Свобода
Это твой путь, и только ты один,
другие могут идти с тобой,
но никто не может идти по тебе.
Руми
Человек порой закрывает двери своей души на реставрацию. Но если бы человек осознал, что наш Творец создал весь мир для него, что вся планета в его распоряжении, тогда бы двери были распахнуты всегда. Тогда не было бы нужды в ремонтных работах. Творец при сотворении выделил человека, одарив его именно духовной природой и правом выбора.
Сегодня многие люди пытаются контролировать мир и то, что думают о них окружающие. Многие находятся в погоне за свободой. Ищут её в материальных ресурсах, в отношениях, в одобрении и даже власти. Но человек забывает, что свобода находится в нём самом, в его сознании. И заканчивается она именно там же.
Имея ключи от своего собственного счастья, человек запирает себя и вгоняет в ловушку, созданную только им самим.
Свобода – это НЕ контроль.
Свобода – это НЕ вседозволенность. Делаю, что хочу, и живу, как я хочу, переступая через нравственность и уважение к другой личности.
Свобода – это то, что человек отпускает. Иначе оно начнёт владеть человеком и контролировать его. А боится человек многого в своей жизни. И главный его страх – быть свободным в своих решениях, целях и желаниях.
Один из ключевых моментов внутренней свободы – осознанность своих желаний, целостности и гармонии.
Свобода – это НЕ быть рабом своих негативных установок, комплексов и страхов. Не реагировать на критику окружающих.
И не надо забывать, что свобода и ответственность – две стороны одной медали.
Максимы и размышлизмы
***
В 70–80-х годах прошлого века шёл активный сбор макулатуры, в котором принимали участие все школьники и взрослые. Для одних это было спасение деревьев, для других – желание иметь невероятную коллекцию книг у себя на полках, начиная от известных русских классиков и заканчивая произведениями зарубежных писателей.
Вспоминаю своё детство и юность: самым распространённым подарком была книга, особенно с памятной надписью «На память… в день рождения. От…».
Годы летят, меняются вкусы, направления и желания. Мир развивается со стремительной быстротой, и мы едва поспеваем за ним.
В продаже огромное количество книг. Хитом всех времён и народов мира остаются Библия и Коран.
Книга – это величайшее изобретение человечества. Она сопровождает нас с детства и в разные периоды нашего взросления. Она помогает нам сделать выбор в трудных ситуациях, обогащает нас и развивает. Любое общение с ней незаменимо, будь то электронный формат или бумажный. Она погружает нас в удивительные красочные миры, и, конечно же, прочтение большого количества литературы помогает человеку избежать многих ошибок в жизни.
Каждый человек – это книга. Это огромные тома романов, поэм, повестей и рассказов. Нам есть что вспомнить и рассказать.
Хорошая и интересная книга многогранна. Её хочется перечитывать постоянно и узнавать всё больше и больше, как и людей. А любимого человека хочется «читать» вновь и вновь.
Вы – самая главная и ценная книга в жизни. Вы её автор, который каждый день пишет собственную историю своей жизни, отвечая на вопросы:
– Как вы проживаете и прожили жизнь?
– Как вы справляетесь и справились с трудностями?
– Как вы справляетесь с эмоциями и чувствами?
– Как вы светите этому миру? Или вы только отражаете свет?
– Что вы отдаёте и что получаете?
На полях нашего собственного сознания оставлены пометки наших родителей и общества. И мы продолжаем эту работу за них. Подчёркиваем то, что важно, и перечёркиваем то, что уже не имеет значения лично для нас.
Ведь любят нас не за то, что мы имеем в жизни: дома, машины, капиталы, а за то, как вы справились с поставленными задачами в вашей жизни и кем остались после. За то, кем вы являетесь в жизни.
К вам тянутся не из-за социального статуса или имущества, а за то, что вы харизматичны и мудры. За то, что вы великолепный человек, с которым хочется проводить время и кого надо просто знать.
Главное качество книги – её содержание. Для кого-то мы краткое содержание, а для ценителей искусства мы останемся ценностью.
