Наука — жить достойно
(Книга вышла в ИСП в этом году)
Повесть (отрывок)
В книге изложена судьба мальчика-сироты, достигшего больших успехов в науке и педагогической, а также писательской деятельности. Вся его жизнь проходит перед читателем: трудные военные и послевоенные годы, школа (золотая медаль), работа в колхозе, учёба в институте (диплом с отличием), провал на экзамене в целевую аспирантуру, стажировка — обучение заново на V курсе в Москве, в МАДИ, приём в аспирантуру без вступительного экзамена. Трудности пятилетнего научного поиска. Продление срока аспирантуры министром высшего образования СССР В. Елютиным на восемь месяцев и желанная победа. Преподавательская деятельность в ТашПИ. Ошибки и непонимание. Первый учебник на узбекском языке. Решение глобальной для Средней Азии научной проблемы и защита докторской диссертации в ЛСХИ (Ленинград). Анонимки… Через два с половиной года повторная защита в ЧИМЭСХ. Наконец долгожданная победа! Борьба за звания заслуженного деятеля науки Узбекистана и академика УзАСХН. Единственный учёный-узбек, удостоенный Международной премии имени Аль-Хорезми. Борьба за должность ректора. Назначение ректором ТАДИ. Трудности и успехи в течение десяти лет. Признание авторитета института за рубежом…
Принцип — справедливость и доброта
Великий Тамерлан считал, что сила в справедливости. Наш Президент И. Каримов говорил, что сила в справедливости и духовности. Абдулла Кадыри в своём известном романе «Минувшие дни» устами Юсуфа-хаджи, отца Атабека, замечает: «Из этого дома никто не должен уйти, не удовлетворившись». Какая красивая мысль!
Я в течение своей 50-летней педагогической деятельности (из них десять лет — ректором) старался соблюдать эти принципы.
Руководя четырьмя тысячами студентов и тысячью преподавателей и сотрудников, я всегда старался принимать справедливые решения. По мнению Н. Чернышевского: «Жизненный принцип человека в справедливости». Поэтому ни один студент, ни один сотрудник и ни один посетитель не ушёл из моего кабинета неудовлетворённым.
Справедливость — огромная сила; я убедился в том, что она «среди всех принципов самая высшая». Медленно, но верно пришёл к заключению, что более интеллигентные руководители оказываются более справедливыми. Мне пришлось встречаться с сотнями руководителей и тысячами посетителей. Старался найти к каждому подход и принять правильное решение, потому что любой человек, который заходит с просьбой к руководителю, надеется на избавление от своей проблемы. Это — аксиома. Все ли руководители справедливы? Тысячу извинений — нет! Кресло — это огромная сила. Оно лишает ума отдельных руководителей. Я ни одного дня в кресле как ректор не сидел. Для себя заказал жёсткий стул. Специально сделал так… Не хотел задирать нос и правильно поступил. Значение этих мелких штрихов в своей деятельности и правильность их особенно сильно ощущаю после отставки. Убедился в том, что студенты и основной контингент коллектива действительно глубоко уважают меня. Это большое счастье! Основу моих убеждений составляет принцип: справедливость и доброта!
Хочу привести одну притчу. Мы все, рабы Аллаха, когда-нибудь придём к нему. Кто что натворил на земле?.. Наступит день ответа за содеянное. На одну чашу весов положат добрые дела, на другую — недобрые. Если первые перевесят — попадаем в рай, наоборот — в ад.
Оказалось, что у одного человека, бывшего ректора, добрые и недобрые дела равны: 50 на 50. Что делать? Раздаётся голос сверху: если найдёшь или возьмёшь взаймы одно доброе дело, то попадёшь в рай…
Этот человек обратился к отцу, матери, супруге, детям, братьям и сёстрам — все ответили, что самим нужно! Делать нечего.
Ждёт судного дня. Вдруг к нему подходит пожилая женщина и спрашивает:
— Сынок, почему тебя не пускают в рай?
— Матушка, мне не хватает одного доброго дела, и поэтому я не знаю, как быть.
Тогда старушка говорит:
— Сынок, ты меня узнал или нет?
— К сожалению, не помню.
— Помнишь, когда ты работал ректором, я зашла к тебе с проблемой моего внука… Ты решил её по справедливости…
— Не помню.
