Веленью Божьему, о муза, будь послушна!
(Книга готовится к выходу в ИСП)
Вечный двигатель.
Космическое миропонимание
(отрывок из книги 1)
«И увидел [Иаков] во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака» (Быт. 28: 12–13). И Дух Божий говорит духу нашему: «Вы — дети Бога!» И, как превосходные дети, вы должны нести высшую степень образа Его. И вот мы находимся в постоянных поисках небесного Его величия, законов, объясняющих объективные природные факты и явления. Мы, веруя в Бога, следуя Его велению, находимся в поисках дел рук Божиих, обладающих общностью и повторяемостью, зафиксированных и описанных пророками и в научных трактатах. «Дети Бога! Живём в Духе!» — повторяем мы. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа» (Ин. 3: 8). Он — Отец наш. Мы изучаем закономерности Духа Божьего — устойчивые и регулярные взаимосвязи между явлениями, объектами реальности в процессах изменения и развития. Духовная сила — это символ могучего Духа, следующего путём от материальной жизни к жизни духовной. Дух предостерегает своего владельца от погружения в мир материального, он помогает нам устоять от соблазнов души и плоти. Мы на плечах духовных гигантов пытаемся определить кратчайшие пути следования в Царство Небесное на земле.
Предисловие
Время от времени человечество получает истинные подсказки свыше. Правда, как правило, люди к ним слепы и глухи. И только после того, как что-то произошло, их осеняет: а ведь нас предупреждали! Эти знаки о каких-то глобальных событиях мирового значения. Они считаются доказательством Божьего водительства в человеческой жизни. В качестве знамений нередко выступали движения небесных светил: парады планет, солнечные и лунные затмения, падения метеоритов, полёты комет. Например, Вифлеемская звезда стала вестью о рождении Иисуса Христа.
В наше время люди не ждут Божественных откровений. Мы просто разучились видеть в природных катаклизмах Божий промысл, а потому не связываем подобные космические предзнаменования с последующими событиями. Интересно, что после отречения от престола папы Бенедикта XVI в собор Святого Петра в Ватикане ударила молния. Это было грозное предупреждение всем христианам о грядущем расколе Церкви и противостоянии христианских конфессий. Знающие люди тотчас вспомнили о пророчестве святого Малахии, согласно которому Бенедикт XVI — предпоследний папа римский, а при дальнейшем сползании христианских иерархов в фарисейство при следующем понтифике «город на семи холмах и храм папы римского в виде змеи будут разрушены». Так ли это? Время покажет.
Знамения предсказывают будущие грандиозные события, однако же подобные давно прошедшие явления не менее интересны. Они в качестве наглядного пособия представляют весь материальный мир. Это наследие с неукротимой силой свидетельствует об истине его сотворения. Знание о Вселенной расширяет и дополняет Священное Писание. Это знание, по сути, есть Евангелие от Природы, отрицание которого равносильно отрицанию всего Священного Писания и приводит к повреждению Слова Божия. Как нельзя лучше сказал по этому поводу псалмопевец Давид: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание» (Пс. 18: 2–3).
Величие и силу Евангелия от Природы высоко оценил ещё М. В. Ломоносов. Он утверждал, что и натура есть некоторое Евангелие, убедительно благовествующее творческую силу и величие Создателя. Природные явления как откровения Евангелия от Природы подчинены твёрдо установленным и разумным законам, где мы можем быть уверенными в своей способности мыслить рационально и целесообразно. Такой мир предполагает не хаотичное начало, а начало, управляемое великой мыслью и волей.
Разумная Первопричина великого Законодателя может принять, провести в жизнь и заставить соблюдать законы, установленные Им. Научная мысль настоящего времени достигла понятия только частицы мироздания, но по мере дальнейшего развития науки мы сможем получить более глубокое понимание Вселенной. Царство Божье на земле — великая идея человечества. Она притягивала к себе множество великих умов. Ею занимались писатели, дипломаты и короли. Она была и остаётся страстью многих людей. Известно, что в душах Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого из-за этой идеи «дьявол с Богом боролся», в то время как современный им мир «к правде святой дорогу найти не умеет». В их творчестве изложено сокровенное обращение к истокам христианства: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» (Мф. 3: 2). Сновидения героев Ф. М. Достоевского содержали мысли, которые были недоступны для иерархов Церкви и цензоров. Графу, великому писателю Л. Н. Толстому, было неприлично прятать такой же смысл своего творчества. Он смело изложил свои нетрадиционные взгляды, обращённые к истокам христианства, за что был отлучён от Церкви. Уроки этих гигантов, их мысли о Царстве Божьем на земле весьма полезны для современной России.
Предназначение земной жизни человека состоит в том, чтобы пребывать в Царстве Небесном. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6: 33). Для познания небесных сокровищ ещё при жизни мы стремимся в глубины мироздания, для того чтобы вознестись к Тому, Кто поможет их приоткрыть, ибо Он есть Творец всего. Его Царствие Небесное — великая Суперсила обновления. Всякая сила, где бы и в чём бы она ни проявлялась, есть только её часть. Лёгкое дуновение ветра, едва колеблющего листья на деревьях, и катаклизмы, разрушающие миры, планеты и материки, есть проявление одной и той же Суперсилы обновления. Наш мир развивается и эволюционирует по Божественному плану. «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели», — наставлял нас К. Э. Циолковский. При этом только сила Духа способна поднять человека как вид на ранее недосягаемую высоту — в Царство Небесное на земле.
Исторический процесс, участниками которого мы в той или иной степени являемся, есть одна из составляющих космической эволюции. Этот процесс, как и многие другие, формулируется в пространстве взаимодействия Духа и материи и определяется энергетикой этого взаимодействия. В этом же пространстве находятся причины взлётов и падений исторических периодов, непосредственно связанные с эволюционными процессами одухотворения и утончения материи, а также пути совершенствования самого человека, вершины его духовных достижений и бездны его падений.
«Тема о всемирной исторической судьбе человека, — писал Н. А. Бердяев, — есть тема об освобождении творящего человеческого духа из недр природной необходимости, из этой природной зависимости и порабощённости стихийными низшими началами»1. Иными словами, главное наполнение исторического процесса состоит в этом взаимодействии Духа, или мира свободы, с материей, или миром необходимости. И сама эволюция, стремясь к расширению пространства Духа, направлена к свободе.
Земной исторический процесс начинался с мифологии, которая несла в себе его отправные точки, инициированные иной духовной действительностью. Но такая действительность не могла происходить сама по себе, как и ритмы солнечной активности, замеченные и изученные А. Л. Чижевским. Учёный писал о некой внеземной силе, которая должна регулировать эти ритмы. Космическое миропонимание определяет эту внеземную силу как Бога, направляющего ритмы Вселенной. Бог проявляет Себя на всех этапах мироздания, взаимодействует со всеми историческими процессами и влияет на все стороны космического бытия. Наша Вселенная, являясь аурой Космического Разума, живёт и действует в его ритме.
Этот ритм регулирует приток и отток энергий, образование и распад энергетических форм, отбор наиболее устойчивых из них. Последние, в свою очередь, образуют стабильные структуры, которые и переходят на другой, более высокий, уровень спирали космической эволюции. Связи человека с Космическим Разумом достаточно тесны и разнообразны, а их взаимодействие — решающий момент в жизни самого человека, определяющий его эволюцию, путь совершенствования, качество его духа и творчества. Осмыслить земной исторический процесс без учёта подобного взаимодействия просто невозможно.
Для понимания этих взаимодействий особо важны исследования великого русского учёного А. Л. Чижевского, который неопровержимо доказал, что исторический процесс обусловлен энергетической деятельностью Солнца и именно в последнем заключена причина этого процесса. Обработав огромное количество исторического материала, учёный уловил космический ритм в человеческой истории и обнаружил в ней регулярные одиннадцатилетние циклы.
Каждый такой цикл имеет в себе четыре периода, характеризующихся различным уровнем энергетики человеческой деятельности. Первый период — пассивный, второй — более активный, в котором формируется более высокая энергетика, в третьем она приносит свои плоды, и в этом периоде происходят главные исторические события, такие как революции, смена эпох и т. д. Великая французская революция и Октябрьская революция в России произошли именно в такое время. Четвёртый период — время успокоения и затухания социальных и экономических катаклизмов, предвестник стабилизации общей жизни человечества.
Теория о волнообразном характере поступления энергии на Землю побудила основоположника гелиобиологии А. Л. Чижевского обратить внимание на связь между увеличением солнечной активности и земными катаклизмами. Первое наблюдение, сделанное учёным, датируется июнем 1915 года. «На севере блистали полярные сияния, наблюдавшиеся как в России, так и в Северной Америке, а магнитные бури непрерывно нарушали движение телеграмм». Как раз в этот период учёный обращает внимание на то, что повышенная солнечная активность совпадает с кровопролитием на Земле. И действительно, сразу после появления больших пятен на Солнце на многих фронтах Первой мировой войны усилились боевые действия. Ещё в 20-х годах прошлого века учёный обнаружил, что солнечная активность влияет на экстремальные земные события: эпидемии, войны, революции. «Земля не только обращается вокруг Солнца — всё живое на нашей планете пульсирует в ритмах солнечной деятельности», — установил учёный. Так, усиление солнечной активности в 1915–1916 годах, зафиксированное в телескоп, совпало по времени с активизацией боевых действий. Статистическое исследование среди родных и знакомых на предмет возможной связи нервно-психических и физиологических реакций с появлением вспышек и пятен на Солнце привело Чижевского к выводу: Солнце влияет на всю нашу жизнь гораздо тоньше и глубже, чем это представлялось раньше.
Наблюдения, продолженные Чижевским на Дальнем Востоке, показали, что сильные вспышки заболеваний энцефалитом совпадали с максимумом солнечной активности в 1947 и 1957 годах. Имеются также данные, свидетельствующие о наличии связи между колебаниями солнечной активности и появлением новых вариантов гриппозного вируса. Период эпидемий гриппа имеет продолжительность в среднем 11,3 года и равен периоду солнечной активности. Эпидемии гриппа начинаются за 2,3 года до максимума солнечной активности или спустя 2,3 года — после.
Н. А. Бердяев, один из крупных философов космического миропонимания, увидел в историческом процессе два слившихся потока: историю небесную и историю земную. Небесная история есть причина земной. Одним из основополагающих постулатов космического мировоззрения является мысль о том, что исторический процесс есть естественное космическое явление, причина которого во многом не зависит от деятельности самого человека. Но вместе с тем энергетика этого процесса предоставляет человеку или человеческому сообществу воспользоваться или не воспользоваться теми или иными возможностями, которые эта энергетика для него открывает. Грамотное использование их на благо человечества зависит от тех знаний, которые содержатся в космическом миропонимании.
Процесс синтеза, идущий через человеческое сознание, есть одно из главных направлений космической эволюции человечества. Синтез, действующий в пространстве, играет огромную роль в космической эволюции человечества, является магистральным путём эволюции. Одухотворение косной материи как таковой, повышение качества потенциала её энергетики есть главный эволюционный процесс в этом пространстве, есть смысл самой эволюции.
Уровень энергетического состояния материи и её одухотворённости в конечном счёте определяет уровень и качество сознания человека. Чем выше энергетическое состояние материи, тем выше синтез, идущий в её пространстве, и наоборот. На уровне духовно-культурной эволюции синтез трёх способов познания: религии, искусства и науки — является как бы формообразующим для космического миропонимания.
Необходимо понять уровень синтетического потенциала современных религий, искусства, науки и чем этот потенциал определяется. Степень подобного потенциала в первую очередь зависит от связи данной формы познания с мирами более высокого состояния материи.
Если искусство в истинном смысле этого слова зародилось в непосредственном контакте с такими мирами и развивалось под влиянием их энергетики, то религию как религиозную мысль учения тоже можно отнести к этому ряду. Что касается науки, то её состояние в целом сейчас не даёт нам пока возможности считать её связанной с Космическим Разумом. Эту связь ей только предстоит установить и завершить этим синтез трёх форм познания в единую теорию познания, которой будет свойственно совершенно иное качество.
Выдающихся людей в народе нередко называют звёздами. Они после своего восхода ярко проносятся по небосводу, а вскоре после захода память о них быстро угасает. Другое дело — звёзды-гиганты. Они, взойдя, освещали всю Землю ослепительным сиянием и продолжали после своего захода ещё многие столетия освещать грешную Землю своим целебным неземным светом. Звёзды-гиганты своей огромной духовной энергией добились поразительных результатов. Они указали людям прямой путь их духовного восхождения, совершили множество добрых дел и оставили эпохальные духовные ценности.
Для успешного восхождения к вершинам духовности люди должны наполнить свою жизнь высокой любовью. Более важно для человека духовное преображение земной жизни. Кратчайший путь к Богу мучительно искали и по-прежнему ищут все великие религии мира. В их основе лежит борьба добра со злом. Бог постоянно опекает Своё Древо Жизни и передаёт новые знания, необходимые в современных условиях, которые должны пополнять Священное Писание новым содержанием.
По сути дела, все пророчества представляют собой библейское Древо Жизни, каждый новый росток которого обогащает и развивает предыдущие. На наш взгляд, составной частью Священного Писания должно стать Евангелие от Природы с современными представлениями об эволюции мироздания, которое должно, как и всё Священное Писание, уточняться в связи с новейшими знаниями. Вслед за пророками мы призываем читателей:
— Бодрствуйте, ибо приблизилось Царство Божие!
В этом призыве звучит вера в непрерывный прогресс в исторической перспективе, главное направление которого — от дикости к совершенству. Путь к Царству Небесному не может достоверно указать слепая вера. Об этом красноречиво говорил Иисус Христос. Слепой не может повести слепого, иначе оба упадут в духовную яму, в ад. Евангелие от Природы сделает возможным вывести человечество по столбовой дороге к вершине духовности.
1 Н. Бердяев, «Смысл истории».
Об авторе:
Кузьменков Евгений Васильевич родился 9 января 1941 года в селе Анцирь Канского района Красноярского края.
В 1959-м поступил на инженерный факультет сельскохозяйственного института. По окончании в 1964-м пять лет работал главным инженером в колхозе им. Ленина Бирилюсского района Красноярского края. В 1969-м была аспирантура во Всесоюзном научно-исследовательском институте механизации сельского хозяйства, где получил степень кандидата технических наук. После был испытателем мобильной техники.
Первой книгой стала «Всемирная история. Космическое миропонимание» (издательство «Нестор-история», 2010, 441 с.). Она теперь имеется в главных мировых библиотеках, в том числе и Конгресса США. Сейчас на эту тему издано более десяти книг.