Свобода

Фахрия НУРАЗЕР | Публицистика

Это твой путь, и только ты один,

другие могут идти с тобой,

но никто не может идти по тебе.

Руми

 

Человек порой закрывает двери своей души на реставра­цию. Но если бы человек осознал, что наш Творец создал весь мир для него, что вся планета в его распоряжении, тогда бы двери были распахнуты всегда. Тогда не было бы нужды в ремонтных работах. Творец при сотворении выделил чело­века, одарив его именно духовной природой и правом выбора.

Сегодня многие люди пытаются контролировать мир и то, что думают о них окружающие. Многие находятся в погоне за свободой. Ищут её в материальных ресурсах, в отношениях, в одобрении и даже власти. Но человек забывает, что свобода находится в нём самом, в его сознании. И заканчивается она именно там же.

Имея ключи от своего собственного счастья, человек запи­рает себя и вгоняет в ловушку, созданную только им самим.

Свобода – это НЕ контроль.

Свобода – это НЕ вседозволенность. Делаю, что хочу, и живу, как я хочу, переступая через нравственность и ува­жение к другой личности.

Свобода – это то, что человек отпускает. Иначе оно начнёт владеть человеком и контролировать его. А боится человек многого в своей жизни. И главный его страх – быть свобод­ным в своих решениях, целях и желаниях.

Один из ключевых моментов внутренней свободы – осоз­нанность своих желаний, целостности и гармонии.

Свобода – это НЕ быть рабом своих негативных установок, комплексов и страхов. Не реагировать на критику окружающих.

И не надо забывать, что свобода и ответственность – две стороны одной медали.

 

Максимы и размышлизмы

***

В 70–80-х годах прошлого века шёл активный сбор ма­кулатуры, в котором принимали участие все школьники и взрослые. Для одних это было спасение деревьев, для других – желание иметь невероятную коллекцию книг у себя на полках, начиная от известных русских классиков и закан­чивая произведениями зарубежных писателей.

Вспоминаю своё детство и юность: самым распространён­ным подарком была книга, особенно с памятной надписью «На память… в день рождения. От…».

Годы летят, меняются вкусы, направления и желания. Мир развивается со стремительной быстротой, и мы едва поспеваем за ним.

В продаже огромное количество книг. Хитом всех времён и народов мира остаются Библия и Коран.

Книга – это величайшее изобретение человечества. Она сопровождает нас с детства и в разные периоды нашего взросления. Она помогает нам сделать выбор в трудных си­туациях, обогащает нас и развивает. Любое общение с ней незаменимо, будь то электронный формат или бумажный. Она погружает нас в удивительные красочные миры, и, конечно же, прочтение большого количества литературы помогает человеку избежать многих ошибок в жизни.

Каждый человек – это книга. Это огромные тома рома­нов, поэм, повестей и рассказов. Нам есть что вспомнить и рассказать.

Хорошая и интересная книга многогранна. Её хочется перечитывать постоянно и узнавать всё больше и больше, как и людей. А любимого человека хочется «читать» вновь и вновь.

Вы – самая главная и ценная книга в жизни. Вы её автор, который каждый день пишет собственную историю своей жизни, отвечая на вопросы:

– Как вы проживаете и прожили жизнь?

– Как вы справляетесь и справились с трудностями?

– Как вы справляетесь с эмоциями и чувствами?

– Как вы светите этому миру? Или вы только отражае­те свет?

– Что вы отдаёте и что получаете?

На полях нашего собственного сознания оставлены пометки наших родителей и общества. И мы продолжаем эту работу за них. Подчёркиваем то, что важно, и перечёркиваем то, что уже не имеет значения лично для нас.

Ведь любят нас не за то, что мы имеем в жизни: дома, машины, капиталы, а за то, как вы справились с поставлен­ными задачами в вашей жизни и кем остались после. За то, кем вы являетесь в жизни.

К вам тянутся не из-за социального статуса или имуще­ства, а за то, что вы харизматичны и мудры. За то, что вы великолепный человек, с которым хочется проводить время и кого надо просто знать.

Главное качество книги – её содержание. Для кого-то мы краткое содержание, а для ценителей искусства мы останемся ценностью.