— А я помню твою доброту всю жизнь. Теперь дай мне возможность сделать тоже добро… Я дарю тебе одно доброе дело!
И этот человек оказался в раю.
Вот вам сила доброты… В этом бренном мире всё забывается, кроме доброты. Чем больше добрых людей, тем легче живётся. Руководители всех рангов об этом должны всегда помнить…
В период моего ректорства пять профессоров института удостоены звания «Почётный профессор МАДИ», более двадцати преподавателей — «Почётный автотранспортник», семнадцать преподавателей — «Почётный работник Ташгорпасстранса» (они всю жизнь будут ездить бесплатно на всех видах городского транспорта), четыре преподавателя — «Наставник дорожных мастеров», одному преподавателю вручён орден Славы. Несколько преподавателей получили звания «Устоз» («Наставник»). Четырнадцать доцентов стали профессорами ТАДИ, более чем сорока доцентам присвоено звание «Заслуженный доцент» и более чем десяти профессорам — «Заслуженный профессор». Например, за звание «Заслуженный деятель науки Узбекистана» ежемесячно выплачивался один минимальный оклад, а я добился, чтобы институтским «заслуженным» давали 90 % от минимального оклада. Кроме того, не оставил без внимания зарубежных друзей, руководителей отраслей: более чем десяти иностранным ректорам, проректорам, профессорам и министрам решением учёного совета присвоено звание «Почётный профессор ТАДИ». Это оказало своё положительное влияние на развитие института.
Надеюсь, добрые дела останутся в душе у каждого, кто награждён этими званиями…
Мне пришлось преодолевать множество преград на своём жизненном пути. Трудности не сломили меня, а, наоборот, закалили мой характер, мобилизовали на покорение самых высоких вершин, выработали стойкость, несгибаемую волю; я всегда тружусь, никогда не опускаю руки, верю в правильность своих действий, ибо честен и бескорыстен в своих помыслах. Я — человек, который не идёт на компромиссы; в работе аккуратен, дисциплинирован; меня отличает повышенная требовательность к себе, живу без праздников, отпуска-отдыха, каждый день жизни наполнен мыслями об институте, кафедре, о многочисленных учениках и студентах. С точки зрения своих жизненных принципов строю отношения с людьми. Некоторым это не нравится, и они переходят в лагерь открытых, а чаще скрытых оппонентов. Но я — человек с твёрдым характером, который умеет действия своих оппонентов трансформировать в движущую силу, ускоряющую мои творческие возможности.
Правильно говорят, что талантливый человек талантлив во всём. Мне удалось проявить себя в качестве автора ряда книг, далёких по своей проблематике от мира формул и расчётов. Написал повесть «Ушалган орзулар» («Сбывшиеся мечты»). По многочисленным просьбам читателей перевёл её на русский язык, переработал и подготовил к изданию под названием «Наука — жить достойно». Она опубликована в Ереване и Москве.
Я — воспитанник ташкентских, московских и ленинградских учёных. Благодаря им стал настоящим исследователем и учёным.
Эти воспоминания охватывают период с 1940 по 2010 год. В них прежде всего моя судьба, но вместе с тем это и обобщённый образ многих людей: учёных, руководителей, которые прошли примерно такой же сложный, но счастливый путь становления.
Воспоминания написаны в виде беседы с лечащим врачом. Надеюсь, они помогут читателям: школьникам, студентам, магистрантам, аспирантам, докторантам — в достижении своих целей в жизни. Научат их не бояться трудностей, которые встречаются на жизненном пути. Станут им руководством, как жить достойно.
Замысел
Это было в 1989 году, когда я впервые попал в правительственный стационар. Контингент его составляли, как правило, профессора, академики или заслуженные деятели науки. Как говорят философы, существуют причинные и следственные категории. Устанавливая причины, уложившие меня на больничную койку, я спросил у лечащего врача:
— Дорогой доктор, чем я болен и какой диагноз?
— Уважаемый профессор! Зачем это вам знать? Вы принимайте все лекарства и назначения. Потом поговорим…
Легко сказать, ежедневно приходилось принимать по три раза шесть наименований таблеток, пять видов уколов и два вливания различных препаратов в вену. Плоть моя была истерзана, а разум согласился с тем, что источником всех болезней является нервная система.
