цепям верх и вниз. И не тебе менять этот порядок. Ты вынужден ждать, когда хоть что-то сделается. Срок проходит. Здоровье уже не то. Цепи тащат других. И тебе в затылок дышит тот, кого ты считаешь намного хуже себя. Но он уже здесь, и с этим ничего нельзя поделать…
Цепи власти остановить нельзя. Их можно перенастроить. Перезавести. Чтобы работали на тебя, прикрываясь очередной идеей. Но это революции. А потом очередная диктатура.
Но чем выше государственная политика, тем изощренней, мягче и лояльней механизм выбора и управления государством.
Государство — живой организм, начинает само выбирать себе серых кардиналов. Если в стране разгулялась преступность, к власти приходит бывший военный. Он обращает внимание только на военные организации. Не понимая ничего в искусстве и науке. Армия становится сильнее и наглее. Свободный творческий рост затормаживается. Порядок торжествует. Серость процветает. Мир и стандартность идут рука об руку. Все костенеет и не дает развиваться жизни. Срочно нужен бесшабашный романтик. Чтобы он поддержал искусство и науку, и вот он появился, и на какой-то миг показалось, что стало легче.
Но государство опять делает выбор, живя только для себя и работая только на себя. Защищая якобы личные интересы человека. Мы сами поддерживаем жизнь этого механизма. Чтобы чувствовать защищенность и уверенность в себе и в окружении.
Но время идет, и ты должен подумать о будущем. Как жить дальше. Скрежет цепей усиливается, звук раздается совсем рядом. Еще чуть-чуть, и на поверхность вытащат нового лидера.
Пока есть возможность пропустить незаметно для других своего человека. Чтобы он обращал внимание на те же проблемы, что и ты. И тогда твои приказы, спускающиеся сверху, дойдут наконец до народа.
А может, сделать проще, не ломать себе голову о государстве. Оно живой организм, позаботится о себе само. Надо набить деньгами свой банковский счет. Своих близких и родственников. И жить спокойно и припеваючи.
А цепи власти найдут себе нового президента. Который, помимо своей воли, поможет ей заботиться только о себе. Не думая ни о ком и ни о чем другом.
Власть. Как многие этого хотят. И как мало от нас что-то зависит, когда мы ее получаем. Как король в шахматной игре. Может делать только один шаг. А за короля играют другие фигуры.
Человек придумал государство, чтобы защитить себя от неправды и зла. А государство, именуемое Родиной, всегда будет блюсти только свои интересы и никогда, ни в одной стране мира, не будет следить за интересами человека, прикрываясь красивыми словами о мире и справедливости, национальном колорите и достоинстве. А на самом деле стремясь к серости и обыденности. Чем больше стандартность, тем легче управление. И мы не исключение.
Обожествляя и надеясь на святость и правду очередного президента. От которого почти ничего не зависит…
Лидер
(пессимистические бредни спросонья. Там же у камина. После опохмелки)
В детстве читая стихи, встав на табуреточку, или рисуя самолеты, цветы, играя во дворе, получаешь знания, как быть лучшим, и стремления к победе. Мы хотим быть лучшими. Общаешься только с единомышленниками. Которые, как и ты, предпочитают скорость и ветер в лицо. Адреналин в крови. В азарте не замечаешь ничего вокруг. Несёшься, прыгая с препятствия на препятствие. Не видя предупреждающих знаков. Не обращая внимания на заботу близких и родных людей. Ты первый.
Становишься лидером. И тебе нет дела ни до кого, кроме себя.
Это опьяняющее ощущение свободы и совершенства. Ты один такой на эту минуту. Еще рывок, и ты у цели. Набираешь скорость. Летишь навстречу ветру и солнцу. Прыжок, приземление. Резко затормаживаешь. Ты достиг победы.
А дороги дальше нет, еще не проложили. А ты ничего не замечал в стремлении к лидерству. Летел над бездной на еще не достроившуюся площадку. Очнувшись, приходишь в себя и ходишь как маятник по этому квадрату. Один. Туда-сюда.
Хорошо еще, не разбился от этой гонки. Да вот только дороги дальше нет. Ни назад, ни вперед. Ни справа, ни слева. Нет дороги. Стоишь на этом плацу. Понимаешь, что в ближайшее время всем не до тебя. И вряд ли кто-нибудь проложит к тебе хоть какой-нибудь мост. Чтобы ты мчался дальше.
О! Лидер — это всегда одиночество победителя, вырвавшегося за привычные, стандартные рамки наших привычек. Приобретённые знания. Все остается позади. Друзья, враги. Они все как-бы сливаются в одно лицо, находящееся по ту сторону рва, который ты перепрыгнул. Свершилось, ты лидер, взлетел над мирской суетой. И опять одиночество гложет сердце.
И так хочется, чтобы кто-то был рядом. А никого нет. Не потому что не хотят. А просто ты ушел вперед. Ты лидер. И в ближайшее время тебя никому не достать.
Поэтому главное — не останавливаться, а бежать, нестись во всю прыть. Чтобы не думать ни о чем. И не ощущать этого одиночества, которое мешает жить.
А пройдут ли дальше по этому же пути, хоть кто-нибудь, неизвестно. Остается только жить и не думать о прошлом. Наметить себе очередную вершину. Вычеркнуть воспоминания о прошлых заслугах и победах. Пусть для других она нереально высока. А для тебя просто жизненно необходима. Поэтому ты опять понесёшься вперед. Не замечая дороги и знаков. Азарт и одержимость — единственные спутники, которые никогда не предадут и не оставят.
И так не хочется поддаться и разочароваться в своем пути. Нет, только не это. Вперед, пока не разорвется сердце. И не остыла душа.
(И в своем одержимом стремлении к совершенному движению ты влюблен в процесс, который приблизит тебя, хоть на краткое мгновение, к богу.)
Паспортистка
(Попытка получить гражданство. Перед водочкой у камина)
— Четверг — самый не организованный день недели, — сказала полная женщина, пробираясь сквозь очередь, стоящую около ее кабинета.
Она работала в паспортном столе уже 15 лет, осознавая свою собственную необходимость людям. Всегда была занята только собой и своими душевными переживаниями.
— Значит, так, — продолжала она, расстегивая на ходу свою длинную болоньевую куртку и загородив собой дверь в свой кабинет: — Самые организованные. Это те, кто по списку. Они более четко относятся к заполнению бланка. А ты куда поперся? — повысив голос, обратилась она к высокому полному мужчине с хвостиком на затылке.
Так как он стаял с утра на морозе около дверей, то начинал потихоньку нервничать.
— Я вообще-то первый, — пробасил он, пробираясь к двери.
Сквозь толпу к двери, где восставала как скала непреступная паспортистка. Люди расступались, признавая его законное право на первенство. Так как он здесь стоял с ночи.
— Первый будешь тогда, когда я начну принимать по очереди. А сейчас войдет знакомый моей подруги. Она была вчера и будет сегодня первой. А вы пройдете после двух моих знакомых. Кто-нибудь здесь есть от Риты и Кирилла? — по толпе пробежало небольшое возмущение. Мужчина с хвостиком попытался что-то сказать. Но паспортистка, окинув его презрительно королевским взглядом, сказала: — Вы поймите, мы с ними выросли вместе. И вы хоть отправьте меня на гильотину. Но их я приму без очереди. Это вы от Риты? Заходите через 5 минут.
Гордо подняв голову, она вплыла в свою комнату. Закрыв за собой дверь почти по-королевски.
Мужчина с хвостиком отошел от двери и сел возле стены, обхватил голову руками и сказал:
— Надо же. Просто раздаёт паспорта и ставит в книги галочку. А ведет себя ну не меньше премьер министра. И ничего не сделаешь. — От возмущения он немного повысил голос: — Но мы тоже здесь сидим каждый день. Чтобы получить печать в паспорте. Или справку.
Дверь резко распахнулась, на пороге появилась паспортистка. Черный свитер обтягивал ее пышные формы. Глаза сверкали от праведного негодования:
— Во сколько вы сюда приходите и здесь сидите, меня не касается. Я вообще-то человек добрый. Но всему же есть предел. Так что не делайте ошибок. Иначе не буду принимать документы.
— Но вы бы хоть показали или объяснили, — пробурчал он себе под нос. Но так, чтобы все слышали.
Удивленно подняв на него свои голубые глаза, паспортистка возмущенно сказала:
— Нет! А я что сейчас делаю, по-вашему? А! Кошмар, ну люди пошли непонятливые. Нет, все-таки четверг — самый неорганизованный день, — сказала она обиженно, приглашая знакомых к себе в кабинет. Оскорбленная и непонятая, как самая великая королева на свете. Она гордо прошествовала в свои апартаменты.
Об авторе:
Угланов Сергей Витольдиевич, родился в Ташкенте 23 февраля 1968 года. В 1995 окончил Ташкентский институт культуры. Во время учебы в институте организовал театр-студию «Логос», где за период с 1992 по 2005 год поставил более 30 спектаклей, среди которых: «Жизнь, зачем ты мне дана» по «Маленьким трагедиям» А. Пушкина, «Мандат» Н. Эрдмана, «Последние» М. Горького, «Ромул Великий» Ф. Дюрренматта, «Сладкоголосая птица юности», «Эй, кто-нибудь!» Т. Уильямса, «Весенний сказ» по пьесе «Снегурочка» А. Островского и другие.
В 2002 году стажировался в театре Tikwa (Германия, Берлин). В 2005 г. прошел стажировку в рамках проекта Project Harmony в США (Вермонт, Нью-Йорк).
В 2006 переехал в Москву. С 2007 по 2010 работал режиссером-стажером в театре «Мастерская Петра Фоменко», где играл в спектакле «Сказка Арденнского леса».
За последние годы был поставлен ряд спектаклей. Спектакль «Несгоревшие письма» по собственной пьесе стал в 2012 году лауреатом IX Бахрушинского благотворительного фестиваля.
Сергей Угланов является автором большого количества рассказов и пьес, регулярно печатается в различных изданиях.