Пусть на каждой написанной странице вашей книги будет больше света, любви и благодарности, где вы будете писать искренне и с открытым сердцем.
И каждый раз, когда вы или вас будут перечитывать, – свет, любовь и благодарность будут только приумножаться.
***
Я твой друг, но я раб лампы…
Одна из основ счастливой жизни – наличие настоящих друзей, а не их отсутствие.
Если человек умеет общаться и открыт, то он умеет дружить, создавая доверительные отношения.
Если вы не умеете дружить, то придётся потрудиться над этим для улучшения качества вашей жизни.
Не пускать в душу всех подряд – нормально. Не каждый поймёт.
Залог вашей безопасности – стать хозяином собственного убежища и выпускать своего собственного джинна для волшебства в жизни с людьми, которым вы доверяете, с которыми у вас одинаковые ценности, взгляды и цели.
Отдавая собственную лампу в руки разных хозяев, вы рискуете:
– находиться в деструктивных отношениях;
– быть обесцененным и обесценить ваши ценности;
– растратить все ваши ресурсы. И только при равных отношениях двух зрелых людей возможны какие-либо отношения.
Понятие «дружба» в психологии предпологает самораскрытие, желание делиться собственными мыслями, идеями. Однако с разными людьми человек открывается в разной степени.
Секрет дружбы и крепких отношений на многие годы зависит от кодекса дружбы. Вот его неписаные правила:
– Взаимообмен.
Искренние и открытые отношения, где присутствует обмен информацией, успехами, разного рода известиями и достижениями. Друзья всегда готовы оказывать поддержку, приходят в трудных жизненных ситуациях.
– Интимность.
Доверие, преданность и уверенность в их надёжности. Желание хранить тайны и, конечно же, ответственность в отношениях.
– Отношение к третьим лицам.
Желание защитить от третьих лиц. Умение признавать и уважать других его друзей, родственников и т. д. Спокойно относиться к личным отношениям друга, избегать критики в социуме.
– Координация.
Желание постоянного общения может породить назойливость в отношениях и нарушение личностного пространства. Постоянные поучения не вызывают радости у человека, а дают толчок к бегству. Уважение человека и его внутренний мир всегда должны быть в приоритете.
Проект «Дружба» должен иметь обоюдное выгодное вло
жение времени и сил, инвестиции себя и своей жизни. С кем «дружить» – значит «в кого вкладываться». Так раб или друг?!
***
«Адекватность» – это слово у всех на устах в последнее время.
Слово «адекватность» происходит от латинского «adaequatus» – «приравненный».
Адекватное поведение – субъективная оценка другого человека, которая зависит от многих факторов, культуры, воспитания, характера и темперамента.
Чтобы не потерять вкус к жизни, свою собственную индивидуальность и яркость – не надо гоняться за чьими-то мнениями, представлениями и понятием «адекватность».
Не стесняться делать то, что хочется, при этом понимать степень ответственности, осознанности и принимать чужое мнение, одновременно не нанося ущерб другим.
Брать в «союзники» по жизни лучше адекватных, а скорее – зрелых личностей.
Ведь неадекватное поведение можно сопоставить и с человеческим эгоизмом.
«Знать» и «уметь» – разные вещи.
Адекват – неадекват = зрелая личность – незрелая личность.
Фрейд, Олпорт, Маслоу и многие психологи того времени концентрировались на невротической личности.
Маслоу считал, что зрелых личностей всего – 1 % – это психологически здоровые и максимально выражающие человеческую сущность люди.
Фрейд, великий психолог, заметил, кстати, разумно, что единственный человек, с которым следует себя сравнивать, – это вы сами в прошлом. И на просторах интернета полно информации, программ современных тренеров по личностному росту.
Также Фрейд считал, что зрелая личность должна быть стрес соустойчива.
В нашей жизни любое событие – это уже маленький стресс. Если мы не научимся с этим справляться, то ни о каком росте и речи быть не может.