В один из обходов молодой врач, женщина лет тридцати пяти, спросила меня: «Вы выглядите молодым, но весь седой. Это гены такие или есть какие-либо другие причины?» Я улыбнулся: «Очень много причин для седины. Придёт время, расскажу вам о своей жизни…»
Как-то эта женщина-врач сказала, что в ночное своё дежурство она готова поговорить со мной по душам.
— Дорогая моя, а не скучно будет?
— Нисколько! Душевная, доверительная беседа необходима для правильного лечения.
Вечером, около 10 часов, врач зашла в мою палату, мы с ней переместились в сад стационара, и я начал ей рассказывать…
Мысли вслух
— Знаете, мир науки — это океан без границ. Чем больше знаешь, тем яснее понимаешь, что знаешь мало. Величайший авторитет в науке врачевания Авиценна сказал: «Я достиг такого совершенства, что понял, насколько я безграмотен». Народная мудрость гласит: «У учёного весь мир на ладони». Роль науки понимали почти все видные общественные деятели. «К вершинам науки надо стремиться мужественно. Чтобы покорить эти вершины и увидеть сияющие горизонты, придётся испытать много мук и, возможно, истекать кровью» — примерно так считал Карл Маркс.
Все ли учёные добиваются истинных успехов? Конечно же, нет.
В народе говорят: «Учёным стать легко, а быть человеком с большой буквы — трудно». За последние десять-пятнадцать лет ХХ века в науке стало много лжеучёных и руководителей, которые думают только о собственной выгоде, занимая высокие посты в науке и сфере производства. Понятно, что в этих случаях говорить о каких-либо крупных научных достижениях не приходится. Что касается одарённых учёных, то они, как правило, либо остаются в тени, занимая скромные должности, либо вынуждены уезжать за рубеж. Я думаю, вы знаете, сколько настоящих учёных-тружеников, всецело посвятивших себя науке, выехали из стран СНГ и работают сейчас за рубежом.
Лжеучёные — это одна причина нашего отставания в науке. Есть ещё и другая. Дело в том, что у нас средств, выделяемых на науку, образование, медицину, намного меньше, чем, например, в США, Германии, Японии. Не будем далеко ходить, возьмём хотя бы вашу сферу — медицину. Лучшие приборы для лечения и диагностики чьи? Американские и японские. Хотя в последнее время лёд тронулся…
У нас любят говорить о научном потенциале, но, вместо того чтобы пустить в производство новые приборы, разработанные нашими учёными, приобретают их из-за рубежа на миллионы долларов. Причём зачастую похуже наших. Примеров этому — масса! Сколько изобретателей бьются над тем, чтобы внедрить в производство свои новшества! Пока они преодолевают искусственно создаваемые препоны, зарубежные предприниматели их же изобретения уже внедряют в жизнь. Ну куда это годится?! Слышал, в 70-е годы Япония выкупила у СССР заявки на изобретения, которым был дан отказ. Подумайте! Япония после этого сделала резкий скачок во всех областях техники и технологий.
Возьмите, например, одноразовые шприцы. Разве в России не было опытных образцов двадцать лет тому назад? Были, и ещё какие! Но они не производились. А врачей, подобных Илизарову, разве мало было у нас? Тысячи! Но они тоже не востребованы. Руководители министерств говорят: пробивайте себе дорогу; а всюду шлагбаумы, непреодолимая бетонная стена.
Если советниками руководителя страны не станут учёные, мудрые люди, такое государство обречено на гибель. Так было и с Советским Союзом.
— Я знаю: в бывшем СССР трудилась одна треть всех учёных мира, а результат… Иначе как получилось, что в период перестройки даже в космонавтике мы намного уступили американцам?
— Вам, конечно, известна тысячелетняя история науки Центральной Азии. Развитие астрономии связано с именами Омара Хайяма и Улугбека. Учение великого Авиценны является основой мировой медицинской науки. Аль-Фараби открыл Европе Аристотеля, его называли «вторым учителем» после Аристотеля. Аль-Хорезми заложил основы математики, алгебры, геометрии. Аль-Бируни внёс большой вклад в развитие геологии, предсказал существование материка в западном полушарии Земли. Наследие Алишера Навои и Бабура вот уже пять столетий завораживает любителей изящного искусства. Памятники старины наглядно демонстрируют гений народов Востока. В периоды развития науки престиж правителей был тоже высок. Примеров этому много. Достаточно вспомнить великого Тимура и Петра Первого.
