Житие Полипатия-мученика

Эдуард ХЭЙФЕЦ | Проза

По мотивам новелл эпохи Возрождения
и душеспасительных передач нашего времени

 Cлавен род купеческий Панталоне, о чьих подвигах комедия дель арте повествует!

Лишь об одном отпрыске молчат лицедеи. В младенчестве было дано ему имя Бенвенутто Добропришедший, а в монашестве – Полипатий Многострадальный, ибо умер он для мира двадцати лет от роду – по своей, по доброй воле.

И, возжаждав Царствия Небесного, просил он у Господа испытаний себе, и были ниспосланы по просьбе его на кожу парша, чесотка и стригущий лишай, на голову – косоглазие, тугоухость, и скудоумие, и боль зубная свирепая, а в поясницу – прострел. И на внутренности его ниспослал Господь язву, почечуй и червя, коего возжаждал мученик, узнав, что прозвание его учёное подобно сану монашескому: солитер, сиречь отшельник. И было Полипатию видение во сне, чтоб для обретения сей твари отведал кус ветчины у Джузеппе-колбасника. И исполнив то, неделю голодал Полипатий и каялся в чревоугодии неумышленном. А городские власти доведались о происшедшем у доброхотов вездесущих и, учинив проверку, высекли Джузеппе за товар негодный.

И в молитвах своих лишь благодарил Полипатий за ниспослание себе испытаний, да новых испрашивал, да душу просил укрепить. И, помимо страстей свыше ниспосланных, умерщвлял он плоть свою и власяницей, и бичом, и гладом, и хладом, и жарой, и жаждой, по времени года смотря. И на тернии спал, и росу с него лизал, и лишь корой его питался. И умерщвляя плоть свою, не раз восклицал он: «Изыди, Сатана!» и сказывал любопытствующим о кознях князя мира сего. Как улавливал тот душу Полипатиеву снами о радостях, хоть и детских, а мирских и потому грешных. Как всплыли из забвения рассказы моряков, где и твари богомерзкие, и сама погибель столь прелестными мнились, что порывался он на корабль убежать. И как сказано было в том сне: «Благословен труд их, коим земля ваша украсилась!» А ведь известно, какие там сквернословы обретаются. Подлинно, почиет на них благословение князя тьмы.

И смирял после того Полипатий плоть свою ещё рьянее. И, положа предел мукам Полипатиевым, призвал его Господь наш милосердный спустя двадцать лет. И вкусил тогда Полипатий благодати райской. И возопил он: «Господи, принимая испытания Твои, постиг я всю сладость мучения. Почто блаженством меня наказуешь?! Даруй муки адовы!»

И принужден был Господь внять просьбе его и отпустил во преисподнюю. И проповедовал там Полипатий грешникам сладость страдания пекельного. И смолк скрежет зубовный, и полились псалмы на небо из чрева земного. И устыдились святые многие, и стали для новых мучений в ад проситься.

И ужаснулся Господь: «Стану ли за жизнь праведную муку сулить?»

И призвал Он Полипатия к престолу своему и повелел: «Вернись на Землю и скажи людям, что жизнь земная им в наслаждение и во благоустройство мира мной обетованного!»

Только был Господь наш рассеян за множеством дел своих, как и учёные иные, когда всё суетное отбрасывают и тем к нему приближаются. И при сотворении мира ведь не сразу вспомнил, что Адаму супруга нужна, а тут забыл, что по просьбе Полипатия ниспослал ему слух тугой и разум скорбный.

И, как миг в Царствии Небесном либо в геенне огненной за год земной считаются, воскрес Полипатий в час отпевания. И донёсся смрад, но не тления трупного, а серы и смолы, и восстал он, и отверз очи, и возопил: «К вам, нечестивцы, призвал меня Господь Бог наш утвердить здесь ад кромешный престола его небесного ради!» И посему направил он послание во святую инквизицию о благоустройстве ада на сём свете по повелению Божьему. И нашли то послание весьма благонамеренным, но за крайностью мер неисполнимым. А как грешил текст против грамматики и реторики, признали, что идёт он от чистого сердца, а не от воли Всевышнего. И, призвав Полипатия, увещевали его имя Божие всуе не поминать, но о житии своём проповедовать. И получил он кафедру собора городского, и двадцать лет ещё пугал Полипатий прихожан и тем светом, и этим, и учил их страданию и невежеству, и сам пример тому подавал достойный.

И на двадцатый год в час проповеди его разверзся свод церковный и свод небесный, и донеслась музыка сфер, и спустился в собор ангел, белым светом сияющий, и завис посредине. И остолбенели прихожане. И рек посланец Господень: «Не то несёшь ты, Полипатий, что тебе заповедано!» И передал послание Божие людям, в коем было сказано о радостях мира сего, перла творения Божьего, и о благодати Господней, почиющей в каждом цветке и каждой твари. И хвала тем делам людским, кои свет, им обетованный, украшают. И сказал вестник Божий напоследок: «И тебя, Полипатий, хотели избавить от мук напрасных. И тебе были видения радостей твоих детских, и моряков рассказы, коим за их труд тяжкий праведный не одно солёное слово отпустится. Ты же, не вняв толике разума своей, принял то за козни лукавого и только пуще терзался». И при тех словах обрёл Полипатий дар речи, осенил себя крестным знамением и возопил дурным голосом: «Сгинь, бесово отродье!» И помрачнел тогда вестник светлый, и расстаял, плюнув на темя Полипатиево.

С той поры Полипатий и вовсе ума лишился. И престал терзать плоть свою, и раздобрела она весьма на подношениях тех, кто лёгкого пути в рай ищет. И, сказывают, стал Полипатий, невзирая на тучность свою, за паломницами пригожими гоняться.

Да только речей о том и об ангела явлении инквизиция не жалует.

Об авторе:

Эдуард Хейфец, «С 1985 по 1990 год учился в Одесском государственном университете им. И. И. Мечникова по специальности «гидробиология». Сатирический очерк «Десять минут двуночества» (по Маркесу), написанный в соавторстве со студентом из Колумбии Феликсом Эдвардо Родригесом под псевдонимом Дос Эдвардос («два Эдуарда»), был опубликован в специальном новогоднем выпуске межвузовской газеты. Впоследствии мне сообщили, что по нему была поставлена пьеса.

С 18 октября 1990 по апрель 2000 жил в Израиле с родителями. С 2000 г. проживал на Украине. Работал в аквариумной фирме переводчиком, с 2005 по 2007 г. – на станции юных натуралистов, с 2007 по 2012 г. – в Селекционно-генетическом институте. Участвовал в работе жюри биологических турниров школьников, был дважды отмечен грамотами; занимался переводом и редакцией научных статей.

Пишу преимущественно в научно-популярном жанре. Статьи «Сикомор», «Гиганты луж», «Спирула – между аммонитом и каракатицей» были опубликованы в журнале «Наука и жизнь» (№ 6 и 9 за 2011 г. и № 6 за 2016 г. соответственно).

В 2000, 2007 и 2018 издавал за свой счет книгу «Протофизика, или Физика элементарных понятий» (в 2018 – «Умозрительная физика, или Физика элементарных понятий»). В этой работе в популярной форме предлагаются новые философские основы физики, исходящие из внутренней бесконечности любого физического объекта, а также прослеживается развитие концепций, которым настоящая работа оппонирует и которые исходят из того, что основы мироздания можно выявить экспериментальным путем.

Работа выдвигалась советом молодых ученых Одесского национального университета им. И. И. Мечникова на конкурс Национальной академии наук Украины им. В. И. Вернадского; в октябре 2016 г. в материалах геолого-географической конференции в Кишиневе была размещена моя статья «Сейсмическая теория приливов», посвященная в том числе и анализу внутренней бесконечности. После доклада на конференции меня пригласили провести семинар на эту тему в Институте геологии и сейсмологии АН Молдовы. В 2017 г. провел семинар «Жизнь – производная химии или основа физики?» в Институте зоологии той же академии. Оба семинара отмечены благодарственными письмами. Статья «Опыт философско-математического описания Вселенной» опубликована в журнале «Вестник Евразийской академии административных наук» (декабрь 2018 г.).

С 2012 г. проживаю в Израиле. Работаю переводчиком, в частности, перевел книгу Дж. Корбетта «Русско-японская война»».

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии альманаха «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: