Этюд о палитре художественных приемов в сборнике стихов Бояринова «Испытания»
Владимир Бояринов — поэт, владеющий широкой палитрой художественных приемов, что делает его произведения стилистически и содержательно неповторимыми. Владимир Георгиевич — виртуоз слова, мастерски сочетающий различные типы рифмы, использующий особенности русской орфографии и построения предложений в русском языке, раскрывающий смысловую игру содержания слов, умело воспроизводящий традиции русского фольклора и русской мифологии.
Владимир Бояринов чувствует вариативность и музыкальность русского языка, что позволяет ему использовать различные типы рифмы в стихотворении, сохраняя его художественную целостность. Например, в стихотворении «Проводы» строфы рифмованы как начертанием, так и произношением:
Посмотрите, кто на ток
Заявился, бабоньки!
Надю? Мишка, да ты что?!
Надя дома — баиньки.
Где-то звезды,
Где-то рожь.
Где-то правда,
Где-то ложь.
Чья-то боль,
Чей-то грех.
То ли вздох,
То ли смех.
Использование различных типов рифмы в одном произведении приводит к тому, что зачастую строки в строфах отличаются разным количеством слогов. Примечательно, что в которых слогах достигается некое удлинение за счет ударений, которые поэт отмечает как «-». Например, в стихотворении «Голодные волки завыли»:
Голодные волки завыли,
В луженые глотки трубя:
«За-бы-ли,
за-бы-ли,
забыли
тебя!»
В стихотворении «Падали снежки» наряду с сочетанием различных типов рифмы В. Бояринов использует также и особенности построения предложений как элемент стиля поэтического повествования. Особая содержательная емкость в стихотворении достигается за счет использования односоставных нераспространенных предложений:
Падали снежки,
Перепадывали,
Мужики мешки
Перекладывали.
*****
Три сынка
С отцом,
Три мешка
С овсом.
В. Бояринов часто обращается к коротким строкам, что говорит о способности лаконично выразить свои мысли. Более половины стихов в сборнике характеризуется короткими строками. Несмотря на краткость, бояриновские строки характеризуются емкостью содержания, плотностью эмоций, четкостью мысли:
А мне теперь
Открылся путь
Совсем другой.
Излюбленный художественный прием, используемый Владимиром Георгиевичем, — это наполнение слов дополнительным смысловым содержанием, интертекстуально связанным с внутренним духовным миром поэта. В стихотворении «Волки» слово «проснусь» означает не отход от реальности, а внутреннее озарение — уход в мир духовного, в мир грез и мечтаний:
И по волчьим законам, для виду,
Осужден я уже. Ну и пусть!
Я не дамся так просто в обиду!..
И проснусь.
*****
Я проснусь, улыбнусь небылому
И забудусь полуночным сном…
Только ходики ходят по дому,
Только воет метель за окном.
Владимир Бояринов часто обращается к метафорам, используя ассоциативные связи мышления. В стихотворении «Через кусты, буераки» явления природы описываются посредством метафор. Снегопад изображается как пена взмыленных необузданным бегом неведомых коней. Достигается желаемый художественный эффект изображения необузданности, мощи и величия природы. При этом используется ассоциативная связь: непокоренная сила природы — бег непокоренных диких коней. Эту ассоциацию можно наглядно проследить в следующих строках:
Темно-лиловые кони
По ветру прянули ввысь,
Будто от волчьей погони
В небе хотели спастись,
Будто из смертного плена
Вырвались сонмы теней.
Хлопьями падала пена
С крупов горячих коней.
Восход поэтом также раскрывается через образ коня, точнее, через образ красного всадника. В стихотворении «Красный всадник» дается метафорическое описание этого явления природы:
О чем поет заря нам?
Чей всадник по весне
Гарцует на багряном
На заревом коне?
В произведении «Озимые» образ обновленной России метафорично воплощен в образе озимых. Владимир Бояринов неразрывно связан с обновляющейся Россией, чувствует с ней узы родства. «Всходят родимые, всходят озимые» — эта строка емко и кратко раскрывает внутреннее родство поэта с Родиной. Стихотворение «Озимые» — это концентрированная художественная интерпретация истории России, которая дарит миру периоды духовного просветления несмотря на подстерегающие испытания (ужасы Гражданской войны, Первой и Второй мировых войн и т.д.). При этом источником возрождения является божественное начало. Всход озимых В. Бояринов оценивает как чудо, тем самым вводя ассоциативную связку с Воскресением Господним:
Словом обыденным не выразимые,
В поле царят чудеса:
И воскресают, и всходят озимые,
И выпадает роса.
Метафоры В.Г. Бояринова могут носить самый необычный характер. Примечательно, что в стихотворении «Снилось клену» поэт воспроизводит собственный образ в клене:
Снилось клену, как пршел по лету,
Ожидая встречи по родству,
А потом все странствовал по свету
И ронял багряную листву.
Зачастую метафоры В. Бояринова характеризуются интертекстуальным содержанием с реалиями России, с ее ценностями и культурным наследием. Например, в стихотворении «От рождения» слово «мать» соотносимо как с матерью, так и с Богородицей:
От рождения путь мой ясен:
Верю в Мать, Христа и Смерть.
Сколько сломано орясин
И почесано о жердь!
Владимир Георгиевич демонстрирует отменное знание русского фольклора, используя пословицы и поговорки в своих стихах. Например в произведении «Разгон» широко распространенная русская пословица искусно использована в первых строках, задавая ритм и последующее содержание:
Я перечел письмо Фомы,
Оно смиреньем дышит:
«Ни от сумы, ни от тюрьмы
Не отрекайся», — пишет.
Особую лиричность стихам В.Г. Бояринова придает обращение к старославянским словам. Использование старославянских слов усиливает фольклоризм, придает особую тональность. В стихотворении «Морок» образ зла раскрывается через старославянское слово, что подчеркивает вечность противостояния человека Тьме, придавая особую мифологическую окраску этой борьбе.
Ты не бойся, я не ворог,
Протяни ко мне ладонь…
«Это — морок, это — морок!» —
Говорит мне верный конь.
В.Г. Бояринов умело использует и комические приемы. Например, в стихотворении «Головы моей спелый кочан» особая лиричность достигнута в самом юмористическом обороте — переходе «кочана» к «кочерыжке». Этим оборотом автор иронизирует над жизненными потерями.
Художественный арсенал приемов Владимира Бояринова не исчерпывается вышеприведенными примерами. Вместе с тем, палитра художественных приемов, акцентированных в данной статье, позволяет утверждать, что В.Г. Бояринов — это маститый и талантливый русский поэт, тексты которого отличаются особой широтой используемых художественных приемов.
Об авторе:
Шарифова Салида Шаммед кызы, доктор филологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института литературы им. Низами Национальной Академии наук Азербайджана.
Шарифов Мехти Шаматович, кандидат философских наук, стажер-докторант НОУ ВПО «Российская Академия адвокатуры и нотариата».