Для меня один из главных признаков развитой, зрелой личности – это умение любить и отдавать, убивая в себе эгоиста, а свой гнев сублимировать, т. е. направить в конструктивное русло.
Приведу тринадцать великих отличий зрелой личности от незрелой, даже приравняю к адекватности и неадекватности:
1.
Незрелая личность пытается изменить других людей, приспособить их под себя.
Зрелая личность пытается изменить себя, переходя на саморегуляцию.
2.
Незрелая личность пытается изменить обстоятельства, зрелая – приспособиться к ним.
3.
Незрелая личность часто знает, но не умеет.
Зрелая личность не только знает, но и умеет. Поэтому незрелая личность критикует, а зрелая – делает.
4.
Незрелая личность пытается устроить в первую очередь свою личную жизнь, а потом дела. В результате не устраивает ни то, ни другое и попадает в зависимость от других людей.
Зрелая личность в первую очередь устраивает свои дела, приобретает независимость, и личная жизнь устраивается сама по себе.
5.
Потребности зрелой личности вытекают из её успехов и из её дел. Незрелая личность, не делая дел, копирует потребности зрелой личности, увеличивая их размеры.
6.
Незрелая личность думает о результате, а зрелая о деле.
7.
Незрелая личность хочет больше, чем имеет и заслуживает, в результате теряет и то, что имеет.
Зрелая личность довольна тем, что имеет, и тогда к ней прибывает.
8.
Незрелая личность хочет, чтобы её дела устроил кто-то, зрелая устраивает их сама.
9.
Незрелая личность надеется, зрелая – действует.
10.
Незрелая личность пытается управлять другими людьми, зрелая управляет собой.
11.
Незрелая личность – декорация, которая хочет стать фигурой. Зрелая личность – фигура, которая не задумывается, как она выглядит.
12.
Незрелая личность сначала принимает решение, а потом подгоняет факты под выбранное решение (отсюда подозрительность незрелой личности). Зрелая личность сначала собирает факты, а потом на их основании принимает решение (отсюда открытость зрелой личности).
13.
Незрелая личность хочет занять высокое положение, не заботясь о личностном росте. Зрелая личность заботится о личностном росте и в результате начинает занимать высокое положение.
***
Запрещая себе жить и радоваться пустякам – вы существуете. Запрещая себе любить и быть любимым/ой – вы не целостны. Запрещая себе быть богатым – вы остаётесь на том уровне
финансового положения, на котором вы сейчас находитесь. Запрещая себе быть успешным – вы закрываете дверь перед возможностями, которые вокруг вас.
В ваших руках есть невероятная магия, которую вы можете использовать каждый день и менять свою жизнь. Надо лишь только позволить себе это всё иметь и убрать запреты, которые вы сами поставили себе.
Мечтайте, ставьте цели и убирайте камни запретов на вашем пути.
Сместите весь ваш фокус на разрешение жить, быть здоровым, успешным и богатым, и тогда появятся варианты для реализации того, что вы позволяете себе.
Об авторе:
Фахрия Нуразер Мир Гусейн родилась в 1978 году в городе Баку, Азербайджан, в военной семье. В 1995 году окончила среднюю общеобразовательную школу № 207 Наримановского района Баку. По образованию филолог английского языка, окончила Академию иностранных языков. Преподаёт английский с 1 по 11 классы, а также подготавливает абитуриентов на сдачу экзаменов в школах и университетах города Баку.
Оканчивает обучение в Международной академии образования и науч
ного развития на факультете общей психологии. С детства много читала и пробовала писать. С трёх лет рисует, в школе оформляла классы и рисовала стенгазеты к праздникам. С 2022 года берёт уроки живописи в художественной студии EmArt Studio члена Союза художников Азербайджана Эмина Хидаятовича Гяхраманова. В Церкви адвентистов седьмого дня также участвовала в разных молодёжных проектах и писала статьи в газету «Наша Жизнь» в 2004 году. С 2023 года три рассказа опубликованы в детском сборнике «Мармеладные истории», а также проза и стихи в сборнике «Солнце и Луна» издательства «Четыре».