К сожалению, истребительные войны, религиозный фанатизм сдерживали развитие общества. Миллионы древних рукописей сожжены или разбросаны по всему миру. При нападении арабского завоевателя Кутейбы ибн Муслима сожжена дотла большая библиотека в Бухаре. Библиотеки на Западе гордятся имеющимися у них рукописями, вывезенными из восточных стран.
Предки-учёные — наша гордость. Не думаю, что этим можно унизить другие народы, ибо наука принадлежит всему человечеству.
Каждый человек должен знать историю своего народа. Обращаясь к ней, мы не должны забывать, что это — память народа. Подобно тому, как нет человека без памяти, нет будущего у народа, не ведающего своей истории. Так говорили мудрецы.
Злые, беспощадные и тёмные властители приходят и уходят, оставляя после себя народное негодование. Народ всегда помнит великих людей — справедливых царей и мудрых учёных. Проходят столетия, тысячелетия, они живут вместе с народом. Таких гениев на Востоке было множество, их надо помнить, знать и изучать. Независимость Узбекистана, несомненно, будет способствовать этому.
Надо признать: на Востоке техника не была развита. На селе люди занимались преимущественно земледелием, животноводством, а в городах — мелким ремеслом, зодчеством, торговлей. Развитие техники началось в Западной Европе. Английские, французские и немецкие учёные, изобретатели в XIX веке сделали ряд открытий, постигли физические закономерности. Нынешнее поколение молодёжи не представляет жизни без радио, телевидения, автомобиля, самолёта и электронных приборов. Могло ли всё это быть создано в XVIII веке или ещё раньше? Конечно, нет! Потому что ещё не было фундамента. Но человеческая фантазия не знает границ, и люди мечтали о всевидящем оке, о крылатых конях. Теперь всё это сбылось…
ХХ век учёные называют по-разному. Кто-то считает его веком электричества, другие — кибернетики и ЭВМ, третьи — космоса. Я бы назвал его веком автомобиля. Этому есть серьёзные основания.
Представьте себе: ракету не запустили, не вырабатывают электричество, радио и телевидение бездействуют… Что будет с жизнью человека? По-моему, жизнь не остановится, будет продолжаться в других формах, например, как у жителей некоторых сёл, где нет ни электричества, ни радио, ни телевидения. При наличии автомобиля, или двигателя внутреннего сгорания, можно получить электричество, и тогда всё остальное сможет заработать. Теперь представим себе, что нет ни одного автомобиля. Тогда мы действительно окажемся в XV веке. Хлеба остаются на полях, хлопок вывозить невозможно, остановятся заводы и фабрики. Известно, что 80 % всех грузовых перевозок и 90 % — пассажирских приходится на автомобильный транспорт. Думается, теперь у вас нет сомнений, что ХХ век был веком автомобиля?
— Да, вы, кажется, правы!
— Обратимся к краткой истории появления автомобиля. Сердце автомобиля — двигатель внутреннего сгорания. Первые двигатели были разработаны французом Э. Ленуаром в 1860 году и немецким инженером Н. Отто в 1877 году. В обеих разработках горючее сжигается внутри цилиндра, в результате чего вырабатывается механическая энергия.
В развитии теории двигателей велика заслуга таких русских учёных, как В. И. Гриневецкий, Е. К. Мазинг, Н. Р. Брилинг, Б. С. Стечкин. Отцом же науки «Теория автомобиля» считается академик Е. А. Чудаков.
Об авторе:
Сарвар Мукаддырович Кадыров — известный учёный, педагог, писатель, талантливый руководитель и организатор, заслуженный деятель науки Узбекистана, заслуженный работник транспорта Каракалпакстана, член-корреспондент Узбекской академии сельскохозяйственных наук, лауреат Международной премии им. Аль-Хорезми, действительный член Нью-Йоркской АН, член ряда международных академий, клуба профессоров России, почётный профессор МАДИ (ГТУ), МГТУ «МАМИ». Отличник ВО СССР и Узбекистана.
Издал ряд художественных очерков и романов. Роман «Судьба» в 2016 году вышел на английском языке в США под названием The Fate.
По книге «Такдир» и киноочерку «Ойбек ва Ойдин» снят телесериал, который дублирован в 2022-м на русский язык под названием «Наука — жить достойно» (есть на сайте YouTube).