Пусть на каждой написанной странице вашей книги будет больше света, любви и благодарности, где вы будете писать искренне и с открытым сердцем.

И каждый раз, когда вы или вас будут перечитывать, – свет, любовь и благодарность будут только приумножаться.

***

Я твой друг, но я раб лампы…

Одна из основ счастливой жизни – наличие настоящих друзей, а не их отсутствие.

Если человек умеет общаться и открыт, то он умеет дру­жить, создавая доверительные отношения.

Если вы не умеете дружить, то придётся потрудиться над этим для улучшения качества вашей жизни.

Не пускать в душу всех подряд – нормально. Не каж­дый поймёт.

Залог вашей безопасности – стать хозяином собственного убежища и выпускать своего собственного джинна для вол­шебства в жизни с людьми, которым вы доверяете, с которыми у вас одинаковые ценности, взгляды и цели.

Отдавая собственную лампу в руки разных хозяев, вы рискуете:

– находиться в деструктивных отношениях;

 

– быть обесцененным и обесценить ваши ценности;

 

– растратить все ваши ресурсы. И только при равных отношениях двух зрелых людей возможны какие-либо отношения.

Понятие «дружба» в психологии предпологает самораскры­тие, желание делиться собственными мыслями, идеями. Однако с разными людьми человек открывается в разной степени.

Секрет дружбы и крепких отношений на многие годы зависит от кодекса дружбы. Вот его неписаные правила:

– Взаимообмен.

Искренние и открытые отношения, где присутствует обмен информацией, успехами, разного рода известиями и достижениями. Друзья всегда готовы оказывать поддержку, приходят в трудных жизненных ситуациях.

– Интимность.

Доверие, преданность и уверенность в их надёжности. Желание хранить тайны и, конечно же, ответственность в отношениях.

– Отношение к третьим лицам.

Желание защитить от третьих лиц. Умение признавать и уважать других его друзей, родственников и т. д. Спокойно относиться к личным отношениям друга, избегать критики в социуме.

– Координация.

Желание постоянного общения может породить назойли­вость в отношениях и нарушение личностного пространства. Постоянные поучения не вызывают радости у человека, а дают толчок к бегству. Уважение человека и его внутренний мир всегда должны быть в приоритете.

Проект «Дружба» должен иметь обоюдное выгодное вло­

жение времени и сил, инвестиции себя и своей жизни. С кем «дружить» – значит «в кого вкладываться». Так раб или друг?!

***

«Адекватность» – это слово у всех на устах в послед­нее время.

Слово «адекватность» происходит от латинского «adae­quatus» – «приравненный».

Адекватное поведение – субъективная оценка другого человека, которая зависит от многих факторов, культуры, воспитания, характера и темперамента.

Чтобы не потерять вкус к жизни, свою собственную ин­дивидуальность и яркость – не надо гоняться за чьими-то мнениями, представлениями и понятием «адекватность».

Не стесняться делать то, что хочется, при этом понимать степень ответственности, осознанности и принимать чужое мнение, одновременно не нанося ущерб другим.

Брать в «союзники» по жизни лучше адекватных, а ско­рее – зрелых личностей.

Ведь неадекватное поведение можно сопоставить и с че­ловеческим эгоизмом.

«Знать» и «уметь» – разные вещи.

Адекват – неадекват = зрелая личность – незрелая личность.

Фрейд, Олпорт, Маслоу и многие психологи того времени концентрировались на невротической личности.

Маслоу считал, что зрелых личностей всего – 1 % – это психологически здоровые и максимально выражающие чело­веческую сущность люди.

Фрейд, великий психолог, заметил, кстати, разумно, что един­ственный человек, с которым следует себя сравнивать, – это вы сами в прошлом. И на просторах интернета полно информации, программ современных тренеров по личностному росту.

Также Фрейд считал, что зрелая личность должна быть стрес соустойчива.

В нашей жизни любое событие – это уже маленький стресс. Если мы не научимся с этим справляться, то ни о каком росте и речи быть не может.

Для меня один из главных признаков развитой, зрелой личности – это умение любить и отдавать, убивая в себе эгоиста, а свой гнев сублимировать, т. е. направить в кон­структивное русло.

Приведу тринадцать великих отличий зрелой личности от незрелой, даже приравняю к адекватности и неадекватности:

1.

Незрелая личность пытается изменить других людей, приспособить их под себя.

Зрелая личность пытается изменить себя, переходя на саморегуляцию.

2.

Незрелая личность пытается изменить обстоятельства, зрелая – приспособиться к ним.

3.

Незрелая личность часто знает, но не умеет.

Зрелая личность не только знает, но и умеет. Поэтому незрелая личность критикует, а зрелая – делает.

4.

Незрелая личность пытается устроить в первую очередь свою личную жизнь, а потом дела. В результате не устраивает ни то, ни другое и попадает в зависимость от других людей.

Зрелая личность в первую очередь устраивает свои дела, приобретает независимость, и личная жизнь устраивается сама по себе.

5.

Потребности зрелой личности вытекают из её успехов и из её дел. Незрелая личность, не делая дел, копирует по­требности зрелой личности, увеличивая их размеры.

6.

Незрелая личность думает о результате, а зрелая о деле.

7.

Незрелая личность хочет больше, чем имеет и заслу­живает, в результате теряет и то, что имеет.

Зрелая личность довольна тем, что имеет, и тогда к ней при­бывает.

8.

Незрелая личность хочет, чтобы её дела устроил кто-то, зрелая устраивает их сама.

9.

Незрелая личность надеется, зрелая – действует.

10.

Незрелая личность пытается управлять другими людь­ми, зрелая управляет собой.

11.

Незрелая личность – декорация, которая хочет стать фигурой. Зрелая личность – фигура, которая не задумыва­ется, как она выглядит.

12.

Незрелая личность сначала принимает решение, а потом подгоняет факты под выбранное решение (отсюда подозрительность незрелой личности). Зрелая личность сна­чала собирает факты, а потом на их основании принимает решение (отсюда открытость зрелой личности).

13.

Незрелая личность хочет занять высокое положение, не заботясь о личностном росте. Зрелая личность заботится о личностном росте и в результате начинает занимать вы­сокое положение.

***

Запрещая себе жить и радоваться пустякам – вы существуете. Запрещая себе любить и быть любимым/ой – вы не целостны. Запрещая себе быть богатым – вы остаётесь на том уровне

финансового положения, на котором вы сейчас находитесь. Запрещая себе быть успешным – вы закрываете дверь перед возможностями, которые вокруг вас.

В ваших руках есть невероятная магия, которую вы мо­жете использовать каждый день и менять свою жизнь. Надо лишь только позволить себе это всё иметь и убрать запреты, которые вы сами поставили себе.

Мечтайте, ставьте цели и убирайте камни запретов на вашем пути.

Сместите весь ваш фокус на разрешение жить, быть здо­ровым, успешным и богатым, и тогда появятся варианты для реализации того, что вы позволяете себе.

Об авторе:

Фахрия Нуразер Мир Гусейн родилась в 1978 году в городе Баку, Азер­байджан, в военной семье. В 1995 году окончила среднюю общеобразо­вательную школу № 207 Наримановского района Баку. По образованию филолог английского языка, окончила Академию иностранных языков. Преподаёт английский с 1 по 11 классы, а также подготавливает аби­туриентов на сдачу экзаменов в школах и университетах города Баку.

Оканчивает обучение в Международной академии образования и науч­

ного развития на факультете общей психологии. С детства много читала и пробовала писать. С трёх лет рисует, в школе оформляла классы и рисовала стенгазеты к праздникам. С 2022 года берёт уроки живописи в художественной студии EmArt Studio члена Союза художников Азербайджана Эмина Хидаятовича Гяхраманова. В Церкви адвентистов седьмого дня также участвовала в разных моло­дёжных проектах и писала статьи в газету «Наша Жизнь» в 2004 году. С 2023 года три рассказа опубликованы в детском сборнике «Марме­ладные истории», а также проза и стихи в сборнике «Солнце и Луна» издательства «Четыре».

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии альманаха «Российский колокол»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: